ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Понедельник, 29 мая, 2017 Кыргызстан: 15:32:25

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Юля, 7 лет

В поход его не берут, потому что в лесу трудно найти розетку. (Кипятильник )
 

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Дети должны жить в семье

Отсеянные PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Специалисты “Второго проекта образования” Азиатского банка развития начали на практике обучать работников районных психолого–медико– педагогических консультаций (ПМПК) приемам, методам и технологиям обследования детей с ограниченными возможностями. Задача проекта — определить для каждого ребенка оптимальную программу обучения, воспитания и социальной адаптации.

С коррекционными классами поступили некорректно

Одна из основных проблем ПМПК — медицинское обследование и первичная диагностика учащихся, испытывающих трудности в обучении. В пилотных школах АБР в Московском, Джети–Огузском, Кочкорском, Таласском, Сузакском, Кадамджайском и Ноокатском районах специалисты Республиканской психолого–медико–педагогической консультации обследовали около пятисот детей с особыми потребностями. После этого на каждого ребенка члены комиссии составили индивидуальные заключения и рекомендации по уходу и обучению. Кроме того, всем учителям консультанты дали развернутые рекомендации по каждому ученику.
— Недоработки в системе ПМПК и процедурах зачисления в школы — одна из главных причин, по которой дети–инвалиды остаются неучами, — говорит координатор по связям с общественностью “Второго проекта образования” АБР Мира Осмоналиева. — Медико–педагогическая комиссия должна оценивать детей–инвалидов перед тем, как принять их в общеобразовательные, специализированные школы или определить для них обучение на дому. Другая проблема — распределение специализированных школ на территории республики, которое не соответствует реальному спросу. Большое количество зарегистрированных детей–инвалидов проживают у нас в Оше и Джалал–Абаде, при этом подавляющее большинство специализированных школ находится в Чуйской области и Бишкеке. В Ошской области имеется всего один детский сад для глухих детей. В Нарынской и Иссык–Кульской областях вообще отсутствуют специализированные школы, хотя детей, нуждающихся в индивидуальном подходе, там тоже немало. Возможности уже имеющихся специализированных школ также весьма ограниченны. На сегодняшний день, по оценкам наших экспертов, дефицит мест в спецшколах и интернатах республики составляет более 20 тысяч! — приводит данные Мира Осмоналиева.
Сейчас в это трудно поверить, но во времена Союза Киргизия была известна как центр предоставления качественного образования для детей с особыми нуждами. Однако с 1991 года началась тенденция медленного, но постоянного ухудшения доступа к базовому образованию таких ребят. В середине 90–х в начальной школе существовали коррекционные, или выравнивающие, классы, работающие с детьми с задержкой развития. Задача этих классов состояла в том, чтобы поставить диагноз и определить, будет ли ученик заниматься в обычной общеобразовательной школе или перейдет во вспомогательное учебное заведение. Сейчас из–за колоссального недофинансирования и дефицита учительских кадров с этой практикой, увы, покончено.

За кем идут деньги?

Помимо детей с различными психофизическими нарушениями, существует еще одна категория — это ребята, у которых нет видимых отклонений, но есть определенные трудности в обучении. Эксперты ПМПК в Нарыне отметили печальную тенденцию: дети, у которых хромает успеваемость, зачастую пополняют ряды беспризорников. И опять–таки отсутствует государственная статистика о количестве детей, которые были отсеяны из обычных общеобразовательных школ. Во время последнего исследования АБР по школьной посещаемости выяснилось, что основная причина, по которой “необычные” дети бросили школу, в том, что их попросту игнорировали.
— Своевременное выявление на ранней стадии и лечение некоторых видов инвалидности, таких, как нарушение речи, могли бы сократить количество детей с особыми нуждами или, по крайней мере, снизить тяжесть психического недуга, — говорят специалисты проекта. — В советское время детей регулярно осматривали в детских садах, практиковалось так называемое раннее вмешательство. Сегодня в результате резкого сокращения количества детских садов, особенно в сельской местности, и отсутствия систематической диагностической программы многие виды детской инвалидности не выявляются и не лечатся. То, что у ребенка проблемы с ментальным здоровьем, выясняется лишь в школьном возрасте, когда эти проблемы в ряде случаев уже невозможно устранить.
А ведь при грамотном медицинском подходе и использовании коррекционных педагогических методик для этих детей есть реальная возможность преодолеть инвалидность и перевестись из специализированной школы в общеобразовательную. Но на практике только очень малый процент детей на самом деле переводится из спецшкол в обычные.
— Мы так и не смогли установить, сколько детей в республике обучаются на дому, поскольку оказалось, что не существует государственных статистических данных на этот счет. Работая в Нарыне, мы установили, что домашнее обучение за последнее время получили только четыре ребенка. И неудивительно, что данная услуга носит фрагментарный характер, ведь никто не оплачивает репетиторам транспортные расходы, не говоря уже о компенсации за дополнительную работу. Получается, что система, которая должна предоставлять детям–инвалидам обучение на дому, есть, а обязательный источник финансирования для нее отсутствует, — резюмируют специалисты проекта.
По данным АБР, в обычных общеобразовательных школах ежегодные расходы на одного ученика со специальными нуждами составляют около 10,5 тысячи сомов (включая расходы на ассистента учителя и транспорт), что на 40 процентов ниже, чем обучение в интернатах, включая полный пансион. Поэтому государству выгодно создавать коррекционные классы и внедрять подушевое финансирование, когда деньги “идут” за учеником. Это мотивирует школы работать с такими учениками, а не усаживать их на галерку или вовсе отсеивать. Задача проекта — убедить в этом чиновников отрасли, от которых зависит принятие решений и в конечном итоге судьба этих детей.

Авторитетно

Старое «Новое поколение»

Чинара БАКОЕВА, ассистент координатора общественного объединения “Шоола Кол”:
— В недавно принятом Законе “О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями” мы насчитали по меньшей мере 20 статей, которые абсолютно не работают. Например, в 8–й статье говорится о том, что инвалидам и их семьям устанавливаются социальные льготы при оплате коммунальных услуг, медицинском обслуживании. Однако большинство семей никогда даже не слышали о такой возможности и не знают, куда надо обращаться, чтобы оформить необходимые документы. Закон гарантирует детям–инвалидам доступ к дошкольному, среднему, высшему образованию, профессиональной подготовке “в соответствии с индивидуальной программой реабилитации”. Ничего этого нет и в помине. 5–процентное квотирование рабочих мест для людей с проблемами здоровья, которое прописано в статье 28–й, тоже существует только на бумаге.
Чисто номинально у нас действуют и различные государственные программы. Например, программа “Новое поколение”, рассчитанная до 2010 года, была очень грамотно составлена, чувствуется, что ее разрабатывали люди, которые болеют душой за этих несчастных детей. В частности, в ней четко прописаны механизмы и этапы внедрения инклюзивного образования, создание реабилитационных центров и множество других полезных и нужных дел и идей. Так вот, не закончив реализацию этой программы, департамент по делам детей при правительстве республики зачем–то начал разрабатывать другую, якобы с учетом международного опыта. Но ведь далеко не все заморские методы применимы к нашим условиям! И я не удивлюсь, если об этой программе тоже благополучно забудут, потому что ответственных за реализацию государственных проектов, как правило, нет.
Автор: Амалия БЕНЛИЯН.

Источник: Вечерний Бишкек

Ключевые слова:

Дети, дети и право, защита детей, права детей, защита детства, несовершеннолетние дети, права несовершеннолетних, гражданские права несовершеннолетних, Проекты по защите прав детей, ПМПК, Социальная адаптация, Дети с ограниченными возможностями здоровья, Инклюзивное образование

Обновлено 07.10.2010 02:28
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Защита детей Мероприятия Отсеянные
Что на форуме?

Зайти на форум

Детей нельзя испортить любовью, а не заработанными деньгами можно.

Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG