ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Среда, 28 июня, 2017 Кыргызстан: 09:39:02

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Галя, 5 лет

Это очень важное место у человека. Там расположены макароны, компот, борщ. Среди всего этого где-то еще сердце помещается. (Живот)
 

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Раннее развитие Ресурсные материалы Специалистам Целостное развитие личности ребенка: взгляд на решение проблемы

Дети должны жить в семье

Целостное развитие личности ребенка: взгляд на решение проблемы PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)


М.В. Корепанова

Марина Васильевна Корепанова – доктор пед. наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики дошкольного образования Волгоградского государственного педагогического университета.


Полноценное развитие личности – одна из приоритетных задач современного гуманистического образования. Ее решение рассматривается нами в контексте целостного подхода. Долгое время главным ориентиром и критерием успешности педагогической работы с ребенком была мера продвинутости детей в знаниях, умениях, навыках, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир.

Основы, определяющие успешность целостного личностного становления и развития, закладываются в дошкольном детстве. Этот период жизни делает детей полноценными личностями и на данный момент и на будущее рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место.

Необходимо отметить, что до недавнего времени наряду со знаниевым подходом характерной особенностью образования дошкольников выступала его ярко выраженная социальная направленность. Воспитывая с ранних лет в ребенке коллективиста, мы тем самым пытались противостоять естественным процессам вызревания психики, концентрации сознания ребенка на собственных нуждах и потребностях. Противоречия между биологическим и социальным началами в человеке стимулируют его развитие.
По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его субъектности.

Однако на ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребенка является становление его внутреннего мира, его «самости». Дети по своей природе эгоцентристы, и не учитывать этого в воспитании нельзя. Результатом противодействия природной сути ребенка может стать ее подавление, но не изменение. Поэтому представляется закономерным утверждение, что педагог должен строить воспитательный процесс не вопреки возрастным новообразованиям детей, а с их учетом. Это понимание в определенной мере и явилось результатом концентрации внимания педагогов на развитии у ребенка представления о себе, своем сущностном «Я».

Теоретические исследования и практический опыт показывают, что положительное отношение к себе не только не препятствует позитивному отношению к другим людям, но и является его необходимым условием. Только в человеке с оптимально развитым самоуважением сильно выражены вера в свои силы и возможности, доверие к себе и миру, независимость, честное отношение к себе, стремление к искренности в проявлении своих чувств. Одновременно у такого ребенка менее выражены страх и тревожность, боязнь неуспеха, негативные оценки, чувство вины, ощущение себя пренебрегаемым, обиженным и беззащитным. Открытие в себе внутреннего мира приводит ребенка к осознанию и принятию внутреннего мира в других людях. Только научившись видеть в себе индивидуальность, распознавать свои чувства и состояния, ребенок окажется способным с пониманием и уважением относиться к окружающим.

Целостное развитие ребенка мы видим в условиях, создающих прецедент межличностного общения со взрослым. Выступая в отношении к дошкольнику носителем социального опыта, взрослый включает его в пространство общения. Его педагогическая направленность очевидна. Гуманное отношение к ребенку выражается в принятии его активности как полноправного субъекта образовательного процесса. Собственная активность ребенка есть необходимое условие приобретения знаний о себе.

Целенаправленное формирование образа «Я» личности предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого ребенка проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Педагогический процесс при таком подходе ориентирован на выработку у подрастающего поколения умения адекватно оценивать себя, свои по ступки, что требует обращения «внутрь себя», к своим истокам. Уже в дошкольном возрасте, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов, развивается та кой механизм социальной перцепции, как эмпатия. Ребенок приобщается к переживаниям других людей, накапливая и обобщая опыт взаимодействия, что позволяет ему на определен ном этапе воспринимать другого чело века как обособленного индивида и представлять мир переживаний другого как отличный от его собственного.

Умение встать на позицию другого развивается у ребенка в процессе направленного формирования взрослыми просоциальной мотивации. Результаты исследований позволяют заключить, что понимание ребенком себя как личности происходит не путем стихийного отражения оценочных суждений взрослых о нем, а является процессом селективным. Дети старшего дошкольного возраста верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к себе со стороны взрослых, на основе чего возникают определенные реакции ребенка. Заметим, что особенности понимания ребенком своих личностных качеств обусловлены не только оценочным отношением к нему взрослых, но и внутренними детерминантами, следствием которых является формирование личностной рефлексии ребенка. Опыт отношений со взрослыми и сверстниками обретает для ребенка личностный смысл, так как его содержа тельную основу составляет процесс познания себя.

Совокупность опыта отношений ребенка со взрослыми и другими детьми, подкрепленного участием в совместных видах деятельности, составляет специфический вид опыта, который мы назвали опытом самопознания.

Его влияние на развитие детей ощущается на всех этапах дошкольного детства. Экспериментальная работа показала неправомерность постановки вопроса об усилении или уменьшении роли самопознания в связи с возрастом ребенка. Значение самопознания становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и проявляются все новые его способности.

Однако, как свидетельствует практика, формирование опыта самопознания во многих случаях малопродуктивно. Содержание общения взрослого с ребенком ориентировано, в основном, на уточнение его физического состояния, уровень удовлетворения физиологических потребностей. Между тем в дошкольном возрасте ребенок нуждается во взаимодействии другого уровня – личностном, когда предметом обсуждения выступают эмоциональные состояния и проблемы поиска своего места в социуме.

В восприятии своего внутреннего со стояния ребенку помогает использование слов. Он вполне конкретно описывает свои физиологические потребности, ощущения, возникающие под воздействием окружающей среды и социальных взаимодействий. В то же время многие дошкольники испытывают серьезные трудности в вербализации своих чувств и переживаний. Это не является парадоксальным фактом, так как физический дискомфорт ребенка всегда находит ответную реакцию у взрослого, стремящегося избавить ребенка от не приятных ощущений. На состояние психологического дискомфорта, выражающегося обычно в негативном поведении, взрослые реагируют иначе. Если в первом случае усилия родителей, воспитателей направлены на облегчение состояния ребенка, для чего выясняется и устраняется источник физической боли, то во втором случае отношение к ребенку строится адекватно наблюдаемой реакции: капризы и упрямство расцениваются как нарушение дисциплины. Дошкольнику трудно объяснить свое эмоционально психологическое состояние в силу возрастных особенностей. Воспитатель в большинстве случаев не способен вести с ребенком диалог по поводу его переживаний.В связи с этим возникает потребность в воспитании педагога нового типа, способного к безоценочному принятию и признанию ребенка, к организации эмоционального взаимодействия с ним. Педагогу нужны знания и понимание своей эмоциональной сферы, что позволит ему обогатить свой внутренний мир переживаний и, в конечном счете, вызвать у своего воспитанника соответствующие эмоции и чувства. Мы полагаем, что только при таком условии возможна организация воспитания как процесса, основанного на уважении права ребенка быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Раннее развитие Ресурсные материалы Специалистам Целостное развитие личности ребенка: взгляд на решение проблемы
Что на форуме?

Зайти на форум

Чтобы ребенок вырос успешным, важно помогать ему одерживать победы.

Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG