ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Суббота, 25 ноября, 2017 Кыргызстан: 08:05:23

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Назия, 4 года

Я на папу так рассердилась, что плакать хочу.

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Раннее развитие Ресурсные материалы Специалистам Реализация технологии педагогического мониторинга в процессе подготовки детей к школьному обучению

Дети должны жить в семье

Реализация технологии педагогического мониторинга в процессе подготовки детей к школьному обучению PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)


С.Н. Силина,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной и социальной педагогики, декан факультета социальной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института.


Одной из наиболее актуальных и острых проблем, стоящих перед современной системой дошкольного образования, является проблема качественной подготовки детей к школе как основа успешной адаптации будущих школьников к учебно-воспитательному процессу.

Согласно представлениям современной педагогики, стратегическим направлением решения данной проблемы выступает индивидуализация воспитания и обучения дошкольников, то есть опора на дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом особенностей его развития.

В этих условиях особую значимость приобретают педагогические средства, способствующие отслеживанию как позитивных, так и негативных тенденций в образовательном процессе, что, безусловно, поможет усилить положительное влияние, преодолеть негативные воздействия в нем. Одним из важнейших условий, обеспечивающих качество школьной готовности детей за счет неиспользованных возможностей педагогического процесса, является система непрерывного, научно - обоснованного, диагностико - прогностического, планово - деятельностного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях наиболее оптимального выбора образовательных задач и средств их решения, то есть педагогический мониторинг.

Необходимость своевременного, полноценного анализа эффективности работы дошкольного учреждения осознается теоретиками и практиками педагогики. В настоящее время большое внимание уделяется разработке методов диагностики и выявления реального уровня подготовленности детей к школе. Для того, чтобы сформировать процедуру педагогического мониторинга, необходимо свести эти разрозненные явления в целостную систему, которая позволит отслеживать результаты процесса подготовки детей к школе, выявить тенденции его развития и на этой основе вносить необходимые коррективы.

В рамках мониторинга осуществляется выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Таким образом, чтобы мониторинг стал реальным фактором управления процессом подготовки дошкольника к школьному обучению, он, представляя собой определенную систему деятельности, должен быть научно организован. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов мониторинга, с учетом особенностей конкретной педагогической ситуации.

На современном этапе развития педагогической науки и практики остро стоит вопрос о разработке и внедрении новых педагогических технологий, одной из которых является педагогический мониторинг. О мониторинге говорят, когда в ходе какой либо деятельности постоянно отслеживаются происходящие в реальной предметной среде процессы и явления, с тем чтобы тут же включить результаты текущих наблюдений в управленческую деятельность.

В последнее десятилетие в отечественной и зарубежной литературе появились публикации, свидетельствующие о наличии большого количества конкретных видов мониторинговой деятельности. Повышенный интерес к проблемам мониторинга проявляют представители различных областей научного знания, в особенности медики, экономисты, социологи, психологи, педагоги.

В трудах отечественных ученых (А.С. Белкин, В.П. Беспалько, В.Г. Горб, Г.А. Карпова, А.А. Орлов, С.А. Равичев, С.Н. Силина) проведен системно-генетический анализ педагогического мониторинга, обоснованы общепедагогические и общепсихологические позиции, которые доказывают необходимость использования мониторинга в образовательном процессе.

В разработке содержания педагогического мониторинга важным является определение его принципов:

1. Принцип непрерывности (определение перехода одного качества в другое, корректировка, поддержание или ослабление соответствующих тенденций образовательного процесса).

2. Принцип научности (построение на научно-обоснованных характеристиках образовательного процесса).

3. Принцип воспитательной целесообразности (недопустимость применения технологий, наносящих ущерб интересам, достоинствам, правам личности ребенка).

4. Принцип диагностико-прогностической направленности (основа мониторинга - научно-исследовательское слежение, в процессе которого обнаруживается до сих пор не исследованная сущность образования).

Технология педагогического мониторинга предполагает поэтапное его осуществление. Научно- обоснованное, проверенное практикой последовательное проведение исследовательской деятельности позволяет внедрить оптимально приемлемую организацию труда в педагогическую деятельность работников образования.

На базе Шадринского государственного педагогического института факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии изучается возможность внедрения технологий педагогического мониторинга по различным аспектам школьной готовности.

Интерес представляют работы канд. пед. наук Н.В. Абрамовских (Влияние педагогического мониторинга на воспитание познавательной готовности детей к школе), канд. пед. наук В.Г. Барабаш (Педагогический мониторинг физической готовности детей к обучению в школе), канд. пед. наук Ю.О. Галущинской (Педагогический мониторинг коммуникативной готовности к школе), аспиранта Н.Ю. Ган (Педагогический мониторинг воспитания первоначальных форм самосознания у детей старшего дошкольного возраста), аспиранта О.А. Колесниковой (Дидактический мониторинг умственного развития дошкольников), канд. пед. наук Л.И. Пономаревой (Педагогический мониторинг речевой готовности ребенка к школьному обучению), канд. пед. наук С.Н. Силиной (Педагогический мониторинг в процессе воспитания нравственно-волевой готовности дошкольников к обучению в школе).

В соответствии с заявленными отдельными направлениями исследований, возникла необходимость их интеграции и объединения в единую проблему: "Педагогический мониторинг воспитания готовности дошкольников к обучению в школе".

Координатором разработки технологии и реализации Проекта выступает научный коллектив факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института. Руководитель проекта - канд. пед. наук Силина С.Н. Базой для реализации проекта являются дошкольные образовательные учреждения № 24 г. Шадринска, № 1 ("Рябинка") Шадринского района.

Основной целью Проекта является разработка технологии и возможности применения педагогического мониторинга в образовательном процессе дошкольного учреждения, направленного на подготовку детей к школе.

Задачи реализации проекта:

1. Разработка теоретических подходов к исследовательско-конструкторской деятельности в рамках Проекта, формирование основных концептуальных представлений в отдельных направлениях.

2. Исследование основных аспектов работы дошкольных учреждений, осуществляющих подготовку детей к школе.

3. Разработка технологии реализации педагогического мониторинга в образовательном процессе дошкольных учреждений.

4. Реализация опытной работы на базе ДОУ по исследованию и конструированию условий внедрения разработанной технологии педагогического мониторинга.

5. Создание функциональной модели дошкольного учреждения, осуществляющего переход к личностно - ориентированному воспитанию и обучению, включающей аспекты управления инновационными процессами на основе технологии педагогического мониторинга и экспериментальная проверка ее валидности.

6. Разработка концепций и технологий подготовки и переподготовки педагогических кадров к процессу реализации педагогического мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях.

7. Формирование рекомендаций по дальнейшему практическому использованию технологии педагогического мониторинга и других инновационных продуктов, созданные в рамках реализации Проекта.

Основной замысел Проекта состоит в формировании системы педагогического мониторинга, включающей в себя ряд последовательных этапов, направленных на реализацию функций мониторинга в процессе воспитания различных видов готовности детей к школе.

В результате реализации Проекта будет сформирована гибкая система педагогического мониторинга, позволяющая отслеживать как позитивные, так и негативные тенденции процесса подготовки детей к школе, и в соответствии с промежуточными результатами вносить необходимые коррективы в педагогическую деятельность, которые обеспечат каждому ребенку адекватный уровень адаптации к школьному обучению.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Раннее развитие Ресурсные материалы Специалистам Реализация технологии педагогического мониторинга в процессе подготовки детей к школьному обучению
Что на форуме?

Зайти на форум

Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха - толковый словарь!

Алиса из книги Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG