ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Пятница, 22 сентября, 2017 Кыргызстан: 23:12:25

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

 Марина, 8 лет

Вот, например, муж за женой ходит-ходит, глаз с нее не сводит целый день. Тогда она начинает догадываться, что он в нее, видимо, влюблен. (Влюблённый)
 

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Раннее развитие Ресурсные материалы Специалистам Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5–7 лет

Дети должны жить в семье

Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5–7 лет PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Т.Н. Икрянникова – ассистент кафедры педагогики дошкольного образования Волгоградского педагогического университета.


Негативная ситуация, сложившаяся сегодня в нашем обществе и характеризующаяся популяризацией среди населения идей насилия, жестокости, неспособностью и нежеланием понять и принять другого человека как данность, определяет, к сожалению, стиль и стратегию поведения подрастающего поколения, для которого сила и ненависть становятся непременным условием «борьбы за выживание».

В связи с этим особую актуальность приобретают такие отрасли педагогического знания, как этика и педагогика ненасилия, целью которых является попытка формирования новой парадигмы и стратегии поведения личности.

К сожалению, педагогика ненасилия как специфическая отрасль гуманистической педагогики стала развиваться в нашей стране лишь в последние десятилетия XX века, хотя попытки реализовать ее идеи осуществлялись еще в конце XIX – начале XX вв.

На основе изучения опыта, накопленного педагогической теорией и практикой в нашей стране и за рубежом, мы пришли к выводу о том, что в основу гуманизации воспитательно-образовательной работы должны быть положены следующие принципы ненасилия:

• отказ всех участников педагогического процесса от доминирующей и принуждающей стратегии поведения;

• неприятие насильственных способов разрешения межличностных и социальных противоречий;

• ориентация на личность другого человека и т.д.

Реализация данных принципов, по нашему мнению, будет более успешной при построении педагогического процесса с точки зрения целостного подхода.

В педагогической теории целостность рассматривается как интегрирующее свойство педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем, реализующееся в содержательном и организационном аспектах.

Внедрение идей ненасилия, гуманизация современного образования могут осуществляться в двух направлениях:

1) построение педагогического процесса в образовательных учреждениях (ОУ) на основе идей ненасильственного взаимодействия:

• гуманизация процесса обучения и воспитания;

• создание в образовательных учреждениях ненасильственной развивающей среды. Первая часть этого определения означает, что на всех уровнях взаимодействия коллектива ОУ (администрация, дети, педагоги, другие сотрудники) должны соблюдаться принципы ненасильственного взаимодействия. Вторая предполагает возможность развития, личностного роста каждого участника педагогического процесса;

• наполнение ненасильственным содержанием всего времени пребывания детей в ОУ;

2) формирование у детей способности к ненасильственному взаимодействию.

Способность к ненасильственному взаимодействию рассматривается нами как личностное образование, обеспечивающее принятие личностью принципов ненасилия как основы сосуществования людей; положительный характер самоотношения, уверенное, но в то же время критическое отношение к своей личности; формирование предпосылок толерантного сознания; отказ от насильственных способов разрешения межличностных противоречий; овладение ненасильственными способами взаимодействия с людьми.

Формирование данной способности необходимо начинать уже в дошкольные годы, когда агрессивные формы поведения у детей еще не перешли в привычку. Также следует сделать акцент на продолжение целенаправленной работы в данном направлении и в младшем школьном возрасте, обеспечивая тем самым процесс преемственности и непрерывности. 

Данные, полученные нами по итогам эксперимента, проводившегося с детьми 5–7 лет в ОУ «Начальная школа – детский сад» г. Волгограда, показали, что дети этого возраста не обладают достаточным уровнем терпимости в отношениях друг с другом.

Несформированность положительного самоотношения у детей 5–7 лет не позволяет им ориентироваться на сверстника, его желания и потребности. Несмотря на частоту межличностных противоречий, с которыми ежедневно сталкиваются дети, они не всегда адекватно могут охарактеризовать свое поведение, назвать причины, лежащие в основе конфликтов со сверстниками, перечислить известные им конструктивные способы их разрешения.

В процессе наблюдения за особенностями взаимодействия между детьми нами было также установлено резкое расхождение между уровнем их вербального и реального поведения. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что возможными причинами возникающих трудностей, вопреки обыденному мнению о возрастных особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста, являются все же недостаточное внимание к данной проблеме как со стороны ОУ, так и со стороны семей воспитанников, отсутствие целенаправленной и систематической работы в данном направлении.
Нами были определены основные противоречия, имеющие место на каждом возрастном этапе при формировании способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5–7 лет:

Для детей 5-летнего возраста они связаны со стремлением ребенка к самопрезентации и в то же время с недостаточными представлениями о себе, своих способностях и возможностях, а также с недостаточной сформированностью адекватного самоотношения.

Для 6-летних детей основное противоречие состоит в стремлении ребенка взаимодействовать со сверстниками при недостаточном уровне ориентации на них, на их интересы и потребности, а также в неспособности к волевой и эмоциональной саморегуляции поведения.

Для детей 7-го года жизни ведущим противоречием является расхождение между вербальными знаниями о ненасильственных способах взаимодействия со сверстниками и отсутствием навыка их реального применения в повседневной жизни.

На основе данных, полученных в ходе экспериментальной работы, нами была разработана программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Основным принципом данной программы является задействование всех сфер жизнедеятельности ребенка, а именно эмоциональной, поведенческой, когнитивной и оценочной на пути к формированию у него способности к ненасильственному взаимодействию.

Процесс формирования способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5–7 лет должен плавно вписаться в те процессы, в которые личность ребенка включена постоянно, обеспечивая тем самым ее целостное становление.

Обращая внимание на особую актуальность и значимость данной проблематики, предлагаем задачу по формированию подлинно гуманной личности, способной к ненасильственному взаимодействию с окружающими людьми, рассматривать как одну из приоритетных не только в сфере образования, но и в государственной политике всех стран мира.

 

Комментарии  

 
#1 07.04.2012 17:03
Замечательная статья! Большое спасибо. Тема действительно актуальная. Присоединяюсь к вашему предложению о приоритете формирования гуманной личности. Тема затронутая вами близка моей профессионально й деятельности. Где можно более подробно познакомиться с разработанной вами программой по формированию способности к ненасильственно му взаимодействию у детей ст. дошкольного и мл. школьного возраста? Заранее благодарна Елена (педагог-психолог ГБОУ д/с г. Москвы)
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Раннее развитие Ресурсные материалы Специалистам Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5–7 лет
Что на форуме?

Зайти на форум

Все дети мира плачут на одном языке.

Ж.Жубер
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG