ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Четверг, 27 апреля, 2017 Кыргызстан: 15:08:22

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Николь, 4 года

Едут Онега, папа и Николь по улице. Николь видит, молодые люди подтягиваются на турниках, и говорит: «Ух ты, детская площадка для взрослых»

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Защита детей Мероприятия «НИ ОДИН РЕБЕНОК НЕ ДОЛЖЕН ЖДАТЬ – ДНИ, МЕСЯЦЫ, ГОДЫ – СЕМЬИ, ЛЮБВИ, ЗАБОТЫ…..»

Дети должны жить в семье

«НИ ОДИН РЕБЕНОК НЕ ДОЛЖЕН ЖДАТЬ – ДНИ, МЕСЯЦЫ, ГОДЫ – СЕМЬИ, ЛЮБВИ, ЗАБОТЫ…..» PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

В Кыргызстане стартовала общественная кампания «Ни один ребенок не должен ждать… семьи, любви, заботы», инициированная Сетью НКО по защите прав и продвижению интересов детей. Основная цель – принятие правительством волевого решения по международному усыновлению.

Кыргызстан принял обязательства по выполнению положений Конвенции о правах ребенка в 1996 году.

 За период с 1996 года по 2004 год, Комитет ООН по правам ребенка, уполномоченный рассматривать национальные доклады по реализации Конвенции и предоставлять государству рекомендации для улучшения соблюдения прав ребенка, уже дважды (в 2000 г. и в 2004 г.) подчеркивал необходимость присоединения Кыргызстана к Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в вопросах межгосударственного усыновления. Тем не менее, данная рекомендация в течение длительного периода времени не принималась во внимание.
С 2008 года идет активное обсуждение вопросов международного усыновления, одним из первых результатов которого стало выявление случаев коррупции в процессе международного усыновления и в связи с этим приостановление этого процесса в соответствии с постановлением правительства о вопросах усыновления (удочерения) детей, которое подписал экс-премьер-министр 17 февраля 2009 года.
Введение так называемого моратория на международное усыновление отразилось на судьбе 65 детей, в отношении которых процесс международного усыновления был остановлен на заключительном этапе. Причиной этого, как известно, стала коррупция государственных ведомств, вовлеченных в процедуры международного усыновления.

Пока государственные ведомства решают, кто именно должен заниматься вопросами международного усыновления, каков должен быть механизм и процедуры международного усыновления, как предотвратить коррупцию в этом процессе, как отследить, что стало с нашими детьми в принимающем государстве, 65 детей, из которых 36 человек нуждаются в проведении сложных операций остаются в учреждениях опеки. Если не акцентировать внимание на детях с ограниченными возможностями, то последствия пребывания здоровых детей, лишенных семейного окружения, в учреждении опеки будут следующими1 :
1) дети, воспитывающиеся вне семейной опеки, теряют один месяц роста в течение каждых 3 месяцев пребывания в учреждении;
2) эти дети показывают меньшие интеллектуальные способности, которые граничат с умственной отсталостью;
3) дети, попадающие в семью после двухлетнего возраста, показывают только небольшое улучшение показателя интеллекта;
4) дети, живущие вне семейной заботы, демонстрируют существенное снижение понимания эмоций и реакции на эмоции других людей;
5) имеют агрессивные проблемы поведения;
6) испытывают задержку социального и эмоционального развития.

Эти проблемы существенно сказываются на дальнейшей жизни детей – выпускников учреждений опеки. Поэтому крайне важно, чтобы дети были размещены в семье в самом раннем возможном возрасте, поскольку это приводит к наилучшему результату в развитии и дальнейшей социальной адаптации ребенка. Семейная забота в раннем возрасте значительно улучшает познавательное, эмоциональное и поведенческое развитие детей.

Обсуждение целесообразности присоединения к Гаагской конвенции, улучшения механизмов международного усыновления детей, идет уже в течение года, в то время как 65 детей, в период первых двух лет своей жизни продолжают находиться в интернатных учреждениях и теряют с каждым днем все больше и больше возможности своего интеллектуального, эмоционального и социального развития.
Такое положение вещей касается каждого ребенка, находящегося в доме ребенка, интернате или детском доме. Что же происходит в этих учреждениях с детьми, имеющими особые нужды, нуждающиеся в особой заботе и дорогостоящих видах медицинской помощи, включая оперативное и медикаментозное лечение?

Как уже было сказано выше, из 65 детей 36 нуждаются в проведении оперативного лечения. Приведем примеры, касающиеся отдельных детей:
1) Диагноз «расщелина верхней губы и твердого неба» или так называемая «заячья губа». В течение года (до возраста 2 лет) ребенок не получал необходимого оперативного лечения. Последствия для ребенка: невозможность развивать речь, неправильный рост зубов, проблемы с приемом пищи и соответственно последствия для его физического развития, внешний вид ребенка влияет на установление эмоциональных связей с окружающими (сверстниками, взрослыми). Оперативное лечение было проведено только по инициативе и при финансировании потенциальных приемных родителей – граждан США.

2) Диагноз «гидроцефалия». В течение года ребенок не наблюдался постоянно у невропатолога в связи с его отсутствием в соответствующем учреждении опеки. В связи с этим вышеуказанный диагноз ребенку был поставлен с существенной задержкой, когда ребенку исполнилось 11 месяцев, когда давление жидкости на мозг уже привело к необратимым последствиям. Операция, инициированная и профинансированная вновь по инициативе потенциальных приемных родителей, уже не смогла исправить положения ребенка. В настоящее время ребенок в возрасте 2 лет не в состоянии сидеть, держать голову, интеллектуальное развитие остановилось, речь не развивается. Приемные родители, у которых этот ребенок не единственный, отказались завершать усыновление, когда стало ясно, что интеллектуальному и физическому здоровью ребенка пренебрежительное отношение нанесло непоправимый вред.

Описание потерянных возможностей можно продолжать и в отношении других 63 детей.
В связи с этим возникает необходимость соотнести несомненно благородные цели, которые провозглашают наши политики и управленцы, по борьбе с коррупцией в процессе международного усыновления, и жизнь и здоровье каждого из этих 65 детей.

Возможность развития этих детей уменьшается прямо пропорционально времени, затрачиваемому на обсуждение механизмов и процедур международного усыновления. Упущенное время для них невосполнимо. Вопросы ликвидации коррупции в нашей стране, в том числе и в процессе международного усыновления, будут решаться еще не один год. Возможности развития каждого из 65 детей должны быть решены немедленно. Каждая минута промедления – это страдания детей, ведущие к массовому нарушению таких прав ребенка как право на защиту от жестокого обращения (понятие которого включает в соответствии с международными стандартами пренебрежение нуждами ребенка), право на семейное окружение, право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, право на выживание и развитие.

Приостановление процедуры международного усыновления, разработка новых процедур, обсуждение и обдумывание, передача полномочий и решение административных вопросов не должно наносить вред детям, у которых уже давно появился шанс обрести семью, здоровье и полноценные возможности интеллектуального, физического, эмоционального развития. На наш взгляд, вопросы установления новых будущих процедур передачи детей на международное усыновление и вопросы обретения 65 детьми семьи и здоровья должны решаться параллельно.

Очень часто, разговаривая о вопросах международного усыновления, можно услышать аргумент, что американцы усыновляют наших детей, а потом убивают, разбирают на органы и т.д. Этот миф сформировался благодаря средствам массовой информации и отсутствию у большей части населения представлений о системе защиты прав ребенка у нас и в США. Действительно, судьба одного ребенка, показанная в репортаже по телевидению, оказалась ужасной. Грустно, что, аргументируя свою позицию, таким образом, люди редко задумываются над тем, насколько в целом дети защищены от злоупотреблений и насилия у нас и не обладают информацией, чтобы сравнить системы защиты детей.

Давайте попытаемся сравнить и здраво оценить, в какой стране больше возможностей оградить детей от возможных злоупотреблений, насилия, пренебрежения.

Комитет ООН по правам ребенка в 2004 году выразил озабоченность в связи со случаями жестокого обращения и отсутствия заботы, которые имеют место в семьях, несмотря на принятый Закон о насилии в семье, а также обеспокоеность тем, что службы поддержки и консультационного обслуживания не являются достаточно развитыми для удовлетворения растущего спроса для профилактики насилия в отношении детей, и реабилитации жертв насилия. Несмотря на введение в систему защиты детей в Кыргызстане Отделов по поддержке семьи и детей – ресурсы данной службы остаются несоответствующими потребностям населения (в штате ОПСД состоит 3 специалиста, которые обслуживают целый район с населением более 100000 человек – Ыссык-Атинский район Чуйской области).

При этом функциональные обязанности ОПСД охватывают очень широкий спектр задач2 : предупреждение и профилактика правонарушений среди детей; выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, родители которых не обеспечивают их надлежащее воспитание и содержание; расследование и оценка ситуации ребенка, находящегося в кризисной ситуации; предоставление услуг по защите прав и законных интересов детей, находящихся в кризисной ситуации, включая профилактические услуги, реабилитацию и услуги по реинтеграции в общество; присвоение фамилии, имени и отчества ребенку, если оба его родителя неизвестны; избрание формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам оценки нужд ребенка; разработка плана годовой работы Отдела по поддержке семьи и детей; осуществление выбора опекунов, усыновителей, фостерных или приемных семей; ведение учета детей, над которыми установлены опека или попечительство; осуществление контроля за деятельностью опекунов, усыновителей, фостерных или приемных семей в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них обязанностей; оказание помощи опекунам, фостерным или приемным семьям; информирование детей, работодателей, родителей и лиц, их заменяющих, о разрешенных формах использования детского труда; принятие мер по защите жилищных прав детей и по обеспечению их, в случае необходимости, жилой площадью; осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся на полном государственном обеспечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях; рассмотрение обращений детей, а также должностных лиц, организаций и граждан, касающихся нарушения прав и законных интересов ребенка; представление интересов детей в органах следствия, прокуратуры и суда; назначение представителя ребенка в случае разногласий между ним и родителями для защиты его прав и интересов; обращение в суд для лишения родителей родительских прав или об отобрании у них детей без лишения родительских прав; участие в судебном рассмотрении дел о лишении родительских прав; участие в процедуре усыновления детей путем дачи заключения об обоснованности усыновления; представление ежеквартальных отчетов в уполномоченный государственный орган в области защиты прав и интересов детей.

Нужно отметить, что ОПСД не единственный орган в системе защиты детей, но это тот орган, который решает вопросы, касающиеся ребенка в кризисной ситуации, на местном уровне. Существуют также КДД, функции которого являются контрольными по отношению к ОПСД и Департамент по защите детей, который осуществляет свою деятельность на государственном уровне, то есть непосредственно с детьми и родителями на местах не работает.

Предлагаем посмотреть на систему защиты детей на местном уровне в США, на примере одного из штатов Миннесота.

В штате Минессота проживает около 5 млн. человек. Штат разделен на 87 округов, являющихся муниципальными образованиями. В муниципальных образованиях (округах) действуют органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия по решению вопросов местного значения. В их числе Департамент по защите прав детей, в котором работает около 50 сотрудников. Этот департамент, имеет функции схожие с Отделами по поддержке семьи и детей в Кыргызстане. Таким образом, 50 сотрудников Департамента обслуживает около 57000 населения одного округа3 .
В Департаменте по защите прав детей (США) действуют различные отделы 4:
1) Отдел по выявлению кризисных ситуаций. В отделе круглосуточный многоканальный телефон, по которому любой гражданин или организация могут сигнализировать о кризисной ситуации с ребенком. Сотрудники отдела обязаны зафиксировать поступающие обращения и на первичном уровне отфильтровать случаи, в которых вообще не требуется вмешательство Департамента.
2) Отдел расследований. По зафиксированным случаям социальные работники данного отдела выходят в адреса и проводят расследования на предмет нарушения прав детей. Бывает, что вмешательство Департамента заканчивается на этом этапе. Можно привести реальный пример. Поступил сигнал, что трехлетняя девочка постоянно выбегает на проезжую часть, чем подвергает себя опасности. Выйдя в адрес, социальный работник провел беседу с матерью и выяснил, что у той нет возможности постоянно контролировать ребенка, забора вокруг дома нет. На средства Департамента был построен вокруг дома забор. Согласитесь, для Кыргызстана этот пример просто не реален.
3) Отдел фронтальной, то есть первичной, работы с семьей. Социальные работники, психологи оказывают сопровождение кровной семье. При наличии результата работа с кровной семьей может завершиться на этом этапе.
4) Отдел перманентной (постоянной) работы с семьей. Сюда поступают дела из отдела фронтальной проверки, если ситуация в семье не исправляется и возможно лишение родительских прав. Сотрудники отдела выступают в суде по искам о лишении родительских прав.
5) Отдел по поиску и работе с родственниками. Сотрудники отдела осуществляют поиск родственников ребенка, оценивают, способны ли родственники помочь ребенку в данной ситуации, взять ребенка к себе.
6) Отдел поиска и подготовки фостерных (приемных) семей. Отдел занимается рекрутированием (подбором) фостерных (приемных) родителей (размещение рекламы в СМИ, формирование общественного мнения о социальной значимости работы приемным родителем), проведением тренингов и консультаций для потенциальных приемных родителей.
7) Отдел по усыновлению. Отдел занимается поиском и подготовкой потенциальных усыновителей. Также формирует общественное мнение в части приоритетности усыновления по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей.

Принятие решений о необходимости изъятия ребенка из кровной семьи, обращении в суд о лишении родительских прав, устройстве ребенка в фостерную семью и т.д. происходит коллегиально, при участии сотрудников разных отделов, что позволяет объективно увидеть конкретную ситуацию и подобрать оптимальное решение.

Естественно, что все отделы пользуются единой информационной компьютерной базой. Данная база существует как на уровне округа, так и на уровне штата.

Итак, подведем итоги нашего сравнения существующих социальных служб, ведущих работу с семьями и детьми на местном уровне:

ОПСД (Кыргызстан) Департамент по защите детей (США)
3 сотрудника 50 сотрудников
Охват населения около 100000 Охват населения около 60000
Количество функций 21
 Количество функций 7
Четкое разделение функций отсутствует Четкое разделение обязанностей

 

Теперь, исходя из представленных данных, давайте здраво рассудим, где есть больше возможностей для защиты детей, где есть больший риск не выявления фактов насилия, пренебрежения и т.д.?

Ответ очевиден, наша система защиты детей только начинает развиваться и должна пройти еще долгий путь для того, чтобы стать действенной и адекватной нуждам населения.


1Бухарестское исследование по раннему вмешательству. 2009

2Кодекс Кыргызской Республики о детях № 151, Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 9 июня 2006 года

3Система защиты прав детей. Применим ли опыт США в России? Статья Л.В. Дягилевой, юриста Муниципального Совета МО Владимирский округ. Декабрь 2005 года.
4Там же
 

Наталья УТЕШЕВА ОО «Молодежная правозащитная группа»,член кампании «Ни один ребенок не должен ждать… семьи, любви, заботы»

Источник:  Информационно-аналитический бюллетень Сети НКО по защите прав и продвижению интересов детей "Партнерство во имя детей" , Апрель, №2 (20) 2010
 

Ключевые слова:

Дети, дети и право, защита детей, права детей, защита детства, несовершеннолетние дети, права несовершеннолетних, гражданские права несовершеннолетних

Обновлено 07.10.2010 02:05
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Защита детей Мероприятия «НИ ОДИН РЕБЕНОК НЕ ДОЛЖЕН ЖДАТЬ – ДНИ, МЕСЯЦЫ, ГОДЫ – СЕМЬИ, ЛЮБВИ, ЗАБОТЫ…..»
Что на форуме?

Зайти на форум

Детей нельзя испортить любовью, а не заработанными деньгами можно.

Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG