ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Суббота, 21 октября, 2017 Кыргызстан: 16:20:15

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Эстелла, 2 года

Летний вечер, закат. Эстелла увидела на небе розоватые облака, помолчала секунду и задумчиво произнесла: «Облака горят…»

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Здоровье Ресурсные материалы Психологическая работа со страхами

Дети должны жить в семье

Психологическая работа со страхами PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Дети с ограниченными возможностями, перенесшие насилие, имеющие сложные формы заболеваний у всех у них одна из проблем – это страхи. Что делать с детскими страхами? На этот вопрос трудно сразу ответить, потому что важно понять: как ребёнок оценивает степень опасности и, соответственно, как ведёт себя.

  Кто не оседлал страха,
Тот не достигнет своих желаний.
Арабская пословица.

Что же всё-таки делать, если ребёнок чего-то боится и это мешает ему? Те приёмы, занятия, игры, сказки, которые приводятся здесь, не новы. Практически все они описаны в специальной литературе и в различных популярных изданиях. Мои советы предназначены в большей степени для работы с детьми, которые не могут определить степень опасности.
Существует несколько путей, к закреплению у детей страхов. Первый путь, самый распространённый,- это так называемая профилактика неприятностей.
Речь взрослых зачастую содержит в категоричной форме информацию о том, что последует, если… Дома, в больнице, в школе негативный опыт – первое, что передают и закрепляют. Разнообразные страхи часто служат основой для системы запретов и ограничений.
Поэтому уже в процессе беседы с родителями или педагогами нужно затронуть некоторые темы, обсуждая которые вы сможете услышать такие речевые конструкции. Помогите взрослому, обратившемуся за помощью, научиться контролировать свою речь. Это первый совет.
Художественная литература, телепередачи, посещение цирка иногда могут быть причиной отказа детей исследовать степень реальной угрозы страшного предмета.
Поэтому одной из распространённых моих рекомендаций для родителей и педагогов служит совет: обратите внимание на положительный исход событий в произведении, уточните способ, которым он был достигнут. Желательно, чтобы ребёнок нарисовал иллюстрации к особенно запомнившимся моментам сказок, телепередач, представления.
Чтобы изменить отношение ребёнка к сказочному персонажу, которого он боится, используются такие методы, как поиск смешного в персонаже или того, за что его можно пожалеть. Например: «Давай подумаем, сколько у Змея Горыныча голов? Три! А сколько у них зубов? А теперь представь, что все заболели! Ну как? Жалко его, бедного».
Кроме этого, являясь автором сборника «Поучительные сказки» в своей работе со страхами я использую сказкотерапию. Суть проблемы легче показать через сказку и пути решения этих проблем находятся сами собой.

Темноландия

Жил один маленький мальчик, очень похожий на тебя. Он ужасно боялся темноты, никогда не выключал свет на ночь, даже когда мама очень ругалась, и старался не оставаться в тёмной комнате один.
Однажды ему приснился сон – очень яркий и красивый. Когда мальчик проснулся, он даже усомнился, а сон ли это был вообще, так чётко отложились в его сознании образы…Он очень хорошо помнил, что закрывал глаза при свете, а сейчас, когда их открыл, то обнаружил полнейшую темноту. «Наверное, мама выключила свет», - подумал мальчик и тут увидел рядом с собой маленького человечка. Человечек был очень смешной: в большом колпаке, который постоянно сползал на глаза, в причудливых башмаках и со смешными большими ушами.
– Привет, Дениска, - дружелюбно улыбаясь, поздоровался человечек, назвав мальчика по имени.
– Здравствуйте, а вы кто? – очень удивясь себе, отвечал мальчик.
– Я – сказочный эльф Энни и пришёл сюда, чтобы показать тебе волшебную, страну, которая называется Темноландия.
– Нет, я не пойду её смотреть, - отвечал мальчик, ведь я боюсь темноты.
– Мы об этом знаем, и нам обидно, что ты боишься тех красот, которые у нас есть. Я хочу показать их. Ну, что, пойдём?
Мальчик ужасно не хотел идти в Темноландию, но, не желая показаться эльфу маленьким трусишкой, он сказал, что согласен идти смотреть красоты этой вечно тёмной страны.
В следующий же миг Денис вместе с эльфом оказался перед прекрасным замком, освещённым красивой полной луной и многочисленными звёздочками. Они все улыбались мальчику и вежливо с ним здоровались.
– Это наш главный замок, а также ворота в нашу страну, ну как тебе здесь?
– Здорово! – ответил мальчик.
– Мне всегда казались, - продолжил он, - что только днём, при солнечном свете, может быть красиво. Но замок прекрасен и ночью, он как будто осыпан серебристым инеем.
Они пошли дальше. Вскоре их встретил чудесный водопад, вода которого как-то по особенному играла в лунном свете. Вокруг летали восхитительные птицы, некоторые из них мыли свои пёрышки в струях водопада.
– А теперь посмотри на горы, сказал эльф. – Их вершины покрыты снегом, который искрится и играет в лучах лунного света. Сейчас я отведу тебя в лес.
– Но ведь в лесу темно, и мы можем не увидеть луны, - вспомнил мальчик о своём страхе.
– Там не менее красиво, чем здесь. Ты не пожалеешь, что пошёл, - сказал мальчику Энни.
Он оказался прав. В лесу при свете светлячков много добрых, красивых и смешных эльфов, взявшись за руки, веселились. Некоторые просто ходили по лесу и слушали пение лесных птиц, любовались светлячками, разговаривали с животными.
– Это и есть наша Темноландия и её жители. Но скоро утро, Денис, и тебе пора вставать, - сказал добрый сказочный эльф.
– Да, я пойду, - ответил мальчик, - мне очень понравилось у вас, всё очень здорово и красиво, до свидания.
– До свидания, ответили маленькие эльфы, - вспоминай нас, когда будешь ложиться спать.
– Тебя проводить, Денис? Ведь в нашей стране нет ни одного фонаря, тебе не страшно? – спросил эльф Энни.
– Не надо, спасибо, как может быть страшно в такой красоте?
– Я пойду один, - ответил Денис.
И, попрощавшись со всеми человечками, мальчик пошёл домой по чудесному лесу со светлячками, посмотрел на прощание на сказочные горы, полюбовался волшебным водопадом и прекрасным замком. Тут он проснулся и открыл глаза.
На следующий вечер, ложась спать, он по привычке лег в постель, не выключив свет. Но потом встал и направился к выключателю: «Чего бояться, если Темноландия так прекрасна?»
Зайдя в комнату сына через некоторое время, мама очень удивилась, а отец сказал, что их сын, возможно, повзрослел.
(С. Зубарева)

Маленькая луна

Луна, которая появляется на небе, тоже когда-то была маленькой.
Её детство было беззаботным и счастливым, но лишь одно её тяготило: она боялась темноты, поэтому появляться одной на чёрном ночном небе, как следует Луне, ей было страшно.
С наступлением сумерек её знакомые звёздочки одна за другой высыпали над Землёй и звали маленькую Луну с собой. Они рассказывали ей, как прекрасно ночное небо и насколько оно преобразится с её приходом. Звёздочки убеждали Луну, что нет ничего удивительней наступившей темноты с её загадочной красотой.
Но маленькая Луна не могла побороть страха перед ночной стихией. Ей казалось, что в темноте бродят ужасные чудовища. Ночь населяла поверхность Земли, которой Луна любовалась днём, зловещими привидениями.
Маленькая Луна грустила о том, что не веселится со звёздочками и не радует собою живущих на земле. «Что же я за Луна, если не чувствую себя королевой ночи и, из-за своего страха, не знаю всех её чудес», - думала она.
Луна так долго не появлялась в ночном небе, что некоторые уже начали злословить по этому поводу, сомневаясь в её подлинности. Ей это было очень обидно и больно.
Но однажды случилось кое-что, что заставило маленькую Луну появиться на ночном небе. В ту ночь небо услышало крики о помощи какого-то заблудившегося человека. В ночной мгле прохожий не мог найти дорогу домой. Света всех звёзд оказалось недостаточно, чтобы осветить ему дорогу. Тогда мудрый ветер прилетел к Луне и сказал: «Луна, только свой ослепительный свет способен указать человеку путь к дому. Ты сама знаешь, как страшно бывает совсем одной в ночном мраке. Только твоя способность светить может ему помочь. Покажись на небе, заставь свой страх на время отступить!»
Маленькая Луна послушалась мудрого ветра, пересилила страх и появилась на небе. При её появлении над Землёй ночная мгла отступила. И Луна вдруг увидела то, что никак не ожидала увидеть: зловещие чудовища и приведения, которые раньше так пугали её, под её мягким светом оказались вовсе не страшными, а милыми, добродушными, удивительными существами. Луна почувствовала, что совсем не ощущает страха.
Она и остальные небесные обитатели так заигрались, что превратили глухую темноту в сказочную волшебную ночь. Никогда ещё никем так не восхищались, как ею. Маленькая Луна со всех сторон слышала восторженные возгласы и благодарность.
(А. Серебрякова)
Диагностический комплекс сказок для выявления уровня нейротизма и страхов.
 Инструкция: ребёнку зачитывается сказка, после чего он должен ответить на вопрос содержащийся в конце сказки, по ответу ребёнка можно судить о его уровне нейротизма и наличия страхов.
Сказка «Птенец»
Цель – выявить степень зависимости ребёнка от одного из родителей или от обоих вместе.
«В гнёздышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнёздышко падает вниз: всё оказывается не земле. Папа летит и садится не одну ветку, мама не другую. Что делать птенцу?».
Типичные невротические ответы: «Умрёт во время падания»; «Умрёт от голода»; «О нём все забудут».
Сказка «Страх»
«Один мальчик (девочка) говорит себе тихо-тихо: «Как страшно». Чего же он боится?
Типичные нормальные ответы: «Боится наказания, темноты, какого-то животного».
Невротические ответы: «Боится, что его украдут, убьют, ударят ножом, съест чудовище».
Сказка «Новость»
Как и сказка «Страх» проводится для выявления у ребёнка чувства неоправданной тревоги или страха, а также невысказанных желаний, ожиданий.
«Один мальчик возвращается с прогулки, и мама говорит: «Наконец, ты пришёл. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?
Нормальные ответы: «Придут гости»; «Родился брат».
Невротические ответы: «Кто-то в семье умер»; «Мама больше некуда не отпустит»; «Мама отругает и запретит гулять, встречаться с кем-то».
Сказка «Дурной сон»
Здесь проводится контроль по предыдущим сказкам. Цель – выявить, указывает ли невротический ответ на состояние тревожности и беспокойства, идентичное с уже выраженными, прямо или косвенно, в предыдущих сказках.
Нормальные ответы: «Я не знаю»; «Приснился страшный фильм».
Невротические ответы: «Мама (папа) умерла»; «Ему приснилось, что пришли забрать его и бросить в лесу».
Рекомендуется относиться к полученным результатам с некоторой долей приблизительности и учитывать результаты других методик.
В своей практике я использую лепку страха. Этот метод был предложен А.Л. Венгером для коррекции эмоционального состояния детей после землетрясения в Армении. Этот способ очень эффективен, когда предмет страха ребёнка конкретен (темнота, землетрясение, злой сказочный персонаж, болезнь).
Для работы потребуется коробка разноцветного пластилина. Вы говорите ребёнку таинственным голосом: «Скажи, ты чего-нибудь боишься?» Выслушиваете ответ. Дальше ещё более таинственно предлагаете: «А хочешь научиться ничего не бояться? Для этого надо слепить свой страх», - вы даёте коробку с пластилином.
По ходу лепки желательно эмоционально восхищаться работой ребёнка: «Какой у тебя замечательный страх! Ох! Какой ужасный!». После окончания работы обязательно похвалите полученное изделие: « Отлично! Ужасно страшный!», а затем скажите: «А теперь, чтобы этот страх больше никогда и никого не пугал, надо его сломать, уничтожить!» Ребёнок сминает в один комок то, что он только что слепил.
По ходу уничтожения, для усиления эффекта надо говорить: «Так ему, так! Сильнее, ещё сильнее! Чтобы никогда никого не пугал». После окончания этого процесса вы радостно говорите: «А теперь из этого куска надо слепить что-то очень хорошее. Слепи что-нибудь хорошее». На этом работа заканчивается.
Если ребёнок имеет большие проблемы с собственными страхами, то в ответ на предложение слепить страх вы можете услышать: « Нет, я не буду лепить, я не умею! У меня не получится!» или «Не буду лепить». Таким детям требуется особенное внимание.
Когда ребёнок отказывается лепить, потому что у него не получается, вы должны сказать ему: «Ты ещё даже не пробовал, а уже говоришь, что не получится! Откуда ты знаешь? Никто не знает, каким должен быть этот страх. Ведь это твой страх, значит, только ты можешь знать, какой он. Ты попробуй начни». И дальше по ходу лепки необходимо постоянно хвалить то, что у ребёнка получается. После работы вы обязаны отметить, какой ребёнок молодец и как здорово он сегодня лепил.
Если ребёнок сразу говорит, что он ничего не боится, то вам надо предложить ему это задание в другом виде: «Конечно, я знаю, какой ты у меня бесстрашный! А может быть, ты слепишь просто что-нибудь страшное. Не то, чего ты боишься, а просто страшное». И не забудьте обязательно похвалить ребёнка – я имею в виду, что не только изделие надо хвалить, но и то, что он сам взялся за эту непростую работу и сделал её очень хорошо.
Страхи можно также рисовать. Вы предлагаете ребёнку: «Нарисуй свой страх». В ходе рисования придумываем способ, как понизить степень опасности предмета. Так, страшное животное можно посадить в клетку: она рисуется сверху, после того как нарисовано само животное. К темноте, которую изобразил ребёнок, можно пририсовать светящуюся лампочку и т.д.
На коррекционных занятиях, после того как дети нарисуют свои страхи им предлагается их как следует помять, порвать и даже потоптать, а потом они сжигаются под всеобщий восторг детей. Обязательно, поинтересуйтесь у детей: «Справились ли они со своими страхами». Этот метод применяется, как правило, в конце работы со страхами.
При страхах можно использовать игры, в которых постепенно происходит привыкание к изменённым условиям окружающей среды.
Например, если ребёнок боится темноты, то сначала с ним играют в освещенной комнате в различные игры.
1. «Угадай какой предмет»: сначала взрослый просит ребёнка найти в мешочке на ощупь названный предмет (глаза не завязываются, просто это надо сделать не глядя). Затем взрослому завязывают глаза, и он, взяв в руки какую-нибудь игрушку или вещь, на ощупь определяет, что у него в руках. Потом он предлагает тоже самое сделать ребёнку. Хвалите ребёнка каждый раз, когда он согласился поиграть, а за правильное угадывание предметов можно придумать привлекательный приз.
2. «Где ты стоишь?»: взрослого с завязанными глазами ребёнок или другой взрослый подводит к мебели в комнате и предлагает, потрогав, определить около чего он стоит, потом то же самое предлагают ребёнку (комната освещена!). К следующей игре можно переходить только после того, как ребёнок спокойно, без страха будет играть в эту игру.
3. «Найди на ощупь нужный предмет»: с завязанными глазами взрослый выбирает из кучки вещей или игрушек то, что назвал ребёнок, затем тоже самое предлагается сделать самому ребёнку.
4. Выполнение команд: сначала взрослый с завязанными глазами выполняет команды ребёнка: шаг влево, присесть, встать, прыгнуть вперёд и т.д., затем предлагает самому ребёнку попробовать сделать то же самое.
5. «Жмурки»: сначала водит взрослый, пытаясь с завязанными глазами поймать ребёнка, затем водящим предлагается стать самому ребёнку. Только после того как ребёнок уверенно и спокойно будет играть в игры с завязанными глазами (на это может потребоваться много времени), начинают постепенно предлагать игры в темной комнате с открытой в освещённый коридор дверью.
1) Сначала сам взрослый входит в тёмную комнату и ищет спрятанный приз (игрушка, конфетка, небольшая вещь), затем ребёнок вместе со взрослым, держась за руки, проделывают то же самое, потом взрослый просто находится рядом.
2) Взрослый стоит на пороге комнаты, готовый в любую минуту прижать к себе, поддержать убежавшего ребёнка, который сам переступает порог тёмной комнаты, чтобы найти приз, при этом взрослый говорит, куда надо пойти и взять его. День, когда впервые ребёнок смог сам переступить порог тёмной комнаты, надо обязательно отметить.
3) Дальнейшая работа заключается в том, что взрослый постепенно уходит из-за спины ребёнка. При этом вам надо обязательно разговаривать с ним, чтобы ребёнок не почувствовал себя «брошенным» один на один со своим страхом. Цель этих занятий считается достигнутой, когда ребёнок уверенно сможет входить в тёмную комнату, даже если взрослый уже не стоит за спиной, а сидит в соседней комнате.
4) Следующий этап: поиск приза вместе с взрослым в тёмной комнате с открытой в коридор дверью, но коридор не освещается. Потом ребёнок ищет самостоятельно, а взрослый стоит в дверях комнаты. Затем взрослый стоит в коридоре, чтобы при необходимости можно было ответить на вопрос ребёнка, но не быть в поле его зрения. И последнее задание, когда полностью самостоятельно ребёнок ищет приз. Здесь надо помнить, что для приза надо выбрать очень привлекательную вещь, чтобы желание её получить пересилило страх.
В работе со страхами применяется также метод куклотерапия. Это метод, позволяющий ребёнку, вставать в позицию другого человека, смотреть со стороны и находить в ней ресурсы. К тому же кукла помогает снизить напряжённость, остроту эмоционального восприятия проблемы и построить адекватную защиту: «Это происходит не со мной, а с куклой».
Наблюдения и беседы с детьми показали положительный эмоциональный фон у детей и значительное снижение количества страхов. Необходимо подчеркнуть, что данные методики не претендуют на законченность, а являются лишь определённым стержнем, схемой направления работы. Надеюсь, что мой опыт окажется полезным для многих психологов и педагогов.
 

Слесаренко Наталья Владимировна – психолог гимназии №70 г. Бишкек.

Обновлено 06.04.2010 08:44
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Здоровье Ресурсные материалы Психологическая работа со страхами
Что на форуме?

Зайти на форум

Очень важно помочь ребенку найти свою настоящую цель. Они, кстати, не всегда совпадают с нашими. И не имеет смысла переделывать ребенка под себя, если вы не хотите вырастить самого несчастного и неспособного человека на свете.

Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG