ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Пятница, 18 августа, 2017 Кыргызстан: 13:02:46

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Эстелла, 2 года

Летний вечер, закат. Эстелла увидела на небе розоватые облака, помолчала секунду и задумчиво произнесла: «Облака горят…»

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Актуально Учиться никогда не рано

Дети должны жить в семье

Учиться никогда не рано PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

В Кыргызстане признаком благосостояния семьи зачастую является не только наличие собственного жилья и автомобиля, но еще и возможность отдать своего ребенка в детский сад или другое дошкольное образовательное учреждение.

Еще бы, даже в муниципальных детских садах, где плата за месяц вполне по карману среднестатистическому кыргызстанцу, "конкурс" на одно место такой, что родители должны оказывать еще и "добровольную" спонсорскую помощь. Одна из моих подруг, чтобы впихнуть своего ребенка в такое образовательное учреждение, привезла машину песка для песочниц и ковер в актовый зал, другая купила холодильник в столовую, третья приобрела занавески для музыкального зала... Кроме того, каждая из них регулярно вносит дополнительные средства на покупку мыло-моющих средств, наглядных пособий, канцелярских товаров и прочего-прочего. Самая предусмотрительная из моих приятельниц еще и ежемесячно вручает воспитательнице триста сомов, чтобы та была повнимательнее к ее ребенку.

Однако, несмотря на все старания родителей и воспитателей, условия в таких садах жизни далеки от идеальных. В свое время, когда я искала детский сад для своего ребенка, мне пришлось изучить рынок подобных услуг. В ближайшем муниципальном детском саду вежливая заведующая сказала, что заведение у них хорошее, поскольку у каждого ребенка своя кроватка. Хотя я, по простоте душевной, полагала, что такой "сервис" подразумевается изначально. В другом саду мне объяснили, что в каждой группе у них по

50 - 55 человек. "Но вы, мамаша, не переживайте, - подбодрили меня. - Половина из них всегда болеет". Подходя к третьему, я услышала, как воспитательница громко велела малышам: "Заткнулись и тихонько окапываемся в песочнице. Фирштейн?".

В конце концов мы отдали свое чадо в детский сад, где за три года оплата выросла с пятидесяти долларов до ста. Сейчас в этом детском саду платят больше 7 тысяч сомов в месяц. При этом все места расписаны на три года вперед.

И это - ситуация в Бишкеке. На периферии все гораздо хуже. В результате лишь 25 процентов детей соответствующего возраста в столице посещают детские сады, в селах таких счастливчиков только

3-5 процентов. При этом лишь 7 процентов бедных семей смогли устроить ребенка в садик, среди детей обеспеченных родителей этот показатель достигает пятидесяти процентов. В странах Прибалтики, Молдове, Беларуси свыше 80 процентов детей соответствующего возраста посещают дошкольные учреждения. У нас же более 86 процентов дошколят нуждаются в детсадовском воспитании. На просторах бывшего СССР хуже ситуация обстоит только в Таджикистане.

Власти давно обратили внимание на эту проблему. В августе 2007 года президент Бакиев даже издал указ "О защите и поддержке детей". В числе прочего глава государства поручил "провести инвентаризацию зданий дошкольного образования с целью выявления причин и оснований их продажи, перепрофилирования с последующим принятием соответствующих мер в установленном действующим законодательством Кыргызской Республики порядке". Однако ситуацию это не изменило. Большинство зданий, где когда-то воспитывались детей, проданы в частные руки на законных основаниях. На строительство новых у государства нет средств.

Что же делать? Рациональные сценарии более полного охвата дошкольным образованием в Кыргызстане предлагают международные организации. Эти предложения были изложены на круглом столе по развитию дошкольного образования в республике, который состоялся по инициативе Минобразования и при поддержке Фонда Ага Хана, Всемирного банка и ЮНИСЕФ. При этом следует учитывать, что в советское время детские сады создавались с целью дать возможность "женщине-матери реализовать свой трудовой потенциал". В современном мире детский сад рассматривается как первая ступень в образовательном процессе, и только за ней должны следовать все остальные. В связи с этим международные консультанты предложили, во-первых, официально снизить возраст приема в школу с 7 до 6 лет. Это автоматически уменьшит количество детей, нуждающихся в дошкольном образовании. Во-вторых, сосредоточиться на создании дошкольных учреждений с неполным днем пребывания, которые будут работать в две смены. Более того, правительству КР рекомендовано постепенно отказаться от финансирования программ полного пребывания детей и субсидировать только компонент подготовки к школе в течение неполного дня.

Компетентно

Международный консультант Ян Ван Равенс

- Текущие затраты на одного ребенка при пребывании его в дошкольном учреждении неполный день составляют примерно 1670 сомов в год. Это почти в 4 раза меньше, чем затраты на пребывание в детском саду в течение всего дня. Пребывание ребенка в детском саду неполный день столь же эффективно, как и в течение полного дня. Подготовка детей 4 и 5 лет в дошкольных учреждениях с неполным днем пребывания приведет к дополнительным бюджетным затратам в 200 миллионов сомов в год. Система взимания сооплаты будет содействовать смягчению финансовой нагрузки на государство. К примеру, если родители будут платить 50 сомов в месяц (даже если эта плата не будет взиматься с 18 процентов бедных семей), то ежегодные расходы сократятся на 100 миллионов, не ставя под угрозу уровень доступа детей к дошкольному образованию.

Затраты на реконструкцию зданий и классов для детей четырех-пятилетнего возраста обойдутся примерно в 200-250 миллионов сомов. Это при условии, что многие дети будут приняты на подготовку по школьным программам. Расходы можно сократить, если традиционные садики перейдут на программы неполного дня пребывания.

Законно

Депутат Жогорку Кенеша Галина Куликова, председатель рабочей группы по проведению инвентаризации всей законодательной базы в области дошкольного образования

- Наша рабочая группа разработала типовое положение о дошкольном образовании и направила его в Министерство образования Кыргызстана. В документе прописываются все ключевые моменты дошкольного образования, в частности наполняемость групп, режим работы, какие права у родителей и детей, финансирование, ответственность за хозяйственную деятельность и т. д.

Кроме того, рабочая группа к осени 2010 года полностью закончит инвентаризацию и приведение в соответствие всех нормативно-правовых актов в области дошкольного образования. Также будет разработан единый сборник, куда войдут все документы, касающиеся дошкольного образования, начиная от законов и типовых положений, стандартов, оплаты труда до норм питания и санитарно-гигиенических стандартов.

На свой аршин

В республике функционирует 503 дошкольных образовательных учреждения, из них 465 государственных, 26 частных, которые получили лицензию на образовательную деятельность. В них обучаются и воспитываются 68 тысяч детей. Кроме того, в рамках международной проектной деятельности (АБР, ЮНИСЕФ, Фонд Ага Хана) создано более 300 общинных детских садов, где воспитывается 14 тысяч 640 детей.

Некоторые общинные детские сады осуществляют модель неполного дня при оплате от 50 до 100 сомов в месяц. Количество детей в группе - 20 человек.

Что касается подготовки педагогических кадров, то опыт Кыргызстана и других стран свидетельствует: для того чтобы педагог или воспитатель хорошо работал, достаточно предоставлять ему ежегодно десятидневные курсы повышения квалификации (при наличии как минимум законченного среднего образования).

По адресу

Еще один способ решения проблемы международные эксперты видят в том, чтобы научить родителей учить детей. То есть, чтобы родители могли взять на себя ответственность за подготовку своего ребенка к школе. Помогать в этом должны фельдшерско-акушерские пункты и сельские комитеты здоровья. Прийти на помощь способен и Интернет. Например, ресурс vscolu. ru. Здесь есть множество статей, советов специалистов, педагогов и "бывалых" родителей. Сайт поможет узнать, как и чем заниматься с дошкольником и справиться с тем, что у него пока не получается. На сайте представлено большое количество полезных, качественных и бесплатных развивающих занятий. Большинство из них представлено в виде рабочих тетрадей. Все они просто изложены, легки для понимания и апробированы в дошкольных учреждениях. Здесь же можно получить онлайн консультации логопеда и просмотреть архив детского журнала.

Наталья ТИМИРБАЕВА.

 Источник: МСН


Обсудить на форуме
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Актуально Учиться никогда не рано
Что на форуме?

Зайти на форум

Детей нельзя испортить любовью, а не заработанными деньгами можно.

Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG