ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Понедельник, 24 апреля, 2017 Кыргызстан: 09:26:19

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Маша, 6 лет

Сначала я собиралась жениться на Яше, но потом я решила погадать на Леву, получилось, что лучше жениться на Антоне. (Гадание )
 

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Дети должны жить в семье

Кризисы развития PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Ребенок интенсивно развивается, причем развитие его происходит не равномерно, а скачкообразно: оно то замедляется, стабилизируется на одних возрастных отрезках, то резко ускоряет свой темп на других. Бурное, быстрое развитие иногда осложняет взаимоотношения ребенка с окружающими. Даже самый покладистый ребенок может стать в это время грубым, капризным, строптивым, и даже истеричным. Кризис и есть период такого стремительного развития, а симптомы трудновоспитуемости - признак его начала.

Кризисы не просто неизбежны, они необходимы, так как это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость и легкая возбудимость центральной нервной системы; бурный рост тела, внутренних органов). Такие возрастные изменения личности затрагивают все психические процессы, меняют мировоззрение ребенка, его жизненную позицию - ребенок меняется во всех основных чертах характера. Процесс этот очень сложен как для самого ребенка, так и для родителей. Они сами того, не желая, могут невольно спровоцировать то негативное поведение, от которого и страдают в первую очередь. Однако такое поведение отнюдь не обязательно: около трети детей проживают кризис без симптомов трудновоспитуемости.

Кризисы развития имеют несколько названий: переходный возраст, критический период развития, но, несмотря на это речь всегда идет о переломных точках на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

В детской психологии выделены кризисы новорожденности, одного года, 3 лет, 7 лет, 11-12 лет, 15 лет и т.д. Эта последовательность остается неизменной. Мы рассмотрим первые четыре возрастных кризиса развития.

Еще вчера послушный ребенок вдруг становится раздражительным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризисный период своего развития. От того, насколько успешно пройдет этот период зависит не только сила и тяжесть следующего кризиса развития, но и то, какие черты характера приобретет ваш малыш. В этот период вы должны быть особенно внимательны к ребенку.

Как распознать кризис? Чем вы можете помочь вашему ребенку? Как себя вести с ним в эти периоды? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Кризис новорожденности

Первый критический период развития ребенка - период новорожденности. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать самостоятельно.
Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо погибло бы. Переход к новому типу существования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, кормит и т.д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни одной сложившейся формы поведения. Все они складываются при жизни.

Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Единственно, что может ребенок, это принять внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена. Правда ребенок обладает врожденными рефлексами: дыхательным, хватательным, пищевым, который проявляется в том, что ребенок ищет мамину грудь и сосет ее; оборонительным (защитным) - мигание глаз; ориентировочным - движение глаз к источнику света и др. Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Многие из них должны будут отмереть в процессе развития ребенка.

Таким образом, этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Однако единство, которое существует с самого начала, исходит от матери, а со стороны ребенка пока еще ничего нет. Ребенок 80% суточного времени спит, только 20% времени бодрствует, а само бодрствование пока носит полудремотный характер. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием воспитания. Со временем периоды бодрствования начинают совпадать с моментами кормления.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности - человеческое лицо потому что, оно появляется перед ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование кризиса новорожденности - комплекс оживления. До этого движения ребенка были хаотичны, не координированы. В комплексе оживления зарождается координация движений.

Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками; это первый акт поведения; акт выделения взрослого; это и первый акт общения, попытка воздействовать на взрослого; это основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества.

Появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца новорожденности - появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Медицинский критерий конца периода новорожденности - приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы его жизнедеятельности функционируют нормально.

Кризис одного года

Кризис одного года относится к числу "малых", разделяя два периода одной эпохи - младенчество и ранний возраст. Симптомы данного кризиса не так ярки и в семье могут остаться даже незамеченным.

Кризис одного года в основном связан с двумя наиболее значимыми факторами, благодаря которым появляется новая ситуация развития:

  • возникновение автономной речи которая, будучи непонятной для окружающих, провоцирует симптомы трудновоспитуемости;
  • появление самостоятельной ходьбы, которая значительно расширяет ребенку доступное для изучения физическое пространство.

Кризис одного года начинает проявляться примерно в десять месяцев, когда возникают более сложные формы поведения: первое применение орудия и употребление лепетных слов. Речь, как и ходьба, значительно расширяет возможности ребенка в познании окружающего мира.

Внешне данный кризис проявляется, как правило, в ярких эмоциональных взрывах, когда ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. В значительной мере такое поведение ребенка обусловлено трудностью взаимного понимания между ним и взрослыми.

Родители в этот период должны быть необыкновенно внимательны к первым словам ребенка, стараться понять их, но при этом обязательно произносить эти слова правильно, обучая тем самым и ребенка правильному произношению. Это поможет быстрее исключить ситуации действительного непонимания.

При возникновении у ребенка реакций, ведущих к бурным проявлениям несколько даже истерического свойства, достаточно лишь переключить внимание малыша на что-либо интересное, яркое, звучащее.

Кризис трёх лет

Итак, три года - рубеж, который преодолевает каждый ребенок, важный и ответственный период в его развитии: он входит в фазу перестройки всей своей психической жизни.

Любимыми словами вашего малыша стали «нет» и "Я сам" благодаря его стремлению к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого - ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они – независимо и самостоятельно. Это процессы объективные и миновать их не удается никому.

Чтобы избежать типичных семейных ошибок, полезно знать основные признаки кризиса трех лет. Перед вами 8 характеристик этого кризиса:
Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив - сделать наоборот, иногда даже в ущерб своему желанию. Например, ребёнок настаивает на показе ему мультиков, но стоит взрослому предложить это же - ребёнок активно отказывается (часто рыдая при этом, т.к. сам не понимает, что происходит).

Упрямство. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет его дальнейшее поведение, и отказаться от него даже в изменившихся обстоятельствах ребёнку чрезвычайно сложно.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Своеволие. Желание всё делать самостоятельно, часто неадекватное возможностям. Например, завязывать шнурки или пойти самостоятельно домой и т.д.

Протест-бунт. Это когда конфликты со взрослыми становятся постоянными.
Деспотизм. Проявляется в семьях с единственным ребёнком, особенно при чрезмерном потакании всем прихотям окружающими.
Ревность. В ситуации нескольких детей в семье. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые, по мнению ребёнка не имеют никаких прав в семье.
Обесценивание. Характеристика присущая всем переходным периодам. Обесценивается то, что было дорого, привычно, интересно раньше. Ребёнок может начать ругаться (обесценивая старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и т.д.

Поведение ребенка в фазе кризиса может существенно меняться от начала кризиса к его концу. На это влияет и стиль родительского поведения.
Ребенок постоянно прекословит взрослым во всем. Вы зовете дочь на прогулку, предлагаете обуть туфли, но она упрямо натягивает ботасы. На ваши объяснения о том, что ботасы с платьем не носят – это не красиво, она отвечает «ну и что!» Устав спорить, вы соглашаетесь, после чего ваша красавица начинает снимать уже одетые ботасы, заявляя, что она пойдет гулять только в туфлях. Изматывающее противоборство становится все более частым. Для ребенка важен и интересен не предмет спора, а сам спор со взрослым, который и является основной его целью.

Не волнуйтесь - наивный негативизм не свидетельство испорченного характера ребенка и отсутствия его любви к вам. Напротив, он свидетельствует о позитивных тенденциях в его развитии – происходит попытка отделить себя от взрослых, заявить о собственных намерениях. Ваш маленький бунтарь ничего другого не желает, как дать понять, что имеет право на собственное мнение и желание, чтобы с ним считались.
Отнеситесь к этой заявке на самостоятельность уважительно и с пониманием. Нужно дать ему возможность время от времени "одерживать победу" в разумных пределах, разумеется. Частые уступки чреваты еще более странным поведением. Ребенок, редко встречающий сопротивление взрослых в ответ на любые свои притязания, становится истеричным и очень несчастным – адекватные родительские реакции помогают ориентироваться в окружающем мире, в собственных желаниях и ощущениях; с их помощью он как бы "нащупывает" пределы дозволенного, определяет, "что такое хорошо и что такое плохо".

Очень важно не впадать и в другую крайность: дети, которым все запрещают, у которых подавляют все первичные формы негативизма, в дальнейшем оказываются безынициативными, неспособными занять себя или придумать игру. Их воображение либо крайне обеднено, либо, напротив, проявляет себя буйно, неупорядоченно и непродуктивно.

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года. При нормальном течении кризиса, к концу третьего – началу четвертого года, ребенок научается более или менее отчетливо формулировать свои замыслы и отстаивать их "человеческими" способами. Абсурдное противоборство родителям постепенно исчезает.

Успешное прохождение этого периода очень важно, т.к. закладывается фундамент ваших отношений и в будущих кризисах (особенно подросткового возраста). Также в этом возрасте закладываются базовые характеристики характера: в случае успешного прохождения кризиса – независимость и самостоятельность; в противном случае - стыд и постоянные сомнения.

Чтобы ребенок вырос Личностью, постарайтесь придерживаться определенных правил в отношениях с ним: 

  • как можно чаще и искренне выражайте свое чувство любви к нему;
  • не проявляя интереса к ребенку, вы сделаете ему намного хуже, чем ругая и наказывая;
  • не будьте слишком авторитарны;
  • старайтесь поддерживать доброжелательные отношения в семье, потому что именно они непосредственно влияют на становление его личности;
  • предоставляйте ребёнку право выбора;
  • уважайте его мнение;
  • озвучивайте для него его свои переживания и чувства;
  • не позволяйте делать того, что действительно нельзя, только перед этим обязательно покажите, что вы его любите и понимаете: "Мячом в доме не играем – можно разбить стекла! Понимаю, хочется. На улице - пожалуйста, а в доме нельзя - такие правила".

Твердый распорядок дня, в котором определено место и время для игр, кормления, гигиенических процедур, сна и т.д., позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, чистка зубов, собирание игрушек. Это возраст повторений. Прежде чем ребенок сможет самостоятельно соблюдать установленный распорядок дня, вам придется неоднократно настойчиво и терпеливо брать его за руку и показывать все снова и снова.

Маленькому ребенку нужны табу - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора, нельзя убегать на улице от мамы и т.д.). Причем, табуируется что-либо не только на словах, но и через создание определенной домашней среды. Никакие суровые слова, объяснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он попытался залезть в сервант с хрустальной посудой. Лучше перевязать ручки дверок серванта таким образом, чтобы малыш не смог их открыть, убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, во всяком случае, до тех пор, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно, когда табу уже можно будет снять. А пока (до 4-5 лет) именно запреты могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность вашего малыша. В его сознании, благодаря абсолютным запретам, возникают границы собственных возможностей. Ребенок знает, что родители упорядочили его жизнь, и поэтому он может спокойно проявлять свою активность. Итак, малыш получает абсолютную свободу в пределах, ограниченных при помощи табу. Однако следует помнить, что запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.

Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за вами, поэтому следите за собой
Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку, увести в спокойное безлюдное место или отвлечь малыша на что-то нейтральное.

Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, уборку игрушек...
Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все делать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

Кризис семи лет

К 7 годам у ребенка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая влияет на его внешнюю жизнь. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться этой внутренней жизнью. Это и обуславливает возникновение кризиса 7 лет.

Основные характеристики кризиса:

  • потеря непосредственности: между желанием и действием возникает переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
  • манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает, у него появляется «личная жизнь» и свои тайны;
  • когда ребенку плохо, зачастую он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок может начать замыкаться, становится неуправляемым.

Кризис требует новой социальной ситуации, нового содержания отношений, в которые должна быть включена общественно полезная деятельность. Именно в этот период у ребенка появляется осознанное, целенаправленное стремление скорее пойти в школу. Однако не следует путать данные проявления с готовностью ребенка к школьному обучению.

Важным новообразованием данного кризиса является возникновение между желанием что-то сделать и самой деятельностью нового момента - внутренней ориентации в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности, какое место ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми в результате этой деятельности. Впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Именно тогда, когда появляется ориентация на содержание поступка, ребенок переходит в новый возраст.

Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6-ти или 8-ми годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то прежние стабильные отношения (семья, детский сад) или резко изменившиеся (поступление в школу). Он открывает для себя значение новой социальной ситуации – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Ключевые слова:

Развитие ребенка младшего возраста, развитие детей, раннее развитие детей, раннее развитие ребенка, детский мир, родители, мир ребенка, родителям, любовь и забота о ребенке, развитие ребенка, родители и дети, кризисы развития, кризис новорожденного, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Раннее развитие Календарь развития Кризисы развития
Что на форуме?

Зайти на форум

- Не хрюкай, - сказала Алиса. - Выражай свои мысли как-нибудь по-другому!

Алиса из книги Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG