ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Суббота, 29 апреля, 2017 Кыргызстан: 03:48:48

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Даша, 8 лет

Обычно это насыпают в стиральную машину. А вот что будет, если его насыпать в суп, я не знаю. Потому что, еще не пробовала. (Стиральный порошок )
 

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Дети и право Отчеты Постановление Правительства КР от 13 февраля 2006 года N 92

Дети должны жить в семье

PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

г.Бишкек, Дом Правительства
от 13 февраля 2006 года N 92

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об одобрении отчетов Правительства Кыргызской Республики
по исполнению факультативных протоколов к Конвенции о
правах ребенка, касающихся участия детей в вооруженных
конфликтах, и по вопросам торговли детьми, детской
проституции и детской порнографии

Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Одобрить прилагаемые отчеты Правительства Кыргызской Республики по исполнению факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка, касающихся участия детей в вооруженных конфликтах, и по вопросам торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
2. Министерству иностранных дел Кыргызской Республики в установленном порядке направить указанные отчеты в Комитет по правам ребенка Организации Объединенных Наций.

Премьер-министр Кыргызской Республики Ф.Кулов

Одобрен
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 13 февраля 2006 года N 92

ОТЧЕТ
об исполнении факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка,
касающийся участия детей в вооруженных конфликтах

Статья 1.

В соответствии со статьей 24 Конституции Кыргызской Республики, статьями 3, 10 и 40 Закона Кыргызской Республики "О всеобщей воинской обязанности граждан Республики Кыргызстан" от 16 декабря 1992 года 1068-XII, на действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. Женщины - граждане Кыргызской Республики в возрасте от 19 до 40 лет, имеющие медицинскую или другую специальную подготовку, могут быть приняты в добровольном порядке на военную службу.
В соответствии со статьей 11 Закона Кыргызской Республики "О всеобщей воинской обязанности граждан Республики Кыргызстан" граждане мужского пола, изъявившие желание учиться в военно-учебных заведениях, могут быть приняты в эти учебные заведения по достижении ими 17-летнего возраста или если им исполняется 17 лет в год поступления на учебу.
Граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе и именуются курсантами. На них распространяются обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы.
Таким образом, в соединениях, частях и учреждениях Министерства обороны Кыргызской Республики действительную военную службу проходят только граждане Кыргызской Республики, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет, годные к военной службе по состоянию здоровья, за исключением курсантов Бишкекского Высшего военного училища имени генерал-лейтенанта К.Усенбекова, которые могут поступать в училище с 17-летнего возраста. Использование курсантов 1-го курса в боевых действиях запрещено.

Статья 2.

В соответствии с требованиями Закона Кыргызской Республики "О всеобщей воинской обязанности граждан Республики Кыргызстан" от 16 декабря 1992 года 1068-XII:
- мужчины-граждане Кыргызской Республики, достигшие 17- летнего возраста становятся на учет в военные комиссариаты по месту жительства и получают приписное свидетельство;
- мужчины-граждане Кыргызской Республики, достигшие 18- летнего возраста ко дню призыва (к 1 мая и 1 октября года призыва), годные по состоянию здоровья, при этом граждане считаются военнослужащими (членами Вооруженных Сил Кыргызской Республики) с момента убытия из военного комиссариата к месту прохождения службы;
- документами, подтверждающими возраст, является паспорт Кыргызской Республики, выдаваемый гражданам с 16-летнего возраста.
Нормативных правовых актов, позволяющих снижать возраст воинской повинности, в Кыргызской Республике не имеется.

Статья 3.

Параграф 1. В соответствии с требованиями Закона Кыргызской Республики "О всеобщей воинской обязанности граждан Республики Кыргызстан" от 16 декабря 1992 года 1068-XII минимальный возраст, установленный для добровольного набора в Вооруженные Силы Кыргызской Республики, составляет:
- для мужчин - 18 лет, отслуживших действительную срочную военную службу (альтернативную службу), а также военнообязанные из запаса, обучавшиеся по курсу подготовки офицеров запаса в высших учебных заведениях, годных по состоянию здоровья;
- для женщин - 19 лет, имеющих медицинскую или другую специальную подготовку, годных по состоянию здоровья.

Параграфы 2 и 4. В соединениях, войсковых частях и учреждениях Министерства обороны Кыргызской Республики лица, не достигшие 18- летнего возраста, военную службу не проходят (за исключением некоторых курсантов 1-го курса Бишкекского Высшего военного училища им.генерал-лейтенанта К.Усенбекова).

Параграф 3. Добровольному приему на военную службу подлежат:
- мужчины-граждане Кыргызской Республики, отслужившие действительную срочную военную службу (альтернативную службу), а также военнообязанные из запаса, обучавшиеся по курсу подготовки офицеров запаса в высших учебных заведениях, годные по состоянию здоровья, при этом граждане считаются военнослужащими (членами Вооруженных Сил Кыргызской Республики) с момента издания приказа военного комиссариата о добровольном призыве в Вооруженные Силы Кыргызской Республики;
- женщины-граждане, имеющие медицинскую или другую специальную подготовку, годные по состоянию здоровья.
Добровольцы в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование в медицинских учреждениях.
Документами, подтверждающими возраст, является паспорт Кыргызской Республики, выдаваемый гражданам с 16-летнего возраста.
Граждане, желающие добровольно вступить в ряды Вооруженных Сил Кыргызской Республики, должны быть ознакомлены с Положениями о прохождении военной службы (офицерским составом, прапорщиков и мичманов, военнослужащих-женщин, военнослужащих сверхсрочной службы, военнослужащих срочной службы).
Минимальный срок службы для отдельных категорий военнослужащих составляет:
а) для военнослужащих срочной службы - 1 год (альтернативная (вневойсковая) служба - 2 года);
б) для военнослужащих сверхсрочной службы - 2 года;
в) для военнослужащих-женщин - 2 года;
г) для прапорщиков - 3 года;
д) для офицеров - 5 лет.
Для всех категорий военнослужащих условиями досрочного увольнения с военной службы являются: смерть, состояние здоровья, важные семейные обстоятельства и т. д. Стимулы, используемые для поощрения добровольцев вступать в ряды Вооруженных Сил Кыргызской Республики, является реклама, встречи ветеранов войны в школах, передачи на телевидении.

Параграф 5. В Министерстве обороны Кыргызской Республики школы, находящие в управлении и под контролем Министерства обороны, отсутствуют.
Для детей, пострадавших в военных конфликтах, и беженцев расширилась сеть дневных образовательных учреждений, на базе которых созданы классы с вечерней формой обучения с охватом свыше 2-х тысяч детей. В ряде регионов республики вечерние школы преобразованы в технические лицеи или центры подготовки, в которых учащиеся наряду со школьным образованием, могут получить профессию. Открыты и успешно функционирует 11 вечерних школ с охватом 1210 детей.
В школьные учебные планы включены вопросы о правах человека. В школах предметом "Человек и общество" в 9-11 классах предусмотрено 4 часа в неделю, предметом "Адеп сабагы" в 1-11 классах предусмотрен 1 час в неделю. Все предметы включены в Государственный компонент.

Статьи 4 и 5.

Вооруженные группы, не являющиеся воинскими подразделениями Вооруженных Сил Кыргызской Республики, на территории Кыргызской Республики отсутствуют.
Частью 3 статьи 375 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (Наемничество) предусмотрена уголовная ответственность лица за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение несовершеннолетнего наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.
Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющегося гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
За 2004 год и 9 месяцев 2005 года судами Кыргызской Республики уголовные дела по обвинению лиц в совершении преступлений предусмотренного частью 3 статьи 375 Уголовного кодекса Кыргызской Республики не рассматривались.

Статья 6.

Каждый несовершеннолетний имеет право на бесплатное образование в государственных общеобразовательных учреждениях и приобретение начального профессионального образования в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об образовании".
Среднее (полное) общее образование является обязательным и бесплатным.
Повышение уровня образования, а также избрание негосударственных, зарегистрированных в установленном порядке, форм обучения осуществляется по инициативе родителей с учетом желания и способностей несовершеннолетнего.
Родители, лица, их заменяющие, должностные лица, препятствующие получению образования несовершеннолетними, несут ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.
Несовершеннолетнему, с учетом его возраста и уровня развития, предоставляется право выбора учебного заведения, профиля и формы обучения в соответствии с его склонностями и способностями. При решении этого вопроса принимается во внимание мнение родителей или лиц, их заменяющих (статья 14 Закона Кыргызской Республики "Об охране и защите прав несовершеннолетних" от 22 ноября 1999 года N 126).
Права несовершеннолетних сирот, несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, обеспечиваются государством, в первую очередь, путем передачи в семью на усыновление (удочерение), под опеку, на попечительство, семейные детские дома, а также путем использования иных форм семейного воспитания.
При невозможности передачи несовершеннолетнего в семью он подлежит помещению в Дом ребенка, Детский дом, школу-интернат на полное государственное обеспечение. Перемещение несовершеннолетнего из одного воспитательного учреждения в другое может происходить только в интересах несовершеннолетнего, в неотложных случаях.
Пособия, пенсии и иные выплаты, назначенные несовершеннолетнему, а также средства, взыскиваемые с родителей на его содержание, выплачиваются лицу, которому несовершеннолетний передан на воспитание, а если несовершеннолетний помещен в детское учреждение, - перечисляются на его личный счет (статья 32 Закона Кыргызской Республики "Об охране и защите прав несовершеннолетних" от 22 ноября 1999 года N 126).
Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания (статья 66 Гражданского кодекса Кыргызской Республики).
Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на органы опеки и попечительства.
Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами (статья 70 Гражданского кодекса Кыргызской Республики).
Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений наступает с 14-и лет (перечень этих преступления указан в части 2 статьи 18 УК КР).
За все остальные преступления уголовная ответственность наступает с 16-и лет.
Глава 44 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики определяет особый порядок производства по делам о преступлениях несовершеннолетних, в которой, в качестве гарантий, призванных обеспечить соблюдение прав ребенка предусмотрены, в частности: особый порядок допроса несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого; обязательное участие педагога и психолога при допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого; участие законного представителя несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого на следствии и в судебном разбирательстве дела и т.д.

Одобрен
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 13 февраля 2006 года N 92

ОТЧЕТ
об исполнении факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающийся
вопросов торговли детьми, детской проституции и детской порнографии

II. Запрет на продажу детей, детскую порнографию
и детскую проституцию

а) Возрастной предел, используемый для определения ребенка в определении каждого из этих правонарушений.
В соответствии со статьей 1 Закона Кыргызской Республики "Об охране и защите прав несовершеннолетнего" несовершеннолетними в Кыргызской Республике признаются дети до достижения ими 18-ти летнего возраста.
Пункт 2 части 2 статьи 124 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (далее - УК КР) предусматривает уголовную ответственность лица за торговлю (вербовка, перевозка, укрывательство, получение, передача, продажа человека или иная незаконная сделка с его согласия или без согласия, осуществленная путем принуждения, мошенничества, обмана, похищения, с целью эксплуатации либо извлечения выгод) несовершеннолетнего.
В примечании к статье 124 УК КР указывается, что под эксплуатацией понимаются вовлечение в преступную деятельность, принуждение лица к проституции или другим формам сексуальной деятельности, принудительному труду или услугам, рабству, усыновление (удочерение) в коммерческих целях, использование в вооруженных конфликтах;
в) Санкции, которые применимы к каждому из этих правонарушений, и каковы усугубляющие или смягчающие обстоятельства, применимые к ним.
Санкция части 1 статьи 124 УК КР - лишение свободы на срок от 3 до 8 лет с конфискацией имущества или без таковой.
Санкция части 2 статьи 124 УК КР - лишение свободы на срок от 5 до 15 лет с конфискацией имущества.
Санкция части 3 статьи 124 УК КР - лишение свободы на срок от 15 до 20 лет с конфискацией имущества.
Статья 54 УК КР в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность (независимо от вида преступления), признает:
1) явка с повинной, чистосердечное раскаяние, активное способствование раскрытию преступления;
2) добровольное возмещение нанесенного ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
4) совершение преступления под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, а также в случае исполнения незаконного приказа или распоряжения;
5) совершение преступления под влиянием сильного душевного волнения, вызванного насилием, тяжким оскорблением или иными неправомерными действиями потерпевшего;
6) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, задержания лица, совершившего преступление;
7) совершение преступления несовершеннолетним;
8) совершение преступления женщиной в состоянии беременности.
Статья 55 УК КР в качестве обстоятельств, отягчающих ответственность, признает:
1) неоднократность совершения преступлений, рецидив, совершение преступлений в виде промысла;
2) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);
3) совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений;
4) совершение преступления в отношении лица в связи с выполнением им своего служебного или общественного долга или в отношении его близких родственников;
5) причинение преступлением тяжких последствий;
6) совершение преступления в отношении малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии;
7) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
8) совершение преступления в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от виновного;
9) совершение преступления с использованием малолетнего или лица, заведомо для виновного страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
10) совершение преступления с особой жестокостью или издевательством;
11) совершение преступления с использованием условий общественного бедствия, массовых беспорядков или в период чрезвычайного положения;
12) совершение преступления общеопасным способом;
13) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;
14) совершение преступления с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;
15) совершение преступления с целью эксплуатации, подвергшее угрозе здоровье или жизнь человека;
с) Акт о сроках давности для каждого из этих правонарушений.
Срок давности привлечения лица к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 124 УК КР - 10 лет.
Срок давности привлечения лица к уголовной ответственности за преступления предусмотренные частями 2 и 3 статьи 124 УК КР - 15 лет;
d) Любые другие деяния или действия, которые криминализированы в соответствии с пенитенциарным или уголовным правом государств-сторон которые не охвачены статьей 3, параграф 1 факультативного протокола.
Статья 114 УК КР устанавливает уголовную ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.
Статьи 156 и 157 УК КР устанавливают уголовную ответственность лица за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, в проституцию, совершение сексуальных действий, а равно в действия, связанные с изготовлением материалов или предметов порнографического характера;
е) Ответственность юридических лиц за деяния, перечисленные в статье 3, параграф 1, Факультативного протокола, указывая на определение юридического лица в государстве-стороне.
В соответствии с требованием уголовного законодательства Кыргызской Республики к уголовной ответственности может быть привлечено только физическое лицо (статья 17 УК КР);
f) Статус, согласно уголовному или пенитенциарному закону государства-стороны, попыток совершения и соучастия или участия в любом из перечисленных правонарушений, упомянутых ранее.
Уголовная ответственность за неоконченное преступление (приготовление или покушение на преступление) наступает по статье УК КР, предусматривающей ответственность за оконченное преступление, со ссылкой на статьи 27 (приготовление к преступлению) или 28 (покушение на преступление) УК КР.
Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (часть 1 статьи 30 УК КР).
Соучастниками преступления, наряду с исполнителями, признаются организаторы, подстрекатели и пособники (часть 2 статьи 30 УК КР).
Ответственность организатора, подстрекателя и пособника наступает по той же статье Особенной части УК КР, что и исполнителя, со ссылкой на статью 30 УК КР.

III. Пенитенциарная/уголовная процедура

Укажите принятые меры, для установления юрисдикции государства-стороны в отношении преступлений, когда:
а) Эти преступления совершены на его территории или на борту судна или самолета, зарегистрированного в государстве-стороне.
В соответствии с частью 1 статьи 5 УК КР все лица, совершившие преступление на территории Кыргызской Республики, подлежат ответственности по УК КР.
В соответствии с общепринятыми нормами и традициями международного права под термином территория Кыргызской Республики признаются также морские и воздушные корабли с опознавательным знаком Кыргызской Республики, находящиеся в водном и воздушном пространстве иностранного государства;
в) Предполагаемый преступник (обвиняемый) является подданым государства-стороны или лицом, постоянно проживающим на его территории.
В соответствии со статьей 7 УК КР граждане Кыргызской Республики, а также постоянно проживающие в Кыргызской Республике лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Кыргызской Республики, несут ответственность по УК КР, если они не понесли наказания по приговору суда иностранного государства.
Граждане Кыргызской Республики, совершившие преступление на территории другого государства, не подлежат выдаче этому государству.
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Кыргызской Республики и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором;
с) Потерпевший является подданым государства-стороны.
В соответствии со статьей 427 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики (далее - УПК КР) потерпевший, если он является гражданином иностранного государства, может быть вызван с его согласия для производства следственных или судебных действий на территории Кыргызской Республики соответствующим должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело.
Просьба о прибытии потерпевшего для производства следственного действия направляется через Генерального прокурора Кыргызской Республики, а для производства судебного действия через Судебный департамент Кыргызской Республики Министерства юстиции Кыргызской Республики (часть 2 статьи 425, часть 2 статьи 427 УПК КР);
d) Предполагаемый преступник присутствует на его территории, и оно не выдает ее/его другому государству-стороне на том основании, что преступление было совершено одним из его подданых.
В соответствии с частью 2 статьи 6 УК КР граждане Кыргызской Республики, совершившие преступление на территории другого государства, не подлежат выдаче этому государству.
В случае, когда гражданин иностранного государства, в отношении которого поступила просьба о выдаче, отбывает наказание за другое преступление на территории Кыргызской Республики, выдача может быть отсрочена до отбытия наказания или освобождения от наказания по любому законному основанию. В случае, если гражданин привлечен к уголовной ответственности, его выдача может быть отсрочена до постановления приговора, отбытия наказания либо освобождения от уголовной ответственности или наказания по любому основанию. Если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, лицо, выдача которого требуется по ходатайству, может быть выдано на время (ч.3 статьи 433 УПК КР);
Пожалуйста, представьте информацию о принятых мерах, включая меры законодательного, судебного и административного характера, связанные с:
а) Захватом и конфискацией товаров и доходов, упомянутых в статье 7 (а) Факультативного протокола.
Вещественными доказательствами признаются предметы, если есть основания полагать, что они служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления, или были объектами преступных действий, а также деньги, предметы, документы и другие ценности, которые могут служить средством для обнаружения преступления, установления фактических обстоятельств дела, выявления виновных либо опровержения обвинения или смягчения ответственности (статья 85 УПК КР).
Вещественные доказательства должны быть подробно описаны в протоколах осмотра, в необходимых случаях - засняты на видеопленку либо сфотографированы. Вещественные доказательства приобщаются к делу постановлением следователя, судьи, определением суда и должны храниться при уголовном деле (часть 1 статьи 86 УПК КР).
В приговоре, определении или постановлении о прекращении дела должно содержаться решение о вещественных доказательствах, при этом:
1) орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подсудимому, подлежат конфискации;
2) вещи, запрещенные к обращению, не выдаются и подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;
3) вещи, не представляющие никакой ценности и не пригодные для использования, подлежат уничтожению, а в случае ходатайства заинтересованных лиц или организаций - выдаются им;
4) деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору, определению суда, постановлению судьи, а при прекращении дела в связи со смертью обвиняемого или признанием его невменяемым - постановлением следователя подлежат обращению в доход государства, остальные вещи выдаются законным владельцам, а при неустановлении последних переходят в собственность государства. Спор о принадлежности этих вещей подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства;
5) деньги и иные ценности, являющиеся предметом взятки или контрабанды, по приговору суда подлежат обращению в доход государства в соответствии с уголовным законодательством;
6) документы, являющиеся вещественными доказательствами, хранятся при деле в течение всего срока хранения последнего либо передаются соответствующим организациям или гражданам (статья 88 УПК КР).

IV. Защита прав пострадавших потерпевших

а) В статье 193 УПК КР предусмотрены особенности при допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего.
При допросе свидетеля или потерпевшего в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя - и при допросе свидетеля или потерпевшего в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет вызывается педагог. При допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего вправе присутствовать его законные представители.
Свидетели и потерпевшие в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении таким свидетелям и потерпевшим процессуальных прав и обязанностей им указывается на необходимость говорить только правду. Несовершеннолетним свидетелю и потерпевшему разъясняется право отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их самих или близких родственников. О разъяснении прав и обязанностей делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля или потерпевшего.
Присутствующим при допросе лицам, указанным в части первой настоящей статьи, разъясняется право делать подлежащие занесению в протокол замечания о нарушении прав и законных интересов допрашиваемых, а также с разрешения следователя - задавать вопросы допрашиваемому. Следователь вправе отвести вопрос, однако должен занести его в протокол и указать причину отвода;
в) Поводами к возбуждению уголовного дела являются:
1) заявления граждан;
2) заявление о повинной;
3) сообщение должностного лица организации;
4) сообщение в средствах массовой информации;
5) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором признаков преступления (часть 1 статьи 150 УПК КР).
Неустановление возраста потерпевшего не является препятствием для возбуждения уголовного дела.
Для установления возраста потерпевшего, если это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение, в обязательном порядке назначается и проводится экспертиза (статья 200 УПК КР);
d) е) f) Несовершеннолетний потерпевший, как и взрослый, имеет право:
1) знать сущность обвинения, предъявленного обвиняемому;
2) давать показания;
3) представлять доказательства;
4) заявлять ходатайства и отводы;
5) давать показания на своем родном языке или языке, которым владеет;
6) пользоваться услугами переводчика;
7) иметь представителя;
8) участвовать в следственных действиях, проводимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
9) знакомиться с протоколами следственных действий, проводимых с его участием, и подавать на них замечания;
10) знакомиться по окончании следствия со всеми материалами дела и выписывать из него необходимые сведения;
11) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного преследования, привлечении в качестве обвиняемого, а также копии судебных решений;
12) участвовать в суде;
13) выступать в судебных прениях, поддерживать обвинение;
14) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
15) приносить жалобы на действия работника органа дознания, действия и решения следователя, прокурора и суда;
16) обжаловать судебные решения;
17) знать о принесенных по делу жалобах, представлениях и подавать на них возражения;
18) участвовать в судебном рассмотрении жалоб и представлений;
19) примириться с подсудимым в случаях, допускаемых настоящим Кодексом;
20) получать за счет государства компенсацию ущерба, причиненного преступлением;
21) получить обратно имущество, изъятое у него ведущим уголовный процесс органом в качестве вещественных доказательств или по другим основаниям, изъятое у лица, совершившего преступление, подлинники официальных документов, принадлежащих ему;
22) требовать с осужденного возмещения морального вреда, причиненного преступлением (часть 1 статьи 50 УПК КР);
g) h) Закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи также по делам о половых и других преступлениях в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц и в случаях, требующих обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, членов их семей или близких родственников (часть 2 статьи 22 УПК КР).

V. Предотвращение продажи детей, детской проституции и детской порнографии

Разработана программа Правительства Кыргызской Республики по созданию условий для устойчивого, сбалансированного социально-экономического развития и сокращения бедности в Кыргызской Республике, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 февраля 2005 года N 96, в котором предусмотрена разработка проектов Кодекса о детях, законов Кыргызской Республики "О приемных детях" и "О профилактике детской безнадзорности", а также определение детской бедности с учетом таких компонентов, как доход, материальные лишения, дискриминация, а также нематериальные измерения бедности.
Указом Президента Кыргызской Республики "О мерах по борьбе с незаконным вывозом и торговлей людьми в Кыргызской Республике" от 21 апреля 2002 года утверждена Программа мер по борьбе с незаконным вывозом и торговлей людьми в Кыргызской Республике. Этой Программой были предусмотрены и реализованы мероприятия по информационному обеспечению мер борьбы с торговлей людьми.
Государственным комитетом Кыргызской Республики по миграции и занятости на постоянной основе осуществляется информационно-консультационная и правовая помощь гражданам, желающим выехать за границу с целью трудоустройства, так как значительная часть жертв торговли людьми выезжала из своей страны в поисках работы. Также через средства массовой информации: теле- и радио- передачи, газеты проводится информационно-разъяснительная работа по цивилизованному трудоустройству граждан Кыргызской Республики за границей и предотвращению торговли людьми. Сотрудники региональных структур Госкомитета проводят разъяснительную работу в сельской местности, где население имеет очень низкий уровень правовой грамотности. Для оказания консультаций и разъяснений по вопросам трудовой миграции в Госкомитете действует "горячая" телефонная линия.
Для информирования мигрантов о порядке и условиях осуществления трудоустройства за границей в ряде государств - стратегических миграционных партнеров - России, Казахстане и Узбекистане - осуществлялась раздача специальных памяток - Паспортов безопасности, которые были изданы при поддержке Миссии Международной организации по миграции (МОМ) в Кыргызской Республике.
Известно, что жертвами торговли людьми в Кыргызской Республике являются не только женщины и дети, которые использовались в "секс-индустрии" в Турции, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, но и граждане Кыргызской Республики, проданные в Казахстан для работы на табачных плантациях. В целях пресечения торговли людьми, разрешения проблем трудящихся мигрантов, права которых нарушаются казахстанскими работодателями, между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Казахстан 9 июля 2002 года подписано Соглашение "О трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов, занятых на сельскохозяйственных работах в приграничных областях". Реализация данного Соглашения направлена на защиту трудящихся-мигрантов и членов их семей от любых противоправных действий.
Одним из действенных методов при выявлении детей, ведущих антиобщественный образ жизни, является проведение специальных профилактических рейдовых мероприятий, таких как "Беспризорник", "Подросток", "Забота", "Мотылек", "Допинг" и т.д. За 10 месяцев их проведено в общей сложности 606, в ходе них задержано 4843 несовершеннолетних за различные правонарушения. В Бишкекский и Ошский центры адаптации и реабилитации несовершеннолетних были доставлены и содержались более 1049 несовершеннолетних. Из них за занятие проституцией были задержаны 6 несовершеннолетних девочек, которые впоследствии были поставлены на учет в Республиканский кожно-венерологический диспансер и в инспекцию по делам несовершеннолетних по месту жительства.
Поэтапно проводятся республиканские месячники по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, всеобщему охвату детей и подростков школьного возраста занятиями в общеобразовательных школах и профессионально-технических учебных заведениях, а также их трудоустройство.
В общеобразовательных школах республики созданы классы правового воспитания и кабинеты профилактики, где регулярно проводятся профилактические лекции и беседы, "круглые столы", диспуты на правовые темы: "Молодежь против наркотиков", "Нет наркомании", "Уголовная ответственность несовершеннолетних". За 10 месяцев 2005 года сотрудники Инспекции по делам несовершеннолетних провели 5192 профилактических бесед и лекций.
В целях защиты прав несовершеннолетних Министерством внутренних дел Кыргызской Республики совместно с общественным фондом "Содействия развитию правовой инфраструктуры и юридического образования", Международной организацией "Every child", Фондом поддержки "Поколение" проведены семинары "Мы и право" для сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних.
Министерством здравоохранения Кыргызской Республики проводится просветительская работа по профилактике ВИЧ/СПИДа, БППП (болезней, передающихся половым путем) и работа по борьбе с детской и подростковой проституцией. Предусмотрены профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних.
За 10 месяцев 2005 года по показаниям обследовано 1464 ребенка на ВИЧ/СПИД. Среди них заболеваний не выявлено. На 1 ноября 2005 года родилось 22 ребенка от ВИЧ-инфицированных родителей, из них 6 сняты как здоровые, 1 ребенок умер, 15 находятся под наблюдением. В рамках проекта Глобального фонда оказывается социальная поддержка этим детям в виде детского питания для искусственного вскармливания и памперсов.
Республиканское объединение "СПИД" при финансовой поддержке Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией провели образовательные семинары для педагогов общеобразовательных школ Иссык-Кульской, Нарынской, Таласской и Чуйской областей, а также в городе Бишкек по темам "Здоровый образ жизни - основа профилактики ВИЧ/СПИДа", "Инфекции, передающиеся половым и инъекционным путем".
Определенным достижением является повсеместная доступность анонимного обследования на ВИЧ/СПИД, до- и после- тестовое консультирование детей и молодежи , наличие "телефонов доверия".
2-5 июля 2005 года руководство и сотрудники Республиканского объединения "СПИД", представители городских, районных госадминистраций и НПО Иссык-Кульской области, совместно с коллективом и учащимися Бишкекской музыкальной школы N 4 приняли участие в автокараване, направленном в курортные зоны Иссык-Кульской области. Акции под названием "Счастливое детство - детство без СПИДа". Особое внимание заслуживает профилактика и организация лечебных мероприятий по наркологическим проблемам среди молодежи. С целью профилактики наркомании среди молодежи во всех учебных заведениях проводятся совместные мероприятия по выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ. На базе республиканского центра наркологии работают реабилитационные группы взаимопомощи "Анонимные наркоманы" и "Анонимные алкоголики".
За 11 месяцев 2005 года консультативную помощь у врачей отделения получили 5705 человек, в т.ч. 1065 - с проблемами потребления психоактивных веществ, из них 10 подростков взяты на учет с установленным диагнозом, 14 подростков прошли врачебно-контрольную комиссию и направлены на лечение.
В детском приемнике-распределителе осмотрено 694 ребенка, выявлено больных сифилисом - 7, гонореей - 2, пиодермией - 38, чесоткой - 46.
При проведении переписи детского населения по городу Бишкек уточнены списки несовершеннолетних из групп повышенного риска, малообеспеченных и неблагополучных семей, при этом было выявлено 5820 детей из малообеспеченных и социально неблагополучных семей, на учете в ЦСМ состоит 107 детей беженцев.
В городской детской клинической больнице скорой медицинской помощи (ГДКБСМП) за 9 месяцев 2005 года бесплатно пролечено 62 беспризорных ребенка.
Разработаны методические рекомендации по воссоединению с семьей и альтернативному устройству детей с особыми нуждами. При домах ребенка созданы Семейные ресурсные центры при финансовой поддержке фонда "Спасите детей - Дания", в которых пребывают те дети, от которых родители хотели отказаться либо по инвалидности или из-за неустроенности быта. В Семейные ресурсные центры определяют детей на определенный период или на дневное содержание до достижения родителями возможности содержать детей. В результате снижается количество отказных детей в Домах ребенка, поскольку проводится предварительная работа с родителями по предотвращению отказа.

VI. Международная помощь и сотрудничество

Кыргызская Республика сотрудничала в этой области, в первую очередь, с международными организациями системы ООН, действующими в Кыргызстане. Среди них Программа развития ООН, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Международная организация по миграции.
Следует отметить, что три международные организации (входящие в Межведомственную комиссию по выполнению Государственной программы по реализации прав детей Кыргызстана "Новое поколение") ЮНИСЕФ, "Спасите детей" (Великобритания), "ЭвриЧайлд" согласуют свою позицию и деятельность с работой по исполнению Государственной программы "Новое поколение", оказывая серьезную финансовую, методическую, информационную поддержку не только в тактическом, но и стратегическом плане. В рамках Государственной программы "Новое поколение" действует и "Спасите детей" (Дания).
ЮНИСЕФ фактически играет ведущую роль в реализации Госпрограммы "Новое поколение", выстраивая единую систему защиты детства. Эта роль определена и поддерживается подписанием 4 февраля 2005 года Соглашения о сотрудничестве между Правительством Кыргызской Республики и Представительством Детского фонда ООН в Кыргызстане на период 2005-2010 годов.
Возможности международных организаций для привлечения внебюджетных средств используются во всех областях, городах Бишкек и Ош, министерствами и ведомствами. Развитие подобной деятельности, обеспечение прозрачности привлечения и распределения внебюджетных средств нуждается в нормативном закреплении. К сожалению, в связи с трудностями экономического характера, которые испытывает Кыргызская Республика в настоящее время, не все мероприятия Государственной программы "Новое поколение" выполняются в полном объеме.
Большую помощь в реализации мероприятий по борьбе с торговлей людьми оказывает Международная организация по миграции (МОМ). Постоянная поддержка осуществляется, как при реализации практических мер, так и при получении консультативной помощи.
В соответствии с параграфом 3 статьи 10 Факультативного протокола в отношении продажи детей, детской проституции и детской порнографии Кыргызская Республика сотрудничала с международными организациями с целью изучения причин, которые вносят свой вклад в уязвимость детей по отношению к продаже, детской проституции - это в первую очередь бедность и экономическая отсталость. В области преодоления бедности Кыргызстан сотрудничает со всеми представительствами системы ООН в Кыргызстане.
В соответствии с параграфом 2 статьи 10 Факультативного протокола по международному сотрудничеству с целью оказания помощи детям, подвергшимся насилию, в их физическом и психологическом восстановлении, социальной реинтеграции и репатриации большую помощь оказывает ЮНИСЕФ.
Совместно с Представительством ЮНИСЕФ в Кыргызстане в настоящее время проводится исследование по жестокому обращению в отношении детей, находящихся на содержании в государственных учреждениях интернатного типа без опеки родителей, детей-инвалидов (со специальными нуждами) в специализированных учреждениях, несовершеннолетних, содержащихся в колониях.
Отрабатывается практика арт-терапии с целью преодоления психологических последствий насилия в приютах для детей, живущих на улице.
Ведется работа по повышению осведомленности населения, международных доноров, государственных структур о проблеме торговли детьми. Так, в декабре 2004 года была проведена Национальная Конференция по детской бедности.
В 2006 году планируется реализация проекта по предотвращению торговли детьми и детской эксплуатации.
В рамках оказания содействия детям, вынужденным работать и подвергающимся эксплуатации, ЮНИСЕФ проводит проектную деятельность с работающими детьми в жилищном массиве "Келечек" города Бишкек, для восстановления их прав и в целях формирования социальных навыков в форме инициирования совместной деятельности, неформального общения со сверстниками и взрослыми, оказания взаимопомощи, конструктивного решения конфликтных ситуаций, а также повышения уровня детского участия в социальной жизни, выявления проблем и поиска их решения. Проводятся обучающие семинары по лидерству и участию, действует Клуб русского языка, предоставляется юридическая помощь нуждающимся в ней детям, психологические консультации профессиональная ориентация. Проводится исследование проблем работающих детей и их семей в городских районах, где сконцентрированы большей частью малоимущие.

VII. Другие юридические условия

Министерствами, ведомствами, местными государственными администрациями разработаны и реализуются конкретные планы мероприятий, установлена персональная ответственность руководителей и должностных лиц за реализацию мер в соответствии постановлением Правительства Кыргызской Республики N 431 от 14 августа 2001 года "О Государственной программе по реализации прав детей Кыргызстана "Новое поколение" на период до 2010 года". В данной Программе определены следующие стратегии: повышение приоритета прав ребенка (совершенствование нормативной правовой базы), подготовка и переподготовка кадров, информационное обеспечение и связь с общественностью, укрепление материально-технической базы.
Совместно с ЮНИСЕФ с 2002 года велась разработка проекта Кодекса о детях, в рамках реализации Государственной программы "Новое поколение". Проект Кодекса о детях разрабатывался рабочей группой, состоявшей из представителей органов государственных структур, общественных и международных организаций. Правительством Кыргызской Республики принято постановление от 28 декабря 2005 года N 627 "О проекте Кодекса Кыргызской Республики о детях" и внесено на рассмотрение в Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. В нем нашли отражение вопросы детского благополучия на правовом уровне, включая проблемы детского труда, торговли детьми, детской проституции и детской порнографии и мер по их искоренению. В случае его принятия Жогорку Кенешем Кыргызской Республики будет создана рабочая группа, основной задачей которой будет приведение в соответствие с Детским кодексом нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
Активная работа ведется Омбудсменом (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в отношении введения института ювенальной юстиции, некоторые предложения которого были внесены в проект Кодекса Кыргызской Республики о детях. Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики намерен и в дальнейшем инициировать предложения по гуманизации уголовной политики в отношении несовершеннолетних, применению альтернативных мер к лишению свободы в отношении несовершеннолетнего в отправлении правосудия, сокращению минимального срока отбывания наказания несовершеннолетних и сроков пребывания под стражей и порядок их продления в отношении несовершеннолетних.
По приглашению ЮНИСЕФ и "Every child" Кыргызстан несколько раз посетил международный эксперт по вопросам оценки проектов Джордж Лейн для изучения деятельности проектов ОПСД при райгосадминистрациях и в областных управлениях соцзащиты, выработки рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию.
Проводится большая работа по вовлечению школьников в процесс обучения, улучшению знаний о правах через диалоги "Учитель - ученик", обсуждение волнующих их проблем в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики (с участием лидеров Ассоциации детских организаций Кыргызстана "Манас жаштары"), семинары, детские форумы "Что я могу сделать для своей страны?", опросы и анкетирование по Конвенции по правам ребенка, работу дебат-клубов, заседания школьных парламентов, конкурсы сочинений, рисунков, акции "Я имею право!", издание плакатов и информационных материалов.
Разработана программа преподавания Конвенции о правах ребенка в части права ребенка на здоровье для работников медико-социального патронажа, а также специальные вопросы по Конвенции о правах ребенка в аттестационных билетах, по которым проводится аттестация медиков (педиатров). Вопросы о Конвенции включены в квалификационные характеристики и перечень вопросов аттестации педагогов и руководителей школ, изданы инструктивные документы, обязывающие педагогов соблюдать Конвенцию о правах ребенка, с этой целью проводится обучение и внедрение интерактивных методов обучения, в т.ч. критического мышления. В Академии Министерства внутренних дел Кыргызской Республики введен специальный курс по ювенальной юстиции, Конвенции о правах ребенка.
Согласно п.7 Положения о работе с беженцами в республике, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 апреля 2003 года N 188 "Об утверждении Положения о работе с беженцами в Кыргызской Республике", все обратившиеся без документов, удостоверяющих личность, включая детей, подлежат регистрации и имеют право на образование, услуги здравоохранения. Издан и направлен органам и учреждениям системы образования приказ о приеме детей в школу без наличия прописки (по справке домоуправления, квартального) и личных дел с условием предоставления этих документов в течение двухмесячного срока и обязательного приема детей в школы по микроучастку, независимо от статуса школы.
На местах проводится разъяснительная работа среди населения о необходимости регистрации новорожденных, проводятся мероприятия по выявлению детей, не имеющих документов, и обеспечивается их временная регистрация согласно действующему законодательству.
В целях охраны прав несовершеннолетних находящихся под следствием, ужесточен контроль над применением Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики. В период следственных действий несовершеннолетние, находящиеся под стражей в ИВС, содержатся в отдельных камерах от взрослых на всех этапах, начиная с момента задержания.
В настоящее время органами ЗАГС производится регистрация актов гражданского состояния и выдача свидетельств в отношении беженцев и их детей при наличии документа, удостоверяющего статус беженца (удостоверение беженца) и врачебного свидетельства о рождении ребенка в соответствии со статьей 13 Закона Кыргызской Республики "О беженцах". Однако результаты проверок показывают, что в 2004 году 15,4% детей остались не зарегистрированными. В частности, наибольшее количество их выявлено в городе Бишкек - 22,4% и в Чуйской области - 27,4%. Поэтому работа в этом направлении требует дальнейшего усиления и совершенствования.
Для обеспечения прав несовершеннолетних в случаях жестокого обращения с ними внедрены "телефоны доверия" с последующим распространением номеров через квартальные комитеты и территориальные общественные советы.
Одним из основных документов по противодействию торговле детьми, ратифицированным Законом Кыргызской Республикой, является Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.
Законом Кыргызской Республики "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" Уголовный кодекс Кыргызской Республики дополнен статьей 124 "Торговля людьми" (в том числе в отношении несовершеннолетнего), ст.204-1 "Организация незаконной миграции" усилена ответственность за совершение данных преступлений.
По информации Пограничной службы Службы национальной безопасности Кыргызской Республики, в 2004 году пресечена попытка незаконного пересечения государственной границы Кыргызской Республики 31 гражданки Кыргызской Республики в возрасте от 16 лет в Объединенные Арабские Эмираты для занятия коммерческим сексом. В целях пресечения торговли людьми на особый контроль поставлены авиарейсы в направлениях Объединенных Арабских эмиратов, Турцию и ряда других стран. По данным Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, в 2004 году прокуратурой Узгенского района было возбуждено уголовное дело в отношении гражданки А. за факт продажи ребенка с вынесением обвинительного приговора с лишением свободы.
В городе Бишкек Кризисным психологическим центром для семьи и женщин "Сезим" проводятся реабилитационные и реинтеграционные мероприятия, включающие безопасное проживание, индивидуальные консультации, сеансы психотерапии, юридическую помощь для потерпевших от торговли людьми. При содействии Международной организации по миграции в Кыргызской Республики органами безопасности в апреле 2004 года из Азербайджана были возвращены 2 несовершеннолетние гражданки Кыргызской Республики, которые подвергались сексуальной эксплуатации. По прибытию девушки прошли курс реабилитации в Кризисном центре "Сезим". Более 30 несовершеннолетним, прямо или косвенно потерпевшим от торговли людьми, оказана соответствующая помощь.
В городе Ош НПО "Альянс по репродуктивному здоровью" открыт временный приют для жертв торговли людьми, в том числе для детей.
Проводится работа по повышению правовой грамотности несовершеннолетних, читаются лекции по правовым вопросам согласно утвержденному графику проведения лекций по правовой пропаганде и повышению правовой грамотности несовершеннолетних в общеобразовательных и профессиональных учреждениях.
В целях повышения правовой культуры учащихся разработаны Концепция воспитания школьников, Концепция этического и духовно-нравственного образования молодежи, введен новый предмет "Адеп сабагы". В школах оборудованы кабинеты и уголки правовых знаний, ведется учебный курс "Человек и общество", проводятся лекции и беседы с участием сотрудников правоохранительных органом, прокуратуры и юстиции.
Проводились семинары и лекции по правам детей в рамках Конвенции о правах ребенка для воспитанников и сотрудников спецучреждения для несовершеннолетних. Проводится разъяснительная работа среди сотрудников подведомственных детских спецучреждений о правах детей.
15-16 декабря 2005 года проведен общенациональный Форум, проведенный с целью разработки неотложных мер по улучшению положения детей в Кыргызстане, консолидации общественных усилий, повышения эффективности взаимодействия различных организаций для решения детских проблем.

 
Главная Дети и право Отчеты Постановление Правительства КР от 13 февраля 2006 года N 92
Что на форуме?

Зайти на форум

 Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.

Махатма Ганди

 

Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG