ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Четверг, 17 августа, 2017 Кыргызстан: 13:45:37

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Эвилина, 8 лет

Мама заходит в комнату, чтобы позвать Эвилину к столу. И очень лаконично говорит, чтобы поскорей вернуться на кухню: «Эвилин, ужин». Эвилина отвечает маме, точь в точь повторяя ее интонацию: «Мама, завтрак... А во что мы играем?»

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Дети и право Указы Президента Кыргызской Республики Основные направления Национальной образовательной программы "Билим"

Дети должны жить в семье

PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Утверждено
Указом Президента
Кыргызской Республики
от 20 марта 1996 года N УП-102

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
Национальной образовательной программы "Билим"

ОБЗОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "БИЛИМ"

Совершенствование системы образования является важнейшим аспектом развития и использования человеческих ресурсов. Образование становится непременным аспектом и средством достижения взаимосвязанных целей в интеграции общественных, научных и производительных сил общества.
Решающим источником экономического роста в современном мире являются знания и умение их использовать. В целях экономического роста Кыргызстана подготовка граждан республики, как носителей высокой квалификации, для удовлетворения духовных и материальных потребностей общества представляет главную задачу образования.
Главными достижениями в сфере образования страны, достигнутыми в предшествующий период, являются:
- наличие высокого уровня образованности всего населения;
- наличие законодательных гарантий прав граждан в получении образования;
- сложившаяся многоступенчатая образовательная система.
В Кыргызстане уровень грамотности среди взрослого населения достаточно высок (96,4%), неграмотными являются 80,5 тыс.человек. Почти две трети взрослого населения закончили по крайней мере среднюю школу.
Однако в условиях экономического спада в переходный период наметились отрицательные тенденции в системе образования населения:
- снизилась доступность образования для малообеспеченных слоев населения;
- уменьшился престиж образования;
- возросла неэффективность использования материальных и финансовых ресурсов;
- проявилась недостаточность законодательной и нормативной основы, стимулирующей развитие рыночных механизмов в системе образования;
- снизилось качество знаний;
- выявилась неэффективность управленческих структур образовательных учреждений.
В целях содействия образовательному процессу, усиления потенциальных возможностей людей, содействия устойчивому развитию общества в условиях рыночной экономики, а также исходя из складывающейся в образовательной системе ситуации 1996 год был объявлен Президентом Кыргызской Республики Годом образования, и инициирована разработка "Основных направлений Национальной образовательной программы "Билим".
Национальная образовательная программа "Билим" состоит из двух разделов. В первом разделе представлено состояние современного положения образования в Кыргызской Республике, во втором - пути развития образования на 1996-2000 годы.
Намечена следующая стратегия национальной программы, направленная на:
- сохранение доступности образования;
- повышение качества и эффективности образования;
- повышение эффективности финансирования системы образования;
- разработку законодательных, нормативных актов и мер, обеспечивающих дальнейшее развитие образования в условиях рыночной экономики с учетом региональных, возрастных, профессиональных интересов граждан;
- стимулирование, расширение и укрепление образовательного пространства.

I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Законодательство в системе образования

Отношения в области образования в республике регулируются Конституцией, Законом "Об образовании", другими законодательными и подзаконными актами Кыргызской Республики (приложение 1).
В соответствии с Законом "Об образовании" граждане Кыргызской Республики имеют равное право на образование независимо от пола, национальности, языка, социального и имущественного положения, рода и характера занятий, вероисповедания, политических и религиозных убеждений и иных обстоятельств. В вопроса образования государство основывается на следующих принципах:
- гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей;
- ориентации на научные достижения и международные образовательные стандарты;
- независимости образования от политических и религиозных институтов;
- многообразии учреждений образования по формам обучения и воспитания, направлениям деятельности, формам собственности;
- светском характере обучения в государственных учреждениях образования;
- возможности функционирования альтернативных образовательных учреждений и негосударственных структур образования.
Образование в государственных учебных заведениях Кыргызской Республики является всеобщим и бесплатным. В Законе Кыргызской Республики "Об образовании" указаны государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного основного образования в государственных учреждениях в пределах образовательных стандартов. Иностранные граждане получают образование в соответствии с международными договорами и законодательством Кыргызской Республики.
В Кыргызской Республике установлены государственные образовательные стандарты для всех уровней образования. Выполнение образовательных государственных стандартов является обязательным для всех типов образовательных учреждений и форм получения образования.
Основным языком обучения является государственный язык. Параллельно с этим в образовательных учреждениях всех типов изучается русский и один из иностранных языков.
Государство проводит приоритетную политику в вопросах финансирования, оплаты труда работников образования, поддерживает в обществе престижность педагогической и научной деятельности и обеспечивает льготное налогообложение, а также учреждает специальные почетные звания и государственные награды за особые заслуги в образовании.
Со времени принятия Закона Кыргызской Республики "Об образовании" Правительством Кыргызской Республики и Министерством образования и науки были разработаны и приняты 15 нормативных документов и 29 положений (приложение 1).
Вместе с тем ввиду изменений, происходящих в настоящее время в социально-экономической жизни республики, существующая законодательная база не позволяет в достаточной мере регулировать сложившиеся отношения в области образования, особенно с учетом рыночных реалий и международных стандартов.
Только в области высшего образования необходимо принять около 50-ти нормативных актов, регулирующих вопросы жизнедеятельности вуза, его структурных подразделений, планирования работы преподавателей, обучении иностранных граждан в вузах Кыргызской Республики, деятельности вузовских библиотек, а также около 30 документов в области школьного образования. Отсутствуют нормативные документы, регулирующие отношения в сфере образования между различными областями и районами республики, реализующими государственную политику в области образования на местах, нормативы эксплуатации учебных зданий, помещений и оборудования и др. Все это указывает на необходимость принятия законодательных актов в сфере образования в масштабе всей республики, внесения изменений и дополнений как в Закон "Об образовании", так и доработки отдельных документов и принятия новых нормативных актов, регулирующих конкретные аспекты образовательных отношений, возникающих в процессе изменения социально-экономической жизни.

Структура системы образования Кыргызской Республики

В Кыргызстане существует многоступенчатая система образования, состоящая из дошкольного, школьного, среднего специального и высшего образования.
Это самая массовая отрасль социальной сферы, в которой из 4514,1 тыс.человек населения республики задействовано 1184,3 тыс.человек или почти каждый четвертый гражданин республики. Среди них на всех ступенях образования (от школьного до высшего) обучается 1095,1 тыс.человек, преподаванием занято 77,5 тыс.человек, или каждый 58-й взрослый житель республики.
В 1995-1996 учебном году в Кыргызской Республике на 10000 населения приходилось 125 студентов вузов, 65 учащихся ссузов.
Численность учащихся по видам обучения (на начало учебного года; тыс.человек, включая прогнозные оценки на 1996-1997 учебный год):

Таблица 1

1992/93 1993/94 1994/95 1995/96 1996/97
Всего обучалось в том числе: 1174,7 1130,5 1110,5 1108,6 1112
В общеобразовательных школах 954,7 946,7 952,0 969,1 987,4
В профессионально-технических учебных заведениях 47,3 42,1 38,4 32,0 22,9
В средних специальных учебных заведениях 40,9 38,6 32,7 29,3 22,9
В высших учебных заведениях 53,6 52,2 55,2 55,7 56,3
Обучались новым профессиям и повышали свою классификацию 78,2 50,9 32,2 22,5 22,5

Дошкольное образование

В настоящее время складывается напряженная обстановка с дошкольными учреждениями. Вследствие резкого удорожания содержания детей в детском саду многие семьи оказались не способными вносить плату за пребывание детей в них. Начиная с 1990 года наметилась тенденция резкого снижения количества дошкольных учреждений, особенно в сельской местности, их закрытия, перепрофилирования и приватизации. На сегодня из 1477 дошкольных учреждений осталось 639, в которых работают 4174 воспитателей.
Учитывая, что дошкольные учреждения являются первой ступенью непрерывной системы образования и осуществляют подготовку детей к предстоящему систематическому обучению, целесообразно сохранить нынешнюю сеть дошкольных учреждений и прекратить практику их закрытия и перепрофилирования без согласия органов образования.

Школьное образование

Школьное образование является наиболее значительным из всех уровней образования по количеству занятых в нем как учащихся, так и учителей. Количество среднеобразовательных школ - 1885, в том числе на бюджете Министерства образования и науки - 1865, Министерства культуры 1, и частных - 19. В школах работают 69,4 тыс.учителей, обучается 987,4 тыс.школьников или 21,4% от общей численности населения. В республике функционируют 21 интернатное учреждение для детей-сирот и детей с недостатками умственного и физического развития.
Контингент учащихся общеобразовательных школ:

Таблица 2

1990 1992 1993 1994 1995 1996
Контингент учащихся 1(0)-11 классов - всего 934,6 938,4 933,7 943,9 968,0 987,4
Прием учащихся в 1-е классы 109,8 124,0 124,8 121,7 119,5 121,2
Прием учащихся в 10-е классы 65,7 57,8 52,8 50,7 50,0 51,6
В процентах выпуска из 9-х классов 77,4 68,4 65,3 62,8 69,8 66,9
Выпуск учащихся из 9 классов 84,9 84,5 80,6 80,7 71,6 77,1
Выпуск учащихся из 11 классов 58,7 57,1 51,9 50,0 44,2 42,8
Среднее количество учащихся в одном классе 24,5 23,4 23,3 23,4 25,0 25
Количество школ, ведущих занятия в две смены 1370 1402 1382 1425 1401 1395
- в три смены 49 33 43 46 41 36
Численность учащихся, обучающихся во второй смене 325,6 338,4 326,2 372,6 327,7 327,7
- в третьей смене 9,2 3,9 5,4 5,8 5,6 5,6

По-прежнему в школьном образовании сохраняется бесплатное обучение (99,5%), хотя и происходят изменения в самой системе бесплатного образования. Если до 1992 года все образовательные услуги в школах предоставлялись бесплатно, полностью финансировались государством, то в настоящее время родители частично оплачивают стоимость учебников, ремонта зданий, приобретение оборудования и инвентаря, проведение воспитательных мероприятий и т.д.
В данное время одной из проблем стала задержка заработной платы учителям, отмена коммунальных льгот, которая появилась с переходом на финансирование школ из местного бюджета.
С 1991 года получили развитие в республике новые стандарты обучения, гибкие планы, тестирование и формы обучения, появились авторские школы, лицеи, гимназии.
В настоящее время содержание школьного образования реализуется на основе базисного учебного плана, центром которого является выработка гибкого механизма конструирования учебных планов. Базисный учебный план позволил уменьшить обязательную учебную нагрузку и сделать ее сопоставимой с нагрузкой зарубежного школьника.
С февраля 1994 года началась разработка 13 проектов стандартов по предметам естественно-математического, гуманитарного циклов, дошкольному образованию и воспитанию, которая завершится в 1998 году.
С 1992-1993 учебного года в школах республики для более объективной оценки знаний учащихся и качества преподавания введено тестирование.
Основные проблемы школьного образования:
- сохранение доступности обучения;
- отсутствие учебников, учебных и методических пособий нового поколения;
- сохранение школ для обучения детей с различными дефектами и детей-сирот;
- несвоевременность выплаты зарплаты учителям;
- снижение социальной защиты работников образования;
- ухудшение подготовки и переподготовки педагогических кадров, административно-управленческого персонала школ, органов управления;
- укрепление материально-технической базы школ и проведение капитального ремонта школьных зданий, обновление мебели и школьных принадлежностей, оснащение техническими средствами обучения, компьютеризация школ и т.д.
Состояние школ в регионах:
Бишкек.
В городе Бишкеке расположены 77 средних школ, 3 школы-интерната, 3 специальные школы, 3 вечерние школы. Численность учащихся государственных дневных общеобразовательных школ составляет 84,1 тыс.человек. С сентября 1993 года в городе начали открываться негосударственные, частные школы. Их в настоящее время насчитывается 17 с контингентом 1531 учащихся (90% всех негосударственных школ). Растет сеть школ с углубленным изучением различных предметов, гимназий и лицеев. На начало 1995-1996 учебного года в городе их насчитывается 32. Из 70 школ 62 имеют кабинеты информатики, во всех школах имеются библиотеки и столовые. Средняя наполняемость составляет 28,9 учащихся на один класс и является самой высокой в республике.
Ошская область.
Всего в области 667 школ с охватом в 344,7 тыс.учащихся. Работает 24827 учителей.
Имеется 9 школ-интернатов с контингентом 1919 учащихся. В области 106 школ с углубленным изучением предметов, 14 гимназий, 9 лицеев. Средняя наполняемость составляет 25,2 учащихся. Из 667 школ кабинеты информатики имеются в 185, столовые - в 481. В 93 школах требуется провести капитальный ремонт, 22 - в аварийном состоянии. В области наблюдается нехватка педагогических кадров; за 1994-1995 учебный год выбыло 2193 учителя; вакантны 576 мест. Необходимо строительство 20 школ.
Жалал-Абадская область.
В области функционирует 389 общеобразовательных школ, в которых обучается 193 тыс.учащихся и работает 13454 учителей. Средняя наполняемость составляет 24,8 учащихся на 1 класс. В области 5 школ-интернатов с контингентом 1798 учащихся. В области также действуют 40 школ с углубленным изучением предметов, 6 лицеев и 2 частные школы. Предполагается открыть в следующем учебном году дополнительно 9 гимназий и 2 лицея. В 119 школах, или 30% от общего числа школ области имеются кабинеты информатики, в 208 - столовые.
Иссык-Кульская область.
Количество школ всего - 187. В них обучается 91,8 тыс.учащихся. Работает 7682 учителя. Средняя наполняемость класса - 23,9 учащихся. В области 2 школы-интерната с контингентом 706 учащихся, 8 школ с углубленным изучением предметов, 2 гимназии, 4 лицея. В 63 школах, или 40%, имеются кабинеты информатики, в 43 - столовые, требуется строительство 10 школ.
Чуйская область.
В области функционируют 309 школ, в которых обучается 141,9 тыс. детей. Работает 9005 педагогов. Средняя наполняемость класса составляет 24,1 учащихся. В области насчитывается 4 школы-интерната с контингентом 1038 детей, 10 школ с углубленным изучением предметов, 3 гимназии и 3 лицея. Из 296 школ в 139 имеются кабинеты информатики, в 186 - столовые. В области необходим капитальный ремонт 151 школы и строительство 11 школ.
Нарынская область.
В области действуют 134 школы. Численность учащихся в них составляет 63,3 тыс.человек, работает 5271 учитель. Средняя наполняемость составляет 25,2 учащихся. Имеются 7 школ с углубленным изучением предметов, 4 гимназии и 1 лицей. Из 134 школ в 67 имеются кабинеты информатики, только в 13 - столовые. Наиболее острые проблемы: 10 школ находятся в аварийном состоянии, 28 требуют капитального ремонта.
Таласская область.
В области функционирует 102 школы с охватом 49,2 тыс.учащихся. Работают 4144 учителя. Средняя наполняемость класса составляет 22,5 учащихся и является самой низкой в республике. В области имеется школа-интернат с контингентом 280 учащихся. Функционируют 3 школы с углубленным изучением предметов, 1 лицей. В 90 школах имеются кабинеты информатики, в 19 - столовые.
Необходимо строительство 8 школ, 83 школы нуждаются в капитальном ремонте.

Средние специальные учебные заведения.

Количество средних специальных учебных заведений республики - 54, в них обучается 29,3 тыс.учащихся, работает 2610 преподавателей всех видов обучения.

Таблица 3

1991/92 1992/93 1993/94 1994/95 1995/96
Число средних специальных учебных заведений 48 50 51 53 54
В них учащихся
в том числе обучавшихся на отделениях:
42,7
40,9
39,1
32,7
29,3
дневных 32,1 30,2 28,7 23,9 22,5
вечерних 1,9 1,8 1,7 1,6 1,5
заочных 8,7 8,9 8,7 2,8 2,2

Снижается престиж специалистов со средним специальным образованием, резко падает конкурс и число заявлений, за исключением отдельных специальностей. Появление средних специальных учебных заведений, или ссузов, было связано с необходимостью подготовки большого числа специалистов на базе семилетнего образования в первые годы становления советской власти и культурной революции.
Прием на 1994-1995 учебный год в средние специальные учебные заведения за счет средств государственного бюджета в соответствии с постановлением Правительства от 18 апреля 1994 года N 237 был сокращен на 360 человек, в том числе на 50% по Республиканскому (г.Токмок) и Джалал-Абадскому техникумам культуры. На 1996-1997 учебный год прием прогнозируется на уровне предыдущего года.

Профессионально-техническое образование

В 1996 году в республике функционирует 105 учебных заведений профтехобразования, в них 32 тыс.учащихся, преподавателей - 545 человек. Из республиканского бюджета финансируется 53 учебных заведения, из местных бюджетов - 52. На 1996-1997 учебный год прогнозируется прием на уровне предыдущего года.
Профессионально-техническое образование в Кыргызской Республике не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося, а имеет целью ускоренное получение определенной рабочей профессии.
С конца 1970-х годов началось падение престижа профессионально-технического образования. С 1986 года в Кыргызской Республике происходит постепенное сокращение численности учащихся профессионально-технических учебных заведений. Динамика ежегодного сокращения бюджетных мест составляет примерно 2,5-5,5 тыс.человек: в 1986 году численность учащихся ПТУ составляла 67,2 тыс.человек, в 1991 - 52,7 тыс.человек, 1992 - 49,5 тыс.человек, 1993 - 47,3 тыс.человек, 1994 - 42,1 тыс.человек, 1995 - 38,4 тыс.человек. В 1995-1996 учебном году число обучающихся в системе профтехобразования за счет бюджета составило 32,0 тыс.человек, или около 3% от общей численности обучающихся в Кыргызской Республике. За десятилетие численность учащихся ПТУ за счет бюджета снизилась более, чем на 50%. Ряд специальностей в настоящее время утратили свою актуальность в связи с их невостребованностью в новых экономических условиях. Исходя из профиля профессионально-технических училищ и нехватки средств, в ряде районов ставится вопрос об их закрытии. Не менее серьезны проблемы, порожденные недостатком средств на разработку и покупку учебно-методических материалов, обеспечение питанием, спецодеждой, инструментами, сырьем для производства товаров и услуг.
Вместе с тем часть профессионально-технических учебных заведений сумела переориентироваться на рынок, увеличив число учащихся за счет собственных средств, открытия при ПТУ прибыльных производств. Так, в 1994-1995 учебном году 5 тыс.человек получали профессиональную подготовку в системе ПТУ за счет собственных средств.
Вместе с тем сокращение приема в заведения профтехобразования и медленный поворот системы к рынку приводит к появлению пробелов в профессионально-квалифицированной структуре республики. На сегодня республика столкнулась с отсутствием специалистов по ремонту и обслуживанию лифтов, техники с числовым программным управлением, организаторов фермерских хозяйств, специалистов по обслуживанию фермерских хозяйств, специалистов по обслуживанию сельскохозяйственной техники, слесарей по ремонту автотехники, работников сферы гостиничного, туристического сервиса и т.д. В то же время в связи с неиспользованием материально-технической базы ПТУ образовались значительные объемы пустующих производственных мощностей, зданий, мастерских, цехов, растаскивается государственная собственность, оборудование, техника, принадлежавшая системе профессионально-технического образования, происходит утечка профессиональных преподавательских кадров в другие сферы. Часть учащихся ПТУ в связи с невостребованностью их специальности в новых условиях пополняет ряды безработных.
Перед системой профессионально-технического образования стоят следующие задачи:
- необходимо пересмотреть роль профессионально-технического образования в условиях рыночной экономики;
- перепрофилировать с учетом запросов рынка подготовку и переподготовку рабочих кадров в сфере бизнеса, фермерского хозяйства, работников офисов, гостиничного хозяйства, туристических фирм и т.д. При этом в подготовке молодежи необходимо делать акцент на организации собственного дела с производством товаров и услуг, удовлетворяющих рынок;
- в рамках государственного перераспределения собственности пересмотреть существующую базу профтехобразования с тем, чтобы реально оценить имеющиеся излишки профтехобразовательных мощностей и более эффективно их использовать;
- пересмотреть систему финансирования профессионально-технического образования в направлении дальнейшего перехода системы на самофинансирование;
- предусмотреть возможность выделения государственных кредитов для системы профтехобразования в целях создания новых рабочих мест.

Высшее образование

К началу 1990-х годов система высшего образования оказалась в кризисе. В связи с этим была разработана программа реформы образования и в декабре 1992 года принят Закон Кыргызской Республики "Об образовании".
На основе данного Закона в Кыргызстане начался переход на многоуровневую подготовку кадров высшей квалификации с возможностью получения выпускниками принятых в мировой практике квалификационных академических степеней "бакалавр" и "магистр".
Создана сеть высших учебных заведений и условий для реализации в них разнообразных программ обучения, изменяется система финансирования высшего образования через создание негосударственных высших учебных заведений и учебных заведений со смешанным финансированием, введением платных форм обучения и образовательных услуг в государственных учреждениях, учитывающих материальные и образовательные потребности граждан, привлекаются частные и международные инвестиции.
После первоначального падения престижа высшего образования в начале 1990-х годов стал неуклонно расти конкурс в высшие учебные заведения: в 1994 году конкурс в вузы на основе бюджетного финансирования составил 2,62 кандидата на одно место, в 1995 - 2,91. По ряду учебных заведений конкурс достиг уровня 3,3 - 7,14 кандидата на место. Среди предпочтительных специальностей наиболее высок рейтинг юриспруденции 8,47 человек на место, менеджмента - 7,98, экономики - 4,56, английского языка - 4,01, информатики и вычислительной техники - 3,93.
Это очевидное следствие перехода от плановой экономики к рыночной и большой потребности специалистов данного профиля, расширения сферы использования английского языка, широкой информатизации и компьютеризации всех сфер общественной жизни, подготовки специалистов высшей квалификации, руководителей научных школ и направлений, исследователей для важнейших областей науки и техники, оказывающих влияние на социальное развитие общества.
По состоянию на 1996 год число студентов высших учебных заведений республики составляет 55,7 тыс.человек, профессорско-преподавательский состав вузов всех видов обучения - 4950, включая преподавателей бюджетных и негосударственных учебных заведений, а также работающих в них по совместительству; количество вузов - 33, в том числе частных - 10.
Высшие учебные заведения (на начало учебного года):

Таблица 4

1991/92 1992/93 1993/94 1994/95 1995/96
Число высших учебных заведений 12 13 21 23 32
В них студентов
в том числе обучавшихся на отделениях:
58,02
53,67
52,67
55,2
55,7
дневных 40,54 38,41 38,4 40,3 40,6
вечерних 3,2 2,8 2,7 0,8 1,8
заочных 14,3 12,2 11,2 14,1 13,3

На текущий период в республике уже существует 21 государственный и 12 негосударственных вузов, имеющих лицензии на право подготовки по программам 1-го или 2-го уровней многоступенчатой системы высшего образования. Это составляет более чем двухкратный рост по сравнению с числом вузов в начале 1990-х годов.
Правда, большинство негосударственных вузов являются небольшими по численности студентов, и подготовка в них ведется по относительно узкому диапазону специалистов в основном так называемых "престижных" специальностей в области менеджмента, маркетинга, финансов, банковского дела, бухучета, экономики, юриспруденции, иностранных языков.
Общий прием в негосударственные высшие учебные заведения составил в 1995 году не многим более одной трети приема по контракту в государственные вузы (2732 и 7056 соответственно). В 1993 году впервые в республике осуществлен выпуск специалистов с присвоением квалификации "магистр управления бизнесом - МВА".
При ведущих университетах осуществляется подготовка через аспирантуру и докторантуру педагогов и научных работников высшей квалификации.
Таким образом, последние три года ознаменовались нарастанием процессов реформирования высшего образования, в ходе которого к проблемам постсоветского периода добавились новые:
- ухудшилась материально-техническая база высших учебных заведений;
- отсутствуют критерии оптимального соотношения государственного и частного финансирования;
- не разработаны критерии предоставления всем студентам стипендий, грантов и льготных кредитов всем студентам на обучение с возвратом в течение длительного периода (10-20 лет);
- не разработаны критерии объективного отбора студентов в высшие учебные заведения, слабо применяется компьютерное и бланочное тестирование;
- устарели учебники и их содержание;
- не разработаны нормативные документы по нострификации и взаимному признанию документов о высшем образовании;
- отсутствует перспективное планирование системы, не определен перечень и количество специалистов, которые необходимо подготовить по тем или иным специальностям с учетом перспектив социально-экономического развития республики и ее регионов;
- подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей и учителей;
- организации дистантной формы обучения с использованием государственных каналов телевидения и радиовещания, электронной почты, мультимедиа и т.д.;
- привлечения иностранных студентов для обучения в учебных заведениях Кыргызской Республики в качестве источника пополнения бюджета вузов;
- повышения качества преподавания и научных исследований;
- разработка и создание системы контроля и оценки качества работы учебных заведений, определение их рейтинга;
- совершенствование организационных возможностей и ускорение структурной перестройки вышеуказанных учебных заведений;
- реформирование учебных планов для отдельных специальностей;
- совершенствование работы библиотек путем обучения библиотекарей и увеличения их финансирования;
- совершенствование информационной системы по международному научному обмену и финансирование совместных НИР;
- создание и совершенствование системы электронной связи между высшими учебными заведениями, в том числе за пределами республики;
- совершенствование полиграфической базы для издания учебников и научной литературы вузами;
- создание условий для издания научных журналов и публикации учеными своих работ.

Финансирование образования

На долю образования приходится значительная часть государственных расходов. За последние годы расходы из бюджета на образование постоянно растут. Так, если в 1993 году они составляли 215,2 млн.сомов, или 3,8% от внутреннего валового продукта, то в 1994 году они составили 712,2 млн.сомов, или 6,7% от ВВП, в 1995 году - 1057,6 млн.сомов, или 6,8% от ВВП. По проекту бюджета на 1996 год расходы на образование возрастут, и достигнут 1281 млн.сомов. Рост расходов на образование обусловлен в основном ростом сети учебных заведений, контингента обучающихся в них, а также ростом инфляции.
Удельный вес расходов на образование составлял в общем объеме расходов бюджета в 1993 году 17,4%, в 1994 году - 25,3%, в 1995 году - 23% и в 1996 году составит 24,7%.
Школьное, или общее образование финансируется из местного бюджета, среднее специальное, профессионально-техническое и высшее образование финансируется из республиканского и частично из местного бюджета.
На 1996 год из республиканского бюджета планируется направить на образование 359,3 млн.сомов.
Расходы на финансирование образования из местного бюджета в 1996 году составят 921724 тыс.сомов, в том числе по территориям:
(в тыс.сомов)
Чуйская область 128389
Иссык-Кульская область 71450
Джалал-Абадская область 157979
Нарынская область 92301
Ошская область 323865
Таласская область 39783
г.Бишкек 107957,1
Постоянное увеличение расходов на образование подтверждает положение законодательства о приоритетности выделения расходов на образование, а также о приоритетном внимании государства к нуждам образования.
Вместе с тем реальное финансирование образования не обеспечивает потребности образовательных учреждений. Недостаточное и несвоевременное финансирование тяжелым бременем ложится на образовательные учреждения, не дает возможности полностью заниматься учебным процессом.
Несмотря на рост финансирования из бюджета, сложилась ситуация снижения общего уровня образовательного процесса (ухудшились условия для занятий, не хватает средств на отопление, освещение, методическое обеспечение, не хватает учебного оборудования, изнашиваются основные фонды, сокращаются средства на капитальный ремонт, учебные кабинеты не пополняются дидактическим материалом, химикатами).
Несмотря на замедление темпов демографического роста, контингент обучающихся медленно увеличивается, и требуется возобновление строительства учебных заведений.
До недавнего времени государство полностью обеспечивало все расходы на образование. В условиях переходного периода следует сохранить достигнутый уровень финансирования, при этом используя и расширяя смешанное (платное) финансирование.
В поисках дополнительных источников проводятся экономические меры реформы образования:
- переход на контрактную (платную) форму обучения;
- увеличение платных образовательных услуг;
- создание частных учебных заведений (вузов, школ);
- организация частно-государственных, межгосударственных (совместных) учреждений (кыргызско-турецкие школы, школы-лицеи, Кыргызско-Российский Университет и др.).
Из 49744 студентов вузов на начало 1995-1996 учебного года на контрактной основе обучалось 10765 человек, или 21,6%. Рост численности студентов, обучающихся на платной основе, будет увеличиваться, о чем свидетельствует увеличение приема на первый курс вузов: из 13580 студентов на платной основе учатся 7587, что составляет 55,9% всех принятых.
В техникумах в текущем году только в системе Министерства образования и науки насчитывается 11851 учащийся, из них на контрактной, платной основе - 1671 человек или 14,1%, на первый курс принято 1009 из 4069 учащихся, или 24,8%.
Очень медленно, но начали создаваться частные школы: к ним относятся 19 школ с охватом 1,8 тыс.детей, что составляет 1% школ и 0,5% учащихся от общей сети. И то, что на первых шагах воспринимается как временная мера, рассчитанная на переходный период, должно укрепиться и расшириться с ростом экономического благополучия общества.
В перспективе бесплатное образование должно сохраниться главным образом для малообеспеченных слоев населения и для государственного заказа (образование, здравоохранение, военное дело и т.п.).
Таким образом, одним из важных источников привлечения дополнительных средств являются внебюджетные, или так называемые специальные средства учреждений образования.
В республиканском бюджете на 1996 год предусматривается получить 30683 тыс.сомов за счет внебюджетных средств, из которых на содержание учреждений образования (отопление, освещение, приобретение оборудования, автотранспорт, капитальный ремонт) будет направлено 20,8 млн.сомов, что составит 67%.
Задача заключается в том, чтобы поддержать платные формы образования, создавая для них льготные условия и правовую базу.
Существенным источником финансирования образования является помощь, международных организаций посредством выделения грантов и кредитов. За последние годы на образование выделено 1,5 млн.долларов, 1,5 млн.экю и 1 млн.сомов на строительство школ, оснащение учебного процесса вычислительной техникой и учебниками.
Совместно с экспертами Азиатского банка развития завершен первый этап разработки плана привлечения кредитов на развитие приоритетных направлений системы образования: на издание учебников, компьютеризацию и оснащение техническими средствами обучения, переподготовку кадров и создание информационной системы управления образованием.
Анализ состояния финансирования образования требует повышения эффективности использования бюджетных средств, поиска альтернативных источников финансирования, усиления заинтересованности учреждений образования в экономном и целевом использовании средств.

II. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1996-2000 ГОДЫ

Основной целью создания Национальной образовательной программы "Билим" является дальнейшее продвижение реформы образования, осуществляемой на принципах демократизации, открытости, гуманизации, дифференциации, гибкости, вариативности и непрерывности образования.
Стратегия в области образования состоит в том, чтобы средствами образования способствовать решению общегосударственных социальных задач, в числе которых прежде всего:
- укрепление и развитие демократизации;
- становление национального самосознания, гармонизация межнациональных отношений, адаптации к рыночным условиям;
- развитие потенциальных возможностей экономики Кыргызстана в переходный период.
Путь к решению этих задач лежит через:
- обеспечение прав граждан на доступ к образованию;
- обеспечение права выбора форм образования в соответствии со склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья;
- гуманизацию и демократизацию образования.
Современная государственная политика в области образования должна быть направлена на:
- разработку и реализацию общегосударственной стратегии развития образования, адекватной общественным потребностям Кыргызстана;
- определение и осуществление комплекса практических мер, направленных на преодоление кризисных явлений, стабилизацию, реформирование и развитие новых институтов, механизмов и методов;
- интеграцию отечественной высшей школы в международное вузовское пространство, развертывание эффективных интеллектуальных коммуникаций.
Основные направления реформы:
- создание условий для внедрения в учебные заведения разнообразных программ обучения и получения гражданами образования в соответствии с их физическими и материальными возможностями;
- ориентация высшего и профессионального образования к новым условиям экономики и рынку труда;
- введение единых государственных стандартов к содержанию и качеству образования;
- изменение сути общего высшего образования, в частности гуманитарной подготовки, усиление правовой подготовки студентов;
- предоставление высшим и средним учебным заведениям возможности самостоятельно определять содержание профессиональной подготовки применительно к рынку труда и местным условиям;
- обеспечение условий для вхождения в мировую систему образования с обеспечением конвертирования дипломов об образовании и ученых степеней;
- сохранение образовательного уровня населения;
- совершенствование традиционных и инициирование новых педагогических технологий;
- разработка механизмов контроля со стороны Министерства образования и науки за уровнем и качеством образовательных учреждений независимо от форм собственности;
- создание системы непрерывного образования, для которой характерно многообразие типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, степеням и званиям;
- децентрализация и демократизация управления, предоставление самостоятельности вузам, их региональным отделениям в решении стоящих перед ними задач в сфере образования и науки.

Сохранение доступности образования

Приоритетными направлениями являются:
- социальная поддержка детей из многодетных и неблагополучных семей, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов, детей с общей школьной дезадаптацией;
- развитие нормативно-правовой базы, гарантирующей социальную защиту обучающихся в условиях рыночной экономики;
- обеспечение детей, студентов из малообеспеченных семей бесплатным комплектом учебников и учебно-методических пособий, необходимых для реализации образовательных программ в пределах государственного образовательного стандарта;
- введение школьной формы и предусмотрение возможных льгот для детей из малообеспеченных семей;
- создание Фонда поддержки образования, финансируемого за счет привлеченных и внебюджетных средств, средств граждан и юридических лиц;
- сохранение государственного заказа на подготовку специалистов;
- введение кредитов для получения высшего образования.

Повышение качества и эффективности системы образования

1. Изменение форм управления системой образования

Изменение форм управления системой образования предусматривает такие меры, как:
- разработка и внедрение общереспубликанской компьютерной информационной системы управления образованием с координирующим центром при Министерстве образования и науки;
- переход на программно-целевую модель управления образованием, согласование и обеспечение взаимодействия государственной социальной политики;
- расширение и совершенствование практики применения гибких механизмов управления образованием, в частности аттестации педагогических и руководящих работников образования, лицензирование образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
- развитие государственно-общественной формы управления образованием путем привлечения общественности к обсуждению важнейших вопросов образования, создания экспертных советов, поддержка школьного самоуправления и общественных инициатив в области образования;
- совершенствование организационных возможностей и ускорение структурной перестройки;
- переход на многоуровневую систему педагогического образования;
- повышение квалификации административно-управленческого персонала вузов.

2. Улучшение условий жизни и труда работников системы образования

Улучшение условий жизни и труда работников системы образования включает комплекс таких мер, как:
- своевременная выплата заработной платы;
- совершенствование структуры оплаты труда и внесение дополнений и изменений в единую тарифную сетку: инициирование введения региональной надбавки и доплаты работникам образования;
- повышение адресности социальной защиты работников образования путем дифференциации заработной платы по результатам профессиональной деятельности;
- разработка программы подготовки и переподготовки работников системы образования;
- предусматривать в республиканском и местных бюджетах средства на повышение квалификации и переобучение преподавателей вузов;
- выделение земельных участков работникам образования, проживающим в сельской местности и рабочих поселках.

3. Техническое и учебно-методическое оснащение системы образования

Оснащение инфраструктуры образования Кыргызской Республики средствами вычислительной техники, программным обеспечением, компьютерами осуществляется через:
- поэтапную компьютеризацию и техническое переоснащение учебных заведений всех уровней;
- создание и совершенствование системы электронной связи между высшими учебными заведениями в республике и за ее пределами;
- совершенствование информационной системы международного научного обмена и финансирование совместных научно-исследовательских работ (создание двух информационных центров - в городах Бишкек и Ош);
- обеспечение необходимых условий для разработки и издания новых учебных пособий и учебников;
- совершенствование производственной базы для разработки, выпуска и распространения учебников и научной литературы;
- создание условий для издания научных журналов и публикации учеными своих работ;
- совершенствование работы библиотек путем обучения библиотекарей и увеличения финансирования;
- создание научно-исследовательской лаборатории планирования и прогнозирования стратегии образования с целью разработки правовой базы и стратегических проблем образования как структурного подразделения Министерства образования и науки;
- организация производства учебной мебели, классного и лабораторного оборудования;
- введение в систему образования нетрадиционных специальностей, необходимых в новых условиях;
- реформирование учебных планов для отдельных специальностей.

Повышение эффективности финансирования системы образования

Основными направлениями повышения эффективности финансирования образования являются:
- всемерное развитие платных форм обучения и образовательных услуг;
- привлечение международной помощи в виде грантов и кредитов, выработка инвестиционных механизмов;
- разработка механизмов экономии средств и ресурсного сбережения энергоносителей и материалов;
- разработка научно-методических основ для обеспечения постепенного перехода на нормативное финансирование образования;
- разработка потребности в специалистах с высшим образованием на ближайшие годы и долгосрочную перспективу;
- установление льготного налогообложения на образовательные услуги;
- разработка и утверждение соответствующими министерствами (Национальным статистическим комитетом, Министерством финансов, Министерством образования и науки, Министерством культуры и др.) новых форм статистической и бухгалтерской отчетности для полного учета всех источников финансирования (бюджетных, внебюджетных и внешних);
- разработка правовых основ выдачи долгосрочных кредитов студентам и учащимся для получения высшего и среднего специального образования;
- совершенствование нормативной базы, обеспечивающей необходимые условия для функционирования и развития образовательных учреждений различных видов и типов;
- защита сети образовательных учреждений от незаконной приватизации, сохранность основных фондов;
- развитие подсобных хозяйств и других видов коммерческой деятельности;
- создание при Министерстве образования и науки внебюджетного фонда для расширения и внедрения платных образовательных и других услуг.

Задачи совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы

В соответствии с провозглашением 1996 года в Кыргызстане Годом образования и с учетом разработанной Национальной образовательной программы "Билим" подготовить и внести поправки в Законы:
- "Об образовании";
- "О налогах";
- "О пенсионном обеспечении";
- в Гражданский и Уголовный кодексы;
- разработать проекты постановлений Правительства Кыргызской Республики по совершенствованию механизма управления и финансирования образования;
- разработать нормативные акты, регулирующие образовательные отношения Министерства образования и науки, других министерств и ведомств, имеющих в своем ведении образовательные учреждения, входящие в их компетенцию.

Задачи, требующие решения на уровне Правительства

В целях упорядочения экономического и материально-технического обеспечения системы образования необходимо:
- обеспечить экономическую поддержку образовательных учреждений;
- предусмотреть предоставление льготных кредитов образовательным учреждениям, имеющим государственную аккредитацию, предприятиям учебно-технической промышленности и товаропроводящей сети и внести данные поправки в Закон Кыргызской Республики "О налогах";
- установить льготное налогообложение для образовательных учреждений;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в единую тарифную сетку и структуру оплаты труда работников образования. Усилить адресность социальной поддержки обучающихся и работников системы образования;
- наделить более широкими административными и правовыми полномочиями Министерство образования и науки, в частности в роли государственного заказчика на издание учебных пособий и методических материалов. Рекомендуется вывести издательство "Мектеп" из подчинения издательству "Кыргызстан" и разработать жесткий механизм контроля за использованием целевых средств по назначению;
- провести структурную перестройку центрального аппарата Министерства образования и науки, органов управления образования на местах в целях более эффективной работы в соответствии с новыми целями и задачами;
- решить организационные мероприятия по обеспечению первого набора в Кыргызско-Турецкий университет.

Задачи, требующие решения на уровне Министерства образования и науки:

- разработка новых государственных образовательных стандартов с учетом перспектив вхождения в мировое образовательное пространство;
- введение многостандартности и вариативности государственных образовательных стандартов, учитывающих стандарты России, стран СНГ, Европы, Америки и Азии;
- проведение работ по нострификации взаимного признания документов об образовании с зарубежными странами;
- развитие системы обмена студентами, преподавателями, международный обмен учащимися и преподавателями;
- привлечение иностранных студентов для обучения в Кыргызской Республике;
- открытие совместных учебных заведений и филиалов с другими государствами;
- привлечение иностранных грантов и инвестиций, средств международных организаций для инвестирования образования;
- разработка новой системы аттестации оплаты труда преподавательского состава, стимулирующей качество и эффективность обучения;
- совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений всех типов и форм собственности;
- внедрение постоянно действующей системы контроля за уровнем знаний и качеством обучения, соблюдением государственных образовательных стандартов во всех образовательных заведениях вне зависимости от формы собственности;
- улучшение информационного и научного обеспечения образовательных заведений путем укрепления педагогических изданий: "Кутбилим", "Эл Агартуу", "Русский язык в национальной школе", "Наука и техника" и других органов печати.

Задачи, требующие решения на уровне областных администраций и местного самоуправления:

- обеспечение ремонта образовательных учреждений;
- перевод школ на электроотопление;
- содействие Министерству образования и науки в проведении 1-го этапа компьютеризации школ;
- комплектация школ учебной мебелью и оборудованием к новому учебному году;
- обеспечение вновь прибывших учителей жильем и их обустройство.

Стратегия действий в 1996 году

В Год образования следует выполнить следующее:
- завершить строительство 8 школ;
- образовать и обеспечить работу национального центра тестирования;
- провести 1-й этап компьютеризации школ и государственных вузов;
- подготовить документы для начала совместных работ с Турецкой Республикой по нострификации и взаимному признанию дипломов.

Стратегия действий к 2000 году:

- завершить к 2000 году поэтапную компьютеризацию;
- обеспечить к 2000 году перевод всех образовательных учреждений на электроотопление.

Приложение 1

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО в системе образования

Документы и нормативные акты, подготовленные Правительством:
"Об утверждении нормативных актов, регулирующих деятельность высшего образования в Кыргызской Республике" (август, 1993 год);
"Об утверждении положения об учебно-научно-производственном комплексе" (ноябрь, 1994 год);
"Об утверждении положения о порядке передачи несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на усыновление (удочерение)" (ноябрь, 1994 год);
"О Положении о семейных детских домах (приемных семьях)" (декабрь, 1993 год);
"О государственной программе "Здоровая нация" на 1994-2000 годы" (август, 1994 год);
"Вопросы Министерства образования и науки Кыргызской Республики" (январь, 1995 год);
"Об утверждении примерных типовых штатов учреждения образования" (сентябрь, 1995 год);
"О многоуровневой структуре высшего образования в Кыргызской Республике" (август, 1993 год);
"О государственных образовательных стандартах в Кыргызской Республике" (август, 1993 год);
"Об аттестации высших учебных заведений Кыргызской Республики" (август, 1993 год);
"О документах об образовании в Кыргызской Республике" (август, 1993 год);
"О лицензировании образовательных учреждений Кыргызской Республики" (август, 1993 год);
"О государственном высшем учебном заведении Кыргызской Республики" (август, 1993 год);
"О негосударственном высшем учебном заведении Кыргызской Республики" (август, 1993 год);
"О колледже (высшем профессиональном училище) Кыргызской Республики" (август, 1993 год);
Министерством образования и науки Кыргызской Республики разработаны и утверждены следующие основополагающие документы:
- концепция дошкольного образования;
- положение о специальных дошкольных учреждениях для детей с недостатками умственного и физического развития;
- положение о средней общеобразовательной школе;
- положение о гимназии, о лицее;
- положение об аттестации образовательных учреждений;
- положение о негосударственном общеобразовательном учреждении;
- положение о школе-комплексе;
- положение об авторской школе;
- положение о вечерней (сменной) общеобразовательной школе;
- положение о среднем специальном учебном заведении;
- положение о государственных стандартах базового высшего образования;
- классификатор (перечень) направлений базового высшего образования и специальной подготовки специалистов в вузах;
- о факультете высшего учебного заведения;
- об ученом совете вузов;
- о порядке выбора ректоров вузов;
- о порядке перевода, восстановления и отчисления студентов вузов и ссузов;
- о кафедрах высших учебных заведений;
- о курсовых экзаменах и зачетах в вузах;
- о студенческих общежитиях;
- о республиканском студенческом научно-производственном объединении "Студсервис";
- о центре довузовской подготовки в вузах;
- программа аттестации образовательных учреждений;
- об экстернате в вузах;
- положение о компьютерном приеме в вузы и ссузы;
- положение о тестировании;
- положение о лицензировании образовательных учреждений;
- положение о государственном образовательном стандарте "магистерская подготовка";
- программа "Учебная книга";
- положение об аспирантуре и докторантуре и др.

Приложение 2

СРЕДСТВА на образование из международных источников

Государственные расходы на образование с 1993 по 1995 годы составили 1807,38 млн.сомов.
По линии международной гуманитарной помощи с 1992 года Правительством Кыргызстана была достигнута договоренность о строительстве 6 школ, пострадавших в результате землетрясений и оползней.
В 1992 году за счет 40 тыс.долларов США, выделенных Кувейтом, было начато строительство школы на 360 учебных мест в селе Бель-Алды Токтогульского района. Школа была построена и сдана 10 декабря 1993 года.
По линии ПРООН в июле-сентябре 1993 года финансировалось строительство школы на 412 учебных мест в селе Камыш-Башы Уч-Терекского района на сумму 1 млн.долларов. Строительство велось в течение 3 месяцев норвежской строительной фирмой "Блок Ватне". Школа была сдана в эксплуатацию 10 октября 1993 года.
На основании Соглашения от 2 января 1993 года между делегацией Департамента катастроф Швейцарии и Комиссией Правительства Кыргызской Республики по использованию зарубежной помощи Министерство образования и науки Кыргызской Республики вело строительство 2 школ на сумму 200 тыс.долларов США: в селе Уч-Эмчек на 192 учебных мест и в селе Кызыл-Ой Суусамырского района на 220 учебных мест. Школы сданы в эксплуатацию 7 сентября 1994 года.
С 1993 года Министерством образования и науки Кыргызской Республики ведется строительство школ "Толук" и "Совет" в Токтогульском районе за счет финансовых средств Исламского банка развития на сумму 400 тыс. долларов.
Школа "Толук" на 240 учебных мест сдана районному отделу образования 20 октября 1995 года. Строительство школы "Совет" на 360 учебных мест находится в стадии завершения.
В 1995 году Министерством образования и науки Кыргызской Республики был подготовлен проект и общий обзор, представленный на финансирование Правительству Японии по линии безвозмездной помощи на строительство 5 модернизированных школ в Кыргызской Республике. В данное время проект находится на рассмотрении Правительства Японии.

 
Главная Дети и право Указы Президента Кыргызской Республики Основные направления Национальной образовательной программы "Билим"
Что на форуме?

Зайти на форум

Сейчас вы увидите привидение! Дикое, но симпатишное.

Карлсон из Мультфильма «Малыш и Карлсон»
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG