ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Вторник, 25 июля, 2017 Кыргызстан: 08:39:41

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Маша, 7 лет

Это может быть у невесты. Лежит она ночью и думает: "Какое у меня завтра платье будет? Красивое или нет? А главное - какой у меня завтра муж будет?" (Бессонница )
 

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Дети и право Указы Президента Кыргызской Республики Государственная программа комплексного социально-экономического развития города Ош на 2001-2010 годы

Дети должны жить в семье

PDF Печать E-mail
(1 голос, среднее 3.00 из 5)

Утверждена
Указом Президента
Кыргызской Республики
от 17 июля 2001 года N 225

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
комплексного социально-экономического развития
города Ош на 2001-2010 годы

Введение
1. Современное социально-экономическое развитие города
1.1. Природные условия и ресурсы
1.2. Население и трудовые ресурсы
1.3. Промышленность
1.4. Аграрный сектор
1.5. Развитие малого и среднего бизнеса
1.6. Туризм
1.7. Транспорт
1.8. Связь и телекоммуникации
1.9. Жилищно-коммунальное хозяйство
1.10. Капитальное строительство
1.11. Образование, наука и культура
1.12. Здравоохранение
1.13. Рынок труда и занятость
1.14. Социальная защита
1.15. Финансовое состояние
1.16. Обеспечение правопорядка
1.17. Охрана окружающей среды
1.18. Административно-территориальное устройство города
2. Стратегия развития города Ош на 2001-2010 годы
2.1. Промышленность
2.2. Аграрный сектор
2.3. Развитие малого и среднего бизнеса
2.4. Туризм
2.5. Транспорт
2.6. Связь и телекоммуникации
2.7. Жилищно-коммунальное хозяйство
2.8. Капитальное строительство
2.9. Приватизация
2.10. Образование, наука и культура
2.11. Здравоохранение
2.12. Рынок труда и занятость
2.13. Социальная защита
2.14. Укрепление местного бюджета
2.15. Охрана окружающей среды
2.16. Система государственного управления
3. Перевод в 2001-2003 годы в город Ош некоторых министерств и
ведомств
Заключение

Введение

Государственная программа комплексного социально-экономического развития города Ош на 2001-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики А.Акаева от 4 октября 2000 года УП N 277 "О статусе города Ош".
При разработке Программы учтены основные идеи и положения Комплексной основы развития Кыргызской Республики на период до 2010 года, высказанные в ходе ее обсуждения.
В рамках реализации Программы главная задача будет состоять в обеспечении и поддержании экономического роста за счет развития отраслей государственного сектора, основной инфраструктуры и развития частного сектора.
Решение задачи устойчивого экономического развития сосредоточено на таких приоритетах как обеспечение роста промышленности за счет собственных источников роста и привлечения прямых (внешних и внутренних) инвестиций в отдельные предприятия; реализация мероприятий по продвижению экспорта продукции сельского хозяйства, развитие частного сектора, включая поддержку малых и средних частных предприятий.
Мероприятия по улучшению стандартов жизнеобеспечения ориентированы на развитие коммунальных служб, развитие услуг связи и пассажирского транспорта, развитие образования и здравоохранения.
Решение вышеуказанных задач нацелено на обеспечение занятости, развитие услуг по трудоустройству, расширение сети социальной защиты.
В решении задачи создания эффективной системы и демократизации государственного управления основные приоритеты направлены на развитие институциональных возможностей органов местного самоуправления и неправительственных организаций.
При разработке программы учтено, что город Ош является древнейшим городом, вступившим в четвертое тысячелетие своего существования, вторым по величине и значению городом республики. За последние годы доля продукции промышленного производства города сохраняется на уровне 30-35 процента от объема производства области. Относящаяся по административно-территориальному делению к городу Ош Жапалакская сельская управа с одиннадцатью населенными пунктами позволяет вести интенсивное аграрное производство со сбалансированным соотношением продукции животноводства и растениеводства. Город располагает довольно развитой сферой социальных услуг, включая университеты и их филиалы, специализированные образовательные учреждения, театры, филармонию, областными, городскими специализированными и общего назначения клиниками и больницами, достаточно развитой коммуникацией, существенны перспективы для развития туризма.
Дальнейшее развитие города остро нуждается в серьезных и комплексных решениях на правительственном уровне. Достигнутая стабилизация в целом не обеспечила существенного прироста объемов производства продукции и услуг, инвестиций. Несмотря на это, стратегические отрасли промышленности города - легкая, пищевая, машиностроение, утерявшие свои позиции стабильного развития из-за ряда негативных факторов, в последнее время несколько оживились. Однако это не оказало существенного влияния на рост доходов городского бюджета и денежных доходов населения, на улучшение уровня жизни горожан и снижение безработицы. Во многом это объясняется тем, что промышленность города не достигает прежнего уровня развития. Поэтому сфера услуг остается основной частью экономики города. Как и в прошлые века, город является важнейшим коммерческим центром, а его торговый рынок - одним из крупнейших в Центральной Азии. Однако этого явно недостаточно для стабильного развития города, решения все усложняющихся его проблем.
Основные проблемы города:
1. Медленное реформирование, неэффективная работа и необходимость реабилитации большинства предприятий индустриально-производственного комплекса города.
2. Неадекватное финансирование инфраструктуры коммунального хозяйства и транспорта.
Моральный и физический износ сооружений канализации, неэффективность работы сооружений по очистке сточных вод.
Низкая обеспеченность питьевой водой.
3. Крайне низкие финансово-экономические возможности местного бюджета, вследствие формирования бюджета по остаточному принципу.
4. Значительное количество населения нуждается в получении жилья и улучшении жилищных условий
5. Недостаточный уровень занятости.
6. Массовая миграция жителей из других регионов.

1. Современное социально-экономическое
развитие города

1.1. Природные условия и ресурсы

Город Ош расположен на юго-восточной окраине Ферганской долины, у северного подножия Кичик-Алайского хребта. По климатическим условиям город относится к северной окраине субтропического пояса горного Памиро-Алая.
Территория города расположена на суглинистых грунтах. Грунтовые воды залегают на глубине более 5 м от поверхности земли. Почвенный покров представлен обыкновенными и южными сероземами с сухостепной и полупустынной растительностью. На территории города водная система представлена бассейном реки Ак-Буура.

1.2. Население и трудовые ресурсы

По состоянию на 1 января 2000 года в городе проживало 236,2 тыс. человек постоянного населения, в том числе 212 тысяч городского и 24,2 тыс. сельского, населения. По национальному составу 44,4% от общей численности составляет кыргызы, 44,7% - узбеки, 5,4% - русские, 5,5% другие национальности. За последние три года коэффициент естественного прироста населения уменьшается.
Трудовые ресурсы составляют 124,7 тыс. человек, экономически активное население - 84,4 тыс. человек.
На демографическую ситуацию в городе серьезно влияет все усиливающаяся последние годы миграция в город из других регионов. В настоящее время во многих микрорайонах, в частных домах, дачных поселках проживает более 150 тыс. человек, не прописанных официально в городе, но пользующихся городскими услугами. Это усиливает нагрузки на внутригородской транспорт, приводит к трудностям с медицинскими обслуживанием, школьным образованием, обеспечением дошкольными учреждениями, охраной общественного порядка, создает множество других проблем, связанных с реализацией генерального плана застройки города и ряд новых проблем.

1.3. Промышленность

Современная экономика города представлена более 20 отраслями и видами производств, 39 основными комбинатами и предприятиями с преобладающей акционерной формой собственности. Номенклатура промышленной продукции, выпускаемая в значительных объемах, составляет 30-36 наименований.
В 2000 году произведено промышленной продукции в объеме 825,4 млн.сомов (реальный темп роста к 1999 году - 98,8%), доля в объеме области - 31,5%. Стабильную работу в течение года обеспечивали 16 предприятий, простаивали в среднем 13 предприятий в основном из-за отсутствия оборотных средств и недостатка сырьевых ресурсов.
АО "Текстильщик" специализирующееся на выпуске хлопчатобумажной ткани, является основным экспортоориентированным и экономикообразующим предприятием, доля продукции которого составляет свыше 40% в объеме производства отрасли республики. Для переработки хлопка-сырца запущено совместное (Россия-Кипр-Кыргызстан) предприятие: - хлопкозавод - ОсОО "Лима Текс". АО "Ош-Жибек" специализируется на производстве шелковой ткани. Ассортимент выпускаемой продукции переориентирован на производство хлопчатобумажных тканей, ввиду не конкурентоспособности шелковых тканей по стоимости и качеству.
Близость к источникам сырья и обеспеченность местной рабочей силой делают привлекательным совместное производство для иностранных инвесторов с использованием натуральных сырьевых ресурсов: хлопка, тутового шелкопряда, табака, лекарственных трав, фруктов, овощей.
Основная номенклатура ОсОО "Ош-Арагы" ДОсОО "Бакай-Кант" - производство ликеро-водочных изделий.
АО "Ош-Ак-Таш" производит стеновые материалы (кирпич), плитку облицовочную, блоки известняка-ракушечника, керамитовый гравий, работает на местном сырье. Сезонный спрос на продукцию затрудняет сбыт стеновых материалов и доломитовых плит. АО "Ошский ЖБИ - 20" специализируется на выпуске сборных железобетонных конструкций для промышленного и гражданского строительства, гидромелиорации.
АО "Ошский асфальтобетонный завод" занимается производством и укладкой асфальтобетона. Действует АО "Чынар" (мебельная фабрика).
Город является конечной точкой магистрального газопровода Бухара-Андижан. Большой проблемой в развитии газоснабжения остаются малонадежные подземные газопроводы среднего давления диаметром 159-525 мм, построенные в основном в 1967-1968 годах.

1.4. Аграрный сектор

Несмотря на рост сельскохозяйственного производства, его продукция еще не подвергается достаточной переработке с использованием современных технологий, что влияет на его конкурентоспособность.
Одной из наиболее важных причин, которые сдерживают рост аграрного производства является неразвитость агробизнеса, в частности, сектора семян сельскохозяйственной техники, торговли удобрениями, переработки.

1.5. Развитие малого и среднего бизнеса

В городе зарегистрировано 2,4 тыс. малых предприятий, 74 крестьянских и фермерских хозяйств, 235 совместных предприятий с численностью занятых более 15 тыс. человек. За последние два года доля продукции субъектов малого и среднего бизнеса составляет порядка 20-25%, ежегодные темпы прироста - 30-35%. В 2000 году совместными предприятиями произведено продукции на сумму около 32,9 млн.сомов.
За последние годы товарооборот по всем каналам реализации, осуществляемый индивидуальными предпринимателями и коммерческими структурами, возрос в 2 раза, в сфере платных услуг - в 1,5 раза.
Вместе с тем в развитии малого и среднего предпринимательства имеются следующие проблемные вопросы:
- трудности в получении кредитных ресурсов;
- отсутствие механизма работы по передаче пустующих, неиспользуемых площадей и оборудования, а также помещений нежилого фонда субъектам малого и среднего предпринимательства;
- недостаточное использование местных ресурсов и возможностей современных технологий для налаживания производства экспортоориентированных конкурентоспособных товаров и продукции;
- ограниченный опыт работы предпринимателей в условиях конкуренции, отсутствие собственных средств для развития бизнеса

1.6. Туризм

Слабое развитие туризма вызвано неразвитостью материально-технической базы, отсутствием необходимой инфраструктуры. Уровень обеспеченности гостиницами, транспортом, питанием, бытовыми услугами и другими видами обслуживания не только низок, но и становиться фактором убыточности.
Туристическая инфраструктура города представлена 26 различными учреждениями. Указанные объекты характеризуются большой степенью морального и физического износа, низким уровнем комфортности проживания и предоставляемых услуг, отсутствием специально обученного, квалифицированного персонала среднего звена и менеджеров. Часть объектов требует коренной реконструкции и модернизации.

1.7. Транспорт

Общая протяженность автомобильных дорог в черте города составляет 563 км. Регулярные перевозки осуществляются троллейбусным и 22 автотранспортными предприятиями (18 грузовых, 4 пассажирских). Кроме того, перевозкой пассажиров заняты 900 частных и арендуемых транспортных единиц. Техническое состояние ходового парка транспортных предприятий достигло критического уровня, их финансовое положение не позволяет осуществлять обновление автотранспортных и технических средств, вследствие чего выполнение отдельных автобусных маршрутов становится неэффективным и убыточным.
Сегодня остро стоит вопрос о количестве выходящих на линию автобусов большой вместимости. Практически весь троллейбусный парк требует капитального ремонта и обновления (средний срок их эксплуатации превышает 20 лет). Последний капитальный ремонт контактных и кабельных сетей проведен в 1973 году.
Участок железной дороги (протяженностью 12 км) соединяет город с железнодорожной сетью Узбекистана.
Выполняются международные авиарейсы в Алма-Ату, Омск, Москву, Новосибирск, ежемесячно осуществляется до 12 чартерных рейсов в Китай, Индию, Пакистан, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты.

1.8. Связь и телекоммуникации

Городская телекоммуникационная сеть включает в себя 5 подстанций и 3 телефонные станции общей емкостью 41,7 тыс. абонентских линий. Подключено 33,8 тыс. номеров, коэффициент использования емкости не превышает 81,1%.
Вокруг города имеются нетелефонизированные населенные пункты: Учар, Озгор, Жапалак, Тулейкен. Необходимо расширение линейных и станционных сооружении Ошской ГТС.

1.9. Жилищно-коммунальное хозяйство

Основным источником водоснабжения города является река Ак-Буура. Вторым источником водоснабжения является водозабор "Мады", третьим скважины, оборудованные погружными насосами и самотечные дрены. В систему водоснабжения входят также 11 насосных станций 2-го подъема воды и 14 железобетонных резервуаров.
Очистка канализационных стоков производится на очистных сооружениях суммарной производительностью 100 тыс.куб.м в сутки. Обе очереди очистных сооружений запроектированы для работы по методу полной биологической очистки.
Техническое состояние очистных сооружений канализации и канализационных сетей города не отвечает современным требованиям. Протяженность подземных трубопроводов составляет 876 км, из них 200 км отслужили нормативный срок службы, 74 км находятся в аварийном состоянии.
Обеспеченность города питьевой водой составляет около 70%, канализацией - 50%. Основными проблемными вопросами в водоснабжении являются очистка речной воды, обеззараживание подаваемой питьевой воды, изношенность трубопроводов и полное отсутствие учета подаваемой питьевой воды; в водоотведении - изношенность обеззараживающей установки по дезинфекции очищенных стоков, изношенность трубопроводов.
Ошским межрайонным производственным объединением теплоснабжения эксплуатируется в городе 48 котельных, которыми обслуживаются 274 социально-культурных объекта. Актуальным остается вопрос замены изношенного инженерного оборудования, ремонт тепловых сетей.
В городе разрешенных площадок сбора бытового мусора 182, контейнеров 247, что явно недостаточно. Парк спецмашин составляет 43 единицы, в рабочем состоянии 25.
В городе эксплуатируется Ошская ТЭЦ с установленной электрической мощностью 50 тыс.кВт и тепловой мощностью 350,7 Гкал/час. В качестве топливных ресурсов применяются топочный мазут и природный газ, поставляемые из Республики Узбекистан. В отопительный период года резко увеличивается потребление электроэнергии, что влечет сбои и перегруз на системных подстанциях.

1.10. Капитальное строительство

Объем капитальных вложений последние пять лет возрос с 81,2 млн.сомов до 323,5 млн.сомов, объем подрядных работ - с 42,7 млн.сомов до 145,6 млн.сомов, что обусловлено в основном реализацией программы "Ош-3000". При строительстве индивидуальных домов, зданий торгово-бытового назначения, практически приостановлено их обустройство объектами инженерной инфраструктуры, кроме линий электроснабжения, из-за отсутствия средств.
Одной из актуальных проблем капитального строительства остается наличие значительного количества объектов незавершенного строительства. Предпринимаемые меры по реализации этих объектов через Госкомитет по управлению госимуществом и привлечению прямых иностранных инвестиций, их перепрофилирование и реконструкция позволяют лишь сократить количество объектов, но не объемы незавершенного строительства.

1.11. Образование, наука и культура

В городе функционируют 48 общеобразовательных школ (из них 16 - с кыргызским языком обучения, 17 - с узбекским, 4 - с русским), 1 частная школа, 2 кыргызско-турецких лицея. Кроме того, действуют 11 школ-гимназий, лицеи, 3 школы с углубленным обучением иностранного языка, 5 экспериментальных площадок, вспомогательная и 2 школы-интерната. Работают 30 дошкольных учреждений с охватом 3,8 тыс. детей, 3 спортивные школы и Центр детского творчества "Келечек".
Ежегодно количество учащихся возрастает в среднем на 2 тыс. детей, каждая четвертая школа в городе переполнена, 9 школ работают без спортивных залов. На завершение строительства новой школы в микрорайоне "Анар", необходимой для разгрузки школ в микрорайонах Тюлейкен и Западный, где занятия ведутся в 3 смены, необходимо 8 млн.сомов. Школа N 35 в селе Жапалак из-за ветхости и аварийности здания закрыта.
Обеспеченность учебниками общеобразовательных школ составляет всего 86%, из них с кыргызским языком обучения - 72%, русским - 94%, узбекским языком обучения - 92%.
В 47 школах имеется 29 кабинетов информатики, из них лишь 8 кабинетов оснащены компьютерами серии IBM, в остальных школах компьютеры отсутствуют.
В городе действуют 3 высших учебных заведения (университеты), 4 колледжа, 3 филиала и 2 структурных подразделения Московского и республиканских учебных заведений, 3 средних профессиональных учебных заведения. Общая численность студентов по всем видам обучения составляет 51,3 тыс. человек. Функционируют дом культуры, краеведческий музей "Жибек-Жолу", библиотека с 20 филиалами, детская музыкальная школа N 1 им.Чуйкова, музыкальное училище им.Пиязалы.
Наука в городе представлена южным отделением Национальной академии наук Кыргызской Республики в составе четырех академических институтов.

1.12. Здравоохранение

Лечебно-профилактическая сеть города представлена 9 стационарами на 1,1 тыс. коек, где оказывается специализированная стационарная помощь 27 видов. Из стационаров построены по типовому проекту перинатальный центр (217 коек), основные корпуса детской инфекционной больницы (220 коек) и 4 отделения городской клинической больницы. Все остальные стационары размещены в приспособленных помещениях. В стационарах города капремонт не производился с 1990 года, необходим срочный ремонт с заменой отопительной системы и водопроводной сети, частично канализации.
Ошская городская клиническая больница рассчитана на 400 коек и является клинической базой для медицинского факультета Ошского государственного университета, имеет 2 реанимационных отделения.
На протяжении последних 10 лет медицинское оборудование практически не обновлялось. Требует замены мягкий и жесткий инвентарь, пришедший в полную негодность.
Работают 190 коек санаторного типа, Дом ребенка (50 коек), пульмонологический санаторий (90 коек), ДЦВЛ (50 коек). Амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому населению осуществляется 12 многопрофильными поликлиниками, медико-санитарной частью "Строитель", тубдиспансером, 2 стоматологическими поликлиниками и станцией скорой медицинской помощи. На обслуживании каждой из 43 групп семенных врачей числится около 6 тыс. человек.
На станции скорой медицинской помощи работают только 6 машин, остальные 12, из-за их технической непригодности, подлежат списанию. Для обеспечения устойчивого функционирования станции необходимо 20 машин и 2 реанимобиля с аппаратурой.

1.13. Рынок труда и занятость

Процессы на рынке труда в городе Ош характеризуются:
- увеличением высвобождения работников в связи с банкротством и реорганизацией промышленных предприятий. В 2000 году высвобождено 495 чел, из них 242 чел. (49%) обратились в службу занятости;
- увеличением числа занятого населения. За 1999-2000 годы численность занятого населения города увеличилась на 3,6 тыс. чел. (4,4%) и составила 86 тыс. человек. Доля занятых в государственном секторе в общей численности занятого населения сократилась с 61% до 50%. Наряду с этим отмечался интенсивный рост занятости в негосударственном секторе, в малом и среднем бизнесе занято 15 тыс. человек;
- увеличением числа безработных. За период с 1996 по 2000 годы численность официально зарегистрированных безработных увеличилась на 64%. В 2000 году состоит на учете в службе занятости города 2,3 тыс. безработных;
- уровень официально зарегистрированной безработицы на протяжении двух последних лет остается без изменения;
- ростом продолжительности регистрируемой безработицы и увеличением "скрытой" безработицы.

1.14. Социальная защита

В ходе проведенного мониторинга на карту бедности занесено 54,3 тыс. человек. Средний состав семьи составляет 6-7 человек. Почти 84% семей имеют детей до 16 лет, у 13% из них четверо и более детей. В каждой семье в среднем 3 человека трудоспособного возраста, 48% из них заняты в различных сферах экономики, причем половина - это работающие по найму и менее половины - заняты на индивидуальной основе.
По данным последнего исследования бедности 24% семей имеют средний доход в размере не выше 100 сомов на каждого члена семьи, 27% - 100-200 сомов.
В городе действуют 4 центра социальной реабилитации инвалидов и Центр профессиональной подготовки инвалидов.
С целью заполнения социальных паспортов малоимущих семей, позволяющих расширить сведения о социальных категориях и группах населения, нуждающихся в различных видах социальной помощи, на сегодня обследовано свыше 1 тыс. семей или 70% от общего количества семей, получающих материальную поддержку государства.

1.15. Финансовое состояние

Доходная часть бюджета города Ош за 2000 год исполнена на 97,2% или 122,4 млн.сомой. Расходная часть бюджета исполнена на 97,0%, или профинансировано 122,1 млн.сомов. Исполнение расходов бюджета в разрезе разделов составляет: по госуслугам общего назначения - 95,4%, образованию - 94,5%, здравоохранению - 93,7%, культуре - 106,7%, обороне 122,9% и т.д.
Из-за установления низких нормативов отчислений от регулируемых доходов в бюджет города, значительная часть от собираемых налогов и сборов отчисляется в вышестоящие бюджеты. В 2000 году из общей суммы собранных налогов и сборов в сумме 288,2 млн.сомов в бюджет города зачислено всего лишь 28,6 млн.сомов или 9,9%, что приводит к финансированию в недостаточном объеме расходной части.
Недостаточность бюджетных средств привела к накоплению кредиторских задолженностей местного бюджета. В настоящее время кредиторская задолженность бюджетных учреждений города составляет 25,6 млн.сомов, из которых значительную часть составляет задолженность по коммунальным услугам бюджетных учреждений - 15,9 млн.сомов, в том числе за теплоэнергию - 10,9 млн.сомов, воду и канализацию - 3,6 млн.сомов, электроэнергию - 0,5 млн.сомов. Задолженность местного бюджета по содержанию и благоустройству города составляет 8,4 млн.сомов, задолженность бюджетных учреждений города по отчислениям в Социальный фонд за 1994-1996 годы - 3,3 млн.сомов.

1.16. Обеспечение правопорядка

Криминогенная обстановка в городе остается сложной, имеет тенденцию к росту. Только за 2000 год преступность возросла на 13,4%. Удельный вес совершенных на территории города преступлений к числу зарегистрированных по Ошской области составил 51,8%. Отмечается рост тяжких и особо тяжких преступлений. Процесс роста преступлений стимулируется активно осуществляемой миссионерской деятельностью религиозных эмиссаров-активистов и членов зарубежных религиозно-клерикальных организаций, особенно исламского фундаментализма. Криминогенность усиливает транзитное прохождение наркотрафика, приобретающее международное значение. Особого внимания требует уровень материально-технического оснащения городского отдела внутренних дел и внутренних войск МВД дислоцированных в г.Ош.
Остается слабой оснащенность техническими средствами ГАИ (спецтранспорт, радиостанции, дорожно-сигнальная техника, обмундирование). В наличии всего 2 единицы спецтранспорта, обмундирование не обновлялось более 3-х лет.

1.17. Охрана окружающей среды

В городе расположены 26 промышленных объектов, имеющих выбросы вредных веществ в атмосферу и 402 стационарных источников выброса, из них на 198 не предусмотрены пылегазоочистные установки. Ежегодно стационарными источниками выбрасываются в атмосферу порядка 3283 тонн вредных веществ. Объем выбросов токсичных вредных веществ, содержащихся в отработавших газах автотранспорта, составляет порядка 7 тыс.тонн в год.
Основными источниками загрязнения водных объектов наряду с промышленными объектами в значительной степени являются частные домовладения. Большую тревогу вызывает состояние городской водоочистной станции из-за отсутствия перфорированных труб для ремонта фильтров (потребность 12 км). Постоянно ощущается дефицит жидкого хлора для хлорирования питьевой воды.
Хлораторная установка очистных сооружений не работает, жидкий хлор шлангом подается непосредственно в контактный аппарат, что уменьшает эффективность хлорирования и увеличивает расход жидкого хлора. Указанные негативные явления повлияли на снижение уровня очистки сточных вод по БПК до 71%, а по взвешенным веществам - до 67%. Обнаруживаются отдельные очаги нитратного загрязнения.
По результатам исследований на территории города установлено развитие и проявление опасных природных и техногенных процессов и явлений, таких как просадка грунтов, землетрясения, подтопление, сели и паводки, оползни, оврагообразования, камнепады. Процессам подтопления за счет повышения уровня грунтовых вод подвержены микрорайон "Западный", улицы Маджиромтал-1 и Маджиромтал-2.
Почти повсеместно развиты лессовидные суглинки мощностью до 36 м, которые при повышенном уровне влажности свойство просадочности. В микрорайонах "Южный" и "Амир-Тимур" имеют место случаи возникновения трещин в фундаменте жилых домов, вызванные просадками грунтового основания.
На массиве "Сулейман-Тоо" имеется 10 камнепадоопасных участков, угрожающих жилым домам и требующих проведения работ по оборке склонов для уменьшения опасности камнепадов.

1.18. Административно-территориальное устройство города

В административном отношении город Ош с 1939 года является областным центром и городом областного подчинения. За истекший период город значительно разросся как по территории, так и по количеству населения, что в конечном итоге привело к ряду неразрешенных вопросов в административно-территориальном устройстве города.
Так, в течение многих лет остается нерешенным вопрос административно-территориального деления между городом и Кара-Суйским районом. В результате чего отдельные территории района оказались даже в центральной части города. В настоящее время в черте города проживают более 30 тысяч жителей Кара-Суйского района. Кроме того, в микрорайонах, опустевших общежитиях предприятий и учреждений, частных домах и дачных поселках проживают свыше 150 тысяч не прописанных человек. Таким образом, действительное число населения, проживающего и пользующегося постоянными услугами города уже составляет около 400 тысяч человек. Между тем финансирование города по-прежнему исходит из официальных статистических данных численности населения.
Между тем, определение статуса города Ош как южной столицы Кыргызстана предполагает принятие дополнительного комплекса мер но социально-экономическому развитию и реформированию государственного управления города.
В настоящее время создана компетентная комиссия по изучению вопроса об административно-территориальном устройстве между городом Ош и Кара-Суйским районом, которая в соответствии с существующим законодательством при необходимости подготовит необходимые документы и представит их на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики.
Сегодня реализацией задач социально-экономического развития города наряду с мэрией города заняты еще 22 учреждения и организации с функциями и полномочиями государственного управления (из них 2 инспекции, 2 комитета, 5 управлений, 9 отделов, по одному отделению, фонду и агентству). При этом полномочия мэрии города в координации деятельности этих органов государственного управления и повышения ответственности их руководителей и определенной степени оказываются ограниченными, урезанными. Во-первых, руководители этих органов управления по прежнему назначаются и освобождаются соответствующими министерствами, что явно противоречит взятому курсу на децентрализацию власти. Во-вторых, они имеют двойное (вертикальное и горизонтальное) подчинение: и областным структурам, и городской государственной администрации.
Определенные трудности при решении вопросов жизнедеятельности города создает и то, что существенная часть сферы деятельности многих областных структур госуправления сконцентрирована на территории города, между тем город не имеет соответствующих городских структур. Целесообразно было бы создание городских звеньев: центра по стандартизации и метрологии, городской таможни, комитета по управлению государственным имуществом, по охране окружающей среды, комитета по защите и развитию конкуренции и некоторых других.
Эффективное решение комплекса вопросов по дальнейшему развитию города Ош как второй столицы республики зависит от свободного и реального участия граждан в принятии решений и управлении жизнеобеспечением города. Наглядным свидетельством конкретного шага городской государственной администрации по приближению властных и управленческих функций к населению является создание в городе новых организаций общественного самоуправления местных сообществ - десяти территориальных Советов. Положение об этих органах территориального самоуправления утверждено на сессии городского Кенеша. Территориальным Советам в соответствии с Положением и действующим законодательством делегирован ряд функций и полномочий органов городских органов власти и управления. Сегодня территориальные Советы проходят стадию своего становления и истекший период показывает перспективность такого шага, являющегося одним из путей реализации курса на децентрализацию власти и демократизации общества.
Особенно это актуально в связи с принятием Указа Президента Кыргызской Республики от 2 мая 2001 года N 151 "О мерах по повышению роли и ответственности органов территориального самоуправления в Кыргызской Республике".

2. Стратегия развития города Ош на 2001-2010 годы

Город Ош имеет широкие инвестиционные возможности по модернизации, связанные с экономической привлекательностью существующих предприятий и важностью города как регионального центра. Другие инвестиционные возможности связаны с развитой телекоммуникационной системой и наличием квалифицированной и сравнительно дешевой рабочей силы.
Приоритетными отраслями промышленности для будущих инвестиций будут текстильная и швейная отрасли; пищевое и консервное производство; производство электронасосов, алкогольных и безалкогольных напитков; агробизнес, маркетинг, обеспечение сельскохозяйственной техникой. Кроме этого существует много возможностей вложения инвестиций в сферу услуг и туризма.
Наличие в пригородной зоне значительных запасов минерального сырья (уголь, строительное сырье, глины и т.д.) создаст благоприятные условия реанимации промышленности строительных материалов, выпуск кирпича, керамзита, аглопарита, извести, гипса и гипсовых изделий, железобетонных изделий, изделий из природного камня.
Развитие туризма в долгосрочной перспективе предусматривает превращение туризма в приоритетную отрасль экономики за счет расширения притока зарубежных туристов; развитие инфраструктуры на основе разгосударствления и приватизации объектов туризма, курортно-рекреационного, гостинично-ресторанного хозяйств.

2.1. Промышленность

В целях удвоения объема промышленной продукции на предстоящий десятилетний период необходимо проведение первоочередных мер по реальному оздоровлению промышленности путем активного использования механизмов банкротства, совершенствования менеджмента; сокращения числа простаивающих и неработающих предприятий, а также убыточных и низко рентабельных хозяйствующих субъектов.
В частности, необходимо в кратчайшие сроки завершить процедуру банкротства таких безнадежных предприятий, как АО "Тынчтык" и других, простаивающих уже длительное время.
В легкой промышленности привлечение стратегических инвесторов в текстильную отрасль предусматривается через реализацию государственного пакета акций АО "Текстильщик" на основе проведения инвестиционного тендера. В качестве принципиальной основы инвестиционных проектов станет создание вертикально-интегрированных производственных комплексов, имеющих законченный технологический цикл: сырье - переработка - производство конечной продукции по следующим направлениям: хлопок - хлопчатобумажные изделия, шелк - изделия из шелка.
На АО "Текстильщик" (мощность предприятия - переработка более 12 тыс.тонн хлопковолокна, производство 5 тыс.тонн пряжи и 30 млн. погонных метров готовых тканей) требует решения вопрос о выделении из Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий 3 тыс. гектаров земель для выращивания хлопчатника в Ошской и Джалал-Абадской областях. Необходимо расширение ассортимента выпускаемой продукции и освоение производства принципиально новых видов тканей с вложением вискозного волокна до 50 процентов и создание совместного предприятия по выпуску хлопчатобумажных тканей шириной свыше 150 см с законченным технологическим циклом.
Ежегодно предусматривается обновление ассортимента на 15-25%. Следует привлечь инвестиции на техническое перевооружение прядильного производства в 2002-2003 годы - 30 млн.долл., ткацкого производства в 2004-2005 годы - 35 млн.долларов.
На АО "Ош-Жибек" (мощность до 100 тонн шелка сырца в год и 6 млн. погонных метров готовых тканей) необходимо решить вопрос изменения отношений собственности, так как разгосударствление не привело к созданию реального собственника, заинтересованного в эффективной производительной работе предприятия, выпуску конкурентоспособной продукции. Не выправили положение и значительные суммы иностранных кредитов и бюджетных ссуд из-за их неэффективного использования.
Меры по эффективной реализации проекта по созданию высокоурожайных плантаций шелковицы в комплексе с промышленной выкормкой шелкопряда при использовании высокопродуктивной грены китайской и итальянской породы предусматривает закладку запущенных кустовых плантаций шелковицы с использованием аэрозольного увлажнения и капельного орошения на выделенном земельном участке (320 га) в с.Озгор. В настоящее время получена пробная высокопродуктивная грена тутового шелкопряда с длиной разматываемой нити до 1800 метров с использованием наработок АО "Ош-Таш". Далее необходимо приступать к оснащению производства новыми технологиями и оборудованием для комплексной переработки всей массы кокона, так как большая часть производственного оборудования морально устарела, физически изношена и не позволяет выпускать шелковые ткани, соответствующие требованиям рынка.
В угледобывающей отрасли, на АО "Алмалык-Комур" необходимо завершить строительство участка подземных работ на восточном крыле карьерного поля Алмалыкского месторождения, приступить к горным работам на открытом участке Ятаньского месторождения, организовать производство цемента.
В целях снижения стоимости топлива, теплоэнергии и эффективного сжигания в бытовых и коммунально-промышленных топках намечено наладить производство угольных брикетов, что позволит использовать в полном объеме уголь мелкой фракции на разрезе "Алмалык".
В пищевой отрасли намечается модернизация производства хлеба, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий (приобретение упаковочного оборудования и технологической линии) АО "Гул-Азык" с привлечением инвестиций в сумме 30,0 тыс. дол. США.
В перерабатывающей отрасли в 2001 году предусматриваются:
- организация комплексной переработки овощей и фруктов на базе ОсОО "Плодоовощ" за счет привлечения кредита Кыргызской сельскохозяйственной финансовой корпорации в сумме 12,0 млн.сом;
- выпуск хлопкового масла в пластиковых емкостях на базе ОсОО "Лима-Текс" путем привлечения прямых иностранных инвестиций в сумме 45,0 тыс. дол. США.
В пищевой промышленности путем активного поиска изыскать и привлечь инвестиции на приобретение малогабаритных полуавтоматических фасовочно-упаковочных линий и комплектов оборудования и наладить:
- герметическую упаковку продуктов в коробки из ламинированного картона "Пюр-Пак", "Тетра-Рекс" - на АО "Ошмолкомбинат";
- запарку пластиковых стаканчиков крышками из алюминиевой фольги АО "Ошмолкомбинат";
- упаковку в термоусадочную пленку хлебобулочных и кондитерских изделий, мясной продукции на поддонах, конфет - АО "Ош-Нан", АО "Гул-Азык", АО "Келечек";
- разлив растительного масла в пластиковые бутылки (до 3600 л в смену) - ОсОО "Лима-Текс";
- выдув пластиковых бутылок из ПЭТ-преформ - ОсОО "Ош арагы", ОсОО "Бакай кант";
- разработку и производство новых видов водочных изделий на ОсОО "Ош арагы". Для сохранения рабочих мест открывается столярный цех для выполнения заказов.
Предусматривается организовать подсобный цех по получению спирта-сырца, а в дальнейшем спирта-ректификата с постепенным наращиванием их объемов.
Для дальнейшего развития предприятий по производству безалкогольных напитков с использованием экологической тары путем привлечения инвестиций необходимо создать производство стеклотары, отвечающей мировым стандартам. Имеются возможности совместного бизнеса по организации производства экологически чистых продуктов питания с целью экспорта их в страны-инвесторы.
В табачной отрасли в 2001 году намечается строительство Ошского филиала сигаретной фабрики АО "Реемстма-Кыргызстан" с привлечением прямых иностранных инвестиции в сумме 3 млн. долл. США, а также выпуск табачных изделий ОсОО "Ислам" за счет собственных средств фирмы мощностью 3,0 млрд. единиц в год.
В промышленности строительных материалов необходимо шире использовать возможности организации тендеров на поставку и использование местных строительных материалов для строительства дорог, объектов энергетики, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры.
Для дальнейшего развития машиностроительной отрасли необходима реструктуризация кредиторской задолженности АО "Ошский машзавод", привлечение инвестиций через инвестиционный тендер на ОсОО "Ошский насосный завод".
В связи с неудовлетворительным уровнем водоснабжения населения города качественной питьевой водой запланировано бурение гидрогеологических скважин для изучения ресурсов пресных подземных вод в пределах городской агломерации.

2.2. Аграрный сектор

Целью развития аграрного сектора остается обеспечение населения производством необходимых объемов базовых продовольственных товаров, обеспечение занятости большинства населения, проживающего в сельской местности на окраинах города.
Развитие и рост сельскохозяйственного производства будет достигнут за счет создания системы регистрации земли и недвижимого имущества, земельного кадастра, развития и укрепления финансовых учреждений, основанных на участии населения: различные схемы микрокредитования, кредитные союзы. Будут приняты меры по восстановлению ирригационной системы.
Предполагаемый объем кредитного портфеля Кыргызской сельскохозяйственной финансовой корпорации на кредитование предприятий агробизнеса, торговли, крестьянских и фермерских хозяйств, составит 202,5 млн.сомов.

2.3. Развитие малого и среднего бизнеса

Конкретными мероприятиями по развитию предпринимательства в сфере промышленности предусмотрено расширение производства:
- швейных и трикотажных изделий, обуви, сувенирных керамических изделий, фурнитуры;
- хирургического шовного материала (шелка, кетгута);
- лечебных масел, различных видов лечебного чая, концентратов из лекарственных растений (меликтип, катацин, глюкан).
В перспективе будет расширяться производство по выпуску жидких и сухих биопрепаратов.
В сфере торговли и услуг для расширения и улучшения сервиса предусмотрено развитие и строительство торгово-бытовых, культурно-развлекательных, гостиничных комплексов за счет собственных средств предпринимателей.
При содействии Финансовой компании по поддержке и развитию кредитных союзов планируется открытие порядка 20 кредитных союзов. На поддержку действующих кредитных союзов в 2001-2010 годы предусмотрено направить 30,0 млн.сом.

2.4. Туризм

Развитие туризма в долгосрочной перспективе предусматривает превращение туризма в приоритетную отрасль экономики города за счет расширения притока зарубежных туристов, развития инфраструктуры на основе разгосударствления и приватизации объектов туризма, курортно-рекреационного, гостинично-ресторанного хозяйств, а также подъем на качественный уровень состояния материально-технической базы туризма в городе для обеспечения потребностей в отдыхе населения города и республики, граждан других государств СНГ и иностранных туристов.
Конкретными мероприятиями в долгосрочной перспективе предусмотрена организация туристического форума, ежегодных международных туристических ярмарок "Город Ош на Великом Шелковом пути", создание туристического рекламно-информационного центра, организация постоянно действующего юрточного городка у подножья Сулайман-Тоо, создание информационно-аналитической и справочной базы, сотрудничество с международными организациями - ПРООН, ЮНЕСКО в совместной работе над программой развития туризма на Великом Шелковом пути.
На первом этапе реализации Программы развития туризма предусматриваются: изыскание возможностей местных капвложений в развитие туризма, ведение поиска иностранных инвесторов, создание базы для издательской деятельности рекламной продукции, компьютеризация отрасли туризма.
На втором этапе - 2002-2005 годы за счет инвестиций будут произведены реконструкция, модернизация, строительство основных туристических объектов, предприятий туристической инфраструктуры, заключение договоров о сотрудничестве с иностранными и межгосударственными туристическими организациями об открытии представительств.
На третьем этапе - 2005-2010 годы: формирование базы туристской инфраструктуры с учетом возможностей административных ведомств, развитие частных структур в области туризма.

2.5. Транспорт

Развитие транспортной инфраструктуры города предусматривает предоставление доступных услуг населению, обеспечение безопасности на дорогах. Основными направлениями предусматриваются повышение эффективности работ специализированных автопредприятий, формирование активного собственника, развития рынка транспортных услуг, капитала и рабочей силы, создание для этого необходимых экономических, правовых и организационных предпосылок. Со стороны, городской госадминистрации необходимо внедрить и усилить процедуры контроля оказываемых транспортных услуг, исполнения, регулярности движении, качества обслуживания, пассажиров, экипировки подвижного состава, состояния остановочных и конечных пунктов.
В связи с увеличением численности жителей микрорайонов Керме-Тоо, Тулейкен, Сулайман-Тоо, Анар, Ак-Тилек, где проживает более 25 тыс. человек, необходимо оптимизировать транспортное сообщение данных микрорайонов с центральной частью города.
Для разгрузки пассажиропотока в городе, его основных транспортных магистралей, в сети мини-рынков необходимо снизить транспортный и пассажиропоток в районе центрального городского рынка, где пропускная способность основных транспортных магистралей города исчерпана, в частности, на пересечении улиц Кыргызстана и Навои создаются транспортные и пешеходные "пробки". Поэтому необходимо строительство подземного и надземного пешеходного перехода. Необходимо проектирование и строительство еще одного транспортного моста через реки Ак-Буура с целью уменьшения транспортного потока по ул.Навои.

2.6. Связь и телекоммуникации

В плане конкретных мероприятий по развитию связи и телекоммуникаций предусмотрено расширение линейных и станционных сооружений телефонной сети в центре города на 5,0 тыс. номеров; установка аппаратуры радиодоступа на 5,0 тыс. абонентов для телефонизации жилищных массивов, новостроек и пригородных населенных пунктов (Учар, Озгор, Жапалак, Тулейкан); телефонизация жилмассива "Ак-Тилек".

2.7. Жилищно-коммунальное хозяйство

Предлагается расширить перевод электрических сетей на более высокие ступени напряжения для уменьшения потерь электроэнергии с параллельным увеличением мощностей трансформаторных подстанций, шире внедрять на потребительских подстанциях коммутационные и защитные аппараты, приборы учета для выведения и контроля баланса электроэнергии, разрабатывать и заключать договора с частными потребителями об отпуске электроэнергии.
Использовать последние достижения науки в области электро- и теплоэнергетики, в частности, внедрять приборы с ограниченной системой отпуска электроэнергии потребителям, разработанные местными научными работниками. В целях управления и оперативного контроля состояния работы энергосистемы города необходимо внедрить современные отраслевые информационно-измерительные системы.

2.8. Капитальное строительство

В городе Ош необходимо акцентировать внимание на завершение замороженных объектов, реконструкцию и капитальный ремонт существующих жилых, общественных, административных, других зданий и сооружений. Должен быть сделан акцепт на небольшие объекты с использованием альтернативных источников энергии для тепло-, водоснабжения.
В городе капитальное строительство в ближайшие годы будет осуществляться согласно новому генеральному плану. Градостроительная политика предполагает развитие районов индивидуальной застройки, многоэтажного жилья, транспортной развязки, объектов социальной сферы, промышленной зоны и других направлений с учетом новых требований рыночной экономики, таких как приоритетное развитие объектов малого и среднего бизнеса, индустрии туризма, альтернативных источников энергоснабжения, объектов водоснабжения и водоотведения.
Первоочередными задачами являются:
- уменьшение объемов незавершенного строительства, на завершение которого необходимо 3,5 млрд.сомов, за счет приватизации и разгосударствления, перепрофилирования и реконструкции;
- строительство объектов водоснабжения и водоотведения, т.к. обеспеченность составляет 65% и 15%, соответственно;
- решение жилищной проблемы, т.к. дефицит жилья составляет на сегодня 180 тыс.кв. метров, к 2010 году при нынешней тенденции увеличения численности населения потребность достигнет 1,5 млн.кв. метров жилья;
- решение транспортной инфраструктуры.
При этом, учитывая имеющуюся тенденцию инвестиционной активности, уменьшение объемов государственных капитальных вложений по республике, необходимо улучшить условия по привлечению инвестиций населения, долгосрочных кредитов банков и иных финансовых структур, грантов и других средств для строительства в целом.
Принимая во внимание уменьшение свободных земель на территории города, необходимо завершить, разработку градостроительного Кадастра земель в целях их рационального использования под капитальное строительство в городе.

2.9. Приватизация

Государственная политика в области приватизации государственной собственности будет ориентирована по следующим направлениям:
- повышении эффективности производства и использования активов;
- укрепление института частной собственности;
- стимулирование развития малого и среднего предпринимательства;
- содействие развитию и эффективному функционированию рынка ценных бумаг;
- создание условий для развития рынка недвижимости;
- привлечение отечественных и иностранных инвестиций;
- расширение доступа предприятий к капиталу и передовому научно-техническому и управленческому опыту;
- совершенствование корпоративного управления.
Основными направлениями развития частного сектора в городе Ош являются:
1) приватизация объектов государственной собственности, предусмотренных Программой приватизации на 2001-2003 годы;
2) передача субъектам малого и среднего предпринимательства простаивающих и неиспользуемых площадей, помещений, оборудования;
3) реструктуризация убыточных предприятий, создание на их основе жизнеспособных хозяйствующих субъектов, снижения производственных издержек, ликвидации нерентабельных видов деятельности.
В проекте Программы приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике на 2001-2003 годы по городу Ош подлежат приватизации 18 объектов.

2.10. Образование, наука и культура

Основными направлениями развития образования до 2010 года являются дальнейшее развитие многообразия, углубления, дифференциации и индивидуализации обучения; широкое внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, развитие платных форм обучения и оказания других образовательных услуг и, прежде всего, укрепление материально-технической базы образования.
Кроме того, путем улучшения инфраструктуры сектора образования, таким как ремонт школ, закупка оборудования, выпуск учебных материалов, рационализации существующей системы потребительских взносов, усиления участия частного сектора и образования требуется обеспечить доступность и улучшить качество образования для 68,6 тыс. учащихся (61 школа) к 2010 году.
Для детей дошкольного возраста в рамках программы "Жеткинчек" намечено увеличение сети социальной помощи для детей из малообеспеченных семей. Будет внедрена стандартизированная система оценок, предусматривающая предоставление скидок учащимся по оплате различных видов услуг, включая питание и учебники.
Повышение эффективности подготовки специалистов с учетом потребности рынка труда предусматривает создание Центров обучения предпринимательству, а также информационной системы о возможностях обучения в системе профтехобразования. Создание информационной системы позволит увеличить число обучаемых и, в последующем, трудоустроенных граждан.
Главной задачей южного отделения Национальной академии наук республики является получение новых знаний и использование их для проведения прикладных исследований и разработок в интересах общества и сохранения природы региона, повышение его интеллектуального потенциала, подготовка высококвалифицированных научных кадров для приоритетных направлений социально-экономического и политического развития г.Ош. В этих целях усилить взаимодействия академической, вузовской и отраслевой наук.

2.11. Здравоохранение

В области здравоохранения основные усилия необходимо сосредоточить на улучшении медицинского обслуживания, организации вакцинации населения против опасных инфекционных заболеваний, проведение профилактических работ по планированию семьи, борьбе с туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями. Необходимо также обеспечить порядок распределения гуманитарной помощи, добиться достижения сбалансированного питания, усиления контроля за снабжением населения качественной питьевой водой.
Одним из важнейших направлений реформирования здравоохранения является реструктуризация системы предоставления медицинских услуг в городе Ош.
Необходимо обеспечить:
- снижение показателен младенческой и материнской смертности, улучшение демографических показателей;
- снижении уровня заболеваемости туберкулезом, бруцеллезом, кожно-венерическими болезнями, алкоголизмом, наркоманией, гепатитом и инвалидности населения;
- укрепление базы фельдшерско-акушерских пунктов в селах Жапалакской сельской управы, обеспечение их необходимым оборудованием;
- увеличение доли производства продуктов детского питания (пастообразные добавки, детские консервы);
- повышение квалификации медицинских работников;
- усиление работы по ранней диагностике заболеваний с учетом эпидемиологических и демографических характеристик населения;
- совершенствование работы санитарно-эпидемиологических служб;
- открытие в городе Ош филиала национального Центра кардиологии и терапии под названием "Южный центр кардиологии и терапии".

2.12. Рынок труда и занятость

Обеспечение эффективной занятости населения, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда будет проводиться по следующим направлениям:
- дальнейшего развития системы обучения и переобучения безработных, поддержка опережающего обучения персоналов, находящегося под риском увольнения;
- расширение видов общественных работ, создание условий для их организации и проведения финансирования;
- стимулирование развития малого предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, оказание им финансовой помощи по линии микрокредитования, организация безработных граждан в "кредитные союзы";
- поэтапное осуществление мер по смягчению социальных последствий долговременной безработицы;
- расширение занятости отдельных социальных групп населения, как молодежи, женщин и инвалидов;
- расширение масштабов занятости в неформальном секторе экономики путем обеспечения государственного контроля соблюдения трудового законодательства в этой сфере.
Ежегодно прогнозируется создание порядка 3,0 тыс. новых рабочих мест.
Снижение роста женской безработицы предусматривается путем:
- содействия в развитии производств, где применяется труд женщин;
- расширения практики надомной работы и возрождения народных ремесел;
- сохранения и создания женских рабочих мест за счет оказания финансовой помощи работодателям (чек на рабочее место);
- содействия в реализации женских проектов за счет иностранных инвестиций и микрокредитования.
В принятом постановлении Правительства Кыргызской Республики от 3 июля 2000 года N 392 "О Программе мероприятий по реализации Концепции государственной и миграционной политики Кыргызской Республики" предусмотрен комплекс мер, препятствующих стихийному массовому притоку населения в областные центры, с учетом уровня и масштабов социально-экономического развития, демографической ситуации и состояния рынков труда регионов, создание механизмов экономического стимулирования и формировании рациональной системы расселения населения и ограничения роста крупных городов.

2.13. Социальная защита

Основной целью реализации программы по социальной защите населения является обеспечение максимально возможного смягчения негативных последствий снижения уровня жизни наименее защищенных категорий граждан, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного гарантированного минимального уровня потребления путем оказания им социальной помощи в различных формах, создания необходимых условий и возможностей для самообеспечения, реализации собственного потенциала.
Необходимо развивать новые виды социальных услуг, таких как дома дневного пребывания для одиноких лиц престарелого возраста, создание муниципальных аптек, точек бытового обслуживания, розничной торговли и общественного питания.
Основными задачами социальной защиты населения в долгосрочной перспективе являются:
- обеспечение современной выплаты государственных пособий и льгот, сокращение имеющейся задолженности по их выплате;
- повышение эффективности адресной социальной защиты населения путем введения социальных паспортов;
- упорядочение и обеспечение адресности действующих льгот и гарантий;
- совершенствование механизма социальной защиты малообеспеченных слоев населения в условиях повышения тарифов на энергоносители;
- осуществление контроля за деятельностью домов интернатов, оказание социальных услуг.

2.14. Укрепление местного бюджета

Для достижения роста доходной части бюджета, улучшения администрирования налогов, создания одинаковых условий для всех хозяйствующих субъектов следует:
- изменить действующую систему финансовых взаимоотношений между городом и вышестоящими органами, осуществлять формирование бюджета и доводить его контрольные цифры на уровень Министерства финансов Кыргызской Республики, определить и утвердить нормативы отчислений от общегосударственных регулирующих налогов - на уровне Жогорку Кенеша;
- в целях обеспечения полноты сбора налогов ужесточить контроль соблюдения налогового законодательства, повысить качество документальных проверок и обеспечить полное взыскание в бюджет выявленных сокрытых сумм налогов, финансовых и штрафных санкций;
- активизировать работу по сокращению сумм дебиторской задолженности, остатков готовой продукции на складах ведущих промышленных предприятий города;
- усилить контроль администрирования местных налогов и сборов, обеспечить в максимальной форме охват налогооблагаемой базы налога за оказание платных услуг и с розничных продаж;
- предпринимать дальнейшее расширение патентной формы оплаты за право ведения предпринимательской деятельности;
- прекратить практику нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, а также исключить факты хищения государственной собственности;
- повсеместно в бюджетных учреждениях города установить приборы учета теплоэнергии, электроэнергии и воды;
- в целях обеспечения экономного использования предусмотренных средств на благоустройство и содержание города провести реорганизацию системы управления и финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
- совершенствовать структуры органов управления с целью минимизации затрат на их содержание; определить оптимальную численность работников.

2.15. Охрана окружающей среды

В рамках проекта Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов до 2010 года предусмотрено проведение в городе комплекса природоохранных мероприятий: реконструкция водопроводных станций, строительство и восстановление водопроводной сети, реконструкция канализационного коллектора, ввод в действие дополнительных мощностей для полного прекращения сброса неочищенных сточных вод.
В целях уменьшения ущерба и снижения опасности при землетрясениях необходимо проведение инвентаризации несейсмостойких зданий, жилых построек и опасных объектов; контроль качества возводимого жилья; мониторинг сейсмообстановки, прогноз места, силы и времени землетрясения.
Для предотвращения затопления территории города во время паводков и селей необходимо проводить мероприятия по укреплению и защите берегов реки, очистке и углублению русла, реконструкции пешеходных и автомобильных мостов. Требуется периодическая расчистка и укрепление берегов оросительных каналов. Для уменьшения негативного воздействия процесса подтопления не рекомендуется строить жилые дома, производственные здания на участках, подверженных процессу подтопления.
В последнее время варварски растаскивается грунтовая основа р.Ак-Буура, то есть бесконтрольно вывозится камень, песок, щебень и пр., что может принести к экологической катастрофе. Соответствующим службам города необходимо навести порядок в решении этой проблемы.
Из опасных природных процессов можно отметить места подтопления грунтовыми водами на участках Гульбахор, Тееке, Керме-Тоо, Кенеш от Нанапского водохранилища. В связи с этим идет замачивание подвальной подпольной части зданий, от чего здания дают просадку, появились трещины в фундаментах и несущих стенах.

2.16. Система государственного управления

Происходящие в обществе коренные преобразования политической и социально-экономической жизни требуют соответствующих изменений в системе государственного управления, в том числе и местного самоуправления. Реформа местных органов власти будет включать:
- усиление суверенитета местных органов власти и их подотчетность;
- реформу управления для гарантии эффективности работы местных органов власти;
- реформу финансирования деятельности местных органов власти.
Полная реформа местных органов власти предполагает наряду с расширением их возможностей и усиление их ответственности за положением дел на отведенной территории.
Принятый Указ Президента Кыргызской Республики от 4 октября 2000 года N 277 "О статусе города Ош" имеет для города особую значимость. Город всегда имел особое значение в общественно-политической, экономической и научно-культурной жизни не только области, но и республики, что особенно возрастает в связи с поставленной Президентом республики задачей: "Осуществить план мероприятий по превращению города Ош во вторую столицу Кыргызстана". Определение города Ош местом расположения южной резиденции Президента Кыргызской Республики, перевод в город Ош отдельных министерств и ведомств еще более повышает роль и значение города Ош, его общественно-политический, экономический и научно-культурный потенциал.
В целях придания городу Ош современной формы правления, Указом Президента Кыргызской Республики N 153 от 2 мая 2001 года "Об основах организации местного самоуправления в городах областного подчинения в Кыргызской Республике" город Ош переведен на местное самоуправление. Правительством Кыргызской Республики предусматривается формирование коммунальной собственности городов областного подчинения, определения перечня делегируемых полномочий города, изменение структуры органов управления, вопросы финансирования мероприятий, связанных с переводом города на принципы самоуправления.
Требуется дальнейшее совершенствование системы административного управления города в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики "О мерах по повышению роли и ответственности органов территориального общественного самоуправления в Кыргызской Республике". Правительство Кыргызской Республики поддерживает принятый местным самоуправлением города курс по созданию территориальных Советов.
В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 2 мая 2001 года "О мерах по повышению роли и ответственности органов территориального общественного самоуправления в Кыргызской Республике" и рекомендациями Комиссии по поддержке реформы местного самоуправления при Президенте Кыргызской Республики, Конгресса местных сообществ Кыргызской Республики Правительством Кыргызской Республики будут приняты нижеследующие положения:
- об органах территориального самоуправления в Кыргызской Республике;
- об утверждении перечня вопросов развития территорий, обязательных для предварительного согласования с органами территориального общественного самоуправления;
- о мерах по повышению материальной и моральной заинтересованности работников и активистов органов территориального общественного самоуправления.
И, самое главное, - необходимо основательно пересмотреть вопросы финансирования, формирования городского бюджета путем расширения прав и возможностей городской государственной администрации.

3. Перевод в 2001-2003 годы в город Ош
некоторых министерств и ведомств

Министерством внешней торговли и промышленности Кыргызской Республики создано Главное управление промышленности и торговли южного региона. В целях координации промышленной и внешнеторговой политики в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях, а также структурных подразделений АО "Кыргызкомур" Баткенского хозрасчетного отделения по нефтегазу, южного отделения газотехнического обслуживания АО "Кыргызгаз", Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской ПЭС включены в структуру по 1 единице за счет штатной численности облгосадминистраций.
Министерством сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики решен вопрос о переводе и размещении республиканской хлопковой семенной инспекции на территории юга республики. Прорабатывается вопрос о целесообразности открытия в городе регионального управления перерабатывающей отрасли. Государственным комитетом Кыргызской Республики по управлению государственным имуществом и привлечению прямых инвестиций решается вопрос о переводе дирекции Государственной акционерной корпорации "Кыргызтамекиси" в город Ош.
В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 апреля 2001 года N 167 "О некоторых вопросах, связанных с реализацией Указа Президента Кыргызской Республики "О статусе города Ош" от 4 октября 2000 года" местом расположения Министерств экологии и чрезвычайных ситуации Кыргызской Республики (включая Департамент развития лесного хозяйства), Государственной комиссии по делам религии установлен город Ош.
Государственной комиссией при Правительстве Кыргызской Республики по делам религии в связи с активизацией незаконной деятельности на юге республики различных религиозных групп и организаций ведется согласительная работа с Советом Улемов по переводу в город Духовного управления мусульман Кыргызстана.
Министерство обороны Кыргызской Республики в установленном законодательством порядке инициировало вопрос о передислокации Главного управления пограничной охраны.

Заключение

Местное инвестирование в мелкие предприятия.
Экономическая либерализация создает много новых возможностей для развития малого бизнеса. Значительные инвестиции в такие предприятия придут от самих предпринимателей, причем через неформальные каналы кредитования.
Местное инвестирование в средние и крупные предприятия.
Ожидается, что основная часть инвестиций в средние и крупные предприятия поступит либо от местных инвесторов, либо через предприятия, занимающие средства в финансовом секторе.
Инвестиции государственного сектора будут в основном служить целям финансового обеспечения важнейших услуг в сферах:
- образование и здравоохранение;
-коммунальное хозяйство, включая водоснабжение;
- инфраструктура, в том числе дороги, телекоммуникации;
- научные исследования, нацеленные на расширение и развитие рынков.
Государственные инвестиции в секторе социальных услуг будут направляться для поддержки, реформ образования и системы здравоохранения, восстановление эксплуатационных служб и обеспечение критически необходимого оборудования и поставок.
Перед городом стоит задача реформировать и поддержать существенные социальные службы в течение периода крайнего ограничения бюджета. Меры для достижения этого будут включать: 1) защиту бюджетных ассигнований; 2) гарантирование большей эффективности работы; 3) содействие вовлечению частного сектора в оказание услуг; 4) получение дополнительного финансирования для обеспечения критических поставок.
В здравоохранении и образовании сохраняется потребность в финансировании критических поставок, необходимых для поддержки и реформирования услуг, но которые не могут быть профинансированы из текущих уровней периодического обеспечения расходов. Для закупки основных лекарств и медицинского оборудования и для закупки материалов и учебников для поддержки реформы учебных планов в образовании потребуется помощь из источников гуманитарной помощи.
Реформа местных органов власти будет включать:
1) политическую реформу для усиления автономии местных властей и подотчетности;
2) реформу управления для гарантирования эффективной работы местных властей;
3) процедурную реформу, цель которой совершенствование финансовых процедур.

 
Главная Дети и право Указы Президента Кыргызской Республики Государственная программа комплексного социально-экономического развития города Ош на 2001-2010 годы
Что на форуме?

Зайти на форум

Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.

Пьер Огюстен Карон Бомарше
 
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG