ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Среда, 16 августа, 2017 Кыргызстан: 23:25:02

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Алиса, 5 лет

Мама, папа и Алиса ужинают. Играет музыка, солист группы «Звери» поет: «ты любишь конфеты и секс до утра, но дело не в этом...». И Алиса так спокойно и серьезно спрашивает: «Пап,а ты тоже, когда меня не было, с мамой когда встречался, все время ей конфеты приносил?».

Папа: - Конечно, приносил.

Алиса: - И секс до утра вы тоже делали?

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Дети и право Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления КР Постановление Бишкекского горкенеша от 10 октября 2001 года N 85

Дети должны жить в семье

PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

г.Бишкек
от 10 октября 2001 года N 85

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БИШКЕКСКОГО ГОРОДСКОГО КЕНЕША ДЕПУТАТОВ
О состоянии дошкольного образования в городе Бишкек

Дошкольные учреждения являются первой ступенью непрерывной системы образования и осуществляют подготовку детей к школе. Их задачами являются: обеспечение воспитания, обучения, ухода и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
В настоящее время в городе функционирует 74 бюджетных дошкольных учреждения и 15 ведомственных, в которых воспитываются 14100 детей (12483 и 1617 ребенка соответственно).
Существуют различные типы муниципальных дошкольных учреждений:
- дошкольные учреждения, предоставляющие образовательные услуги на уровне государственного стандарта;
- общеразвивающие детские сады, с различной специализацией (художественно-эстетическая, физическая, интеллектуальная и т.д.);
- компенсирующие детские сады, осуществляющие коррекцию физического и психического развития детей (зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, в том числе незначительные нарушения осанки, плоскостопия и др.);
- дошкольные учреждения, осуществляющие профилактические и оздоровительные процедуры;
- комбинированные учреждения (всех предыдущих типов);
- учреждения, обеспечивающие образовательные услуги, превышающие государственный образовательный стандарт (прогимназия, школы при гимназиях).
Педагогические коллективы дошкольных учреждений обеспечивают образовательный процесс и повышают его качество.
Вместе с тем, имеется ряд проблем и недостатков. В частности, недостаточны меры по охране здоровья детей, уровню охвата вакцинацией, обеспечении дошкольных учреждений шприцами и медикаментами. Несмотря на решение постановления Бишкекского городского Кенеша депутатов N 54 от 23.01.2001 г. "Об утверждении бюджета города Бишкек на 2001 год", где шла речь об увеличении средств на питание детей, тем не менее, оно не улучшилось. В I квартале 2001 года в дошкольные учреждения города не было поступлений мяса, сливочного масла. В то же время много фактов образования большого сверхнормативного запаса крупы, муки и других видов продуктов. Молоко и сахар завозились с перебоями и в недостаточном количестве. Не решен должным образом вопрос транспортировки продуктов в дошкольные учреждения. В результате чего, детские сады, особенно расположенные в новостройках, длительное время не получают (до 3-х месяцев) необходимые продукты.
Зафиксировано систематическое нарушение стоимости оплаты питания детей. При плановой норме 18 сомов в день, фактическое питание составляет 14 сомов 75 тыйын или расхождение (недокормление) составляет 3,25 сомов. За 8 месяцев 2001 года детей недокормили на 3792,9 тыс.сомов.
Осмотр технологического оборудования в дошкольных учреждениях города показал, что оно находится в состоянии крайнего износа. Средства на их ремонт не предусматривались в бюджете в течение последних 10 лет.
Проведение капитального ремонта дошкольных учреждений из-за несвоевременного финансирования не проводится в установленные сроки. Не отработана методика формирования Титульного списка на ремонтные работы. В 2001 году Титульные списки капитального ремонта в нарушение постановления Бишкекского городского Кенеша депутатов N 54 от 23.01.01 г. "Об утверждении бюджета г.Бишкек на 2001 год", были не согласованы с постоянной комиссией городского Кенеша по образованию.
Имеется неоправданная практика передачи дошкольных учреждений различным организациям, учреждениям и частным лицам. За 8 лет в городе продано и перепрофилировано 117 дошкольных учреждений.
Для дошкольных учреждений тендер проводится в части приобретения питания и закупки строительных работ. Анализ имеющихся материалов показывает, что имеет место серьезные нарушения в работе с тендерами, что требует срочного приведения их в соответствие с законодательством.
В целях улучшения дошкольного образования в г.Бишкек и устранения недостатков, Бишкекский городской Кенеш депутатов постановляет:
1. Информацию рабочей комиссии по подготовке вопроса "О состоянии дошкольного образования в городе Бишкек" принять к сведению (информация прилагается).
2. Мэрии г.Бишкек (Керимкулов М.Т.):
2.1. Рассмотреть персональную ответственность руководителей районных администраций (Айтмурзаев Н.Т., Журавлев О.В., Какеев Б.А., Олейниченко А.П.), районных финансовых отделов (Рузиева Х.Х., Салыкбаев 3., Укушева С.Э., Чаланбаева А.Ч.), Отдела образования при мэрии г.Бишкек (Соромбаева Р.И.), районных Центров образования (Акматова А.Т., Иманканова Г.Щ., Мягкая Н.В., Терещенко Г.И.) за несвоевременное финансирование защищенных статей и плохую организацию питания дошкольных учреждений и принять конкретные меры по фактам нарушений.
2.2. Определить законность образования и передачи долга бывшего Департамента образования при мэрии районным Центрам образования и дать оценку действиям районных администраций и соответствующих служб и подразделений.
2.3. Изучить и прекратить практику изъятия зданий детских дошкольных учреждений города. В случаях нарушения действующего законодательства Кыргызской Республики принять меры по их устранению.
2.4. Ходатайствовать перед Правительством Кыргызской Республики о дальнейшей передаче в коммунальную собственность города дошкольных учреждений, находящихся на балансе ряда предприятий, организаций различных ведомств, которые в настоящее время не используются, пустуют или выставлены на продажу.
2.5. Устранить нарушения допущенные при формировании Титульного списка капитального ремонта дошкольных учреждений в соответствии с постановлением Бишкекского городского Кенеша депутатов N 54 от 23.01.2001 г. "Об утверждении бюджета города Бишкек на 2001 год".
2.6. Информацию о проделанной работе по выполнению данного постановления предоставить в Бишкекский городской Кенеш депутатов к 25.12.2001 г.
3. Работу Отдела образования при мэрии г.Бишкек (Соромбаева Р.И.) и районных Центров образования (Акматова А.Т., Иманканова Г.Щ., Мягкая Н.В, Терешенко Г.И.) в части проведения тендеров на закупку и созданию сверхнормативных запасов товаров, которые привели к нерациональному и незаконному использованию бюджетных средств и образования больших долгов перед поставщиками признать неудовлетворительной.
Указать на серьезные недостатки в проводимой работе и по результатам проверки принять срочные меры. О проделанной работе сообщить в Бишкекский городской Кенеш депутатов к 25.12.2001 г.
4. Работу Бишкекского регионального отделения Госкомиссии по закупкам при Правительстве Кыргызской Республики (Усупбеков Р.К.) признать неудовлетворительной в части проведения тендеров и оказания методической помощи организациям и тендерным комиссиям.
5. Отделу образования при мэрии г.Бишкек (Соромбаева Р.И.):
5.1. Разработать и внести в постоянную комиссию Бишкекского городского Кенеша депутатов по образованию предложения по улучшению организации питания детей в срок до 10 ноября 2001 года.
5.2. Принять меры по недопущению оказания дополнительных услуг без лицензий и обеспечить их в соответствие с законодательными актами Кыргызской Республики. Информацию о проделанной работе предоставить в Бишкекский городской Кенеш депутатов к 20.12.2001 г.
6. Бишкекскому региональному отделению Госкомиссии по закупкам (Усупбеков Р.К.):
6.1. Совместно с тендерными комиссиями закупающих организаций обеспечить прозрачность проведения тендеров в учреждениях дошкольного образования.
6.2. Создать базу данных недобросовестных поставщиков и принять меры по недопущению их к тендерам. О принятых мерах сообщить в Бишкекский городской Кенеш депутатов к 20.12.2001 г.
7. Контроль за исполнением данного постановления возложить на председателя постоянной комиссии по образованию, делам молодежи, спорту, культуре, идеологии, религии и национальным вопросам Маматкеримову Г.Р. и вице-мэра г.Бишкек Мельничук Н.И.

Председатель Бишкекского
городского Кенеша депутатов 3.Кыдыралиев

Приложение
к постановлению сессии
Бишкекского городского
Кенеша депутатов
от 10 октября 2001 года N 49

ИНФОРМАЦИЯ
о состоянии дошкольного образования
в городе Бишкек

В целях подготовки планового вопроса к сессии Бишкекского городского Кенеша депутатов "О состоянии дошкольного образования в городе Бишкек", согласно распоряжения Бишкекского городского Кенеша депутатов за N 42 от 22.08.01 г. была создана рабочая комиссия, которая за период с 10.09.01 г. по 04.10.01 года, ознакомилась с состоянием дошкольного образования в гор. Бишкек, изучила нормативно-правовые акты, встретилась с представителями различных заинтересованных сторон. В составе комиссии, помимо депутатов Бишкекского городского Кенеша депутатов работали специалисты аппарата горкенеша, мэрии, Комитета по управлению муниципальным имуществом, Управления капитального строительства, Бишкекского городского финансового управления и Городской санитарно-эпидемиологической станции.
Комиссией были изучены следующие вопросы:
1. Учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях (далее д/у).
2. Здоровье детей.
3. Комплектование детских садов.
4. Организация питания в дошкольных учреждениях.
5. Состояние и развитие материально-технической базы д/у.
6. Текущий и капитальный ремонт в дошкольных учреждениях.
7. Сохранность муниципального имущества.
8. Работа тендерных комиссий.
9. Финансирование дошкольных учреждений и использование финансовых средств.
(В связи с разной остротой вопросов, больший фокус в работе комиссии был уделен наиболее проблемным из них).
Дошкольные учреждения являются первой ступенью непрерывной системы образования и осуществляют подготовку детей к школе. Задачами дошкольного учреждения являются: обеспечение воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении КР).
В настоящее время в городе функционирует 74 бюджетных дошкольных учреждения и 15 ведомственных, в которых воспитываются 14100 детей (12483 и 1617 ребенка соответственно).
Образовательный процесс в детских садах проводится в соответствии с государственным стандартом по трем основным программам, направленных на:
- охрану и укрепление здоровья детей;
- обеспечение личностного, интеллектуального и физического развития ребенка;
- осуществление необходимой коррекции отклонения в развитии ребенка.
По уровню реализации данных программ существуют различные типы муниципальных дошкольных учреждений:
- дошкольные учреждения, предоставляющие образовательные услуги на уровне Госстандарта;
- общеразвивающие детские сады, с различной специализацией (художественно-эстетическая, физическая, интеллектуальная и т.д.);
- компенсирующие детские сады, осуществляющие коррекцию физического и психического развития детей (зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, в том числе незначительные нарушения осанки, плоскостопия и др.);
- дошкольные учреждения, осуществляющие профилактические и оздоровительные процедуры;
- комбинированные учреждения (всех предыдущих типов);
- наконец, учреждения, обеспечивающие образовательные услуги, превышающие государственный образовательный стандарт (прогимназия, школы при гимназиях).
Проверка показала, что, несмотря на финансовые трудности и нехватку воспитателей, детские сады обеспечивают образовательный процесс, повышают его качество. В практику образования стали внедряться новые формы воспитания и образования, детские сады получили право выбирать программы обучения. Сегодня в городских детских садах, осуществляются такие программы как материнская школа, step by step. Ведется большая работа в рамках Азиатского кредита по проработке и внедрению программы раннего развития детей.
Кроме того, для повышения качества дошкольного образования проводится работа по привлечению сил местного сообщества, родителей, поскольку в нынешних условиях без этой силы системе дошкольного образования сложно решать свои вопросы. Д/у получили право предоставлять дополнительные образовательные услуги (за счет родительских средств). Благодаря последнему появились детские сады с дополнительным обучением английскому языку, ритмике, хореографии, изобразительному искусству, закаливанию и т.д. Это в целом улучшает подготовку детей к школе и их общее развитие. Вместе с тем, комиссия зафиксировала в отдельных д/садах нарушения в части взимания платы с родителей за дополнительную кружковую и образовательную деятельность при отсутствии разрешающей лицензии и расценок, согласованных с антимонопольным комитетом на предоставляемые виды услуг. Так, при посещении детского сада N 173 Октябрьского района было выявлено, что детский сад в течение прошлого года проводил дополнительные занятия по английскому языку, изобразительному искусству и хореографии по цене 45, 25 и 50 сомов ежемесячно, не имея соответствующей лицензии.

Здоровье детей

Охрана и укрепление физического здоровья детей является одной из функций д/у. Анализ показал, что в целом в структуре общей заболеваемости детей на первом месте стоят болезни органов дыхания, на втором пищеварения, на третьем - инфекционная заболеваемость.
Последние заболевания, в части гепатита и ветряной оспы, имеют, к сожалению, тенденцию увеличения. Так, например, инфекционная заболеваемость по сравнению с 1999 годом возросла по вирусному гепатиту в 3 раза, по ветряной оспе - в 1,5 раза.
С целью недопущения и снижения управляемых инфекций как корь, эпидемиологический паротит, дифтерия, коклюш, столбняк, туберкулез в г.Бишкек проводится иммунизация детей. Благодаря проведенным мероприятиям, охват прививками детского населения выполнен удовлетворительно на 85%. Вакцинация за 8 месяц 2001 года выполнена по вирусному гепатиту "В", полиомиелиту, дифтерии, коклюшу, столбняку на 67%, против кори на 68%. Ревакцинация против указанных инфекций выполнена на 65%. Охват прививками позволил снизить заболеваемость за 8 месяцев в сравнении с 2000 годом по дифтерии - в 3,5 раза; эпидемического паротита - в 1,5 раза; кори - удержаться на уровне 2000 года.
Вместе с тем, тревожит тот факт, что из-за отсутствия вакцины против паротита, прививки получили только 8% детей. Если не принять неотложных мер, то это может повлечь за собой вспышку заболеваемости эпидпаротитом в 2002-2003 годах.
Из других заболеваний, анализ состояния здоровья детей по результатам углубленного осмотра показал, что в 2000 году несколько ухудшились показатели нарушения зрения (по сравнению с предыдущими годами).

Комплектование кадров дошкольных учреждений

Штаты дошкольных учреждений комплектуется мэрией г.Бишкек на уровне заведующих д/садов и заведующими на уровне воспитателей и нянечек. При комплектации учитываются уровень образования, стаж работы, категория.
В последнее время комплектование стало проблемой.
В связи с низкой заработной платой работников д/у - 630 сомов у заведующих до 250-330 сомов у воспитателей и нянечек - в настоящее время имеется острый дефицит педагогических кадров и обслуживающего персонала. Вакансии воспитателей по городу составляют 67 мест, нянечек - 123 места. При этом даже молодые специалисты не заинтересованы после ВУЗов идти работать в д/у воспитателями, т.к. их зарплата при поступлении на работу составляет 294 сома при 7 часовом рабочем дне.
Анализ тенденций кадрового состава д/у позволяет утверждать, что в ближайшие годы, в случае, если не изменится отношение к этой сфере и не произойдут реформы заработной платы этой категории служащих, ущерб нанесенный кадрам д/у будет трудно восполним.

Организация питания

Анализ состояния питания детей в дошкольных учреждениях показал, что, несмотря на решение зимней сессии Бишкекского городского Кенеша депутатов 2001 года об увеличении средств на питание, оно не улучшилось.
Проверкой установлено, что в I квартале 2001 года в д/у города не поступали мясо, сливочное масло. Молоко и сахар завозились с перебоями и в недостаточном количестве, в результате третьи блюда готовились без сахара. Из кисломолочных продуктов завозят в основном кефир, крайне редко творог, сметану. Практически отсутствует в питании детей рыба(*), сыр, яйца, даже в летнее время дети не получали фрукты, ягоды, зелень, недостаточно овощей. В меню преобладают крупяные, макаронные изделия, питание остается однообразным, углеводистым.
Визуальный осмотр членами комиссии складов, холодильников и кухонь 5-ти случайно отобранных д/у города, показал, что лишь в двух из них в наличии было мясо (только на текущий день). Масло растительное (разливное) имелось также только в двух детских садах (по 0,5 литра в каждом). При этом его качество оставляло желать лучшего, по мнению поваров, при жарке оно сильно пенится и дымится (это при стоимости в 48 сомов, т.е. выше рыночной цены на 15 сомов и выше розничной цены на хорошее рафинированное бутылированное масло!).
Витаминизация готовых блюд проводится только в д/у Свердловского района. При контроле за качеством питания за 9 месяцев текущего года было исследовано 255 проб блюд на калорийность. Из них не соответствуют раскладкам более половины проб.
Не решен должным образом вопрос транспортировки продуктов в дошкольные учреждения (кроме молочных продуктов, которые завозят в специальном транспорте из АО "Бишкексут"). В основном используется транспорт, не оборудованный специально для перевозки продуктов (т.е. он может использоваться для перевозки людей, вещей и т.д.). Имеет место завоз продуктов без сопроводительных документов, удостоверяющих их качество.
Зачастую в договорах на поставку продуктов не указываются условия транспортировки, своевременность завоза продуктов. В результате детские сады получают продукты нерегулярно, а д/у, расположенные в новостройках, не получают длительное время (месяцами) молоко, кисломолочные продукты, мясо, свежие овощи и фрукты, отсутствие которых отрицательно влияет на состояние организма детей (снижается сопротивляемость организма к определенным факторам окружающей среды).
Имеет место также завоз скоропортящихся продуктов в большем количестве, чем требуется по заявкам (из-за экономии транспортных расходов поставщиками). В результате этого нарушаются сроки хранения продуктов, и они приходят в негодность.
Анализируя организацию питания в городских детских садах, комиссия считает, что данный процесс пущен на самотек, подвержен стихийности. Имеются проблемы, как по качеству продуктов, так и санитарному состоянию всего процесса организации питания. К сожалению, предписания горСЭЗ не оказывают должного влияния на кардинальное улучшение этого процесса. В итоге, страдают дети, которые поставлены перед риском потребления некачественных продуктов, или же недополучить их в нужном количестве. При этом родители вкладывают существенную часть денег в стоимость питания своих детей.
(*) Неформальный опрос ряда заведующих д/у, показал, что рыбу дети в детских садах ели в прошлом году. Об этом свидетельствуют и подшивки меню. Хотя, согласно протоколов тендеров, рыба закупается в районах в значительных количествах.

Оборудование

Осмотр технологического оборудования в дошкольных учреждениях города показал, что оно находится в состоянии крайнего износа. Фактически, оно приобреталось еще в советское время, на момент основания детских садов (60-70-е и начало 80-х годов).
Последнее приобретение мебели в дошкольных учреждениях проходило в 80-х годах. В настоящее время все сроки пользования истекли. Мебель пришла в негодность и не подлежит ремонту.
На пищеблоках детских садов изношено холодильное и электрооборудование, средства на их ремонт не предусматривались в бюджете в течение последних 10 лет. Столько же лет не приобретался и мягкий инвентарь. Текущие приобретения, например, постельных комплектов, осуществляются в незначительных количествах (20-25 шт.) за счет родительских или спонсорских средств.
Дальнейшее невнимание к этому вопросу приведет к массовому выходу из строя оборудования детских садов и к технологической катастрофе д/у города.

Текущий и капитальный ремонт
дошкольных учреждений

Капитальный ремонт объектов образования производится на основании постановления мэрии г.Бишкек N 38 от 24.01.96 г. "О едином заказчике по строительству, реставрации и ремонту муниципальных объектов". Все объекты, подлежащие капитальному ремонту, включаются в ежегодный Титульный список строек, который формируется районными центрами образования.
На ремонт объектов образования в текущем году предусмотрено 7,7 млн.сомов, из них на дошкольные учреждения 2,5 млн.сомов, что составляет 33% от общей суммы предусмотренного. На данные средства планировалось провести ремонт в 28 детских садах. В основном, это специализированные виды работ, такие как частичный ремонт кровель (как правило, только по блокам), ремонт систем отопления, водоснабжения и энергоснабжения. Так называемые общестроительные ремонтные работы (побелка и покраска), как правило, выполняют родители детей, сотрудники д/у, а также спонсоры. В этом году, родительская сооплата ремонта составила 800,7 тыс.сомов, в том числе по районам:
- Октябрьский район - 249,6 тыс.сомов;
- Свердловский район - 163,3 тыс.сомов;
- Первомайский район - 58,1 тыс.сомов;
- Ленинский район - 329,7 тыс.сомов.
Несмотря на наличие бюджетных и родительских средств, ремонт д/у этого года еще не завершен полностью, хотя по графику данные работы должны быть завершены к 1 сентября (как определено в договоре на проведение ремонтных работ). Причина - несвоевременное финансирование ремонта из бюджета. Так, фактически, работы на многих объектах были начаты в марте-апреле т.г., а львиная доля финансирования в размере 2,312 млн.сомов была получена УКСом в августе-сентябре т.г. Эта сумма осталась неизменной по состоянию на 4 октября 2001 года, когда рабочая комиссия завершила свою работу.
Как показывает анализ последних лет, несвоевременное финансирование и несвоевременность расчетов с подрядчиками, неравномерное выделение средств, приводящее к невозможности эффективного их освоения к указанному сроку, является основной причиной срывов в проведении ремонта и несвоевременной подготовки д/у к началу учебного года и отопительному сезону. (По состоянию на октябрь 2001 года задолженность перед поставщиками составляет 187,3 тыс.сомов).
Среди других проблем ремонта комиссией были отмечены следующие:
Неотработанность методики формирования Титульного списка капремонта. Анализ показывает, что включение в него значительного числа работ с минимальными объемами, фактически ведет к распылению бюджетных средств. Строительные работы производятся в минимальных масштабах на многих объектах, при этом зачастую они не решают полностью проблем д/у и вынуждают их искать средства на завершение ремонта в последующие годы.
Спорность пропорциональной схемы распределения средств по районам. В ее основе лежат интересы района, при этом не всегда учитываются городские приоритеты, степень аварийности объектов, учет года их постройки и т.д.
Вызывает озабоченность качество обследования технического состояния объектов, отсутствие качественных расчетов влечет за собой непредвиденные затраты на ремонтные работы.
Неудовлетворительное качество стройматериалов.
Имеется нарушение в отношении процедуры формирования Титульного списка. В 2001 году Титульные списки в нарушение постановления Бишкекского городского Кенеша депутатов N 54 от 23.01.2001 г. "Об утверждении бюджета г.Бишкек на 2001 год", были не согласованы с постоянной комиссией Бишкекского городского Кенеша депутатов по образованию, делам молодежи, спорту, культуре, идеологии, религии и национальным вопросам. В связи с этим, у комиссии есть закономерный вопрос: почему в этом году Титульный список был подготовлен в обход депутатской комиссии по образованию? Кто, в конечном итоге, должен участвовать при его формировании? Должны ли лица, участвовавшие в формировании списка этого года, отслеживать его дальнейшее исполнение?

Сохранность муниципального имущества

Дошкольные учреждения составляют важную часть муниципального имущества.
В соответствии с Законом КР об образовании здания и материально-техническая база государственных учреждений образования не подлежат приватизации (ст.43). Должностные лица и граждане, допустившие нарушения законодательства об образовании, несут юридическую ответственность по всей строгости Закона (ст.8).
В ходе работы над этим вопросом комиссия не смогла точно установить изменение количественных параметров муниципальных д/у в хронологическом порядке, в связи с тем, что ни КУМИ, ни горотдел, ни МОиК не имеют полной информации об этом.
По имеющимся противоречивым данным, до 1992 года в г.Бишкек функционировало 206 д/у. За последующие годы было продано и перепрофилировано 117 д/у. На 1 сентября т.г. в городе функционируют 74 муниципальных д/у.
Из имеющихся данных комиссия смогла проследить, что в 1995-1996 гг. в различные государственные и негосударственные структуры было передано 13 муниципальных д/у, в частности:
- в аренду было передано 2 д/сада: N 82 - "Бишкекжилремонту" и Управлению культуры под библиотеку и N 161 Кыргызско-Российской академии образования (в апреле т.г.). В последнем до сегодняшнего дня не ведется никаких ремонтных работ, здание по сути бесхозное и постепенно разрушается. Из-за отсутствия средств в Кыргызско-Российской академии арендная плата не выплачивается;
- безвозмездно передано здание д/сада N 68 Управлению делами Президента Кыргызской Республики для размещения дипломатических миссий (постановление Правительства Кыргызской Республики N 523 от 27.09.99 г.);
- с целью разгрузки общеобразовательных школ, без изменения образовательного профиля д/сады NN 40, 85, 138, 60, 132 переданы в пользование под начальную школу школам NN 20, 56, 37, 26 и вспомогательной школе N 34;
- д/сад N 136 постановлением мэрии г.Бишкек N 131 от 09.10.95 г. передан частно-государственной школе "Баласагын", которая находясь в государственном помещении со дня своего создания не выплачивала арендной платы. На сегодняшний день школа существует незаконно, т.к. срок действия лицензии закончен в 2000 году, новой пока нет (см. Приложение 1).
Имеется неоправданная практика передачи дошкольных учреждений различным организациям, учреждениям и частным лицам не соблюдающим профиль учреждения.
В тоже время на баланс муниципальной собственности из ведомств было принято 8 д/садов:
- N 31 - от Управления геологии;
- N 63 - "Кыргызмебель";
- NN 52, 53 - Управлению Кыргызской железной дороги;
- N 152 - АО "ОККО";
- N 100 - АО "ККСК";
- N 43 - ОГУКС.
В целом, подводя некоторые итоги состояния муниципальной дошкольной собственности, комиссия считает, что многочисленные реорганизации соответствующих служб, неэффективный менеджмент и безответственность, привели к нарушениям законодательства об образовании, незаконной приватизации, перепрофилированию д/у, неэффективному использованию части имеющихся мощностей, пустующих ныне или используемых не по назначению. Отсутствие прозрачной и полной информации по статусу и фактическому использованию д/у создает основу для дальнейших нарушений и оправданию прежних.

Информация по тендерам

Первые тендеры в системе образования города стали практиковаться с 1998 года (сразу после вступления в силу Закона "О государственных закупках товаров, работ и услуг"). Данным законодательством преследовалась цель обеспечения максимальной экономичности и эффективности закупок, расширения конкуренции, обеспечения справедливости и открытости закупок. Первоначально тендерами занимался городской департамент образования. Начиная с апреля т.г. эта функция была передана районным центрам образования.
Для дошкольных учреждений тендер проводится в части приобретения питания и закупки строительных работ. Контроль, регулирование и координация, а также методическое содействие в области закупок, осуществляется Бишкекским региональным отделением Госагентства по закупкам. В ходе работы депутатской комиссии были установлены многочисленные нарушения действующего законодательства по госзакупкам.
В частности:
В нарушение постановления Правительства КР N 29 от 20.01.99 г., о необходимости включения в состав тендерных комиссий руководителей финансовых органов, ряд районов города не включает в состав тендерных комиссий заведующих райфинотделов (заврайфо). Так, в Октябрьском районе заврайфо не является членом комиссии (см. приказ РЦО N 8 от 3.04.01 г. - Приложение 2). В Ленинском районе до августа 2001 года была такая же ситуация. Лишь позже отдельным приказом директора РЦО от 7 августа т.г. руководитель райфо была включена в состав тендерной комиссии (см. приказ N 131 от 7.08.01 г. - Приложение 3).
Нарушается Закон КР о госзакупках и Положение о тендерной комиссии (утвержденное приказом Госагентства по закупкам при Правительстве КР N 5 от 23.09.97 г.). Здесь имеются множественные нарушения по разным статьям, из которых в данной информации комиссией отмечены лишь некоторые. В частности, согласно вышеуказанных правовых документов тендерная комиссия должна состоять не менее 5 чел. (ст.15 Закона о госзакупках и разд. V Положения). При этом общее количество членов тендерной комиссии должно составлять нечетное число и руководитель закупающей организации не вправе входить в состав комиссии закупающей организации. В ходе проверки выявлено, что в Октябрьском и Первомайском центрах образования тендерные комиссии состоят из 4-х чел. каждая (см. протоколы тендерных комиссий за N 1 от 27.09.00 г. и N 11 от 5.06.01 г. по районам соответственно - Приложение 4). Постановлением Свердловской райадминистрации в тендерную комиссию района, занимающейся закупками для образования, включена директор районного центра образования Акматова А., в Ленинском районе рядом протоколов РЦО в состав комиссии включена директор РЦО Мягкая Н.
Осталось неясным, как были сформированы тендерные комиссии в Октябрьском и Свердловском районах. Здесь параллельно действуют тендерные комиссии при РЦО и райакимиатах с двумя различными составами, но занимающимися одинаковыми функциями. При этом организацией, имеющей право создавать тендерную комиссию на закупку продуктов питания для образования, является РЦО. Уточнение функций и круга обязанностей председателей тендерных комиссий от райакимиатов во главе с заместителями акимов указанных районов показало, что они не полностью владеют тендерным законодательством. Комиссия не смогла получить ответа на вопросы, для чего создавалась комиссия на уровне районов, когда и кто проходил обучение при Бишкекском подразделении агентства по закупкам, почему в состав отдельных районных тендерных комиссий были включены директора РЦО, представляющих закупающую организацию.
Такая же степень подготовленности отмечается и у рядовых членов тендерных комиссий. Так, неформальный опрос ряда членов тендерных комиссий из разных районов из числа заведующих детскими садами, показал, что практически никто из них не знает процедур тендера, какие методы закупок существуют, чем отличается метод торгов с неограниченным участием от метода запроса котировок, в каких случаях применяются те или иные методы. Никто не смог сказать точно, каким образом отбираются поставщики для участия в тендере, сроки предоставления ими документов, в каких случаях отменяются торги или отклоняются тендерные заявки? На эти вопросы депутатская комиссия не смогла получить полного ответа и от представителя Бишкекского регионального отделения по госзакупкам г-на Берикбаева.
Во всех районах города нарушается Закон КР о бюджете КР (в части приоритетности оплаты защищенных статей), а также постановление Правительства КР за N 29 от 20.01.99 г. (п.2), согласно которого финансовым органам полагается оплачивать закупки в сроки, строго указанные в договорах на поставку продуктов, товаров и услуг. В районах города данные правовые нормы систематически не исполняются. На время проверки кредиторская задолженность поставщикам продуктов питания в детские сады составляла по Октябрьскому району - 696 тыс.сомов; Ленинскому - 702 тыс.сомов; Первомайскому - 265 тыс.сомов; Свердловскому - 886 тыс.сомов (хотя данные расходы отнесены к защищенной статье финансирования и должны финансироваться своевременно, наравне с медикаментами, заработной платой и соцфондом).
Не обеспечивается соответствующая конкуренция между поставщиками и приобретение продуктов по ценам ниже рыночных. Зачастую в тендерах участвует минимальное количество поставщиков, по некоторым наименованиям продуктов между ними не происходит какой бы то ни было конкуренции, закуп производится на безальтернативной основе. Так, комиссия в ходе своей работы имела возможность ознакомиться со значительным количеством протоколов тендерных комиссий, в которых зафиксировано от 3 до 4 участников. Например, у комиссии в распоряжении имеется 4 протокола тендерной комиссии Ленинского РЦО под председательством Брызгаловой О.А. с 3-мя участниками тендеров. В Первомайском районе в протоколе тендерной комиссии РЦО за N 3 от 6.08.01 г., подписанном председателем Миршакировым А.Б., зафиксировано также три участника-поставщика. Имеются аналогичные нарушения и в проведении тендеров на уровне горотдела образования. Например, согласно протокола тендерной комиссии горотдела образования под председательством Анкудиновой В.И. от 10 февраля 2001 года, в тендере на питание для д/у приняло участие 4 поставщика - к/ч "Фараван", КЗ "Кудайберген", фирма "Жайсан", фирма "Актау" (правда, справедливости ради, нужно отметить, что это единичные факты по городскому отделу образования, в большинстве случаев они обеспечивают тендеры с привлечением до 29 поставщиков).
Имеются факты безальтернативного приобретения отдельных видов продукции. Так, согласно протокола N 6 тендерной комиссии Октябрьского района от 17.07.01 г. ОсОО "Вимм-Билль-Данн" был единственным поставщиком кефира и сметаны. На этом же тендере на безальтернативной основе была закуплена капуста у ЧП Мураталиева.
Под прикрытием тендера была совершена прямая закупка у одного участника.
Эта практика послужила основанием для письменного обращения Бишкекского регионального отделения Госкомиссии по госзакупкам по поводу проведения тендеров. Так, в письме по итогам тендера в Октябрьском районе, Госкомиссия по закупкам обращает внимание членов тендерной комиссии на необходимость обеспечения конкуренции между поставщиками и обеспечение минимальной цены продуктов.
Последнее заслуживает более подробного изложения. Анализ имеющихся материалов показывает, что по всем районам, в ходе тендеров, были закуплены продукты по ценам выше рыночных. Так, согласно сравнительным таблицам тендерных цен на продукты питания в январе т.г. Октябрьской тендерной комиссией было приобретено сливочное масло по цене 130 сомов, при этом рыночная цена этого продукта составляла 100 сомов (разница 30 сомов!). Это же масло в том же месяце Ленинским районом было приобретено за 135 сомов при рыночной цене в 100 сомов! Первомайский район приобрел по тендеру лук репчатый по цене 15,80 сомов, в то время как на рынке стоимость одного кг лука была 11 сомов (разница 4,80 тыйынов). В этом же районе, согласно протоколу тендерной комиссии от 3 мая 2001 года, тендер по растительному маслу выиграло крестьянское хозяйство "Фаравон" по цене 36,80 сомов, хотя в том же тендере ЧП "Айткулов" предлагал масло по цене 27,0 сомов. Свердловский район в январе приобрел томат-пасту по тендерной цене в 32 сома, тогда как на рынке данный продукт стоил 27 сомов. Таких фактов имеется большое количество (см. Приложение 5).
Имеет место завышение цен не только по сравнению с рыночными ценами, но и их модификация в разных районах на одну и ту же дату. Комиссия не смогла найти ни одной тендерной цены равной рыночной или ниже ее, а также получить ответ на вопрос, почему тендерные комиссии закупают продукты питания только по ценам выше рыночных? Почему так сильно разнится стоимость одинакового продукта в разных районах города (как если бы, это были бы разные регионы страны). Причем, эта разница иногда достигает значительных величин. Это позволяет констатировать, что проводимые в городе и районах тендеры на закупку продуктов питания не отвечают целям законодательства в части экономичности расходования бюджетных средств. В силу такого проведения тендеров стоимость питания в д/у города значительно выросла при низком качестве продуктов и маленьком ассортименте. Отсутствие вразумительных объяснений позволяет сделать предположение, что идет прямое хищение бюджетных средств.
Комиссия за время своей работы не смогла найти базу данных по недобросовестным поставщикам, как требуется законодательством. Хотя эта мера при ее правильном использовании могла бы оградить д/у от ненадежных при ее правильном использовании могла бы оградить д/у от ненадежных поставщиков, путем недопущения их в тендеры.
Многие тендерные протоколы (как горотдела образования, так и райцентров образования) составлены небрежно: имеются многочисленные поправки по суммам, сделанные от руки, нет полностью подписей всех членов комиссии, зачастую отсутствует подробная информации о поставщиках. В частности, практически полностью отсутствует контактная информация в виде номеров телефонов, факсов, хотя многие из поставщиков снабжены сотовыми телефонами, электронной почтой. В протоколе тендерной комиссии Октябрьского района от 23 апреля 2001 года на приобретение айвового варенья участвовало 3 поставщика, из них у "ЧП Эдилбековой Г." не указано ни адреса, ни телефона. Хотя в Законе о госзакупках в статье 10 предписывается указывать в тендерных протоколах наименование и адрес поставщиков. Такого рода небрежное отношение затруднили работу членов депутатской комиссии с теми поставщиками, которые победили в тендере, а особенно с теми, которые его проиграли.
Резюмируя сказанное, комиссия считает, что в работе с тендерами требуется срочное приведение их в соответствие с законодательством, обеспечение их прозрачности, открытости и выполнения ими функций действительно рационального использования и без того скудных бюджетных ресурсов и защиты интересов детей и их родителей.

Финансирование дошкольных учреждений
и использование финансовых средств

Финансирование детских дошкольных учреждений происходит по следующим статьям:
1. Заработная плата.
2. Отчисления в Социальный фонд.
3. Питание.
4. Коммунальные услуги.
В ходе проверки установлено, что по статьям выплаты зарплаты и отчисления в соцфонд нарушений нет.
Основные нарушения идут по финансированию на статью "Питание" (таблица прилагается). Например, за январь-август 2001 года мы имеем следующее:

Таблица 1
(тыс.сомов)

Смета По районам
Ленинский Первомайский Свердловский Октябрьский
План
Бюджетный счет 2591,0 1603,0 2510,0 4946,0
Специальный счет 2073,0 1282,0 2008,0 3957,0
Факт
Бюджетный счет 2088,7 1767,0 2401,4 3369,2
Специальный счет 1786,0 908,2 1675,5 3750,2
Расхождение недофинансирование, ерефинансирование)
Бюджетный счет -502,3 +164,0 -108,6 -1576,8
Специальный счет -287,0 -373,8 -332,5 -206,8
Долг БГДО, покрытый за счет средств, предусмотренных на статью "питание" 454,6 528,8 844,5 534,6
Фактический расход на питание 1 ребенка при норме в 18 сомов 14 с. 80 т. 15 с. 20 т. 15 с. 40 т. 13 с. 60 т.
Фактическое посещение детей по дням 230,6 121,9 209,2 494,7
Недокормление детей
Всего за 8 месяцев 731,0 341,3 543,9 2176,7
На 1 ребенка 3 с. 20т. 3 с. 80 т. 2 с. 60 т. 4 с. 40 т.

Исходя из таблицы видно, что фактический расход на питание на одного ребенка при норме 18 сомов в день составляет 14 сомов 75 тыйын или расхождение (недокормление) составляет 3,25 сомов. При плане (1165080 дето-дней) фактическое посещение детей по городу составляет 1056400, т.е. экономия по дето-дням составляет 108680 дето-дней, что в денежном отношении соответствует 1086800 сомам бюджетных средств. При наличии данной экономии питание детей не улучшилось. За 8 месяцев 2001 г. райфо недокормило детей на 3792,9 тыс.сомов, что произошло из-за несвоевременного финансирования из бюджета и погашения долга бывшего Департамента образования в сумме 2362,5 тыс.сомов.
Следует отметить, что недокормление стало повсеместной практикой в городских д/у. На момент проверки заместители райадминистраций, курирующие данный вопрос не владели информацией об организации питания в д/у и не были проинформированы о том, что в течение 8-ми месяцев детей недокармливали на значительные суммы. Прилагаемая ниже таблица, дает представление о средней стоимости питания ряда детских садов г.Бишкека за январь-апрель т.г.

Таблица 2

СТОИМОСТЬ
питания на 1 ребенка в день в сомах

N д/у Январь Февраль Март Апрель Июнь
Ленинский район
28 15-76 15-91 16-38 14-21 -
37 14-11 15-05 15-96 14-60 -
131 15-80 15-42 16-90 15-50 -
141 14-77 14-99 15-90 15-04 -
185 15-75 15-68 15-13 15-54 -
Первомайский район
5 - - - - 6-67
28 13-35 15-84 18-38 17-79 -
31 11-16 17-33 15-64 10-68 -
49 10-46 16-85 11-93 10-91 -
61 10-42 18-31 12-41 11-13 -
Свердловский район
12 13-00 14-57 13-09 142-90 -
30 10-20 10-85 11-35 9-43 -
124 9-57 12-04 10-20 11-45 -
162 7-62 11-00 10-38 11-77 -
Октябрьский район
148 10-59 12-60 14-90 14-80 -
120 10-39 13-08 15-80 14-63 -
123 14-90 15-50 15-80 14-90 -
112 11-40 14-00 15-10 9-36 -

Возвращаясь к долгу, установлено, что при расформировании Департамента образования районным центрам образования передан долг Департамента образования в сумме 4904,6 тыс.сомов, который не был подкреплен ни деньгами, ни продуктами питания. Эта сумма была распределена между районами и Бишкекское городское финансовое управление письмом за подписью Асанбекова Т. за N 02-3/735 от 22.09.01 г. рекомендовало районным администрациям погасить эту задолженность через районные бюджеты. Однако, районные администрации допустили не целевое использование бюджетных средств выделенных на питание, направив их на погашение задолженности, что соответственно привело к уменьшению расходов на питание детей на эту сумму.
В марте месяце 2001 года долг был погашен полностью, но в результате погашения долга образовались текущие долги в районных центрах образования и на 01.09.2001 г. составили 2893,1 тыс.сомов. Проведенная проверка сумм отпущенных на питание за 2000 г. и 8 месяцев 2001 года показала, что данный долг был создан искусственно и необходима тщательная проверка фискальными органами возникновения данного долга и определения ответственности гордепартамента, горфо, райфо, райцентров образования, райакимиатов.
На 01.09.2001 г. задолженность районов за коммунальные услуги составляет 26525,1 тыс.сомов, из них задолженность "Бишкекводоканалу" составила 17167,8 тыс.сомов.
Районными администрациями не принимаются меры по погашению расходов за коммунальные услуги. Так с начала т.г. погашены расходы лишь в сумме 2,0 млн.сомов. Между тем, как задолженность по оплате за коммунальные услуги на 01.09.01 г. составила в:
- Ленинском районе - 9912,0 тыс.сомов;
- Октябрьском - 4433,2 тыс.сомов;
- Первомайском - 3986,9 тыс.сомов;
- Свердловском - 8193,0 тыс.сомов.

Заключение

В целом, изучив состояние д/у города комиссия пришла к выводу, что, несмотря на финансовые трудности и нехватку кадров, педагогические коллективы д/у обеспечивают учебно-воспитательный процесс и повышают его качество. Вместе с тем, имеют существенные недостатки и проблемы независящие от руководителей дошкольных учреждений. Имеют место нецензированная деятельность, неудовлетворительно обстоит дело с организацией и финансированием питания, несвоевременное и недостаточное финансирование капитального ремонта, необоснованная передача зданий детских садов в частные руки, нарушение тендерного законодательства.

Председатель постоянной комиссии
по образованию, делам молодежи, спорту,
культуре, идеологии, религии и
национальным вопросам Г.Маматкеримова

 
Главная Дети и право Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления КР Постановление Бишкекского горкенеша от 10 октября 2001 года N 85
Что на форуме?

Зайти на форум

Доброе утро, Пятачок. В чем я лично сомневаюсь.

Ослик Иа из Мультфильма «Вини-Пух»
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG