ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Воскресенье, 22 октября, 2017 Кыргызстан: 01:31:53

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Полина, 2 года

Полина самостоятельно учится раздеваться. Стянула с одной ноги штанину, со второй не смогла, идет по комнате, штаны за ней волочатся.
Полина: «Полина застряла в штанах! Полина ходит второй ногой!»

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Дети и право Международные конвенции, протоколы, договоры Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Финляндской Республики по оказанию финансовой помощи для проекта технического содействия в области мониторинга окружающей среды и укрепления потенциала управления в КР

Дети должны жить в семье

Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Финляндской Республики по оказанию финансовой помощи для проекта технического содействия в области мониторинга окружающей среды и укрепления потенциала управления в КР PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Ратифицировано Законом КР от 15 июля 2003 года N 137

г.Бишкек
от 4 декабря 2002 года

 

СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Кыргызской Республики
и Правительством Финляндской Республики
по оказанию финансовой помощи для проекта
технического содействия в области мониторинга
окружающей среды и укрепления потенциала
управления в Кыргызской Республике

 

Правительство Кыргызской Республики и Правительство Финляндской Республики, далее именуемые Сторонами,
желая содействовать дальнейшему укреплению существующих дружественных отношений между двумя государствами и их народами;
подтверждая в качестве целей сотрудничества - смягчение проблемы бедности, борьба с глобальными экологическими угрозами, содействие развитию равенства, демократии и прав человека, поддержка глобальной безопасности и содействие развитию экономического диалога;
учитывая, что общую ответственность в области экологического мониторинга и совершенствования менеджмента (далее по тексту "Проект") несет Кыргызская Сторона;
договорились в отношении вклада финской Стороны в Проект о нижеследующем:

Статья I. Сфера и цель Проекта

1. Проект будет осуществляться в соответствии с Проектным Документом от 6 июня 2001, приложенном в качестве Приложения 1 к настоящему Соглашению, а также в соответствии с согласованными Сторонами годовыми планами работ.
2. Общей целью Проекта является содействие экологически устойчивому развитию экономической деятельности путем укрепления администрации и менеджмента охраны окружающей среды в Кыргызской Республике.

Статья II. Принципы сотрудничества

1. Уважение принципов демократии, прав человека, хорошего управления и верховенства закона является основой сотрудничества между Сторонами и составляет существенную часть настоящего Соглашения.
2. Проект осуществляется на основе принципов прозрачности и открытого диалога.

Статья III. Компетентные официальные органы

1.Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики и Министерство иностранных дел Финляндии должны являться компетентными органами, чтобы представлять Правительства в вопросах, касающихся реализации проекта и уполномоченными органами для заключения соглашений по возможному продолжению настоящего проекта, включая возможные дальнейшие фазы; эти соглашения не должны отражаться на общие обязательства Сторон.
2. Ответственность за осуществление Проекта несет Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.

Статья IV. Финансирование финской Стороной

Вклад финской Стороны в реализацию Проекта в 2002-2004 годах, на грантовой основе, который подлежит ежегодному одобрению Парламентом Финляндии, составляет не более восемьсот восемьдесят девять тысяч восемьсот восемьдесят два ЕВРО (889,882 ЕВРО). Из этой доли, однако, будет израсходована только сумма, необходимая для фактического покрытия расходов по осуществлению Проекта в соответствии с Проектным документом.

Статья V. Финансирование Кыргызской Стороной

1. Кыргызская Сторона покрывает расходы в общей сумме ста пятидесяти тысяч двадцати четырех ЕВРО (150,024 ЕВРО), в качестве вклада в осуществление проекта в соответствии с Проектным документом.
2. Кыргызская Сторона предоставляет все финансовые и другие средства, необходимые для осуществления проекта, превышающие оговоренные настоящим соглашением вклады Финляндии.

Статья VI. Поставки

1. Финская Сторона обеспечивает поставки услуг, предусмотренных в Проектном Документе, и заключает контракт с консультационным агентством по согласованию с Кыргызской Стороной. Прочие поставки для Проекта выполняются в соответствии с договоренностью между Сторонами.
2. Какие-либо предложения, подарки, вознаграждения или привилегии, которые возможно было бы считать незаконной или коррумпированной практикой, не будут приняты, прямо или косвенно, в качестве стимула или компенсации за заключение или осуществление контрактов по поставкам.
3. Все поставки выполняются в соответствии с общепринятыми принципами и хорошей практикой выполнения поставок. Тендерные приглашения и контракты по поставкам должны, соответственно, включать оговорку о возможности прекращения тендера и аннулирования контракта в случае, если незаконные или коррумпированные действия были связаны с заключением или осуществлением контракта. Кроме того, в случае аннулирования контракта, ущерб, понесенный заказчиком будет компенсирован поставщиком.

Статья VII. Информация

1. Стороны:
а) своевременно информируют друг друга о всех событиях или ситуациях, которые могли бы влиять на осуществление Проекта;
б) обеспечивают все нужные официальные органы и другие организации информацией о настоящем Соглашении и Проекте.
2. Стороны имеют право на распространение информации о Проекте среди широкой публики и других заинтересованных сторон.
3. Все публикации и другие материалы, издаваемые в связи с Проектом, должны быть снабжены сообщением о том, что Проект осуществляется или был осуществлен с помощью финансовой поддержки финской Стороной и в рамках международного технического содействия, осуществляемого Финляндией.

Статья VIII. Отчеты и мониторинг

1. Через каждые шесть месяцев Кыргызская Сторона предоставляет финской Стороне отчет о ходе осуществления Проекта, составляемый в соответствии с Правилами по планированию, мониторингу и анализу программы, опубликованными Министерством иностранных дел Финляндии, а также по детальной договоренности между Сторонами.
2. Кыргызская Сторона разрешает проведение представителями финской Стороны инспекций или аудиторских проверок в отношении осуществления Проекта. Инициатором инспекции или аудиторской проверки может быть и Кыргызская Сторона.

Статья IX. Консультации

1. Стороны готовы провести совместные консультации в целях:
а) осуществления контроля за ходом сотрудничества;
б) достижения целей сотрудничества и Проекта.
2. Стороны предоставляют друг другу всю информацию, необходимую для проведения консультаций.

Статья Х. Ответственность

1. Кыргызская Сторона несет все риски, связанные с исполнением Проекта по настоящему Соглашению. Кыргызская Сторона отвечает за претензии, которые могут быть предъявлены третьими сторонами финской Стороне, Консультационным Агентствам, члену их Персонала или лицу, нанятому финской Стороной, и освобождает их от ответственности в отношении претензий и обязанностей, возникающих в связи с осуществлением Проекта.
2. Пункт 1 настоящей статьи не применяется в случае возбуждения иска или возникновения ответственности вследствие случая грубой небрежности, умышленного неправомерного поведения или преступного поведения, установленного решением кыргызского суда, удовлетворяющим финскую Сторону.
3. В случае любого иска по пункту 1 настоящей статьи Кыргызская Сторона имеет право осуществлять и обеспечивать любое право судебного зачета, встречного иска, залога, возмещения ущерба, контрибуции или гарантии, на которое Правительство Финляндии, финское агентство, организация, корпорация или персонал могут получить право.

Статья XI. Приостановление

1. Стороны вправе после проведения консультации с другой Стороной полностью или частично приостановить финансирование Проекта в случае:
а) если финансирование другой Стороной не отвечает настоящему Соглашению и Проектному Документу;
б) если любое другое обязательство по настоящему Соглашению или Проектному Документу не выполняется;
в) если управление Проектом считается неудовлетворительным;
г) если возникло обстоятельство, препятствующее или угрожающее осуществлению Проекта или достижению целей Проекта; или
д) если приостановление обусловлено существенным изменением в обстоятельствах, при которых Проект был начат.
2. Приостановление прекращается как только обстоятельства, вызвавшие приостановление, перестали существовать.
3. Финская Сторона оставляет за собой право требовать полное или частичное возвращение доли финской Стороны, в случае выявления факта неправильного использования средств или неудовлетворительного отчета о расходовании средств согласно независимому аудиту.

Статья ХII. Особые положения

1. Условия предоставления услуг и товаров определяются в Приложениях II-IV, являющихся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
2. Другие обязанности Сторон определяются в Приложении I.
3. Кыргызская Сторона предоставляет Консультационным Агентствам, членам их персонала и лицам, нанятым финской Стороной, а также членам их семей, режим не менее благоприятный, чем предоставленный Агентствам и персоналу других стран или международных организаций, осуществляющих реализацию проектов международного технического сотрудничества.
4. Финская Сторона вправе произвести оценку Проекта после его завершения.
5. Товары, приобретенные в Кыргызстане или ввезенные в Кыргызстан в соответствии с настоящим Соглашением для целей Проекта находятся в исключительном распоряжении Проекта. После окончательного завершение Проекта, товары переходят в собственность Кыргызстана. В случае согласования Сторонами следующих фаз Проекта, товары переходят в собственность Кыргызстана по завершении следующих фаз, если иное не оговорено Сторонами.

Статья ХIII. Вступление в силу, внесение изменений, урегулирование
споров и прекращение действия Соглашения

1. Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты письменного уведомления Сторонами друг друга о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу и будет оставаться в силе до тех пор, пока Стороны надлежащим образом не выполнят свои обязанности по этому Соглашению. Каждая из сторон может расторгнуть настоящее Соглашение путем письменного уведомления другой Стороны за три месяца до прекращения действия Соглашения.
2. В настоящее Соглашение по взаимной договоренности Сторон могут быть внесены изменения и дополнения, оформленные отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой его частью.
3. В случае возникновения споров в отношении применения и толкования положении настоящего Соглашения компетентные органы будут разрешать их мирно путем проведения переговоров.

Совершено в Бишкеке, 4 декабря 2002 года в двух экземплярах на русском и английском языках. В случае возникновения расхождения в толковании, английский текст будет определяющим.
Приложения:
I. Проектный документ.
II. Условия для консультационных агентств.
III. Условия для персонала.
IV. Условия товаров.

За Правительство За Правительство
Кыргызской Республики Финляндской Республики


Республика Финляндия Кыргызская Республика
Министерство Иностранных Дел Министерство Экологии и
Отдел по Восточной Европе и Чрезвычайной Ситуации
Центральной Азии

Мониторинг окружающей среды и укрепление
потенциала управления
2 фаза

ПРОЕКТНЫЙ ДОКУМЕНТ
от 6 июня 2001 года

Данные по Проекту

Название Проекта - Мониторинг Окружающей Среды и Укрепле-
ние Потенциала Управления, 2 фаза;
Номер Проекта
Сектор - Окружающая Среда;
Фокус - Укрепление экологического мониторинга и
инспекции;
Место реализации проекта - Кыргызская Республика, Чуйская область;
Продолжительность - 24 месяца (2001-2003);
Финансирование Проекта - Всего: FIM 6183000
Правительство Финляндии FIM 5291000
Правительство КР (персонал
и физические средства) FIM 892000;
Компетентные стороны - Министерство Экологии и Чрезвычайной
Ситуации Кыргызской Республики,
Министерство Иностранных Дел Финляндии;
Общая задача проекта - Внести вклад в экологически устойчивое
развитие экономической деятельности пу-
тем укрепления администрирования и уп-
равления окружающей средой в Кыргызской
Республике;
Цель проекта - Улучшение систем управления, мониторин-
га окружающей среды, инспекции и соблю-
дения закона в Чуйской области; Интег-
рированный подход по предотвращению и
контролю загрязнений, применяемый к
разработке национальной экологической
разрешительной системы.

Список сокращений

FSU - Бывший Советский Союз.
ADB - Азиатский Банк развития.
FIM - Финская Марка.
GDP - Валовой Внутренний Продукт.
IPPC - Интегрированный контроль и предупреждение загрязнения.
LIMS - Система Управления Лабораторной Информацией.
MFA - Министерство Иностранных Дел Финляндии.
MECE - Министерство Экологии и Чрезвычайных Ситуаций.
NEAP - Национальный План Действий по Окружающей Среде.
NGO - Неправительственная Организация.
РDК - Предельно-допустимые концентрации.
PDV - Предельно-допустимые выбросы.
SOP - Стандартные Текущие Процедуры.

1. Исполнительное резюме

После развала Советского Союза, Кыргызская Республика столкнулась с серьезными экономическими проблемами. Хотя уровень жизни снизился с 1991 года, и уровень бедности увеличился но всей республике, правительство запустило основные реформы в сфере экономики. Как следствие, экономическая активность и инвестиции стали медленно возрастать. Бесконтрольная экспансия экономической активности, однако, может вызвать серьезные последствия для окружающей Среды при отсутствии системы управления окружающей средой. Необходимо устойчивое управление ресурсами окружающей Среды для сохранения глобальной уникальности природы республики и обеспечения базы для будущего экономического развития.
Предпосылкой для эффективной системы управления окружающей средой служит четко определенная экологическая информация. Достоверная и адекватная информация поможет обеспечить решение наиболее острых экологических проблем в сложной финансовой ситуации. Текущий экологический мониторинг и система инспекционной службы в Кыргызской Республике не обеспечивают информацией, необходимой для принятия эффективного решения. Отсутствие оборудования и недостаток знаний по основным принципам мониторинга связаны с отсутствием лабораторного обеспечения качества и контроля, что делает полученную информацию по мониторингу недостоверной.
Кыргызская сторона обратилась с просьбой о 2-й фазе проекта Экологический Мониторинг и Укрепление Потенциала Управления в время переговоров с Министерством Иностранных Дел Финляндии осенью 1999 и весной 2000 гг.
Общей задачей проекта является вклад в экологически устойчивое развитие экономической деятельности путем укрепления администрирования и управления окружающей средой в Кыргызской Республике. Проект (2 фаза) нацелен на улучшение систем управления и мониторинга окружающей среды, инспекции и соблюдения закона и потенциала в Чуйской области, а также разработку национальной разрешительной системы в области окружающей среды через применение Интегрированного подхода по предотвращению и контролю загрязнения (IPPC).
Проект будет осуществляться в Чуйской области и продолжительность его - 24 месяца. Правительство Финляндии предоставит грант на реализацию проекта в размере около 5,3 млн. финских марок. Основным исполнительным агентством в Кыргызской Республике будет Министерство Экологии и Чрезвычайной Ситуации Кыргызской Республики.

Предисловие

Кыргызская сторона обратилась с просьбой проведения 2-й фазы проекта Экологического Мониторинга и Укрепления Потенциала Развития во время переговоров с Министерством Иностранных Дел Финляндии, проходивших осенью 1999 и весной 2000. Данный проектный документ был подготовлен в марте-апреле 2000 совместно с экспертами Министерства Охраны окружающей Среды Кыргызской Республики и Института окружающей Среды Финляндии. Планирование проекта началось в Хельсинки в марте 2000, и было продолжено в Бишкеке с 1 по 1O апреля 2000. Были организованы встречи с представителями различных организаций в Кыргызстане:
- правовое управление, управление мониторинга, инспекционное управление, отдел экологической экспертизы, лаборатория и пресс-служба МООС;
- Чуйское областное управление охраны окружающей среды МООС;
- агентство Гидрометеорологии;
- межрайонные инспекционные службы Чуй-Токмок и Кара-Балта;
- Кара-Балтинский Горнорудный Комбинат;
- Кантский цементно-шиферный комбинат;
- Бишкекская ТЭЦ;
- сахарный-спиртовый завод "Бакай";
- Чуйская Экологическая лаборатория;
- НПО "Центр экологической информации и обучения".
Проектный Документ был завершен в феврале 2001 путем диалога между Министерством Охраны Окружающей Среды Кыргызской Республики и Министерством Иностранных Дел Финляндии (Отдел по Восточной Европе и Центральной Азии).

2. Текущее положение

2.1. Правительственная и секторальная политика

В советские времена, Кыргызская Республика в основном полагалась на экономические субсидии, получаемые из Москвы. Эти экономические субсидии представляли 12% от республиканского Валового Национального Продукта. Экономика сильно пострадала после развала Советского Союза в 1991 году. Хотя уровень жизни упал после 1991, и цены стремительно возросли, республика достигла определенных реформ в экономике. Страна поощряла иностранные инвестиции и разработала серьезную программу приватизации. Как следствие, возросла экономическая активность, и впервые наметился рост экономики в 1996 году.
Горнодобывающая отрасль и выработка гидро-, электроэнергии являются примерами перспективного развития экономики в будущем - обе отрасли, которые могут иметь негативное воздействие на окружающую среду, если не будет обеспечено соответствующее управление. Бесконтрольная экспансия экономической деятельности может привести к серьезным последствиям в окружающей среде. В связи с переходом от плановой к рыночной экономике, отсутствие системы управления окружающей средой может вызвать серьезный ущерб природным ресурсам. Хотя процесс реструктуризации имеет неспешный последовательный характер, до сих нор на многих промышленных предприятиях республики применяются устаревшие технологии, загрязняющие природную среду. Это все оказывает значительную нагрузку на качество воды, воздуха и почвы в промышленных зонах страны.
Ландшафты и биоразнообразие республики, особенно горные хребты Тянь-Шаня и Памира, признаются как мировая уникальность. Многие виды имеют местное происхождение, которое означает, что природа республики бесценна. Тем не менее, устойчивое развитие экономической деятельности необходимо также по чисто экономическим причинам. Кыргызские предприятия испытывают желание экспортировать свою продукцию на новые рынки за пределы традиционного рынка в бывшем Советском Союзе. Западные потребители все больше проявляют беспокойства об экологическом воздействии от деятельности своих компаний, что становится важным критерием при покупке товара. Экотуризм, с одной стороны, признается правительством республики как перспективный источник получения валюты в будущем. Сохранение биоразнообразия - это важный вопрос для потенциального развития туризма, и поэтому имеет особую экономическую значимость.
Необходимость развития и совершенствования деятельности по экологическому мониторингу и управлению данными высказана в Национальном Плане Действий по окружающей Среде (NEAP) Кыргызской Республики. Согласно Плану Действий, необходима подробная информация о загрязнении, деградации почвы, использовании ресурсов, состоянии мусорных свалок и хвостохранилищ с отходами, воздействии на население и экосистемы с целью разработки и подготовки обоснованных оценок и суждений о приоритетах в природоохранной деятельности. Достоверная и адекватная информация поможет обеспечить решение наиболее насущных экологических вопросов в трудной нынешней финансовой ситуации в первую очередь.
Министерство охраны окружающей Среды (МООС) было создано в Кыргызской Республике в 1996 году. Согласно Закону об охране окружающей Среды (1999), МООС исполняет роль регулятора, рассматривающего качество воды, воздуха и почвы, включая экологический мониторинг. Согласно "Концепции Экологической Безопасности" Кыргызской Республики, изданной в 1998, основным недостатком настоящей системы мониторинга является раздробленность ответственности за экологический мониторинг и управление данными между восемью различными министерствами и агентствами. Это приводит к дублированию деятельности и слабой информированности и использованию экологической информации. Отчет дает рекомендации, чтобы была создана в рамках МООС единая национальная система мониторинга качества окружающей Среды и оценка воздействия антропогенного воздействия. Он также указывает, что системы мониторинга промышленных предприятий в республике должны быть улучшены, а их мониторинг и требования по отчетности должны быть унифицированы в целях получения достоверной и соответствующей информации по загрязнению.

2.2. Общая информация

Кыргызские правоохранительные органы разработали и подготовили ряд планов и отчетов, касающихся состояния окружающей Среды, и планы действий по наиболее важным экологическим проблемам. Сюда входят:
- национальный План Действия по Окружающей Среде (1995);
- отчеты о состоянии окружающей среды (последний отчет за 1998);
- концепция Экологической Безопасности (1997);
- национальный План действия по Гигиене Окружающей Среды (1997); и
- стратегия Устойчивого Человеческого Развития (1997).
Различные документы и отчеты, связанные с экологическим мониторингом в Кыргызской Республике, были подготовлены во время первой фазы проекта экологический Мониторинг и Укрепление Потенциала Управления в 1998-2000 гг. Данные исследования явились основой этого проектного документа. Настоящий проект подготовил, например, трехтомный отчет, включая:
- план Действий;
- детальный План Экологического Мониторинга Управления Данными в Чуйской области; и
- рабочий вариант Национального Плана.

2.3. Рассматриваемые проблемы

Чуйская долина Кыргызской Республики является экономическим центром страны, так как столица Бишкек и около 80% всей промышленной активности в Кыргызстане, сосредоточено в данном регионе. Промышленные предприятия в области включают, среди других, горные и металлургические комбинаты, химические предприятия, цементные заводы, тепло электростанции, спиртовые и сахарные заводы.
Что касается большей части предприятий, то на них установлено оборудование, контролирующее загрязнение, стоки и выбросы. Однако, из-за устаревшего советского оборудования и технологии, отсутствия технического обслуживания контрольного оборудования, выбросы и сбросы превышают нормы и вызывают значительный вред здоровью населения и окружающей среде.
- Качество воздуха оставляет желать лучшего в крупных городах, и быстрый рост уличного движения ведет к ухудшению положения. Виды загрязнения воздушной атмосферы в Чуйской области включают пыль, бензопирен, двуокись серы, окись углерода, азот и соли тяжелых металлов. Особенно уровень загрязнения высокий в Бишкеке, потому что его климат, географическое положение и метеорологические условия медленно рассеивают атмосферные загрязнения.
- Загрязнение почвы проблематично из-за недостатка сельскохозяйственных земель в горной республике. Промышленные отходы, часть которых представляет опасность, размещаются на муниципальных свалках для твердых отходов, другие размещаются в неконтролируемых местах, а в некоторых случаях, предприятия складируют их временно на своих территориях.
- Загрязнение промышленными сточными водами вызвано промышленными предприятиями, которые в основном сбрасывают сточную воду в муниципальную канализацию после некачественной предварительной очистки и создают дополнительную головную боль для перегруженных муниципальных сооружений по очистке сточных вод.
- Горные отвалы радиоактивных хвостохранилищ Кара-Балты и Ак-Тюза создают особые проблемы, так как радиоактивные и токсичные материалы распространяются в окружающей среде но воздуху и через воду.
Настоящая система управления окружающей средой в Кыргызской Республике характеризуется командно-административным подходом, уходящим корнями в советскую эру. Экологические разрешения основаны на стандартах ГОСТа, которые определяют предельно допустимые концентрации (ПДК) для окружающей Среды. Согласно данным концентрациям, управление Экологической Экспертизы МООС установил предельно допустимые выбросы и сбросы (ПДВ и ПДС) для каждого предприятия. Платежи за загрязнение и пользование природными ресурсами основаны на фактических и расчетных сбросах и выбросах. Существующий подход негибкий потому что не принимается в расчет общая деятельность предприятия. Так как предприятие сталкивается с большими экономическими трудностями, в некоторых случаях, подход привел к ситуации, когда требования природоохранных структур в некоторых случаях отменяются решениями вышестоящих политических органов.
Согласно Закону об Охране окружающей Среды, мониторинг промышленных стоков возлагается на сами предприятия-загрязнители. Предприятия, однако, не обеспечивают адекватной и достоверной информацией по мониторингу, которая необходима для получения реальной оценки положения с загрязнением. Независимые проверки инспекторов МООС ограничены из-за недостатка бюджета. Районные экологические инспектора работают за мизерную зарплату, которую часто получают с опозданием. Оборудование и приборный парк инспекторов не адекватен и требует времени для проведения анализов и получения результатов. Это приводит к тому, что часто визуальный мониторинг единственное средство для экологической инспекции. Так как официальные инспекторы не получают необходимое оборудование и не в состоянии охватить проверкой большие участки, находящиеся в их ведомстве, то практикуется найм на работу внештатных инспекторов,
чей образовательный уровень не соответствует обязанностям. Из-за финансового положения, лаборатории районных инспекторов не могут получить новое аналитическое оборудование и приборы для отбора проб. Таким образом, отсутствие надлежащего обеспечения качества делает результаты мониторинга недостоверными.
На министерском уровне, управление экологического контроля и инспекции при МООС, координирует и контролирует работу инспекторов на местах и осуществляет инспекцию крупных предприятий-загрязнителей. Однако, имеющиеся лабораторные средства МООС не достаточны для проведения достоверных лабораторных анализов и лицензирования лабораторий областного и районного уровней. Это означает отсутствие средств по обеспечению достоверной и точной информации по сбросам и выбросам. Преобладающее положение часто приводит к случаям коррупции и нарушениям. МООС знает о существующих недостатках, но не в состоянии выявить и проследить намеренные ошибочные отчеты и неполные анализы выбросов от предприятий загрязнителей.
Как было отмечено ранее, существует большое количество институтов и лабораторий, которые выполняют экологический мониторинг в Кыргызской Республике. Основной недостаток заключается в отсутствии перекрестной отчетности и очень узком распространении данных и обмене информацией, что вызывает дублирование, а с другой стороны, прорехи в мониторинговой деятельности. Из-за вышеуказанных проблем в цепочке получения информации по экологическому мониторингу, отсутствует достоверная информация о состоянии окружающей среды, которая была бы доступна для лиц, принимающих решения, НПО и общественности. Отсутствие информации также затрудняет обеспечение выполнения природоохранных законов.

2.4. Участники и бенефициары

Основные бенефициары проекта:
- Министерство Охраны окружающей Среды (МООС), в частности, Управление Мониторинга, Контрольно-Инспекционное Управление и Правовое Управление;
- Областное и межрайонные управления инспекции в Чуйской области;
- Выбранные Пилотные предприятия, включая Кара-Балтийский Горнорудный Комбинат.
Участники проекта:
Ведомства и организации, проводящие экологический мониторинг:
Министерство Здравоохранения;
Министерство Сельского и Водного Хозяйства;
Национальная Академия Наук;
Национальный Центр Экологической Стратегии и Политики;
Государственное Агентство Гидрометеорологии;
Государственное Агентство по Геологии и Минеральным Ресурсам;
НИИ Профилактики и Медицинской Экологии;
Национальный Статистический Комитет;
Лаборатории районных инспекционных служб.
Международные агентства и доноры:
АБР;
ПРООН;
ТАСИС;
ЮСАИД,
и другие.
Другие:
Население проживающее в Чуйской области;
Промышленные предприятия в Чуйской области;
Местные и республиканские НПО;
Иностранные предприятия, импортирующие материалы и сырье из Кыргызской Республики;
Население всей Республики.
В следующей таблице приводится анализ некоторых ключевых групп:

Бенефициар/Участник  Проблемы  Интересы Усилия
Управление Мониторинга МЭЧС Раздробленная ответственность по мониторингу отсутствие перекрестной и всесторонней информации по мониторингу. Нет оборудования для проведения достоверного анализа Получить достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которая затем передается лицам, принимающим решения Высококвалифицированный персонал лаборатории. На первом этапе проекта проведено обучение персонала и приобретено некоторое оборудование. Правовая база для мониторинга в Кыргызской Республике
Государственное Экологическое Контрольное Управление МЭЧС Нет инспекционного оборудования. Не в состоянии проводить достоверную инспекцию и контролировать деятельность областных и районных инспекторов. В отдельных случаях, не могут обеспечить выполнение закона, так как экономические вопросы рассматриваются как наиболее важные, чем воздействие на окружающую среду Проведение непрерывной и соответствующей инспекционной деятельности, которая может послужить базой для реализации Закона об охране окружающей среды. Сертифицировать деятельность местных и областных инспекций Квалифицированный персонал
Правовое Управление МЭЧС Быстро меняющиеся экономические условия и несовершенная правовая основа требуют постоянных дополнений в законодательную базу. Информация о новых законодательных актах не поступает даже в другие структуры власти, не говоря о предприятиях и общественности Создать адекватную правовую базу для охраны окружающей среды в условиях рыночной экономики. Эффективное выполнение законов Сотрудники управления заинтересованы в получении знаний о новых подходах в природоохранное законодательство
 Областное и районное управления инспекционной службы в Чуйской области  Нет инспекционного оборудования приборов. Недостаток реактивов в лабораториях. Инспекрторы не в состоянии охватить все предприятия, находящиеся в их ведении. Недостаточно обученного персонала. Низкая заработная плата, что приводит к коррупции и нарушениям  Обеспечивать республиканские службы достоверной непрерывной информацией относительно инспекционной деятельности  Квалифицированный персонал
Выбранные пилотные предприятия  Устарелые производственные технологии, вызывающие проблемы качества и экологии. С одной стороны,прекращение правительственных субсидий, а с другой стороны, отсутсвие инвесторов. Развал традиционного рынка бывшего Советского Союза, проблемы в доступе к мировому рынку. Зависимость от поставок сырья из других стран бывшего СССР. Процесс приватизации и быстрые изменения природоохранного законодательства затрудняют долгосрочное планирование. Оборудование для экологического мониторинга либо устарело или отсутсвует. Экологические платежи за загрязненеие высоки для многих предприятий, столкнувшихся с жестким финансовым положением. Экологические вопросы зависят во многом от экономической реальности. Выпускать чистые и конкурентно-способные товары, которые можно вывозить на экспорт. Привлечение инвесторов, которые способны внедрить современные технологии и подходы  Некоторые системы мониторинга, хотя и устаревшие, имеются в наличии. Предприятия обычно имеют Технический отдел, занимающийся вопросами экологического мониторинга. Ряд предприятий имеет иностранных инвесторов, которые могут быть заинтересованы в инвестициях в экологические технологии. Имеется непосредственные интерес к международным схемам экологической стандартизации
Кара-Балтинский Горно-Металлургический комбинат Сокращение производства. Отсутсвие рынка сбыта продукции. Не огороженные урановые хвостохранилища площадью до 270 гектаров, расположены в непосредственной близости около города Кара-Балта. Нет точной информации о распротранении загрязнения. Отсутсвие источников финансирования для срочных реабилитационных мероприятий Производство урановой, молибденовой и золотой продукции на полной мощности. Получение финансовой поддержки для рекультивации Хвостохранилища Проведение непрерывного мониторинга хвостохранилища
Население в Чуйской области Безработица, бедность. Не функционирует сеть социальной защиты. Быстрый рост населения. Загрязнение воздуха, воды и почвы вызывает рост болезней. Низкая информированность населения о риске здоровью, вызванном окружающей средой Безопасная чистая Среда обитания. Улучшение финансового положения и сети социальной защиты Высокий уровень грамотности и образования населения

3. Определение деятельности

3.1. Общие задачи

Общей задачей проекта является вклад в экологически устойчивое развитие экономической деятельности путем укрепления администрирования и управления окружающей средой в Кыргызской Республике.

3.2. Цель проекта

Целью проекта является совершенствование систем управления и мониторинга окружающей среды, инспекции и соблюдения закона и потенциала в Чуйской области, а также вклад в разработку разрешительной системы в области окружающей среды с учетом IPPC подхода.

3.3. Стратегия проекта

Первая фаза проекта была сосредоточена на укреплении горизонтального распространения информации по мониторингу среди различных ведомств и организаций, проводящих мониторинг в Чуйской Области. Базовая стратегия второй фазы заключается в укреплении вертикальной цепочки, которая
обеспечивает информацией по выбросам в Чуйской области. Данная цепочка включает следующие элементы:
- предприятия с программами ведомственного мониторинга;
- местных и областных инспекторов, которые обеспечивают то, что информация, представляемая предприятиями, точная и соответствует требованиям;
- государственное Экологическое Контрольно-Инспекционное Управление МООС, обеспечивающее качество инспекционной деятельности, проводимой на местном уровне;
- экологическая разрешительная система и согласованная система мониторинга.
Поэтому, проект содержит обучение для всех производителей данных, которые вовлечены в процесс - инспектора районного, областного и республиканского уровней и предприятия. В МООС, проект сфокусирует деятельность на создании средств для достоверных лабораторных анализов, которые являются базовыми требованиями по сертифицированной мониторинговой деятельности, проводимой экологической инспекционной службой. Это, в свою очередь, подготовит условия для получения достоверной информации по распространению загрязнения, которые должны обеспечить более эффективное исполнение Закона об Охране Окружающей Среды и реализацию инструментов экономической политики.
Текущая Кыргызская разрешительная система в области окружающей среды основана на советских моделях распространения загрязнения и стандартах здоровья населения и не учитывает многие важные вопросы, такие как технологии, выбросы парниковых газов, взаимодействия между различными загрязняющими веществами. В настоящее время нет функционирующей разрешительной системы, которая помогла бы достигнуть более высокой эффективности охраны окружающей среды путем поощрения загрязнителей выполнять все надлежащие мероприятия против загрязнения и внедрять чистые и безотходные технологии. Поэтому проект имеет целью оказать поддержку в разработке Интеграционного подхода по предотвращению и контролю загрязнений, чтобы ознакомить с ним экологические службы и тех, кто непосредственно принимают решения, как один из возможных подходов к экологической разрешительной системе. Цель заключается в дальнейшем процессе развития экологических норм и стандартов в Кыргызской Республике.
Важным стратегическим подходом проекта является его акцент на консультативные и солидарные отношения между экологическими органами и предприятиями. В настоящее время, взаимоотношения властных структур и предприятий имеют свои корни в советской командно-административной системе. Необходим прагматичный и гибкий подход. В целях получения адекватной информации по состоянию окружающей среды, предприятия должны быть включены в постоянный нацеленный мониторинг их источников сбросов и выбросов. Участие предприятий в мониторинге предполагает повышение их обязательство в фактических действиях в области экологического управления - планирование и выполнение действий по охране и улучшению состояния окружающей среды.
Многие предприятия в Кыргызстане имеют целью экспортировать свою продукцию в страны за пределами СНГ, и в процесс приватизации часть из них получила статус акционерных обществ с иностранными акционерами. Поэтому, в долгосрочной перспективе они должны быть способны выдавать достоверную информацию для потребителей и работать в сотрудничестве с органами власти. Многие предприятия уже проявили интерес к международным стандартам качества и экологической сертификации, таким как ИСО 9000 и ИСО 14000. Совершенствование в области окружающей среды не должно рассматриваться кыргызскими предприятиями как препятствие, а только как предпосылки для экономического роста страны.
Дополнительно к программам мониторинга, технико-экономические обоснования по необходимым мерам, направленным на снижение загрязнения, и финансовые планы по реализации данных мероприятий будут разработаны для отобранных предприятий. Кара-Балтинский Горнорудный Комбинат будет одним из пилотных предприятий проекта. Радиоактивные хвостохранилища завода покрывают территорию площадью свыше 300 гектаров и являются основными загрязнителями в округе. Данный участок будет исследован с помощью аэрогеофизической съемки, которая является быстрым и эффективным средством получения информации и распространении загрязнения. Программа мониторинга и ТЭО для данного завода будут основаны на данных аэросъемки. В будущем, метод аэросъемки может также быть применен к изучению других участков радиоактивного загрязнения в центрально-азиатском регионе, таких как хвостохранилища в Майли-Суу в Ферганской долине.
Дополнительно к данной вертикальной стратегии, проект рассматривает организацию горизонтального сотрудничества различных ведомств и организаций по мониторингу, начало которому положено во время первой фазы проекта. Планируется достичь путем подготовки и ратификации официального соглашения, указывающею полномочия разных агентств в экологическом мониторинге Чуйской области.

3.4. Результаты и деятельность

Общие задачи, цель, ожидаемые результаты, индикаторы достижения и деятельность проекта представлены в Логической Структуре в Приложении 1.

4. Предложения, риск и факторы,
обеспечивающие устойчивость

4.1. Совместимость с политикой и законодательством

Согласно официальным политическим документам по отношениям Финляндии с развивающимися странами, одобренным в 1998, целью политики Финляндии в области развития сотрудничества является:
- снижение бедности;
- обеспечение прав человека и демократии;
- предупреждение глобальных экологических проблем; и
- обеспечение глобальной безопасности;
- продвижение экономического взаимодействия.
Проект рассматривает многие из этих целей. Предпосылкой для устойчивого социального и экономического развития выступает здоровая и безопасная окружающая среда. В Кыргызской Республике, бедность часто связана с загрязнением окружающей среды. В настоящее время, население, проживающее около предприятий-загрязнителей, хвостохранилищ и отвалов не получает какую-либо информацию по актуальным вопросам угрозы здоровью населения. Проект преследует цель, чтобы эти люди могли, по крайней мере, иметь возможность получить данную информацию и демократическим путем повлиять на представителей власти, если они примут решение. Доступ общественности к информации, включая информацию по окружающей среде, является важной предпосылкой для демократического общества. Поэтому проект также имеет основу для укрепления демократии и прав человека.
Проект имеет цель оказания поддержки Кыргызской Республики в решении проблем в области окружающей среды. Усиленные экологический мониторинг и управление данными обеспечат, чтобы лица, принимающие решения, имели достоверную экологическую информацию. Это позволит им принимать приоритетные и экономически эффективные решения по экологическому управлению при планировании действий, направленных на улучшение состояния окружающей среды в стране. Также это позволит органам власти обеспечить более эффективное соблюдение Закона об охране окружающей среды.
В перспективе, обязательство предприятий по экологическому мониторингу, отчетности и снижению загрязнения будет способствовать продвижению экспорта их продукции на мировые рынки. Принятие схем экологической сертификации поддержит это развитие и в дальнейшем. Отношение сотрудничества между экологическими службами и предприятиями является необходимым фактором для устойчивого долгосрочного экономическою развития в стране.
Закон Кыргызской Республики об Охране Окружающей Среды был принят Парламентом республики в апреле 1991 года. Закон несколько раз дополнялся, последний раз в 1999, так как изменение экономического климата требовало дополнения и изменения в природоохранную законодательную базу.
Закон определяет ответственность правительства, областных администраций и правоохранительных органов в области охраны окружающей среды, полномочия и задачи экологического мониторинга и финансирование природоохранной деятельности. Дополнительно, он определяет механизмы компенсации в случае экологического ущерба, принципы экологического аудита, стандартизации и сертификации и принципы выдачи экологических норм и лицензий. Другими важными законодательными актами являются Закон об Экологической экспертизе (1999), Закон о Питьевой Воде (1999), Закон об Охране Атмосферного Воздуха (1999), Закон о Водных Ресурсах (1995) и Закон о Недрах (1997).
Так как Кыргызстан все еще следует экологическим стандартам, применявшимся в бывшем Советском Союзе, подход к стандартам по выбросам основан на предельно допустимых концентрациях. Возможность проведение мониторинга или контроля выбросов очень ограничена. Поэтому применение текущих разрешительных нормативных актов недостаточно эффективно, и загрязнители не стремятся улучшить свои природоохранные действия. Нынешняя разрешительная система не регулирует загрязнение на единицу продукции или процесса, а только устанавливает предельно допустимые выбросы согласно экологическим стандартам того или иного района.
Кыргызское Правительство заявляло в различных документах, что оно намерено развивать свою экономическую деятельность устойчивым путем, и что принцип "загрязнитель платит" является краеугольным камнем его природоохранного законодательства. Несмотря на это, имело место несколько случаев, когда решения природоохранных органов относительно сбросов отдельных больших предприятий были отменены другими вышестоящими органами. Несмотря на экономические проблемы кыргызские предприятия должны нести ответственность за загрязнение.

4.2. Институциональная устойчивость

В целях обеспечения институциональной устойчивости, проект будет интегрирован, как только возможно, в существующие институциональные структуры страны бенефициара, избегая создания отдельных структур для проектных целей. Поэтому, наиболее важные партнеры международных экспертов должны предпочтительно принадлежать к постоянному штату ответственных местных организаций. Все структуры и функции, разработанные проектом, должны быть устойчиво внедрены местными учреждениями, учитывая их собственных потенциал и ресурсы после завершения проекта. Цель, поэтому, заключается в создании постоянных, доступных систем, а не в реализации краткосрочных проектных действий.
Одной из основных целей проекта является укрепление институционального потенциала участвующих организаций для обеспечения устойчивости достигнутых ранее результатов. Проект поддерживает роль МЭЧС как исполнителя надзорных и руководящих функций по экологическому мониторингу и укреплению деятельности в Кыргызской Республике. Проект будет сосредоточен на обучении представителей ведомственных служб по мониторингу и инспекции, отобранных предприятий в Чуйской области в сфере мониторинга, методов лабораторного анализа, обеспечения качества и контроля. Цель проекта заключается также в обучении ключевых лиц, которые способны в дальнейшем передать полученные знания и навыки в своих организациях и при разработке постоянных учебных программ (и материалов) после завершения проекта. Будет рассмотрена возможность сотрудничества с существующими учебными заведениями. В будущем, обучение может быть распространено на экологических инспекторов, лаборатории и предприятия во всей республике, проводимое МЭЧС.
Дополнительно к обучению, проект рассматривает вопрос институционального сотрудничества различных ведомств и организаций, участвующих в экологическом мониторинге. Межведомственное бюро по координации экологического мониторинга будет сформировано в начале проекта. Цель данного координационного органа заключается в согласовании и ратификации конкретной стратегии мониторинга, где четко разграничены полномочия между ведомственными структурами.
Предполагается, что организации-партнеры продолжат сотрудничество с проектом. Изменения в организационной структуре могут повлиять на полномочия различных департаментов в МЭЧС, но это не должно исключать их из участия в проекте.
Создание интегрированной, единой и достоверной системы мониторинга в Чуйской области требует, чтобы организации, участвующие в мониторинге, смогли согласовать и принять круг полномочий и создать принципы новой системы мониторинга. Необходимость оптимизации текущей практики мониторинга должна быть понятна для всех организаций. Проект имеет целью упрочить связи между различными органами мониторинга, так чтобы сотрудничество продолжалось и после завершения проекта.

4.3. Экономическая и финансовая устойчивость

В целом и в долгосрочной перспективе проект нацелен обеспечить возможности для устойчивого экономического развития в Кыргызской Республике. Как указано в предыдущих разделах, устойчивое развитие является решающим для страны не только с экологической, но и с экономической точек зрения. Так как число экологически лицензированных предприятий постоянно увеличивается в глобальном масштабе, невероятно трудно становится найти рынки сбыта для не сертифицированной продукции. Данные сертификаты, однако, не могут быть получены без системы экологического мониторинга и управления. Другим важным экономическим аспектом является потенциал экотуризма в Кыргызской Республике.
Развитие системы интегрированного мониторинга в Чуйской области предупредит дублирование деятельности по мониторингу и траты ресурсов. Информация, основанная на результатах мониторинга, поможет сосредоточить скудные финансовые ресурсы на наиболее важных приоритетах в области охраны окружающей среды. Она также должна способствовать более эффективному сбору взносов и платежей в будущем.
Оборудование, приобретенное во время проекта, будет выбрано таким образом, что оно не потребует дорогостоящих запчастей или технического обслуживания. Также аналитические методы, применяемые в лаборатории МЭЧС, будут разработаны так, что реактивы для них будут доступны но низкой цене.
Особенно предполагается, что заработная плата и операционные бюджеты МЭЧС, и особенно региональных инспекций будут постепенно расти в целях продолжения выполнения обязанностей по мониторингу и инспекции после завершения международного проекта.
Распределение ресурсов проекта является очень важным вопросом для финансовой устойчивости процессов развития: создание бюджетных линий и распределение ресурсов по видам деятельности является ключевой предпосылкой к оценке затрат, которые будут иметь место после завершения проекта. Все вклады, местные и со стороны Финляндии, должны систематически и равнозначно контролироваться.
Необходимо готовить отчеты и предоставлять их во все агентства партнеров. Взаимно приемлемые, совместные мероприятия по аудиту необходимы для финансового вклада со стороны Финляндии и страны-бенефициара.

4.4. Собственность, партнерство и участие

Согласно Документу Финляндии по Развитию Сотрудничества (1996), страна-партнер должна предполагать полную собственность по всем операциям. Хотя существует двусмысленность или неясность в термине "собственность", его практическое применение может быть проиллюстрировано, например, следующими принципами, которые относятся к отношениям среди различных участников в проекте развития:
- проект должен быть интегрирован насколько возможно в существующие местные учреждения;
- от всех бенефициаров проекта требуется продемонстрировать свои обязательства в осуществлении соответствующего вклада людских, материальных и финансовых ресурсов в проект;
- все участники должны быть вовлечены насколько возможно в разработку и осуществление проекта;
- проектные процедуры и финансовые операции должны быть прозрачны и различные участники подотчетны друг другу.
Основной принцип развития сотрудничества Финляндии заключается в том, что страна бенефициар несет ответственность за свое собственное развитие. Таким образом, роль донора заключается только в оказании поддержки. Цель заключается в избежании долгосрочной зависимости от внешней помощи.
С позиции собственности и партнерства, сотрудники местных организаций должны нести основную ответственность за выполнение всех действий по проекту при поддержке и сотрудничестве со стороны местных и международных консультантов. Подлинное партнерство требует постоянную и открытую коммуникацию, работу в команде и совместное принятие решений, а также управление структурами и процедурами (соуправление) между местным и иностранным персоналом проекта. Например, работа по планированию, бюджету и подготовке отчета должна выполняться совместно. Однако согласно настоящим требованиям МИДа Финляндии, финансовые средства Финляндии продолжают полностью контролироваться компанией консультантом по контракту с министерством.
В целях демонстрации собственности и обязательств по проекту и создания истинного партнерства, организация-хозяин должна обеспечить надлежащими ресурсами с позиции возобновляющихся затрат и персоналом, что необходимо для успешной реализации проекта, передачи ноу-хау и организационной устойчивости. Поэтому не должна быть только международные консультанты без местных партнеров.
Проект был предложен Кыргызской стороной. Он был разработан совместно кыргызскими и финскими экспертами во время переговоров и семинаров, имевших место в Кыргызской Республике и Финляндии весной 2000 года, а также по Электронной почте в декабре 2000-феврале 2001.
С учетом участия заинтересованных лиц в реализации проекта, межведомственный орган по координации экологического мониторинга создаст усовершенствованную систему мониторинга и укрепит роли участвующих организаций. Что обеспечит участие ответственных организаций в разработке действенных планов по мониторингу и инспекции окружающей средой. Руководство по качеству лаборатории МЭЧС и выбор параметров Стандартных оперативных процедур будут разработаны вместе с персоналом лаборатории. Программы обучения для работников инспекционных служб и предприятий будут запланированы в сотрудничестве с республиканскими и региональными агентствами. Нужды пилотных предприятий по программе обучения и снижению загрязнения будут изучены в ходе обсуждений и переговоров с ними на всем протяжении проекта. Участие общественности и НПО в экологическом вопросах будет поддерживаться путем распространения копий законодательных документов по природоохранной деятельности и вовлечения НПО в редакторскую коллегию по изданию бюллетеней по экологическому мониторингу. А также публикации других информационных материалов для общественности и организации различных информационных событий.
Участвующие пилотные предприятия необходимо выбирать таким образом, чтобы у них быть неподдельный интерес в совершенствовании их деятельности по экологическому мониторингу и управлению. Предприятия, выпускающие продукцию на экспорт, должны иметь интерес к экологически вопросам. Также заинтересованность могут проявлять те предприятия, у которых в процессе приватизации недавно появились иностранные акционеры. В ходе обсуждений, имевших место во время пребывания миссии по подготовке проекта, были определены несколько потенциальных пилотных предприятий. Выбор пилотных предприятий должен быть завершен на начальном этапе проекта во избежание каких-либо задержек в проектной деятельности.
Высший орган проекта по принятию решений, т.е. Руководящий Комитет, должен быть создан также для обеспечения планирования, принятия решений и мониторинга на основе принципа участия.

4.5. Технологическая устойчивость

Для получения достоверной экологической информации и возможности управлять и распространять данные, необходима современная технология. Проект делает акцент на обучении, что позволит ведомствам и органам мониторинга пользоваться высокотехнологичными измерительными инструментами. Обучение включает занятия по приобретению практических навыков, как на рабочем месте, так и на курсах обучения.
При выборе закупочного оборудования, будет применяться принцип, что техническое поддержание измерительных приборов и аналитических инструментов можно было бы проводить в Алматы или Москве, если не в Кыргызской Республике. Следует учитывать и другой важный аспект при закупке оборудования: разумные цены на запчасти и сервис. Все инструкции для пользователей предоставляются на русском языке.
Аэрогеофизические съемки в районе Кара-Балты требуют особого внимания из-за своих административных и технических аспектов. Необходимо получить разрешение на полет, так как самолет будет пересекать воздушное пространство соседних республик, таких как Узбекистан. Аэросъемка, способствующая получению оценки степени загрязнения Кара-Балты, должна быть включена в повестку дня Кыргызского правительства, как одна из приоритетных задач. Выбранный субподрядчик должен получить разрешение на полет во время начальной стадии проекта.

4.6. Гендерные вопросы

Гендерные вопросы принимается во внимание при выборе членов координационного бюро и участников программы обучения. Как женщины, так и мужчины смогут участвовать в проекте.

4.7. Координация с другими проектами и донорскими агентствами

Очень важно выявить проекты, связанные с укреплением потенциала по мониторингу окружающей среды и управлению в целях обеспечения адекватного сотрудничества, координации и согласованности таких действий. Очень важно координировать проект с другим проектом, поддерживаемым Азиатским Банком Развития (Техническая Помощь Кыргызской Республике по Мониторингу Окружающей Среды и Укреплению Потенциала Развития, фаза II). Согласно планам, проект, финансируемый АБР, измерен обеспечить оборудованием по управлению данными и провести обучение для инспекторов по системе управления лабораторными данными на областном уровне, а также для местных управлений мониторинга МЭЧС. Это очень важно для достижения успеха финского проекта. Особое внимание необходимо уделить координации учебной деятельности по методологии экологического мониторинга в Чуйской области.
Также может быть другой вид сотрудничества, связанный с экологическими проблемами, например, управление горными отвалами, которое может быть важным моментом для координации действий с Кара-Балтинским Горнорудным Комбинатом.

5. Выполнение

5.1. Подход

Проект начнется с Начальной фазы, которая продолжится 2 месяца. Во время этой фазы, персонал МЭЧС и международный Главный Технический Советник совместно выберут местных консультантов для проекта на основе открытого тендерного процесса. В период данной фазы, Национальный координатор и Руководитель проекта выбирают местных консультантов для проекта. Они также выберут слушателей из инспекционных служб и лаборатории МЭЧС и разработают план программы обучения совместно с краткосрочными консультантами. В конце Начальной фазы, Оперативный План будет разработан.
В течение первых шести месяцев проект сосредоточится на нынешней разрешительной системе в области окружающей среды и обсудит варианты ее дальнейшего развития с лицами, принимающими решения, предприятиями и другими заинтересованными сторонами. В этот период также будут организованы семинар и учебная поездка. Одновременно, оценка текущего состояния других компонентов проекта и другие приготовления (инспекционная система, система экологического мониторинга в Чуйской области, сотрудничество с пилотными предприятиями, аэросъемки в Кара-Балте и т.д.) будут проходить.
Исполнительная фаза проекта для инспекционной и лабораторной деятельности начинается с закупки оборудования. После этого потенциал участвующих организаций будет укреплен как теоретическим обучением, которое нацелено дать более глубокое представление об "источник - переносчик - реципиент" подходе в мониторинге, так и более практическим инструктажем, которой позволит сосредоточиться на практических аспектах мониторинга. Каждый курс обучения имеет целью получить осязаемый результат в форме разработанных годовых планов по мониторингу и проведении инспекции или ежеквартальные руководства по качеству. В результате, обучаемые действительно осознают связь между обучением и их ежедневной практикой, что обеспечит устойчивость для проекта. Обучение может включать учебные поездки в Финляндию.
Разработка плана мониторинга Чуйской области начнется с оценки существующих полномочий в сфере мониторинга в данной области. Затем план будет представлен на рассмотрение Межведомственному органу по мониторингу, который выработает совместное предложение по реализации плана мониторинга и области в будущем. Обучение участвующих организаций методам экотоксикологии также предусмотрено, так как этот важный аспект упущен в нынешней системе мониторинга.

5.2. Организация и персонал

5.2.1. Руководство проектом и его реализация

Министерство Экологии и Чрезвычайной Ситуации (МЭЧС) будет уполномочено за осуществление проекта. МЭЧС назначит (или примет на работу) Национального Директора Проекта и Национального Руководителя/Менеджера Проекта. Национальный Менеджер Проекта будет менеджером на полной ставке от имени МЭЧС. Управление Мониторинга МООС берет основные функции выполнения проекта. Государственное Экологическое Контрольное и Инспекционное Управление, Управление Экологической Экспертизы и Правовое Управление примут участие в осуществление проекта. Областные и районные инспекционные службы примут участие в проекте на региональном и местном уровне.
Персонал МЭЧС (Национальный Директор Проекта и Национальный Менеджер Проекта) будут поддерживаться местными и иностранными консультантами, которые оплачиваются Правительством Финляндии, следующим образом:
А) Международные консультанты:
- Международный Главный Технический Советник (Руководитель Команды) - 22 рабочих месяца;
- Международный лабораторный консультант (химик) - 3 рабочих месяца;
- Другие международные краткосрочные эксперты (по обучению, исследования по снижению загрязнений и планированию, ведомственный мониторинг, экологические разрешительные системы) - 8 рабочих месяцев все вместе.
Б) Местные консультанты:
- Местный консультант по снижению загрязнения и ведомственному мониторингу - 22 рабочих месяца;
- Переводчик/офис-менеджер - 24 рабочих месяца;
- Местные краткосрочные консультанты (экологический мониторинг, инспекционная и лабораторная службы, планирование по снижению загрязнения, ведомственный мониторинг, экологические разрешительные системы) 24 рабочих месяца все вместе.
Вышеуказанные долгосрочные и краткосрочные международные эксперты будут предоставлены финской/международной консалтинговой компанией, которая будет выбрана компетентными органами с кыргызской и финской сторон через открытый тендерный процесс в Финляндии. Техническая помощь, необходимая для аэрогеофизической съемки, будет обеспечена субподрядной компанией, отобранной отдельно компетентными органами.
Местные консультанты будут отобраны совместно персоналом МЭЧС и Главным Техническим Советником в процессе открытого тендера. Распределение человеко-месяцев краткосрочных местных и иностранных консультантов будет запланировано совместно персоналом МЭЧС и Главным Техническим Советником во время Начальной стадии проекта и одобрено Руководящим Комитетом.
Для выполнения проекта, могут быть созданы рабочие группы по различным компонентам и действиям проекта. Дополнительно, Межведомственный Орган по Мониторингу будет создан путем подписания Соглашения о сотрудничестве. Управление Мониторинга МЭЧС будет выступать, в данном случае, секретариатом Органа.
Индикативное описание работы ключевых сотрудников дано в Приложении 3.

5.2.2. Координационный Комитет Проекта

Для координации, контроля и наблюдения за выполнением проекта, будет создан Координационный Комитет Проекта. В задачи комитета входит (но необязательно ограничиваются):
- обзор и завершение оперативного плана, рабочего плана второго года (включая бюджет), ежеквартальные текущие отчеты, а также промежуточный и финальный отчеты;
- одобрение выбора местных консультантов;
- предоставление консультаций Национальному Менеджеру Проекта в его основных решениях;
- передавать нужды, интересы и мнение участвующих организаций Национальному Менеджеру Проекта и Компетентным Органам, а также вести переговоры в целях нахождения взаимно приемлемых решений в случаях противоречия; информировать о решениях, а также о достигнутом прогрессе и опыте, приобретенном в проекте;
- оказывать поддержку Национальному Менеджеру Проекта при необходимости для взаимной пользы всех участников.
Руководящий Комитет Проекта будет собираться четыре раза в год и в случае особой необходимости. Он будет состоять из представителей следующих организаций:
- Управление Мониторинга МЭЧС;
- Чуйская областная инспекция но охране окружающей среды;
- Члены межведомственного органа по мониторингу;
- Национальный Директор Проекта;
- Главный Технический Советник;

5.2.3. Компетентные органы и Координационные встречи

Компетентные органы обоих Правительств (МЭЧС Кыргызской Республики и МИД Финляндии / Отдел по Восточной Европе и Центральной Азии) будут обладать полномочия принимать решения па всем протяжении проекта. Они будут одобрять планы и отчеты по проекту. Компетентные стороны встретятся три раза за период проекта (после начальной стадии проекта, после 12 месяцев выполнения проекта и в конце проекта), совместно с координационными Встречами МЭЧС, АБР и МИДа Финляндии.

5.3. Бюджет

Индикативный бюджет проекта представлен в Приложении 2. Министерство Иностранных Дел предоставит грант на сумму около 5,3 млн финских марок для проекта. Вклад со стороны Кыргызского правительства включает зарплату сотрудникам МЭЧС и региональным инспекторам, предоставление помещений под офис, библиотеку и учебный класс, и другой вспомогательный персонал. Предполагается, что размер вклада с Кыргызской стороны составит 10% от общей суммы бюджета проекта.

5.4. Предварительный график

Общая продолжительность проекта - 24 месяца. Индикативный график представлен в Приложении 4.

6. Планирование, мониторинг, отчетность и оценка

Проектная Команда, Руководящий Комитет и Компетентные стороны будут вести наблюдение за прогрессом, эффективностью, воздействием и устойчивостью проекта путем регулярного планирования и системы отчетности, которая включает следующие отчеты:
- Начальный отчет и Рабочий план;
- Рабочий План второго года;
- Промежуточный Отчет и Финальный отчет (включая рекомендации по будущему развитию управления окружающей среды, мониторинга и укрепления деятельности в Кыргызской Республике);
- Ежеквартальные финансовые и текущие отчеты (каждый четвертый квартальный отчет охватывает весь год реализации проекта и включается в промежуточный и финальный отчеты).
Вышеуказанные планы и отчеты должны отвечать требованиям Руководящих Принципов Программы Создания, Мониторинга и Оценки МИДа Финляндии (1998).
Дополнительно, следующие отчеты должны быть подготовлены во время проекта:
- Оценка текущей экологической разрешительной системы;
- Предложение по разработке экологической разрешительной системы;
- Анализ/Оценка текущих программ мониторинга в Чуйской области;
- Единая программа мониторинга для Чуйской области;
- Ежегодные программы для инспекционных служб Чуйской области;
- Ежегодные программы мониторинга для выбранных пилотных предприятий;
- Руководство по лабораторному качеству и стандартным рабочим процедурам;
- Отчеты по обучению;
- Экологический аудит и планы по снижению загрязнения (включая технико-экономические обоснования и финансовые планы) пилотных предприятий.
Окончательная оценка проекта может быть выполнена в конце после завершения проекта или позже по усмотрению Компетентных Сторон. Оценка проекта, если будет предпринята, будет финансироваться из других источников, а не из бюджета проекта.


Приложение II

Условия для консультационных агентств

1. Определения

Для целей настоящего Соглашения под термином "Консультационное Агентство" понимается любой официальный орган и государственные или частные корпорации, а также любые государственные или частные организации, независимо от формы собственности, национальные или международные, одобренные Сторонами и привлеченные Министерством иностранных дел Финляндии для оказания услуг в целях осуществления Проекта и программ.

2. Обязанности финской Стороны

Если отдельным соглашением не предусмотрено иное, Финляндия оплачивает вознаграждения и расходы Консультационных Агентств, не включая расходы, которые покрываются Кыргызской Стороной в соответствии с пунктом 3 настоящего Приложения.

3. Обязанности кыргызской Стороны

Если отдельным соглашением не предусматривается иное, кыргызская
Сторона относительно иностранных Консультационных Агентств будет:
а) обеспечивать для Консультационных Агентств все необходимые разрешения и полномочия на безвозмездной основе и без задержки;
б) предоставлять и оплачивать необходимое офисное помещение, коммуникационные и прочие услуги для Консультационных Агентств для выполнения ими своих официальных задач;
в) освобождать Консультационные Агентства от подоходных налогов и от других прямых налогов или пошлин в отношении любого вознаграждения, который выплачивается им за счет фондов или источников вне Кыргызстана за услуги, предоставленные в Кыргызстане в соответствии с настоящим Соглашением;
г) воздерживаться от наложения валютных или обменных ограничений на средства, ввезенные Консультационными Агентствами в Кыргызстан в соответствии с законами Кыргызстана в целях осуществления проекта, и разрешает вывоз таких средств, и оказывает содействие в открытии банковских счетов;
д) освобождать Консультационные Агентства от профессиональной регистрации и лицензирования и других подобных требований;
е) освобождать Консультационные Агентства от обязанности предоставления в официальные органы Кыргызстана любых налоговых или финансовых деклараций, требуемых от частных лиц или корпораций;
ж) выдавать надлежащим образом на безвозмездной основе необходимые лицензии и другие разрешения на импорт оборудования, необходимого для осуществления проекта;
(з) освобождать оборудование от всех налогов, таможенных сборов, пошлин и других подобных платежей, или несет затраты, связанные с ними, в связи с его ввозом в Кыргызстан или вывозом из Кыргызстана, и освобождает оборудование также от всех импортных и экспортных запретов и ограничений и обеспечивает гибкий и безопасный прием, помещение, обращение, декларирование и отправление, также как и складирование и дальнейший перевоз импортированного оборудования; и
и) облегчать порядок регистрации транспортных средств, ввезенных в Кыргызстан.


Приложение III

Условия для персонала

1. Определение

Для целей настоящего Соглашения под термином "Персонал" понимается персонал, нанятый Консультационными Агентствами, а также лица, нанятые финской Стороной в целях осуществления проекта и программ по настоящему Соглашению.

2. Обязанности финской Стороны

2.1. Финская Сторона покрывает заработную плату, платежи и затраты Персонала, не включая расходы, подлежащие покрытию Кыргызстаном в соответствии с положениями пункта 3 настоящего Приложения.
2.2. Финская Сторона покрывает расходы за проезд Персонала и членов их семей в Кыргызстан и обратно.

3. Обязанности кыргызской Стороны

Кыргызская Сторона предпринимает следующие меры в отношении иностранного персонала, предоставляющего услуги в Кыргызстане, если другое не оговорено в отдельном соглашении:
а) обеспечивает на безвозмездной основе и без промедления Персоналу и членам их семей выдачу многократных въездных и выездных виз без взимания консульских и других сборов, разрешений на работу и пребывание и других необходимых разрешений и удостоверении на весь период их командировки;
б) облегчает регистрацию транспортных средств, находящихся в личном использовании членов персонала и их семей;
в) облегчает выдачу национальных водительских прав персоналу и членам их семей;
г) освобождает членов Персонала и их семей от таможенных сборов, пошлин и других подобных платежей в отношении их личных и бытовых принадлежностей, включая транспортные средства, ввозимые в Кыргызстан с целью их исключительного использования ими в течение шести месяцев со дня их прибытия в Кыргызстан. Персонал и члены их семей вправе вывезти эти принадлежности без каких-либо таможенных пошлин, сборов или других подобных платежей;
i) в случае если любая из принадлежностей, указанных в пункте (г), сломалась до такой степени, что не может быть исправлена за умеренные расходы, или потерялась не по вине Персонала или членов их семей, выше указанные льготы будут применяться и в отношении ввоза новых принадлежностей без ограниченного срока;
ii) если члены Персонала или члены их семей продают в Кыргызстане любые товары или принадлежности, указанные выше в пункте (б), лицу, которое не вправе на подобные привилегии, они должны платить все таможенные сборы, пошлины и подобные платежи.
д) освобождает членов Персонала от подоходного налога или от других прямых налогов или пошлин, включая отчисления в национальные фонды социального обеспечения, в отношении любых вознаграждений, выплаченных им за услуги, оказанные ими в Кыргызстане по настоящему Соглашению;
е) освобождает Персонал и членов их семей от обязанности предоставления официальным органам Кыргызстана налоговых или финансовых деклараций, требуемых от граждан Кыргызстана или иностранцев, проживающих в Кыргызстане;
ж) воздерживается от наложения валютных или обменных ограничений на средства, ввезенные Персоналом или членами их семей в Кыргызстан для их личного пользования, и разрешает обмен и вывоз таких средств, и оказывает содействие в открытии банковских счетов;
з) освобождает членов Персонала от профессиональной регистрации и лицензирования и других подобных требований;
и) обеспечивает полную защиту прав и свобод для Персонала и членов их семей;
к) предоставляет в случае национальных или международных кризисов такие же возможности репатриации Персоналу и членам их семей, какие предоставляются дипломатическому персоналу.

4. Прочие положения

4.1. Кыргызской Сторона вправе требовать отзыва или замены отдельного сотрудника, работа или поведение которого считается неудовлетворительными. До осуществления этого права Кыргызская Сторона советуется с финской Стороной.
4.2. Финская Сторона вправе отозвать одного из сотрудников после предварительного письменного уведомления кыргызской Стороны. Если обстоятельства не требуют незамедлительного отзыва члена Персонала, финская Сторона советуется с кыргызской до осуществления этого права и старается по просьбе последнего обеспечивать подходящую замену.
4.3. В случае ареста или задержания Персонала или членов их семей за любую причину или возбуждения уголовного дела против них, кыргызская Сторона безотлагательно уведомляет Министерство иностранных дел Финляндии в Хельсинки. Представители Финляндии имеют право посещать арестованных или задержанных лиц. Такие лица имеют право нанимать адвокатов.


Приложение IV

Условия для товаров

1. Определение

Для целей настоящего Соглашения под термином "Товары" понимаются продукты, материалы, транспортные средства, оборудование, инструменты и любые другие предметы, предоставленные Финляндией для проектов и программ по настоящему Соглашению.

2. Обязанности финской Стороны

Если иное не предусматривается Соглашением, финская Сторона:
а) покрывает действительные затраты, как закупку, перевоз и, надлежащим образом, страхование, связанное с каждой партией Товаров;
б) отвечает за транспортировку Товаров в Кыргызстан;
в) требует, чтобы Консультационные Агентства сообщили назначенным агентствам в Кыргызстане непосредственно после отправки примерную дату прибытия каждой партии и передали документы отгрузки, счета и другую необходимую информацию.

3. Обязанности кыргызской Стороны

Если иное не предусматривается Соглашением, Кыргызская Сторона:
а) сообщает при необходимости финской Стороне о требуемых документах и о процедурах, связанных с таможенной декларацией;
б) освобождает Товары от всех таможенных сборов, пошлин и других подобных платежей, или несет затраты, связанные с ними, в связи с их ввозом в Кыргызстан, и освобождает также Товар от всех импортных и экспортных запретов и ограничений;
в) обеспечивает гибкий и безопасный прием, помещение, обращение, декларирование и отправление, также как и складирование и дальнейший перевоз импортированных Товаров;
г) принимает все надлежащие меры и устанавливает порядки, которые могут быть необходимы в связи с претензиями по утрате или ущерба, полного и частичного, любой партии Товара и уведомляет финскую Сторону надлежащим образом об этом;
д) носит исключительную ответственность за меры, указанные в пункте (г) выше, и несет также расходы за эти меры, если Товары были переданы кыргызской Стороне;
е) облегчает порядок регистрации транспортных средств, ввезенных в Кыргызстан.

4. Прочие положения

4.1. Товары находятся в исключительном распоряжении Проекта в соответствии с настоящим Соглашением во время его осуществления.
 

Обновлено 16.03.2010 00:59
 
Главная Дети и право Международные конвенции, протоколы, договоры Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Финляндской Республики по оказанию финансовой помощи для проекта технического содействия в области мониторинга окружающей среды и укрепления потенциала управления в КР
Что на форуме?

Зайти на форум

" Досадно, что из сорванцов вырастают порядочные и полезные для общества люди нисколько не реже, чем из послушных детей."

Марк Твен "Приключения Тома Сойера" .

 

Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG