ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Воскресенье, 20 августа, 2017 Кыргызстан: 21:16:53

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Юля, 7 лет

В поход его не берут, потому что в лесу трудно найти розетку. (Кипятильник )
 

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Дети и право Международные конвенции, протоколы, договоры Протокол результатов межправительственных переговоров о двустороннем сотрудничестве в области содействия развитию на 2003-2004 гг. между Федеративной Республикой Германией и Кыргызской Республикой

Дети должны жить в семье

Протокол результатов межправительственных переговоров о двустороннем сотрудничестве в области содействия развитию на 2003-2004 гг. между Федеративной Республикой Германией и Кыргызской Республикой PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

г.Бишкек
от 17 мая 2003 года

ПРОТОКОЛ
результатов межправительственных переговоров о двустороннем сотрудничестве в области содействия развитию на 2003-2004 гг.
между Федеративной Республикой Германией и Кыргызской Республикой

 

1. Вступительные замечания
1.1. Определение главных направлений сотрудничества для содействия
развитию
1.2. Гармонизация сотрудничества для содействия развитию/усиленное
привлечение кыргызских специалистов
1.3. Проблематика с налогом на добавленную стоимость/адаптация
Рамочного соглашения о ТС
1.4. Конверсия задолженности в пользу дополнительных мер, важных с
точки зрения политики содействия развитию
2. Финансовое сотрудничество (ФС)
2.1. Межправительственное соглашение о ФС
2.2. Новые ассигнования на проекты Финансового сотрудничества
2.3. Перенаправление средств на другие программы Финансового
сотрудничества
3. Техническое сотрудничество (ТС)
3.1. Не заключенные соглашения о проектах
3.2. Введение сводных соглашений и договоров о реализации ТС
3.3. Новые ассигнования на проекты Технического сотрудничества
3.4. Субсидирование уже завершенных проектов ТС
4. Отраслевая ориентация сотрудничества для содействия развитию
4.1. Охват нескольких отраслей
4.2. Отраслевая сфера "Экономические реформы и создание рыночной
экономики"
4.3. Отраслевая сфера "Энергетика"
4.4. Отраслевая сфера "Здравоохранение"
4.5. Проекты в других областях
5. Будущее сотрудничество
6. Программы регионального сотрудничества в рамках концепции ВMZ
по Центральной Азии
7. Критерии Федеративной Республики Германии для сотрудничества
в области содействия развитию
8. Заключительные замечания
9. Прочие инструменты
10. Сотрудничество с многосторонними учреждениями, оказывающими
содействие развитию
11. Сроки проведения очередных межправительственных переговоров

С 15-го по 17-ое мая 2003 года в Бишкеке состоялись межправительственные переговоры о сотрудничестве для содействия развитию между Федеративной Республикой Германией и Кыргызской Республикой.
Переговоры проходили, как всегда, в дружеской и основанной на доверии атмосфере. Их открыл руководитель кыргызской правительственной делегации господин Эмирлан Торомырзаев, первый заместитель министра финансов Кыргызской Республики.
С немецкой стороны межправительственные переговоры открыл посол Федеративной Республики Германии в Кыргызской Республике, господин Клаус Ахенбах. Немецкую делегацию возглавлял д-р Александер Музер, начальник сектора "Южный Кавказ; Центральная Азия" Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии (ВMZ).
Списки участников обеих делегаций прилагаются в виде Приложений 1 и 2. Обе вступительные речи приложены в виде Приложений 3 и 4.
Состоялся интенсивный обмен мнениями на тему рамочных экономических условий в Кыргызской Республике и внутригосударственного развития страны. Немецкая сторона положительно отметила усилия Кыргызской Республики в области дальнейшего продвижения процесса преобразований за счет реформ по либерализации и диверсификации экономики при одновременном ограничении иностранных внешних долгов. Она однозначно признала значение принятой осенью 2002 года "Национальной стратегии сокращения бедности" (НССБ) в качестве стратегии по борьбе с бедностью в Кыргызской Республике.
Правительство Федеративной Республики Германии в значительной степени заинтересовано в экономическом прогрессе и в политической стабильности Кыргызской Республики, а также в регионе Центральной Азии в целом. В связи с этим немецкая сторона приветствовала усилия кыргызского правительства по организации региональной торговли и подчеркнула свою готовность и впредь оказывать Кыргызской Республике поддержку на партнерских началах в трудном процессе перехода на рыночную экономику и на пути к современной демократии.

1. Вступительные замечания

1.1. Определение главных направлений сотрудничества для содействия
развитию

В рамках межправительственных переговоров, состоявшихся в июне 2001 года, было договорено главное направление двустороннего немецко-кыргызского сотрудничества для содействия развитию в области "Экономические реформы и создание рыночной экономики". По единому мнению обеих сторон надлежит придерживаться этого основного направления. Кроме того немецкая сторона проинформировала, что на время переходного периода будут доведены до конца текущие и уже договоренные программы из сферы "Энергетика" в рамках двустороннего сотрудничества.
В отличие от этого другие сферы, например, здравоохранение, инфраструктура или экология, могут учитываться в будущем при наличии подходящих предпосылок в рамках регионального и межрегионального сотрудничества в соответствии с положениями Концепции ВMZ по Центральной Азии от декабря 2001 года, при необходимости привлекая к сотрудничеству заинтересованных третьих доноров.

1.2. Гармонизация сотрудничества для содействия развитию/усиленное
привлечение кыргызских специалистов

24 и 25 февраля 2003 года в Риме состоялось международное заседание многосторонних учреждений из сферы содействия развитию, стран-доноров и партнеров на тему сотрудничества для содействия развитию. Центральными моментами принятой там и поддержанной также Федеративной Республикой Германией декларации являются более сильная ориентация проектов на приоритетные направления страны-партнера, упрощение административных процедур, а также повышение эффективности в области сотрудничества. Такой подход, а также гармонизация процедур между различными донорами являются важными шагами на пути к достижению целеустановок, сформулированных в Целях по развитию в новом тысячелетии - "Millennium Development Goals". Немецкая сторона приветствовала то, что Кыргызская Республика является одной из пилотных стран, в которой планируется приступить к реализации соответствующих этапов.
Немецкая сторона заявила о своем положительном отношении к желанию кыргызского правительства, исходя из "Римской декларации", изучить возможности ограничения международных консультационных услуг в пользу усиленного привлечения кыргызских специалистов в рамках сотрудничества для содействия развитию и подтвердила это примерами активного привлечения местных специалистов к реализации проектов. При этом обе стороны выразили единое мнение о том, что важным критерием отбора для командирования экспертов является соответствующая индивидуальная квалификация с учетом профиля требований в интересах обеспечения как можно более бесперебойной проработки проектов. Кроме того, немецкая сторона указала на возможность привлечения интегрированных специалистов и службы экспертов-сеньоров SES (см. пункт 9.3).

1.3. Проблематика с налогом на добавленную стоимость/адаптация
Рамочного соглашения о ТС

По поводу введенного 01 февраля 2003 года в Кыргызской Республике нового метода взимания и возмещения налога на добавленную стоимость немецкая сторона высказала свои сомнения. Правило, согласно которому при всех покупках и поставках сначала необходимо платить 20-процентный налог на добавленную стоимость с тем, чтобы потом можно было ежемесячно подавать заявление на возмещение налога на добавленную стоимость, предъявив оригиналы квитанций, дает основание ожидать существенной дополнительной административной нагрузки в немецко-кыргызском сотрудничестве, направленном на содействие развитию, для таких организаций-исполнителей как GTZ. Кроме того, следует опасаться увеличения расходов на оплату налога на добавленную стоимость по проектам, которые не запланированы в калькуляции бюджета проектов на базе затрат нетто. Помимо этого, новое положение о налоге на добавленную стоимость противоречит освобождению от налогов (нулевая налоговая ставка), таможенных пошлин, государственных сборов и взносов, о котором существует договоренность в немецко-кыргызском Рамочном соглашении о ТС на осуществление поставок и услуг со стороны Федеративной Республики Германии в рамках двустороннего сотрудничества для содействия развитию.
Это распространяется в равной степени и на существующую практику облагать налогом, за исключением координационного офиса GTZ, все остальные проекты технического сотрудничества в рамках сотрудничества для содействия развитию по "освобожденной", согласно кыргызской терминологии, то есть 10-процентной налоговой ставке без возможности возмещения.
Немецкая сторона приветствовала распоряжение кыргызского Министерства финансов о приостановлении действия нового положения о налоге на добавленную стоимость до 1 августа 2003 г. для выяснения нерешенных вопросов и проблем. Кыргызская сторона проинформировала о том, что уже созданы три рабочие группы по этому кругу вопросов и обещала оказать свою поддержку в деле реализации заключенных в Рамочном соглашении о ТС, а также в межправительственных соглашениях о ФС договоренностей о полном освобождении от налогов, пошлин, сборов и взносов.

1.4. Конверсия задолженности в пользу дополнительных мер, важных с
точки зрения политики содействия развитию

Для преодоления проблем, связанных с высокой внешней задолженностью Кыргызской Республики, был подготовлен путь в виде пересмотра условий погашения задолженности, достигнутого в Парижском клубе в марте 2002 года. Подписанное в начале июня 2002 года немецко-кыргызское Соглашение о пересмотре условий погашения задолженности принципиально открывает возможность по обоюдному согласию делать требования по Финансовому сотрудничеству предметом конверсии задолженности в пользу проектов по охране окружающей среды, по борьбе с бедностью и по содействию системе образования. При этом с учетом суммы задолженности, которая заложена в основу договора о консолидации, общий объем финансируемых в кыргызской валюте проектов должен составлять эквивалент в размере ок. 350000,00 евро. Таким образом долг уменьшится приблизительно на 700 тыс.евро.
Кыргызское правительство представило предложения в области охраны окружающей среды, здравоохранения и социальной защиты, а также сокращения бедности. В отношении уже осуществляемых проектов по борьбе с туберкулезом немецкая сторона отметила приоритетность предложения Министерства здравоохранения по улучшению ситуации с питанием туберкулезных больных в пенитенциарных учреждениях, при условии одобрения со стороны Министерства финансов Германии.

2. Финансовое сотрудничество (ФС)

2.1. Межправительственное соглашение о ФС

Немецкая сторона заявила, что все без исключения проекты Финансового сотрудничества могут быть начаты только после вступления в силу соответствующих межправительственных соглашений о Финансовом сотрудничестве. Поэтому она однозначно напомнила о том, что представленное кыргызской стороне в ноябре 2001 года в виде проекта Соглашение о ФС по ассигнованиям на период 2001-2002 гг. еще не вступило в силу. Кыргызская сторона проинформировала о состоянии дел в связи с процессом внутреннего согласования по подписанию и ратификации Межправительственного соглашения о ФС и обещала создать предпосылки для вступления в силу Соглашения в срок не позднее 01 сентября 2003 года.

См:
Соглашение от 19 августа 2003 года между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовом сотрудничестве (2001-2002 гг.)

2.2. Новые ассигнования на проекты Финансового сотрудничества

Прежний общий объем Финансового сотрудничества с Кыргызской Республикой составляет 102,14 млн.евро, включая дополнительно выделенные в июне 2002 года средства из специального фонда немецкого Федерального правительства в качестве немецкого вклада в сокращение наполовину глобальной бедности до 2015 года и специальные ассигнования от декабря 2002 года для борьбы с ВИЧ/СПИДом. Для продолжения Финансового сотрудничества немецкая сторона выделит новые ассигнования в размере до 16,0 млн.евро. До 9,0 млн.евро из них предоставляются в распоряжение как концессионный кредит, до 3,0 млн.евро - на сопутствующие меры, а также до 4,0 млн.евро - как финансовые вклады. Общая сумма ассигнований увеличивается таким образом до 118,14 млн.евро.
Новые ассигнования намечается использовать для следующих новых проектов:
- "Финансирование инфраструктуры местных до 8,00 млн.евро
органов самоуправления"
включая сопутствующую меру
- "Адаптация структуры энергоснабжения в Бишкеке" до 4,00 млн.евро
- "Создание национальной системы экстренной до 4,00 млн.евро
медицинской помощи"
включая сопутствующую меру

2.3. Перенаправление средств на другие программы Финансового
сотрудничества

Обе стороны договорились о перенаправлении следующих кредитных средств из прежних ассигнований в рамках Финансового сотрудничества:
- Ассигнование 1995 года на сумму 6135502,57 евро (ранее выделенное на проект "Линия электропередачи Фрунзенская - Кемин"; в 2001 году впервые перенаправлено в пользу "Расширение трансформаторных подстанций в Бишкеке");
- Ассигнование 1997 года на сумму 5112918,81 евро и ассигнование 1998 года на сумму 2300813,47 евро (ранее выделенные на проект "Линия электропередачи Фрунзенская - Кемин"; в 2001 году впервые перенаправлены в пользу "Экстренной программы снабжения углем в Бишкеке").
Оба проекта "Расширение трансформаторных подстанций в Бишкеке" и "Укрепление местной сети в Бишкеке" (на эти цели в настоящее время в распоряжении имеются 7,16 млн.евро из прежних перенаправленных средств, выделенных на 1994, 1995 и 1998 гг.), объединяются в один рамочный проект "Укрепление местной сети в Бишкеке" с новой концепцией.
После более подробного изучения проект "Экстренная программа снабжения углем в Бишкеке" оказался нерентабельным для народного хозяйства и поэтому по согласованию с кыргызской стороной больше не прорабатывается. Вопрос об использовании этих средств (ассигнование 1997 года на сумму 5112918,81 евро и ассигнование 1998 года на сумму 2300813,47 евро) обе стороны будут решать путем достижения единой точки зрения в ходе консультаций между кыргызским Министерством финансов и KfW. Результат согласования будет закреплен в необходимом для перепрограммирования межправительственном соглашении (см. пункт 4.3.1).
- Ассигнование 1996 года на сумму 1533875,64 евро (ранее выделенное на проект "Поддержка частного предпринимательства V").
Выделенные в 1996 году для этого проекта кредитные средства в размере 1533875,64 евро еще не были включены в соглашение о реализации. Обе стороны договорились о том, чтобы перенаправить эти средства в новый "Фонд экспертов и экспертиз VI" на грантовой основе.

3. Техническое сотрудничество (ТС)

3.1. Не заключенные соглашения о проектах

Немецкая сторона напомнила об исполнении еще не заключенных соглашений о проектах Технического сотрудничества. На протяжении более чем одного года в процессе согласования находится обмен некоторыми нотами, а обмен нотами по проекту "Консультации по реформам в области социальной рыночной экономики" - в течение около 2-х лет. По проекту "Создание системы кредитования в сельских регионах" еще не состоялся обмен нотами относительно начатого уже в 1999 году 1-го этапа оказания содействия несмотря на то, что за прошедшее время проект вступил в 3-й этап оказания содействия.
Кыргызская сторона может свободно вносить предложения по изменениям в проекты нот, которыми надлежит обменяться. Однако многократные пожелания в связи с изменениями приводят частично к существенным задержкам вступления в силу соглашений о проектах. Немецкая сторона высказала озабоченность в связи с тем, что объявленное кыргызской стороной введение в будущем обязательной ратификации соглашений о проектах приведет к дополнительным задержкам. Она напомнила о том, что к реализации проектов Технического сотрудничества можно приступить лишь при наличии действительного соглашения о проекте. Отклонения от этого принципа могут применяться только в обоснованных исключительных случаях. В отношении новых проектов, как правило, отсутствуют исключительные обстоятельства, которые оправдывали бы их преждевременное начало.
Кыргызская сторона подтвердила, что GTZ уже предоставила всю необходимую для обмена нотами информацию, проинформировала о состоянии проработки вопросов и обещала осуществить еще не состоявшиеся обмены нотами в срок не позднее 1 сентября 2003 года.

3.2. Введение сводных соглашений и договоров о реализации ТС

Немецкая сторона проинформировала о том, что была упрощена немецкая внутригосударственная процедура по проектам Технического сотрудничества. Это обстоятельство обеспечивает возможность адаптации текстов нот.
В то же время введение сводных соглашений предоставляет шанс сократить количество соглашений о ТС. На базе сводных соглашений имеется возможность объединить несколько проектов ТС в одно единственное сводное соглашение. При этом новым аспектом является альтернатива, заключающаяся в том, что наряду с обменом сводными нотами также могут подписываться - в соответствии с процедурой из сферы Финансового сотрудничества - сводные соглашения о Техническом сотрудничестве. Обе формы служат для сокращения административных затрат, а тем самым и облегчения работы в обеих странах. Кроме того, сводные соглашения и обмены нотами - по причине разгрузки за счет упразднения технических деталей - могут заключаться или осуществляться вскоре после завершения межправительственных переговоров. Благодаря этому намечается внести вклад в ускорение подготовки проектов, а тем самым и в более оперативное начало проработки проектов.
И впредь можно будет обмениваться отдельными нотами, однако с учетом желаемого упрощения процедур они должны являться исключениями и касаться, например, специальных ассигнований вне межправительственных переговоров.
Немецкая сторона передала в этой связи вспомогательные материалы (Приложение 5) и попросила кыргызскую сторону выбрать одну из альтернатив: "Сводное соглашение", "Сводный обмен нотами" или "Обмен отдельными нотами", причем при отборе следует учитывать также и то, какая форма соглашений может быстрее всего быть реализована в Кыргызской Республике. Кыргызская сторона выразила свое принципиальное согласие о введении сводных соглашений и обещала сообщить о своем окончательном решении немецкой стороне в срок до 01 сентября 2003 года.
Независимо от формы соглашения по международному праву и дополнительно к этому в будущем будут урегулированы подробности специальных и материальных вопросов для каждого отдельного проекта ТС в рамках договоров о реализации на базе частного права между соответствующей немецкой и кыргызской организациями-исполнителями.

3.3. Новые ассигнования на проекты Технического сотрудничества

В рамках Технического сотрудничества в более узком смысле слова в распоряжение Кыргызской Республики до сих пор, включая специальные ассигнования от декабря 2001 года, а также от лета 2002 года, были выделены в общей сложности 39,44 млн.евро. Правительство Федеративной Республики Германии готово предоставить в распоряжение правительства Кыргызской Республики для осуществления и продолжения проектов Технического сотрудничества дополнительную сумму до 4,0 млн.евро на период 2003/2004 гг. Тем самым общая сумма ассигнований в области Технического сотрудничества увеличивается до 43,44 млн.евро.
Новые ассигнования следует использовать следующим образом:
- увеличение средств на проект "Создание до 1,00 млн.евро
системы кредитования в сельских регионах";
- увеличение средств на проект "Развитие до 0,60 млн.евро
сельскохозяйственных товарных и сервисных
кооперативов";
- увеличение средств на проект "Содействие до 0,40 млн.евро
частной экономике";
- новый проект "Оказание содействия развитию до 0,75 млн.евро
профессиональной переподготовки";
- увеличение средств "Фонда экспертов и до 1,25 млн.евро
экспертиз";

3.4. Субсидирование уже завершенных проектов ТС

Проект ТС "Консультационный центр повышения квалификации и обеспечения занятости - КИЦ" был успешна завершен в середине 2002 года. Консультационные услуги центра пользуются большим спросом, причем на первом плане находится обеспечение занятости. За прошедшее время выяснилось, что в отличие от прежних соглашений не обеспечено базовое финансирование консультационного центра из средств бюджета государственной службы занятости Кыргызской Республики. В результате этого сложилась серьезная угроза устойчивой работе центра. В виде исключения немецкая сторона готова выплачивать дегрессивные гранты для покрытия зарплат и производственных издержек в срок до июня 2003 года. При этом речь идет о решении в единичном случае без права на распространение. Решение о продлении в последний раз дегрессивного субсидирования до конца 2003 года немецкая сторона обусловила представлением обоснованной концепции долгосрочного обеспечения институциональной и финансовой устойчивости консультационного центра, которое будет разработано Министерством труда и социальной защиты в сотрудничестве с государственной службой занятости и предоставлено через Министерство финансов в середине июня 2003 года.

4. Отраслевая ориентация сотрудничества для содействия
развитию

4.1. Охват нескольких отраслей

4.1.1. Фонд экспертов и экспертиз Финансового сотрудничества
(перенаправление 1,53 млн.евро из ассигнований на 1996 год;
см. также пункт 2.3)
Ассигнования на 1993-2001 гг., итого 5,62 млн.евро; тем
самым общая сумма для всех ФЭЭ: 7,15 млн.евро
Номера проектов: 1998.7039.5, 1999.7015.3

Фонды экспертов и экспертиз (ФЭЭ) служат для выявления новых подходящих проектов, а также для проверки и подготовки уже договоренных и уже текущих проектов Финансового сотрудничества. Прослеживает то, что в рамках разработанной новой концепции проекта "Укрепление местной сети в Бишкеке" (см. пункт 4.3.1) возникнет необходимость в проведении обширных исследований для курирования проекта и, возможно, также дополнительных исследований для подготовки проекта. Необходимость дальнейших исследований усматривается в связи с подготовкой нового проекта для финансирования мер по коммунальной инфраструктуре (см. пункт 4.5.1).
Учитывая это обстоятельство, имеющиеся в распоряжении для перенаправления средства из проекта "Поддержка частного предпринимательства V" в размере 1,53 млн.евро используются для создания "Фонда экспертов и экспертиз VI".

4.1.2. Фонд экспертов и экспертиз Технического сотрудничества
Увеличение: 1,25 млн.евро
Ассигнования на 1993-2001 гг., итого 11,09 млн.евро; тем
самым общая сумма: 12,34 млн.евро
Номер проекта: 2001.3509.5

Существующий Фонд экспертов и экспертиз (ФЭЭ) Технического сотрудничества увеличивается на 1,25 млн.евро, чтобы можно было и впредь финансировать реализацию маломасштабных мер, а также проверку проектов.
В настоящее время из средств ФЭЭ реализуются, помимо всего прочего, следующие мероприятия: "Оказание содействия Национальному статистическому комитету", "Оказание содействия производству кашемировой шерсти", заключительный этап проекта "Содействие частным фермерским хозяйствам и их ассоциациям в Ошской области" для дальнейшей поддержки Образовательного и консультационного центра ТES, а также "Организационное содействие двустороннему ТС", то есть предоставление консультаций и обработка вопросов в связи с выявлением и реализацией проектов ТС на базе существующей в Бишкеке офисной структуры GTZ. Продолжение консультационной деятельности господ д-ра Эрнста Альбрехта и д-ра Карла Хана до конца 2003 года также как заключительный этап проекта "Консультации по реформам в области социальной рыночной экономики" также финансируется из средств ФЭЭ.
Немецкая сторона рассмотрит, какие из уже осуществляемых частичных мер могут быть продолжены. Кроме того, она рассмотрит, какие новые частичные меры - с учетом установленного основного направления работы, а также имеющихся бюджетных средств - могут быть профинансированы, например:
- Сотрудничество Федерального ведомства наук о Земле и сырьевых ресурсов (ВGR) в рамках международной рабочей группы по разработке общей концепции санирования урановых хвостохранилищ в Майли-Суу в целях минимизации рисков для населения до приемлемого минимума. Германия располагает специальными технологиями в области рекультивации хвостохранилищ и горных отвалов (санация Висмута) и будет осуществлять в этой связи пакет ограниченных мер.
- Поддержка при реализации инвестиционной матрицы III.
Проектные предложения еще нуждаются в частичном уточнении относительно оформления их содержания и предположительных затрат.

4.2. Отраслевая сфера "Экономические реформы и создание рыночной
экономики"

4.2.1. Кыргызский инвестиционный и коммерческий банк (Kyrgyz
Investment and Commercial Bank) - KICB (ФС)
Ассигнования на 1996 г.: 2,56 млн.евро, ассигнования на
2001 г.: 5,11 млн.евро;
тем самым общая сумма: 7,67 млн.евро
Номер проекта: 2000.6563.1

Цель данного проекта, осуществляемого по кооперации с Фондом экономического развития Ага Хана, ЕБРР, IFC и DEG, заключается в обеспечении положения KICB как мощного и стабильного в финансовом отношении коммерческого банка, который в состоянии предоставлять краткосрочные и долгосрочные инвестиционные кредиты сектору частных предприятий. С немецкой стороны для проекта KICB I было выделено 2,56 млн.евро в 1996 году. Из этих средств ФС сначала было осуществлено финансирование 10-процентного участия Кыргызской Республики в основном капитале KICB, а оставшиеся средства имеются в распоряжении для рефинансирования кредитов банка. На межправительственных переговорах в 2001 году были выделены еще 5,11 млн.евро на последующий проект КICB II.
В конце 2001 года KICB приступил к своей деловой деятельности. Однако до сих пор дела продвигаются труднее, чем ожидалось, особенно в области кредитных операций. Поэтому обе стороны пришли к единому заключению о том, что первостепенной задачей руководства KICB является усиление кредитных операций. Из-за еще незначительных размеров выплаты по проекту KICB I пока было отложено рассмотрение проекта КICB II.

4.2.2. Поддержка частного предпринимательства/кредитные линии для
частного сектора экономики (ФС)
Ассигнования на 1994 г. (кредитная линия I): 7,31 млн.евро,
ассигнования на 1996 г. (кредитная линия II): 2,56 млн.
евро;
Ассигнования на 1998/99 гг. (кредитная линия IV, вкл.
сопутствующую меру): 5,11 млн.евро; в 2001 г.
Перенаправление кредитной линии III (ассигнования на
1999 г.: 1,53 млн.евро), а также программа инвестиций в
текстильную промышленность (ассигнования на 1996/97 гг.:
2,32 млн.евро) по кредитной линии V на сумму в 3,85
млн.евро;
Тем самым общая сумму ассигнований по кредитным линиям I,
II, IV и V: 18,83 млн.евро
Номера проектов: 1994.6529.5, 1996.6625.6, 1998.6629.4

Целью этих проектов является, с одной стороны, учреждение или, соотв., укрепление конкурентоспособных частных предприятий за счет предоставления среднесрочных и долгосрочных инвестиционных кредитов, а также, с другой стороны, повышение способности банков эффективно и с учетом потребностей выдавать частным предприятиям такие инвестиционные кредиты. Тем самым вносится вклад в дальнейшее развитие финансовой системы и в реструктурирование кыргызской экономики, в обеспечение экономического роста и в создание рабочих мест.
Кредитные линии I (7,31 млн.евро) и II (2,56 млн.евро) большей частью распределены и выплачены за исключением остаточной суммы. Однако в процессе реализации образовалась значительная задолженность по платежам. Степень выплаты долгов и процентов по ним составляет в настоящее время 44% и является неудовлетворительной. Во многих случаях причина, кажется, заключается не в недостаточной платежеспособности конечных заемщиков, а в отсутствии их готовности платить. Для реализации своих прав как кредитор Министерство финансов Кыргызской Республики обещало усилить поддержку участвующих в проекте банков, последовательно открывать против просрочивших платежи конечных заемщиков судебные производства с целью взыскания непогашенной задолженности.
Средства кредитных линий для частного сектора экономики IV (5,11 млн.евро, в том числе 0,51 млн.евро на сопутствующие меры) и V (3,85 млн.евро) пока еще не были востребованы, несмотря на прежние ожидания. Существенную причину такого положения дел следует усматривать, с одной стороны, в выходе банка "Кыргызпромстрой" из проекта, а, с другой стороны, в еще ограниченной возможности кыргызского финансового рынка поглощать кредитные линии для малых и средних предприятий.
Принимая во внимание эту ситуацию, обе стороны договорились не выплачивать еще имеющиеся остаточные средства по кредитным линиям I и II, включая не выплаченные средства распорядительного фонда, а засчитать их в пользу погашения задолженности и процентов по ней или репрограммировать их, например, на социальные программы. Кроме того, еще не включенные в соглашение о реализации средства кредитной линии V в размере 1,53 млн.евро будут перенаправлены в пользу нового "Фонда экспертов и экспертиз VI" на грантовой основе.

4.2.3. Создание системы кредитования в сельских регионах (ТС)
Увеличение: 1,00 млн.евро
Ассигнования на 1998 г.: 0,74 млн.евро; на 1999 г.: 0,46
млн.евро; на 2000 г.: 0,72 млн.евро; на 2001 г.: 0,64 млн.
евро; тем самым общая сумма: 3,56 млн.евро
Номер проекта: 2001.2227.5

Цель этого проекта, осуществляемого совместно с Немецким объединением кооперативов и сельскохозяйственных кредитных товариществ (DGRV), состоит в создании системы сберегательных и кредитных кооперативов с тем, чтобы открыть мелким, малым и средним предприятиям, а также частным домашним хозяйствам в сельской местности улучшенный доступ к финансовым услугам. Работа по проекту ведется как дополнение к кредитной линии банка АDВ.
До сих пор проект достиг хороших результатов. Немецкая сторона признала, что кыргызская сторона последовательно занималась решением проблем в области кредитных кооперативов. Между тем в концепцию были внесены изменения в плане ревизионной системы, бухгалтерии, усиления базы собственного капитала, увеличения числа курсов обучения и т.д. с тем, чтобы предупредить в будущем повторения случаев обмана, установленных в отдельных кредитных кооперативах. Немецкая сторона подчеркнула необходимость того, чтобы правительство Кыргызской Республики ограничивалась созданием благоприятных рамочных условий для консолидации, стабилизации и дальнейшего развития сферы кредитных кооперативов и отказалась от оказания политического влияния.
Немецкая сторона приветствовала успешное внедрение операций с депозитами в пилотных кооперативах и дала согласие на их расширение.
Не в последнюю очередь с учетом аспекта борьбы с бедностью в сельских регионах немецкая сторона готова выделить дополнительные средства ТС в размере 1,0 млн.евро на следующий этап проекта "Создание системы кредитования в сельских регионах". Она поддержала выраженное кыргызской стороной намерение преобразовать ряд кооперативов в сельские микробанки в рамках данной фазы до декабря 2005 года.

4.2.4. Развитие сельскохозяйственных товарных и сервисных
кооперативов (ТС)
Увеличение: 0,60 млн.евро
Специальные ассигнования на 2002 г.: 1,00 млн.евро; тем
самым общая сумма: 1,60 млн.евро
Номер проекта: 2002.2116.8

Этот начатый в начале 2003 года и запланированный на период до 2004 года включительно проект, финансируемый из специальных средств немецкого Федерального правительства в качестве вклада в сокращение наполовину глобальной бедности до 2015 года, нацелен на создание устойчивых структур для содействия развитию сельских кооперативов, предлагающих товары и услуги. Целевой группой являются частные сельскохозяйственные, особенно мелкокрестьянские предприятия в Кыргызской Республике. Основными направлениями деятельности являются консультации в связи с разработкой новой редакции Закона о кооперативах, обучение и переподготовка служащих кооперативов и ревизоров кооперативов, а также оказание поддержки при выявлении сулящих успех видов экономической деятельности. Несколько дней тому назад долгосрочный эксперт GTZ приступил к своей работе на территории Кыргызстана. Чтобы можно было продолжать проект и после 2004 года на базе обеспеченного планирования, немецкая сторона выделяет дополнительные средства ТС в размере 0,6 млн.евро.
Независимо от этого немецкая сторона заявила о своей озабоченности по поводу 20%-ного обложения налогами аграрных продуктов в кооперативах. Она высказала опасение, что это приведет к неравной конкуренции и при таких условиях кооперативы больше не будут конкурентоспособными с экономической точки зрения по сравнению с индивидуальными производителями, а также что они поэтому не смогут вносить желаемый политикой вклад в усовершенствование структур в аграрной сфере. Тем самым возникает угроза искажения идеи проекта в целом. Немецкая сторона высказалась за одинаковое налогообложение всех категорий сельхозпроизводителей и предлагает ввести сокращенную налоговую ставку на аграрные продукты так, как это принято в международном масштабе. Кыргызская сторона согласилась рассмотреть пожелания, высказанные немецкой стороной.

4.2.5. Содействие частной экономике (ТС)
(до сих пор: содействие экспорту и инвестициям)
Увеличение: 0,40 млн.евро
Ассигнования на 2001 г.: 1,53 млн.евро; тем самым общая
сумма: 1,93 млн.евро
Номер проекта: 2001.2226.7

Целью этого проекта, реализуемого с начала 2000 года, является интенсификация региональных и интернациональных экономических отношений кыргызских частных предприятий за счет оказания поддержки в установлении деловых контактов и партнерских связей в интересах развития (партнерские отношения между государственными учреждениями и частными фирмами: Public-Private Partnership - PPP), участия в выставках и ярмарках, поддержка объединений и других экономических организаций самопомощи. Кроме того, будет оказана поддержка местным консалтинговым фирмам при предоставлении консультационных услуг малым и средним предприятиям. Целевая группа - это частные кыргызские предприниматели перерабатывающей промышленности и сферы услуг.
В дополнение к вышеизложенному кыргызская сторона просила оказать поддержку в издании справочника по отраслям бизнеса в сети Интернет. В этих целях и для того, чтобы покрыть намечающийся в различных областях спрос на меры по подготовке и обучению, "средства" на этап проекта, продолжающийся до конца 2005 года, увеличиваются на 0,4 млн.евро в интересах "укрепления потенциала".
Партнером с кыргызской стороны выступает Министерство финансов.

4.2.6. Поддержка при переориентации профессионального обучения
(ТС)
Ассигнования на 1994-2001 гг. в общей сложности: 5,28 млн.
евро; специальные ассигнования на 2002 г.: 0,25 млн.евро
Тем самым общая сумма ассигнований: 5,53 млн.евро
Номера проектов: 1994.0753.7; 2001.2228.3

Цель этого проекта заключается в усилении системы профессионального обучения в соответствии с потребностями кыргызского рынка трудовых ресурсов. Сюда относятся, с одной стороны, вклады в усовершенствование в краткие сроки отдельных курсов обучения, а, с другой стороны, в проведение реформы системы профессионального обучения.
Поддержка проекта "Поддержка при переориентации профессионального обучения" в рамках немецко-кыргызского сотрудничества в интересах содействия развитию завершится планомерно в августе 2004 года. Для обеспечения устойчивости результатов проекта в трех пилотных ПТУ и для бесперебойного продолжения работы после завершения проекта необходимо, чтобы кыргызская сторона выделила обещанные средства для ремонта помещений проекта. Министерство труда и социального обеспечения Кыргызской Республики обещало выплатить обученному на средства проекта персоналу преподавателей зарплату, соответствующую квалификации, и запланировать необходимые для этого финансовые средства в бюджете. В срок до конца 2003 года немецкой стороне будет представлена соответствующая концепция по долгосрочному финансированию трех пилотных ПТУ.

4.2.7. Оказание содействия развитию профессиональной
переподготовки (ТС)
Новые ассигнования: 0,75 млн.евро

Опираясь на результаты, достигнутые в рамках текущего проекта по оказанию содействия развитию профессионального обучения, обе стороны договорились о новом проекте с более сильной ориентацией на повышение квалификации, на содействие профессиональному развитию взрослых, а также на повышение квалификации преподавателей ПТУ. При этом намечается использовать точки сопряжения с содействием развитию частного сектора экономики так же, как и возможные отношения по кооперации с проектами других доноров. При этом в особой степени будут учитываться вышестоящие цели содействия занятости, а также борьбы с бедностью.
Для первого этапа проекта с разработанной в этом духе новой концепцией для оказания содействия развитию профессиональной переподготовке немецкая сторона обещала выделить 0,75 млн.евро.

4.2.8. Поддержка инициатив самопомощи в сельской местности (ТС)
Специальные ассигнования на 2002 г.: 0,85 млн.евро
Номер проекта: 2002.2029.7

Цель данного проекта заключается в оказании поддержки бедным мелким фермерам и животноводам-пастухам в Ошской и Джалал-Абадской областях в деле производства и сбыта таких продуктов как кашмирская шерсть, хлопок и шелк и открыть им возможность по обеспечению дополнительного дохода в результате хозяйственной деятельности. Для этого в 2002 году были выделены специальные средства немецкого Федерального правительства в размере 0,85 млн.евро. Тем самым финансирование проекта обеспечено в срок до конца 2004 года. В настоящее время работа над проектом идет по плану.

4.3. Отраслевая сфера "Энергетика"

4.3.1. Укрепление местной сети в Бишкеке (ФС) (13,30 млн.евро)
плюс сопутствующая мера (2,00 млн.евро)
(ассигнование 1994 г.: 1,28 млн.евро; ассигнование 1995 г.:
3,07 млн.евро; ассигнование 1998 г.: 2,81 млн.евро;
перенаправление 6,14 млн.евро ассигнований на 1995 г,; см.
также пункт 2.3)

Исходя из результатов семинара, проведенного 7 и 8 мая 2003 года банком KfW совместно с кыргызским Министерством финансов и городской администрацией Бишкека по дальнейшему сотрудничеству для содействия развитию в отраслевой сфере "Энергетика", была достигнута договоренность об объединении двух проектов "Укрепление местной сети в Бишкеке" и "Расширение трансформаторных подстанций в Бишкеке" в рамочный проект с новой концепцией. Цель заключается в том, чтобы восстановить и расширить устаревшую и перегруженную электросеть региона, снабжаемого электроэнергией "Северэлектро". Одновременно намечается перевод сети с эксплуатации пока еще государственными эксплуатирующими организациями на частных концессионеров. Для этого прилагаются усилия к тесному сотрудничеству со Всемирным банком. Ожидается, что проект даст положительные импульсы в плане содействия развитию экономики и занятости, а также приватизации системы электроснабжения.
Так как для данного проекта согласно предварительной оценке требуются средства в размере минимум 55 млн.долл. США, немецкая сторона предложила репрограммировать средства, предусмотренные для вышеназванного проекта "Экстренная программа снабжения углем в Бишкеке" (7,41 млн.евро), также для новой концепции программы "Укрепление местной сети в Бишкеке" с тем, чтобы пробелы в финансировании были минимальные. Таким образом, для финансирования проекта было бы предоставлено всего 20,71 млн.евро. Со своей стороны кыргызская сторона считает, что средства "Экстренной программы снабжения углем в Бишкеке" (7,41 млн.евро), напротив, должны быть использованы для нового проекта в секторе энергетики на юге страны. Таким образом, для проекта "Укрепление местной сети в Бишкеке" в распоряжении было бы только 13,3 млн.евро. В этой связи немецкая сторона указала на договоренность об определении основных направлений двустороннего сотрудничества в интересах развития, согласно которым уже одобренные проекты в области энергетики должны быть доведены до целесообразного завершения, однако новые проекты в этом секторы больше не будут рассматриваться. Далее она пояснила, что считает приоритетным в секторе энергетики финансирование тех проектов, которые могут осуществляться в сотрудничестве государственных органов и частных структур. Обе стороны согласились в том, что Министерство финансов Кыргызской Республики и KfW до 1 сентября 2003 года разработают согласованное предложение по применению невостребованных средств для "Экстренной программы снабжения углем в Бишкеке" (7,41 млн.евро) и представляют в ВMZ.

4.3.2. Адаптация структуры энергоснабжения в Бишкеке (ФС)
Новые ассигнования (грант) 4,00 млн.евро

На круглом столе по вопросам энергетики, состоявшемся 7 и 8 мая 2003 года, стало ясно, что необходимые повышения тарифов возможно осуществить только поэтапно и что по политическим и социальным причинам сектор электроснабжения в Кыргызской Республике в среднесрочной перспективе еще будет нуждаться в государственных грантах. Как дополнение к проекту "Укрепление местной сети в Бишкеке" немецкая сторона готова в рамках договоренного дегрессивного уменьшения субсидий для домашних хозяйств принять участие в финансировании грантов для частного концессионера либо напрямую, либо через заемщика в течение ограниченного периода времени. Таким образом обеспечивается возможность ввести ограниченные по времени специальные тарифы на электричество для бедных слоев населения с тем, чтобы в течение ограниченного периода времени тем самым внедрить компенсационный механизм для социально уязвимых слоев населения.
В течение периода в 4 года (с 2003 по 2007 гг.) при прогрессивном увеличении тарифов и дегрессивном уменьшении грантов потребуется ориентировочно в общей сложности около 13 млн.долларов США на субсидии. При условии того, что Кыргызское Правительство, Всемирный банк и/или другие доноры будут участвовать в финансировании нагрузки для оплаты субсидий, немецкая сторона предоставит средства ФС в размере до 4,0 млн.евро для адаптации структур в кыргызском секторе электроснабжения. По настоятельному желанию кыргызской стороны немецкая сторона выразила готовность при условии одобрения со стороны Министерства финансов Германии предоставить данные средства в виде гранта, направляемого на преодоление бедности.

4.3.3. Реабилитация малых ГЭС (ФС)
Ассигнования на 1999 г.: 12,78 млн.евро
Номер проекта: 1999.6597.1

Цель этого проекта состоит в том, чтобы за счет восстановления имеющихся гидроэлектростанций прежде всего на Аламединском каскаде на севере Кыргызской Республики эффективными и экологически совместимыми методами выработать и распределить дополнительные объемы электроэнергии. Для этого на межправительственных переговорах в 1999 году были выделены ассигнования ФС в размере 12,78 млн.евро. Первые результаты технико-экономического обоснования для концепции приватизации, технических аспектов восстановления, вопросов развития сектора энергетики и т.д. (этап 1) имеются в наличии с февраля 2002 года.
Немецкая сторона обратила внимание на то, что начатые в прошлом кыргызской стороной без согласования шаги по приватизации привели к существенным смещениям сроков в ходе подготовки проекта.
Кыргызская сторона считает, что проект не следует продолжать и вместо этого следует использовать средства для нового проекта в энергетическом секторе на юге страны. Малые ГЭС Аламединского каскада могли бы при наличии возможности в ближайшем будущем быть проданы частному инвестору, который сам осуществит необходимые инвестиции. Немецкая сторона выразила сомнения в том, что частный инвестор сможет самостоятельно профинансировать необходимый объем реабилитационных мероприятий, и вследствие этого все еще остается потребность в привлечении средств ФС.
Обе стороны пришли к согласию в том, что Министерство финансов КР и KfW до 1 сентября 2003 года разработают согласованное предложение по дальнейшим действиям и представляют его в ВMZ. Как разъяснила немецкая сторона, в случае, если обе стороны достигнут договоренности о том, что проект не будет продолжаться, она будет рассматривать финансирование проектов в энергетическом секторе, осуществляемые в сотрудничестве государственных органов и частных структур, в качестве приоритетных для развития энергетического сектора КР.

4.4. Отраслевая сфера "Здравоохранение"

4.4.1. Создание национальной системы экстренной медицинской помощи
(ФС)
Новые ассигнования (кредит): 3,00 млн.евро
плюс сопутствующая мера: 1,00 млн.евро

Кыргызская Республика расположена в районе, который характеризуется повышенной опасностью стихийных бедствий. Только в апреле 2003 года в Ошской области в результате оползня погибли 38 человек. В рамках национальных концепций чрезвычайных ситуаций особое значение имеет сфера здравоохранения. Однако в настоящее время страна еще не располагает возможностями обеспечить адекватное снабжение большого числа жертв, тяжело раненных и больных, нуждающихся в оказании как более можно оперативной высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.
Учитывая эту ситуацию, удовлетворяется просьба, высказанная кыргызским Министерством здравоохранения по участию в создании в масштабах всей страны системы экстренной медицинской помощи, а также с главным центром экстренной медицины в Бишкеке. В рамках проекта ФС предусмотрено, в частности, оснащение медицинских служб. Немецкая сторона обещала выделить на эту задачу кредит в размере до 3,0 млн.евро. Сюда добавляются 1,0 млн.евро в качестве сопутствующей меры для консультационных услуг, в особенности для обучения и повышения квалификации специалистов, занятых в национальной системе экстренной медицинской помощи.

4.4.2. Охрана материнства и детства II, IIа и III (ФС)
Ассигнования на 1999 г.: (охрана материнства и детства II,
вкл. сопутствующую меру): 5,52 млн.евро; ассигнования на
2001 г.: (охрана материнства и детства III, вкл.
сопутствующую меру): 6,14 млн.евро); специальные
ассигнования на 2002 г.: (охрана материнства и
детства IIа): 2,50 млн.евро;
тем самым общая сумма ассигнований: 14,16 млн.евро
(охрана материнства и детства I завершено в 1997 г.)
Номера проектов: 1999.6585.6, 2002.6520.7, 2001.6550.6

Проекты по охране материнства и детства задуманы как открытые программы и охватывают поставки оборудования для акушерских и неонатальных отделений больниц, а также сопроводительные меры по обучению и консультациям. Проект II (в 1999 ассигнования на сумму в 5,52 млн.евро) и IIа (в 2002 году специальные ассигнования на сумму в 2,5 млн.евро из средств немецкого Федерального правительства по борьбе с бедностью) сосредотачиваются на южных регионах Кыргызской Республики, а проект III (в 2001 году ассигнования на сумму в 6,14 млн.евро) - на северные области страны. Цель заключается в том, чтобы внести вклад в улучшение состояния здоровья беременных женщин, матерей и маленьких детей.
Реализация проекта II быстро продвигается вперед. Поставка медицинского оборудования в рамках проекта IIа планомерно поступила в конце 2002 года в Кыргызскую Республику, и оборудование было установлено. Выполняя просьбу кыргызской стороны, средства проекта III будут выделены в качестве субсидии по причине его особой направленности на борьбу с бедностью (Таласская, Нарынская, Иссык-Кульская и Чуйская области). Однако реализация может начаться лишь после вступления в силу соглашения о ФС на период 2001-2002 гг.

4.4.3. Программа борьбы с туберкулезом I и II (ФС)
Ассигнования на 1996/97 гг. (борьба с туберкулезом I): 2,56
млн.евро;
ассигнования на 1999 г. (борьба с туберкулезом II): 2,56
млн.евро.;
тем самым общая сумма ассигнований: 5,12 млн.евро
Номера проектов: 1997.6552.0, 1999.6584.9

На оба проекта за прошлые годы было выделено соответственно по 2,56 млн.евро. Цель заключается в том, чтобы внести вклад в улучшение диагностики и терапии различных форм туберкулеза за счет предоставления медицинской техники, лабораторного оборудования, расходных материалов, медикаментов и т.д. Все программы базируются на рекомендациях ВОЗ по современным методам борьбы с туберкулезом в соответствии со стратегией DOTS (Directly Observed Treatment, Short Course - терапия под непосредственным наблюдением, краткий курс). Программа ТВС I почти завершена; программа ТВС II находится в середине этапа реализации. Кроме того, программа должна быть поддержана указанными в пункте 1.4 мероприятиями в рамках конверсии долга.
Обе стороны подчеркнули значение регионального сотрудничества для действенной борьбы с туберкулезом. В этом контексте следует рассматривать также региональную конференцию, запланированную банком KfW в Чолпон-Ате в период с 22 по 25 мая 2003 года с участием как ответственных за туберкулез лиц как из Кыргызской Республики, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, так и международных доноров ВОЗ, Глобальной системы обеспечения лекарствами - Global Drug Facility (GDF), Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией - Global Fund to Fight AIDS, Tuberculosis and Malaria (GFATM), Агентства США по международному развитию - USAID - и Всемирного банка.

4.4.4. Программа профилактики ВИЧ/СПИДа (ФС)
Ассигнования на 2001 г.: 3,07 млн.евро; специальные
ассигнования на 2002 г.: 3,50 млн.евро;
тем самым общая сумма ассигнований: 6,07 млн.евро
Номер проекта: 2001.6551.4

Целью этого проекта является вклад в снижение роста степени заражения ВИЧ и другими болезнями, передающимися половым путем. На межправительственных переговорах в 2001 году на это было выделено 3,07 млн.евро. В конце 2002 года немецкая сторона в рамках специальных ассигнований выделила еще 3,50 млн.евро в качестве субсидии так, что теперь в общей сложности в распоряжении имеются 6,57 млн.евро.
Начало реализации проекта предусмотрено еще в 2003 году, если до того времени в силу вступит заложенное в его основу соглашение о ФС на период 2001-2002 гг.

4.5. Проекты в других областях

4.5.1. Отраслевая сфера "Сельская инфраструктура"
Новый проект "Финансирование инфраструктуры местных органов
самоуправления" (ФС)
Новые ассигнования (кредит) 6,00 млн.евро
плюс сопутствующая мера 2,00 млн.евро

Местные органы самоуправления в Кыргызской Республике зачастую не располагают ни достаточными средствами, ни достаточно квалифицированным персоналом для ремонта и поддержания исправного состояния, а также для эксплуатации инфраструктурных сооружений. В результате этого во многих населенных пунктах состояние инфраструктуры местных органов самоуправления значительно ухудшилось. Упадок инфраструктуры ведет к углублению бедности, так как невозможно в достаточной степени обеспечить важные социальные учреждения и услуги, например, адекватное водоснабжение и удаление сточных вод, строительство школ, станций базового медицинского обслуживания и т.д. От этого страдает в особенности бедное население.
Необходимы соответствующие потребностям и недорогостоящие решения для того, чтобы в долгосрочной перспективе обеспечить достаточный доступ населения к социальной и экономической инфраструктуре. Учитывая это обстоятельство, обе стороны договорились о новом проекте "Финансирование инфраструктуры местных органов самоуправления", причем предусмотрено финансировать меры через финансового посредника, которого еще надлежит изыскать. Кыргызская сторона предложила предусмотреть систему стимулов для регионального финансирования. Немецкая сторона предоставляет для этого проекта средства ФС в общей сложности в размере до 8,0 млн.евро, включая сопутствующую меру, преимущественно для консультаций администраций местных органов по вопросам ремонта, технического обслуживания и эксплуатации инфраструктурных сооружений. Кыргызская сторона проинформировала о том, проект соответствует начатым мерах по децентрализации органов управления. Далее она согласилась направить предоставленный кредит ФС в случае необходимости в качестве гранта.

4.5.2. Отраслевая сфера "Экология"
Проект по охране окружающей среды "Биосферная территория
Ыссык-Кель" (ТС)
Ассигнования на 1995 г. (из средств ФЭЭ): 0,28 млн.евро;
ассигнования на 1996-2001 гг.: 1,75 млн.евро
Тем самым общая сумма ассигнований: 2,03 млн.евро
Номер проекта: 2001.2229.1

Цель этого проекта заключается в оказании содействия участию населения в планировании и реализации экологических мер за счет работы с общественностью и управления экологической информацией. Жители Иссык-Кульской области должны во все большей степени использовать официально признанный ЮНЕСКО биосферный резерват и его управление для того, чтобы улучшить свои экономические, социальные и экологические шансы на развитие. После смены различных ответственных органов управление биосферным резерватом в середине 2002 года было передано в качестве подчиненного учреждения в ведение государственного лесного хозяйства Кыргызской Республики. Немецкая сторона приветствовала, что тем самым была устранена длившаяся долгое время и сковывающая множество работ неуверенность.
На межправительственных переговорах 2002 года кыргызская сторона обещала передать письменный отчет о финансовом обеспечении органа управления биосферного резервата, о передаче которого напомнила немецкая сторона. Она подчеркнула необходимость обеспечить орган управления резервата достаточными оперативными средствами для самостоятельного осуществления мер. Кыргызская сторона согласилась до 1 июня 2003 года предоставить немецкой стороне отчет через Министерство финансов. Кроме того, она подтвердила свою готовность бесплатно выделить под строительство экологического информационного центра земельный участок рядом с Историческим музеем в Чолпон-Ате, взять на себя 50% затрат на строительство и оплачивать работы по поддержанию исправного состояния впоследствии. Немецкая сторона заявила о своей готовности предоставить в распоряжение необходимые финансовые средства для начала строительства в короткие сроки.

4.5.3. Отраслевая сфера "Интегрированное обеспечение питанием"
Продовольственная программа, региональное сотрудничество и
стабильность в Баткенской области (ТС)
Ассигнования на 2002 г.: 2,50 млн.евро
Номер проекта: 2002.3653.9

Целью этого проекта, начатого в сентябре 2002 года с суммой в 2,50 млн.евро, заключается в оказании населению с необеспеченным питанием в Баткенской области, его органам самоуправления, а также государственным и частным поставщикам услуг содействия в том, чтобы они могли выявлять и использовать потенциалы экономического и социального развития. Это делается в первую очередь за счет мер по увеличению объемов сельскохозяйственного производства, за счет поддержки при переработке и маркетинге аграрных продуктов, за счет мер "Food-for-Work" ("Еда за работу"), мер по восстановлению производственной и социальной инфраструктуры, а также за счет стимулирования кооперационного сотрудничества местных действующих лиц в процессе развития местных территориальных образований. Обе стороны выразили свое удовлетворение протекавшей до сих пор бесперебойно проработкой проекта.

5. Будущее сотрудничество

Кыргызская сторона предложила для будущего сотрудничества в интересах развития следующие проектные идеи:
- Анализ экономической эффективности законодательства КР.
- Влияние институциональных изменений на источники и формирование теневой экономики.
- Комплексная программа по продвижению прямых иностранных инвестиций в КР.
- Изменение трудового законодательства и его влияние на развитие частного сектора экономики.
- Анализ соответствия законодательных актов положениям Конституции КР.
- Содействие ремесленному делу в КР и оказание поддержки при создании Ремесленной палаты.
- Создание кыргызско-немецкого Центра информационных технологий.
- Формирование кадрового потенциала менеджеров среднего звена.

Немецкая сторона приветствовала то, что предложенные проекты соответствуют основным направлениям сотрудничества в сфере экономических реформ и создания рыночной экономики, однако одновременно выразила сожаление по поводу слишком позднего предоставления заявок на новые проекты, в результате чего их подробное рассмотрение до начала межправительственных переговоров оказалось невозможным.
В целом, проектные предложения отражают проблемы, которые аналогичны существующим в соседних странах и следовательно могут осуществляться в рамках региональных и межрегиональных проектов. Это касается, в частности, межрегионального проекта ТС по поддержке реформы в области права и юстиции. Долгосрочный эксперт, отвечающий за данный проект в центрально-азиатском регионе, в скором времени приедет в Кыргызстан и проведет соответствующие переговоры. Необходимо также уточнить, насколько возможна интеграция отдельных компонентов предложенных проектов в существующие проекты ТС или возможно ли сотрудничество с другими немецкими организациями, работающими в сфере сотрудничества в интересах развития, например, InWEnt, DEG или SEQUA.
Поскольку и в будущем финансовые средства будут предоставляться в ограниченном объеме, немецкая сторона попросила Министерство финансов КР определить приоритетность предложенных проектов и предоставить дополнительную информацию с соблюдением процедур, указанных в пункте 8.8.

6. Программы регионального сотрудничества в рамках
концепции ВMZ по Центральной Азии

Обе стороны выразили единую точку зрения о том, что для экономического развития всех центрально-азиатских государств важное значение имеют расширение региональной торговли и их усиленная взаимная кооперация. Ввиду этого немецкое Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития в декабре 2001 года разработало концепцию по Центральной Азии, в которой зафиксированы цели и основные направления как двустороннего, так и регионального сотрудничества для содействия развитию со странами-партнерами в Центральной Азии. В этих рамках Кыргызская Республика в настоящее время принимает участие в следующих региональных и межрегиональных проектах, финансируемых немецкой стороной:
- "Поддержка реформ в области права и юстиции в странах Кавказа и Центральной Азии";
- "Межрегиональное сотрудничество в области профессионального обучения", а также
- Субрегиональная программа действий по борьбе с опустыниванием ССD (см. также пункт 7.6).
Кыргызская сторона еще раз заявила о своей готовности участвовать в реализации подходящих региональных и межрегиональных программ сотрудничества для содействия развитию.

7. Критерии Федеративной Республики Германии
для сотрудничества в области содействия развитию

Немецкая сторона обратила внимание на то, что следующие пять критериев в решающей степени определяют размер средств, выделяемых на немецко-кыргызское сотрудничество в области содействия развитию:
- соблюдение прав человека;
- обеспечение правовой безопасности;
- участие населения в политическом процессе;
- создание экономического строя с учетом нужд рынка и с социальной ориентацией;
- ориентация деятельности государства на обеспечение развития.

8. Заключительные замечания

8.1. Намеченные услуги немецкой стороны будут оказаны лишь после того, как:
- будут заключены обязательные с точки зрения международного права соглашения по проектам (соглашения о ФС и соглашения по проектам ТС);
- правительство Федеративной Республики Германии примет положительное решение после изучения проектов и программ со стороны KfW, GTZ или другой организации, имеющей поручение на реализацию;
- вступят в силу договоры о кредитах, финансировании и реализации с KfW и GTZ и прочими возможными организациями-исполнителями;
- будет обеспечено общее финансирование проектов.
8.2. Если средства, выделенные на указанные в пунктах 2.2 (Финансовое сотрудничество) и 3.3 (Техническое сотрудничество) проекты не будут использованы, то по согласованию между обоими правительствами они могут быть перенаправлены на осуществление других проектов.
8.3. Немецкая сторона обращает особое внимание на то, что новые средства, выделенные на Техническое и Финансовое сотрудничество, аннулируются без замены, если в течение 8-ми лет после года их выделения не будут заключены соглашения о реализации, т.е. соглашения о проектах ТС и договоры о кредитах на ФС. В отношении средств, выделенных на 2003 год, этот срок истекает после завершения 31 декабря 2011 года.
8.4. Обе делегации придерживаются единого мнения относительно того, что проекты отбираются и организуются в соответствии с критериями политики, направленной на содействие развитию. Немецкая делегация обратила внимание на то, что существует тесная связь между достаточным уровнем занятости в немецкой экономике и возможностями немецкого сотрудничества в интересах содействия развитию. После воссоединения Германии этот аспект приобрел еще большее значение.
8.5. Обе делегации заявляют о своей готовности выступать за реализацию инициативы 20/20 в духе решений Всемирной встречи в верхах по вопросам социального развития в Копенгагене и Внеочередной генеральной ассамблеи по вопросам социального развития (Женева, 2000 год), а также по согласованию с дальнейшими заинтересованными донорами. Решения предусматривают выделение 20% помощи и 20% национального бюджета на обеспечение базовых социальных служб. Кыргызское правительство также обсудит этот вопрос с другими донорами, когда предоставится подходящая возможность, например, в рамках кыргызской "Национальной стратегии снижения уровня бедности".
8.6. Реализация Конвенции ООН о борьбе с опустыниванием (UN-ССD).
Обе стороны подчеркнули значение UN-ССD в качестве рамочного норматива для устойчивого землепользования. Они намереваются уделить особое внимание возможным связям между национальными программами действий и Субрегиональной программой действий по борьбе с опустыниванием в Центральной Азии (SRAPCD), с одной стороны, и проектами кыргызско-немецкого сотрудничества для содействия развитию, с другой стороны. Планируется обеспечить достаточную информацию для всех участвующих, а также координацию между ними, использование накопленного опыта в области борьбы с опустыниванием и участие всех затронутых опустыниванием лиц в планировании и реализации соответствующих мер.
Немецкая сторона уже предоставила в распоряжение Немецкого фонда международного развития (DSE) 220000,00 евро на 2001 и 2002 гг. для проведения мероприятий по подготовке и семинаров на тему борьбы с опустыниванием в рамках регионального сотрудничества. Кроме того, немецкое федеральное правительство в 2002 году оказывало поддержку за счет специальных средств межрегиональным мерам в Центральной Азии по реализации Субрегиональной программы действий по борьбе с опустыниванием. Для этого выделено в общей сложности 700000,00 евро с тем, чтобы содействовать проведению пилотных мер во всех пяти центральноазиатских странах. В этой связи в Кыргызской Республике с 2002 года совместно с финансируемым Швейцарией проектом САМР оказывается поддержка мероприятию по обеспечению способности избранных неправительственных организаций проводить мелкомасштабные меры на местном уровне. Она является частью немецкой помощи в интересах интенсификации регионального сотрудничества в области охраны природных ресурсов и борьбы с опустыниванием.
8.7. Правительство Федеративной Республики Германии и правительство Кыргызской Республики придерживаются единого мнения относительно оценки отрицательных последствий коррупции:
- Она подрывает хорошее ведение правительственных дел.
- Она растрачивает дефицитные финансовые средства и имеет отрицательные последствия для экономического и социального развития.
- Она создает угрозу для правдоподобности сотрудничества, направленного на содействие развитию, и для оказываемой ему поддержки со стороны общественности и отрицательно влияет на усилия всех тех, кто выступает за содействие устойчивому развитию.
- Она мешает открытому и прозрачному соревнованию, которое ориентируется на цены и качество.
Оба правительства будут тесно сотрудничать с тем, чтобы обеспечить прозрачность, обязанность отчитываться и честность в связи с использованием государственных средств и чтобы исключить потенциально существующие возможности практиковать методы коррупции в рамках их сотрудничества, направленного на содействие развитию.
Немецкая сторона будет рассматривать только такие кыргызские заявки на проекты, которые будут представлены ей органом, располагающим соответствующими полномочиями на осуществление координации сотрудничества для содействия развитию.

9. Прочие инструменты

9.1. Обе стороны приветствовали деятельность Фонда им.Конрада Аденауэра и Фонда им.Фридриха Эберта, которые представлены в Кыргызской Республике соответственно в лице местных сотрудников. Оба фонда ведут активную работу в таких областях как охрана окружающей среды, вопросы прав женщин, прав человека и средств массовой информации, а в последнее время также в проведении диалога между различными культурами и религиями. Кроме того, фонд Ханса Зайделя осуществляет деятельность в области укрепления местного самоуправления в КР.
9.2. Немецкая сторона обратила внимание на программы обучения и повышения квалификации общества "Internationale Weiterbildung и Entwicklung GmbH" (InWEnt). InWEnt проводит в Кыргызской Республике главным образом меры по переподготовке в области центрального направления "Экономические реформы и создание рыночной экономики". Дополнительно к этому реализуются мероприятия по праву органов и представителей прессы и по освещению событий из экономической жизни в сфере "Политика и СМИ". На стадии подготовки находятся программы на тему экономического развития/управления мерами по экологии, а также на перекрестную тематику "ВИЧ/СПИД".
9.3. Далее, немецкая сторона заявила о своей готовности оказать Кыргызской Республике содействие в ее усилиях по удовлетворению спроса на специалистов из областей, важных с точки зрения политики, направленной на содействие развитию. С одной стороны, это может осуществляться специалистами из Службы экспертов в отставке (SES), а, с другой стороны, через Центр интернациональной миграции и развития (CIM).
С 1994 года SES с успехом командировала 70 экспертов в Кыргызскую Республику. При этом сотрудничество сосредотачивается на областях торговли, аграрного сектора, услуг, коммуникаций, а также образования. По линии CIM в настоящее время в Кыргызстане работают девять интегрированных специалистов в сфере содействия развитию экономики. На текущий год запланировано занять до трех дополнительных штатных единиц консультантов.
9.4. Через Фонд экономического развития и профессиональной квалификации (SEQUA) и Торгово-промышленную палату Юго-Западной Саксонии министерство ВМZ оказывает содействие Кыргызстану в деле создания торгово-промышленных палат (ТПП). Цель проекта заключается в том, чтобы помочь ТПП Кыргызстана занять прочное положение по всей стране как учреждение, оказывающее услуги и представляющее интересы предприятия
9.5. Немецкое общество инвестиций и развития (DEG) входит в состав банковской группы KfW. В Кыргызской Республике она вместе с банком KfW участвует в Кыргызском инвестиционном и коммерческом банке (КIСВ), который должен помочь в преодолении недостатка долгосрочного капитала для развития предприятий на базе рыночной экономики. Далее, DEG разработало для Кыргызской Республики анализ потенциала и подготовило путеводитель на темы сотрудничества, которые с интересом были встречены как немецкими фирмами, так и кыргызскими заинтересованными лицами. Ссылаясь на это, немецкая сторона проинформировала о возможностях DEG в области содействия установлению долгосрочных отношений по кооперации между предприятиями Германии и Кыргызской Республики, а также о программе развития партнерских отношений с частным сектором экономики (Public-Private Partnership).

10. Сотрудничество с многосторонними учреждениями,
оказывающими содействие развитию

В рамках своего долевого участия в финансировании, реализуемом через многосторонние учреждения по вопросам развития (группа Всемирного банка, Азиатский банк развития, Европейский Союз, Европейский банк реконструкции и развития, Программа развития ООН), Федеративная Республика Германия вносит свой вклад в финансирование услуг, оказываемых этими учреждениями Кыргызской Республике.
Обе стороны подчеркнули, что в рамках своего будущего сотрудничества для содействия развитию они будут обращать большое внимание на тесную кооперацию и согласование с другими двусторонними и многосторонними донорами.

11. Сроки проведения очередных межправительственных
переговоров

Обе делегации договорились о проведении очередных межправительственных переговоров о сотрудничестве для содействия развитию в Бонне. Их сроки будут согласованы по дипломатическим каналам в начале 2005 года.
Очередные межправительственные консультации планируется провести весной 2004 года в Бишкеке.

Бишкек, 17 мая 2003 года

За делегацию Правительства За делегацию Правительства
Кыргызской Республики Федеративной Республики Германии
(подпись) (подпись)

Эмирлан Торомырзаев д-р Александер Музер
 

 
Главная Дети и право Международные конвенции, протоколы, договоры Протокол результатов межправительственных переговоров о двустороннем сотрудничестве в области содействия развитию на 2003-2004 гг. между Федеративной Республикой Германией и Кыргызской Республикой
Что на форуме?

Зайти на форум

Детей нельзя испортить любовью, а не заработанными деньгами можно.

Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG