ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Понедельник, 21 августа, 2017 Кыргызстан: 06:37:40

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Алиса, 5 лет

Алиса сидит собирает мозаику. Причем ничего конкретного, просто какие-то квадратики. И все время их показывает маме. Мама говорит: - Алис, ты бы может шедевр какой нам сотворила.

Алиса: - Эх, шедевр я не умею. Я умею только ерунду всякую делать.

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Дети и право Международные конвенции, протоколы, договоры Постановление межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ О модельном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве"

Дети должны жить в семье

Постановление межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ О модельном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве" PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

г.Санкт-Петербург
от 16 октября 1999 года N 14-9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

О модельном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве"

Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА по социальной политике и правам человека проект модельного закона "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве", Межпарламентская Ассамблея постановляет:
1. Принять модельный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве" (прилагается).
2. Направить парламентам государств-участников Межпарламентской Ассамблеи указанный модельный закон и рекомендовать его для использования в национальном законодательстве.

Председатель Совета Ассамблеи Е.Строев

 

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
об основных гарантиях прав ребенка в государстве

(Принят на четырнадцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ

(постановление N 14-9 от 16 октября 1999 года))

Настоящий Закон в соответствии с конституцией государства-участника Содружества Независимых Государств (далее - государство) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;
социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;
социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, социально-педагогических, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;
социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, социальной адаптации, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в государстве.
2. Законом устанавливаются цели, принципы государственной политики в интересах детей, полномочия органов государственной власти на осуществление гарантий прав ребенка, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка в государстве.

Статья 3. Законодательство государства об основных гарантиях прав
ребенка в государстве

Законодательство государства об основных гарантиях прав ребенка основывается на конституции государства, на нормах международного права и состоит из настоящего Закона и иных законов, и нормативных правовых актов государства в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Статья 4. Права ребенка, не являющегося гражданином
государства-участника Содружества Независимых Государств

Ребенок, не являющийся гражданином, законно находящийся на территории государства, в соответствии с конституцией государства пользуется правами и несет обязанности наравне с гражданами государства, кроме случаев, установленных законодательством государства или международным договором государства.

Статья 5. Цели государственной политики в интересах детей

1. Целями государственной политики в интересах детей являются:
- осуществление прав детей, предусмотренных конституцией государства, нормами международного права, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка, создание соответствующих органов по защите прав и законных интересов ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими конституции государства и законодательству традициями народов государства, достижениями народной и мировой культуры.
2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти и основана на следующих принципах:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти и органов
государственной власти административно-территориальных
образований государства на осуществление гарантий прав
ребенка в государстве

1. К полномочиям органов государственной власти на осуществление гарантий прав ребенка относятся:
- установление основ государственной политики в интересах детей: выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охране его здоровья и нравственности;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти о регулировании и защите прав и свобод ребенка;
- установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей;
- формирование и реализация целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;
- финансирование государственных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей за счет средств государственного бюджета, внебюджетных источников и иных не запрещенных законом источников;
- установление льгот в целях экономического стимулирования участников мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей в пределах ассигнований, выделяемых за счет средств государственного бюджета на указанные мероприятия;
- установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;
- исполнение международных обязательств государства и представительство интересов государства в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.
2. Органы государственной власти совместно с органами государственной власти административно-территориальных образований государства осуществляют:
- выработку совместных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка в государстве;
- мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей в области воспитания, образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и социальной защиты семьи;
- формирование внебюджетных фондов поддержки детства.

Глава 2
Основные направления обеспечения
прав ребенка в государстве

Статья 7. Законодательные гарантии прав ребенка в государстве

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с конституцией государства, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами государства, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами государства.

Статья 8. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и
законных интересов

1. Органы государственной власти, органы власти административно-территориальных образований государства, органы местного самоуправления, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством государства объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей порядка защиты прав, установленных законодательством государства, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.
2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством государства объема дееспособности ребенка.
3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством государства несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов по защите прав и законных интересов ребенка и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.
4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей. Такие объединения (организации) имеют право по заявлению ребенка получать от уполномоченных государственных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти административно-территориальных образований государства методическую помощь, в том числе на конкурсной основе, иную помощь в объеме и в порядке, которые установлены соответствующей государственной или региональной программой.

Статья 9. Установление государственных минимальных социальных
стандартов основных показателей качества жизни детей

1. Государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством государства и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.
Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по:
- гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях;
- бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
- гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством государства;
- социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством государства;
- организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством государства;
- оказанию квалифицированной юридической помощи.
2. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.
Органы государственной власти административно-территориальных образований государства в соответствии со своим законодательством могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.
3. Дети, находящиеся в соответствующем образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении, учреждении здравоохранения, учреждении социального обслуживания или ином учреждении, в котором осуществляются уход за ними, образовательный и воспитательный процессы, их защита или лечение, имеют право на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг государственным минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни детей. Данная оценка проводится уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании обращений детей и (или) их законных представителей в порядке, установленном законодательством государства.
Должностные лица указанных учреждений обязаны устранить выявленные нарушения и информировать об этом соответствующий уполномоченный орган в сроки, предусмотренные соответствующими нормативными актами об оценке предоставляемых детям услуг в области образования, воспитания, лечения, социальных и иных услуг. Неисполнение должностными лицами предписаний об устранении нарушений влечет за собой административную ответственность.

Статья 10. Меры по защите прав ребенка при осуществлении
деятельности в области его образования и воспитания

1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.
Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством государства об общественных объединениях.
Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.
3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.
Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.
Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством государства требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.
4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Статья 11. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья государственные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти административно-территориальных образований государства, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством государства, осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Статья 12. Защита прав и законных интересов детей в сфере
профессиональной ориентации, профессиональной
подготовки и занятости

1. В соответствии с законодательством государственные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти административно-территориальных образований государства осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.
2. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством государства.

Статья 13. Защита прав детей на отдых и оздоровление

1. Органы государственной власти, органы власти административно-территориальных образований государства осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
2. Органы государственной власти, органы власти административно-территориальных образований государства устанавливают социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством государства.

Статья 14. Защита прав и законных интересов ребенка при
формировании социальной инфраструктуры для детей

1. Государственные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти административно-территориальных образований государства при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются правительством государства и применяются с учетом региональных различий, традиций народов государства, если иное не установлено законодательством соответствующего административно-территориального образования государства.
2. Принятие государственным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти административно-территориального образования государства или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
3. Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.
Имущество, которое является собственностью административно-территориального образования государства и предназначено для целей образования, воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной зашиты и социального обслуживания детей, используется в порядке, определенном законодательством государства и законодательством административно-территориального образования государства.
4. Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, а также земельные участки, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.
5. Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.
6. Изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, которые являются государственной собственностью и предоставляют детям социальные услуги в объеме, предусмотренном государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей, запрещается.
7. Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться в установленных законом объеме и порядке. При этом законом устанавливается особый порядок приватизации (разгосударствления) объектов социальной инфраструктуры для детей с учетом гарантированного обеспечения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Статья 15. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации,
наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному
развитию

1. Органы государственной власти принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей законом, нормативными правовыми актами административно-территориальных образований государства устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.
3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном правительством государства, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Статья 16. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации

1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти административно-территориальных образований государства, органов местного самоуправления.
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти административно-территориальных образований государства, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством государства и законодательством административно-территориальных образований государства. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.
Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.
Родители (лица, их заменяющие) в случае физического воздействия на ребенка, повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью ребенка, несут ответственность в соответствии с законодательством государства.
В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей.
3. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в государстве, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами государства, законодательством государства и законодательством административно-территориальных образований государства. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.
4. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами государства, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством государства.
Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.
В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных мер, за исключением такой меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего. Указанные мероприятия осуществляются в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи.
Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.

Глава 3
Организационные основы гарантий прав ребенка

Статья 17. Государственные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти административно-территориальных
образований государства, осуществляющие гарантии прав
ребенка в государстве

1. Компетенция государственных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством государства, устанавливается президентом государства и правительством государства.
2. В соответствии с установленными полномочиями государственные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по следующим направлениям:
- обеспечение реализации целевых программ, региональных программ, местных программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства; участие в формировании социальной инфраструктуры для детей; определение порядка информирования и проведения консультаций, осуществления мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка;
- полное, частичное, долевое финансирование проектов, программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, в том числе на конкурсной основе и (или) на условиях государственного заказа;
- обеспечение подготовки соответствующих кино-, радио- теле- и видеопрограмм для детей;
- подготовка государственного доклада о положении детей и защите их прав, других информационных и аналитических материалов; иные направления координации деятельности в данной области.
3. Компетенция органов исполнительной власти административно-территориальных образований государства, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством административно-территориальных образований государства.

Статья 18. Государственная поддержка органов местного
самоуправления, осуществляющих деятельность по защите
прав и законных интересов детей

1. Государственные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти административно-территориальных образований государства в пределах своих полномочий оказывают финансовое, организационное, информационно-методическое и иное содействие органам местного самоуправления, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей.
2. В соответствии с предметом ведения органы местного самоуправления могут принимать решения об осуществлении мероприятий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия с действиями органов исполнительной власти в части поддержки государственных, региональных, местных программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также мероприятий, осуществляемых в данной области.
Органы местного самоуправления могут заключать договоры с юридическими и физическими лицами об оказании услуг по социальному обслуживанию детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Финансирование указанных в настоящей статье мероприятий осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Статья 19. Государственная поддержка общественных объединений
(организаций) и иных некоммерческих организаций,
граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и
законных интересов детей

1. Льготы и компенсации общественным объединениям (организациям) и иным некоммерческим организациям, гражданам, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей, устанавливаются законами государства и законами административно-территориальных образований государства.
2. Финансирование проектов и программ общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей, в части создания учреждений социального обслуживания детей осуществляется на конкурсной основе. Условия конкурса определяет осуществляющий мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей соответствующий орган исполнительной власти.
Финансирование и материально-техническое обеспечение указанных проектов и программ могут проводиться на условиях государственного заказа.

Статья 20. Государственный заказ на производство товаров и
оказание услуг для детей

1. При осуществлении государственными органами исполнительной власти мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей в соответствии с законодательством государства может формироваться государственный заказ на производство товаров и услуг для детей посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.
В соответствии с законодательством государства государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль за выполнением государственного заказа и оказание помощи в его выполнении.
2. Услуги центров социальной помощи семье и детям, учреждений реабилитации и социального обслуживания детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, центров психолого-педагогической помощи населению, социальных приютов для детей и подростков, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и других социальных служб для детей, включенные в состав государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, как правило, оказываются в порядке выполнения государственного заказа.
Социальные службы независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в случае размещения государственного заказа на оказание услуг для детей при реализации государственного заказа руководствуются социальными нормативами и нормами, предусмотренными законодательством государства для соответствующих государственных учреждений и организаций.

Статья 21. Целевые программы защиты прав и законных интересов
детей, поддержки детства

1. Государственные органы исполнительной власти осуществляют мероприятия по созданию необходимых правовых, экономических, социальных условий для реализации целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.
Порядок разработки и реализации указанных целевых программ определяется правительством государства.
2. Органы исполнительной власти административно-территориальных образований государства разрабатывают и осуществляют региональные целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, если это предусмотрено законодательством административно-территориальных образований государства.
3. Мероприятия по разработке и реализации местных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством административно-территориальных образований государства и соответствующими правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 22. Финансирование мероприятий по реализации
государственной политики в интересах детей

Финансирование целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, государственных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств государственного бюджета, внебюджетных источников и иных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством государства, а также бюджетов административно-территориальных образований государства, если их участие в реализации таких программ, государственных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей предусмотрено законами административно-территориальных образований государства.

Статья 23. Государственный доклад о положении детей в государстве

Ежегодный государственный доклад о положении детей в государстве представляется правительством государства палатам высшего законодательного (представительного) органа власти государства и публикуется в официальном печатном органе.

Глава 4
Гарантии исполнения настоящего Закона

Статья 24. Судебный порядок разрешения споров при исполнении
настоящего Закона

1. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством государства порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.
2. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошлина не взимается.

Глава 5
Заключительные положения

Статья 25.

Настоящий модельный Закон рассматривается в качестве основы для принятия закона "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве" участнике Содружества Независимых Государств" и имеет рекомендательный характер.
 

Обновлено 15.03.2010 23:40
 
Главная Дети и право Международные конвенции, протоколы, договоры Постановление межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ О модельном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве"
Что на форуме?

Зайти на форум

Детей нельзя испортить любовью, а не заработанными деньгами можно.

Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG