ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Понедельник, 1 мая, 2017 Кыргызстан: 08:20:20

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Есфирь, 3 года

Мама часто покупает Есфире киви. В один из дней Есфирь забегает на кухню видит киви, замирает на  несколько секунд   и говорит: "Вики?!"

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Дети и право Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления КР Постановление Бишкекского горкенеша от 8 июля 2004 года N 232

Дети должны жить в семье

PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

г.Бишкек

от 8 июля 2004 года N 232

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БИШКЕКСКОГО ГОРОДСКОГО КЕНЕША ДЕПУТАТОВ
О работе Бишкекского городского Управления образования мэрии города Бишкек по упорядочению платных услуг в учреждениях образования города Бишкек

Местное самоуправление города Бишкек в течение последних лет уделяет особое внимание вопросам финансирования образования в целом, оплате труда работников системы образования в частности. За 2003 год расходы на содержание школ, дошкольных и внешкольных учреждений составили 305028,4 тыс.сомов или 24,8% от объема бюджета города. Кроме того, учреждениями образования израсходовано 89508,9 тыс.сомов за счет специальных средств, или 71,3% от общей суммы расходов по специальным средствам по городу.

В результате недостаточного финансирования системы образования, начиная с 90-х годов, внедрилось платное образование, и оно стало ее составной частью. Мэрией и городским Кенешем депутатов произведена определенная работа в направлении создания, упорядочения и проведения платных услуг. Тем не менее, продолжаются многочисленные жалобы горожан на беспредел со стороны руководства образовательных учреждений, особенно имеющих особый статус, по незаконным сборам денег, нарушения принципов доступности и бесплатности начального, общего и среднего образования, и незаконные действия директоров школ и заведующих детскими садами по образованию и использованию общественных благотворительных фондов и т.д.

В ходе работы по данному вопросу установлено, что Управление образования и администрации школ города Бишкек неверно трактуют статьи 4 и 16 Закона Кыргызской Республики "Об образовании", которые предполагают бесплатное начальное общее, основное общее и среднее общее образование в государственных и муниципальных учебных заведениях. По городу Бишкек по школам на 2003-2004 учебный год укомплектовано 3294 класса комплекта с числом учащихся 100668 человек и 197 классов полностью на платной основе с числом учащихся 3224 человека. Кроме того, дополнительные платные услуги оказываются 32417 школьникам, или каждый третий ребенок получает образование за плату.

Права и полномочия образовательной организации определяются Законом Кыргызской Республики "Об образовании", иными нормативными актами Кыргызской Республики, положениями о соответствующих типах образовательных организаций и разработанными на их основе уставами.

Следует отметить, что уставы учреждений, где были проведены проверки, существуют формально, а деятельность учреждении образования, как правило, осуществляется в нарушение принятых уставов. Так, по СШ N 8 отсутствовал устав на ведение общеобразовательной деятельности, но имеется устав общеобразовательной средней школы с гимназическими классами. Фактически школа не является гимназией. В уставе дошкольного учреждения N 165 записано, что обучение и воспитание проводится на русском языке, фактически данное учреждение проводит воспитание и обучение на кыргызском языке. В уставе этого же учреждения записано, что для зачисления ребенка в учреждение необходимо предоставить путевку, выданную Управлением образования мэрии г.Бишкек на основании добровольной спонсорской помощи по ходатайству ясли-сада. В справках проверок отмечены и другие факты, когда утвержденные уставы не соответствуют действующему законодательству, а также имеют место всякие казусы и ошибки. Такие уставы утверждены Управлением образования и зарегистрированы Министерством юстиции.

В ряде школ имеются лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданные Министерством образования КР. Поскольку лицензии не отозваны и срок действия их не истек, следует соблюдать контрольные нормативы, установленные лицензией. В проверенных школах имеют место нарушения условий лицензий.

В отношении тарифов на оказание дополнительных платных услуг и обучения в классах на платной основе, следует отметить, что тарифы устанавливаются исходя не из себестоимости часа обучения, а из размера родительской оплаты, которую установила школа, и на которую согласились родители. На наш взгляд, отсутствует методика формирования цен и тарифов на оказываемые платные услуги в сфере дошкольного, общего и среднего образования, а также внешкольной работы. Примером тому служит то, что стоимость 1 нормо-часа в начальной школе дороже, чем в старших классах. Это, несмотря на то, что в старших классах преподается большее количество предметов, используется больше наглядных пособий, литературы и т.д. В то же время сумма родительской платы независимо от того, в каком классе учится ребенок и сколько часов ему преподается, одинакова. В одних школах тарифы устанавливаются на 1-11 классы (школа-гимназия N 38), в других по параллелям - 1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы. Одним школам, наравне с обычным, устанавливают льготные тарифы, в других учреждениях в стоимость кружковой работы включают услуги врача, медсестры, парикмахера.

В школах-гимназиях в целях сбора родительской платы, часы для проведения лекций, курсов и кружковой работы, оплачиваемые за счет бюджета, не вводятся, или остаются вакантными, но вводятся такие же предметы на платной основе. В погоне за денежными средствами администрация школ завышает сетку часов по школе, завышая школьный компонент учебного плана, увеличивает еженедельную нагрузку на учащихся, превышая допустимые ее пределы.

В проверенных учреждениях выбор предметов осуществляется формально, не проводится анкетирование, работа с родителями сводится, в основном, к подписанию контрактов и сбору с них денег. К оформлению контрактов также имеется ряд замечаний.

Оплата педагогических работников, привлекаемых к оказанию дополнительных платных общеобразовательных услуг, обучению в классах на платной основе в проверенных учреждениях, производится в нарушение действующего законодательства. Педагогическим работникам и хозяйственному персоналу не выплачиваются отпускные (либо компенсация за отпуск), не оплачиваются больничные листы, заработная плата выплачивается не по тарификации, а за фактически отработанные часы, как совместителям, могут ежемесячно устанавливаться новые должностные оклады, не соблюдаются условия работы по совместительству, выплачивается заработная плата за неотработанное время. Кроме того, в проверенных учреждениях наблюдается тенденция установления завышенных должностных окладов руководителям учреждений, бухгалтерам и завучам (от 4000 до 10000 сомов в месяц), и достаточно низкая заработная плата педагогического (от 500 до 1000 сомов) и хозяйственного персонала (от 350 до 6ОО сомов), так как директора школ единолично решают вопросы распределения и использования денежных средств, поступающих от оказания платных услуг. Анализ использования доходов от оказания платных услуг в школах показал, что основная часть их направляется на выплату зарплаты с начислением (60%), их них большая часть направляется на содержание директоров, главных бухгалтеров и завучей, то есть управленческого персонала. А учителя получают в 4 раза меньше, чем бухгалтера, не говоря о директорах школ, хотя основную тяжесть всей этой работы несут учителя. Есть примеры, когда директор устанавливает высокие оклады родственникам, независимо от занимаемой должности.

Допускаются незаконные дополнительные сборы родительских средств на оплату службы безопасности, техперсонала, в классную копилку, сверх потребительских взносов, на ремонт класса или группы. По сбору и использованию потребительских взносов также имеется ряд нарушений и замечаний.

Следует отметить, что администрация учреждений образования на момент проверок и за прошлый учебный год не имеет информации по распределению денежных средств, выделенных на школу, дошкольное учреждение, из районного бюджета, ни по статьям, ни по кварталам. В учреждениях не имелись сметы расходов, штатные расписания педагогического и административно-хозяйственного персонала, оплачиваемого за счет бюджета. Установлены факты использования бюджетных средств на оплату работников учебно-вспомогательного и хозяйственного персонала для классов и групп, функционирующих на платной основе. Информация по лимитам, устанавливаемым ежегодно школам и садам на оплату коммунальных услуг, отсутствует.

Созданные при школах и садах общественные фонды по поддержке учреждений образования, в основном занимаются сбором денег с родителей, устанавливают размеры спонсорской помощи при поступлении детей, ежемесячного взноса в кассу фонда. Этим самым превышаются полномочия фондов, так как общественные организации не имеют права устанавливать свои правила для муниципальных учреждений. Фактически распорядителем фондов является администрация школ и дошкольных учреждений. В фондах отсутствует прозрачность по сбору и использованию денежных средств, многие фонды не имеют расчетного счета, не ведут бухгалтерский учет, не регистрируются ни в налоговой инспекции, ни в Социальном фонде, соответственно избегая уплаты налогов и отчислений, либо предоставляют в вышеназванные организации фиктивные отчеты. В отдельных случаях производится сбор взносов в фонд, без создания такового (ясли-сад N 165). Есть факты, когда директор школы назначает своего сына руководителем фонда (СШ N 8).

Следует отметить, что аналогичные факты нарушений и злоупотреблений, указанные в информации, повторяются из года в год, выявлены предыдущими проверками Счетной палаты, Министерством образования и другими проверяющими органами. Вместе с тем, со стороны Мэрии города Бишкек, районных администраций, Управления образования должных мер к руководителям, допускавшим нарушения и злоупотребления, принято не было.

В целях упорядочения платных дополнительных образовательных услуг и устранения недостатков по данному вопросу Бишкекский городской Кенеш депутатов постановляет:

1. Информацию рабочей комиссии по подготовке вопроса "О работе Бишкекского городского Управления образования мэрии города Бишкек по упорядочению платных услуг в учреждениях образования города Бишкек принять к сведению.

2. Работу Бишкекского городского Управления образования мэрии г.Бишкек по упорядочению платных услуг в учреждениях образования города Бишкек признать недостаточной.

3. Мэрии г.Бишкек (Керимкулов М.Т.):

3.1. Обеспечить неукоснительное исполнение руководителями учреждений города Бишкека Закона Кыргызской республики "Об образовании" и других нормативно-правовых актов по данному вопросу;

3.2. За недостаточную работу по созданию системы платных образовательных услуг, в результате которой допущены грубые нарушения действующего законодательства, вызвавшие многочисленные жалобы и недовольство горожан, непринятие мер по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой Кыргызской Республики и Министерством образования Кыргызской Республики и пассивные действия по наведению порядка в планировании, распределении и использовании доходов от платных услуг рассмотреть вопрос ответственности вице-мэра Мельничук Н.И. и соответствия занимаемой должности начальника Бишкекского городского Управления образования Исмаиловой А.А., заведующих районных Центров образования, директоров школ, заведующих дошкольными учреждениями по имеющимся фактам нарушений;

3.3. Привести Положение мэрии города Бишкек "О порядке оказания платных образовательных услуг в учреждениях образования города Бишкек", утвержденное постановлением Мэрии города Бишкек N 280 от 16.04.1999 г., в соответствие с действующими нормативными актами и внести на рассмотрение сессии Бишкекского городского Кенеша депутатов;

3.4. Принять меры по устранению нарушении в правоустанавливающих документах учреждений образования, в образовании и использовании специальных средств, повысить эффективность использования бюджетных средств, предусмотренных на образование;

3.5. Изучить эффективность функционирования районных Центров образования, централизованных бухгалтерий при них, а также штатных единиц бухгалтеров, включенных в штаты учреждений образования;

3.6. Организовать повышение квалификации руководителей и специалистов учреждений образования по финансовым и юридическим вопросам;

3.7. Повысить ответственность руководителей учреждений образования по выполнению Конституции Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики "Об образовании" в части обеспечения доступности всех детей к бесплатному базовому образованию;

3.8. Усилить контроль и принимать строгие меры по случаям незаконных сборов денежных средств в учреждениях образования и в благотворительных фондах, созданных при учреждениях образования;

3.9. Прекратить практику введения дополнительных платных услуг вместо предметов и кружков, которые финансируются бюджетом города;

3.10. Ввести с 1 сентября 2004 г. поступление родительской платы путем внесения денежных средств родителей на расчетный счет Казначейства через банковскую систему, с обеспечением выдачи квитанций в индивидуальном порядке за любые виды оплат;

3.11. Улучшить межведомственное взаимодействие, координацию усилий всех ведомств, занимающихся дополнительным образованием детей;

3.12. Создать условия для полной информированности родителей о системе платных образовательных услуг;

3.13. Обеспечить регулярную отчетность руководителей учреждений образования перед родителями по сбору и использованию денежных средств за дополнительные образовательные услуги;

3.14. Изучить вопрос использования муниципальной собственности при оказании платных образовательных услуг и ввести арендную плату за использование муниципальной собственности: помещений, оборудования и других материальных ценностей, а также оплату коммунальных услуг;

3.15. Направить материал в Министерство образования, Государственный департамент по антимонопольной политике при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики, Министерство юстиции Кыргызской Республики, Счетную палату Кыргызской Республики, СНБ и прокуратуру для сведения и принятия мер;

3.16. Информацию по выполнению данного постановления предоставить к 30 октября 2004 г.

4. Отметить, что Государственный департамент по антимонопольной политике при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики ведет слабую работу по упорядочению тарифов на платные образовательные услуги и выполняет несвойственные ему функции в системе дошкольного, школьного и внешкольного образования.

5. Рекомендовать Государственному департаменту по антимонопольной политике при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики проверить работу Бишкекского городского управления Государственного департамента по антимонопольной политике при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики, в части правильности и законности установления тарифов на платные образовательные услуги в системе дошкольного, школьного и внешкольного образования.

6. Рекомендовать Министерству юстиции Кыргызской Республики упорядочить и привести в соответствие с действующим законодательства правоустанавливающие документы учреждений образования города Бишкек.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя Бишкекского городского Кенеша депутатов Кыдыралиева З.Т.

 

Председатель Бишкекского
городского Кенеша депутатов З.Кыдыралиев

Приложение
к постановлению Бишкекского городского Кенеша депутатов от 8 июля 2004 года N 232

ИНФОРМАЦИЯ
о работе Мэрии по упорядочению платных услуг в учреждениях образования города Бишкек

В рамках подготовки планового вопроса на сессию Бишкекского городского Кенеша депутатов "О работе мэрии по упорядочению платных услуг в учреждениях образования города Бишкек", согласно распоряжению N 40 от 12.09.03 г., была создана рабочая комиссия, которая за период с 12.09.03 г. по 10.10.03 г. изучила состояние платных услуг в учреждениях образования города Бишкек. Данный вопрос был вызван необходимостью проведения дальнейшей работы по упорядочению платных услуг в учреждениях образования, создания правовой основы для их применения, эффективной реализации принятых ранее решений сессий Бишкекского городского Кенеша, а также в связи с критическими замечаниями граждан по поводу незаконных сборов в учреждениях образования. Целью работы комиссии было изучение сложившейся практики по платным услугам в учреждениях образования, их анализ и законность применения.

По решению XXI сессии эта работа была продолжена новым составом комиссии, с привлечением депутатов из других постоянных комиссий городского Кенеша и аппарата, независимых экспертов, которые выборочно проверили городские объекты образования. В составе комиссии работали представители СНБ, помощь которых в дисциплинировании руководителей проверяемых учреждений образования была очень важной.

В своей работе комиссия руководствовалась законами и другими нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики об образовании и организации платных услуг, а также решениями Министерства образования Кыргызской Республики и городского Кенеша депутатов. В целом законодательная база строится на следующих принципах:

  • обязательности получения образования школьниками в государственных и муниципальных учреждениях образования в пределах государственных образовательных стандартов;
  • доступности/бесплатности получения образования для всех слоев населения;
  • равенства всех граждан Кыргызской Республики на получение качественного образования (см. Закон "Об образовании", статьи N 4, 5, 6, 15, 16, 17).

При этом государственные и муниципальные органы должны обеспечивать право детей на беспрепятственное получение школьного образования, гарантировать получение образования в пределах государственного стандарта по дневной форме обучения, принимать и переводить учащихся из класса в класс, из школы в школу без конкурса и бесплатно.

Обучающиеся и их родители имеют право на выбор образовательной организации на любом этапе обучения, на получение качественного государственного стандарта, требовать исполнения законодательства, выбирать формы обучения. Эти основные положения отражаются в обязательном порядке в Уставе образовательной организации. Права юридического лица, а также гражданские права образовательных учреждений в части ведения всех видов уставной деятельности возникают с момента их регистрации в порядке, установленном Гражданским Кодексом Кыргызской Республики и Законом "О государственной регистрации юридических лиц".

Образовательные организации и органы местного самоуправления должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. Учебно-трудовая нагрузка и режим занятий определяются на основе рекомендаций органов госуправления по согласованию с госорганами в области здравоохранения. При этом максимально допустимая нагрузка в неделю на детей с учетом оказания платных услуг составляет: в 1 классе - 23 часа, во 2 и 3 классах - 28 часов, в 4 классе - 29 часов, в 5 классе 34 часа, в 6-11 классах - 36 часов.

Для учителей учебная нормативная нагрузка составляет 16 часов в неделю (для первой ступени), 18 часов (для второй и третьей ступеней).

Платные образовательные услуги в учреждениях образования г.Бишкек ведутся с первой половины девяностых годов. За 10 лет сложилась определенная практика организации и проведения этой работы. В настоящее время можно выделить две формы платного образования: дополнительные платные услуги и классы на платной основе (контрактные). Дополнительные платные образовательные услуги - это образовательные услуги, предоставляемые образовательным учреждением сверхгосударственного стандарта, во внеурочное время на добровольной основе. Классы на платный основе, так называемые контрактные классы, представляют собой обучение в пределах государственного стандарта, которое осуществляется за счет родительской платы. Главное преимущество платных классов, как указано в имеющихся документах, заключается в улучшенных условиях обучения, а также наличии квалифицированных (самых лучших) преподавателей.

В настоящее время в школах города существует несколько направлений дополнительного образования:

  • образовательное (по учебным предметам сверхгосударственного стандарта во всех школах с дополнительными образовательными услугами:
  • художественно-эстетическое (музыкальная студия в СШ N 45, театральные студии школ NN 9, 12, танцевальные студии гимназии NN 23, 38, кружок бисероплетения и лепки в СШ N 63 и другие);
  • спортивное (стрельба, плавание, борьба, ушу, таэквандо, баскетбол. теннис, футбол в СШ NN 56, 2, 66, 65);
  • культурологическое (мировая художественная культура, манасовеление, айтматоведение, риторика, этика, страноведение, история мировых цивилизаций, этнография в играх в СШ NN 26, 67, 61, 64 и т.д.);
  • эколого-биологическое (экология окружающей среды, экология живых предметов, валеология в СШ NN 1, 70, 37, 65, 12, 17);
  • туристско-краеведческое (клуб в СШ N 17, и т.д.);
  • экономико-правовое (бизнес-клуб, прикладная экономика в СШ NN 20, 23, 67);
  • спортивно-техническое (вождение автотранспортных средств, автодело в СШ NN 20, 56).

Согласно информации Управления образования мэрии города Бишкек, в городе Бишкек в 40 школах из 89 и в 11 детских садах из 74 ((1) см. примечание) предоставляются дополнительные образовательные услуги. Ими охвачено 32417 учащихся города из 105243.

Платные классы, согласно информации того же источника, действуют в 18-ти школах, три из которых присоединились в 2003-2004 гг. Их посещает 3224 учащихся, что составляет 3,0% от общего числа учащихся (из 105 тыс. чел.) в городе официально зарегистрировано 197 контрактных классов.

Следует отметить, что проведена определенная работа мэрией по организации и проведению платных образовательных услуг. В 1999 году мэрией города было разработано и утверждено Положение о дополнительных платных образовательных услугах (значительно раньше, чем аналогичная работа была проделана Министерством образования Кыргызской Республики). Начиная с декабря 2002 года, Бишкекское управление госкомиссии по антимонопольной политике стало согласовывать стоимость нормо-часа для классов на платной основе (до этого данная работа проводилась согласно лицензиям, выданным Министерством образования Кыргызской Республики, а стоимость нормо-часа для платных классов устанавливалась администрацией школ самостоятельно). В 2002-2003 годах была проделана большая работа, на основании которой Министерством образования Кыргызской Республики были разработаны и утверждены два документа, призванных упорядочить сферу применения платных образовательных услуг: Методические рекомендации по формированию тарифов (цен) на платные образовательные услуги и Положение о внебюджетных средствах образовательных организаций.

Комиссия также отмечает, что Управлением образования мэрии г.Бишкек был проведен ряд мероприятий, направленных на выполнение Закона Кыргызской Республики "Об образовании", исполнение инструктивно-нормативных документов. Определены микроучастки статусным школам, администрации которых были обязаны в первую очередь принимать детей, проживающих на микроучастке. Проведены производственные совещания по исполнению приказов Министерства образования о незаконных сборах денежных средств в учреждениях образования, проведены проверки в школах по жалобам родителей. Данная работа позволила упорядочить механизмы по предоставлению платных образовательных услуг, определить слабые места, внести корректировки в организацию этой работы. Управление образования мэрии г.Бишкек улучшило контроль в школах за предельной нагрузкой учащихся, экспертизу программ дополнительного и платного образования, составило перечень школ и дошкольных учреждений, предоставляющих платные образовательные услуги.

В ряде школ администрация и педагогические коллективы создали хорошие условия для качественного образования с учетом его доступности и защиты прав детей из социально незащищенных слоев населения. Среди таких школ авторская физико-математическая школа-лицей N 61 (директор Низовский Ю.Н.), школа-гимназия N 12 (директор Бровка Г.С.), школа-гимназия N 67 (директор Керимкулова С.М.), эколого-экономический лицей N 65 (директор Бердников Ю.В.) СШ N 45 (директор Гумилевская Р.М.), СШ N 17 (директор Щербакова Н.А.).

Эти школы смогли организовать учет и сбор потребительских взносов, оказание дополнительных услуг на основе Положения, договоров с родителями и контрактов с преподавателями в соответствии с программами во внеурочное время, по утвержденным прейскурантам.

Однако в большинстве школ города, как позволяют утверждать результаты проверок депутатской комиссии горкенеша и Министерства образования Кыргызской Республики в 2003 и 2004 гг. (всего проверено 35 школ и детских садов), имеются серьезные нарушения Конституции, Закона Кыргызской Республики "Об образовании", Постановления Правительства Кыргызской Республики "Об учреждениях родительской общественности в поддержке материально-технической и ученой базы общеобразовательных дошкольных и внешкольных учреждений Кыргызской Республики" от 10 декабря 2001 года N 775, инструктивно-нормативных документов в части обеспечения доступности и бесплатности общего среднего образования.

Следует признать, что введение платных форм образования не предусматривалось четким и ясным нормативно-правовым регулированием со стороны органов управления образованием, как на центральном, так и городском уровнях. Инициативы школ в этом направлении осуществлялись методом проб и ошибок, часто в нарушение законодательства, что было выявлено проверкой.

Комиссия выявила как незначительные, так и грубые нарушения, которые подлежат принятию мер как дисциплинарного, так и более серьезного характера, которые должны стать предметом рассмотрения сессии Бишкекского городского Кенеша депутатов. Можно сказать, что выявленные факты подтвердили большинство жалоб и обращений граждан и в некотором смысле превзошли худшие подозрения комиссии.

Ниже комиссия излагает выявленные нарушения и проблемные вопросы, обнаруженные в ходе проверки в школах NN 8, 9, 24, 38, 63 и детских садах NN 162, 165. Объекты для проверки были определены выборочным методом из списка образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги. Выявленные нарушения, как показывает анализ жалоб, писем и звонков по горячей линии, встречаются в большинстве образовательных учреждений города. В информации будут отражены наиболее общие результаты проверки. Более подробная информация отражена в справках по каждому объекту индивидуально.

Были изучены правоустанавливающие документы: уставы, положения попечительских советов, договоры с родителями, протоколы и другие документы. Поскольку разработка правоустанавливающих документов, к сожалению, не оправдалась.

Имеются факты деятельности учреждений образования без регистрации Устава, что является грубым нарушением закона о школах, где существуют попечительские советы, отсутствуют их положения, протоколы заседаний, списочные составы его органов (членов самого совета, его ревизионной комиссии и т.д.). Зачастую изменения юридического статуса школ не отражаются в положениях о попечительском совете. Имеются факты, когда школа имеет разрешение по Уставу осуществлять обучение по программе гимназии (гимназические классы), а на самом деле осуществляет общеобразовательную деятельность, хотя родители оплачивают обучение детей как в гимназии (например, в школе N 8 такая плата составляет 4800 сомов в год). В некоторых школах истек срок лицензии на образовательные и дополнительные услуги, а платные услуги, тем не менее, предоставляются (УВК N 9, срок действия лицензии истек в ноябре 2003 года).

Многие положения уставов не реализуются на практике, например:

  • УВК N 9, согласно Уставу, определяет потребность в оказании платных услуг, комплектовании коммерческих классов на основе опроса и анкетирования (хотя многие это определяют от имеющейся материальной и технической базы). Однако следов этих документов комиссия не обнаружила, а также методики проведения данных обследований;
  • сш N 24, согласно Уставу, осуществляет деятельность в том числе и через центр по оказанию платных дополнительных услуг населению. На самом деле такой центр отсутствует;
  • в Уставе детского сада N 165 записано, что обучение проводится на русском языке, при этом в штате учреждения должности учителя кыргызского языка не имеется, фактически воспитание и обучение осуществляется на государственном языке;
  • некоторыми уставами оговорено, что правила приема в школу утверждаются попечительскими советами, что означает незаконную передачу функций государственных органов неправительственным организациям типа советов.

Договоры с родителями на получение платного дополнительного образования очень часто не имеют подписей родителей, даты заключения договоров и названий выбранных предметов, их стоимости. В школе-гимназии N 63 имеются заявления с просьбой на оказание дополнительных услуг, написанные детской рукой, в том числе учащимися первых классов (несовершеннолетними). Аналогичные факты были выявлены в отношении договоров в СШ N 27, которые были подписаны детьми (по результатам проверки 2003 года Министерством образования Кыргызской Республики). Тексты договоров на платное обучение предусматривают оказание спонсорской помощи родителями в качестве обязательного условия (в нарушение принципа добровольности). Не всегда количество договоров совпадает с количеством учащихся в контрактных классах.

Отсутствуют документы, регламентирующие критерии и порядок предоставления льгот, нет документов, дающих право на льготы (как, например, в системе с социального обеспечения и социальной защиты).

Сбор денег за различные виды платных услуг во всех проверенных школах и детских садах организован неудовлетворительно: нет полного учета денежных средств, индивидуального оформления приходных кассовых ордеров. Сбор денежных средств осуществляется не родителями, а классными руководителями. Деньги сдаются в кассу не ежемесячно. Приходные и расходные кассовые документы оформлены без даты и подписи бухгалтера. По отдельным видам услуг (столовая, охрана, оплата уборщикам классных комнат) вообще не ведется никакой учет денежных средств через Казначейство и бухгалтерию. Имеются факты нецелевого использования родительских средств (например, в УВК N 9 средства, собранные на охрану, только частично в размере 72 тыс.сомов в год перечисляются в ОсОО "Радамант", остальная часть денежных средств в сумме 96,0 тыс.сомов используется по усмотрению администрации школы). Закупочные акты на приобретение продуктов питания, приложенные к авансовым отчетам, оформлены без даты, не приложены копии патентов, у одного и того же физического лица приобретаются продукты широкого ассортимента, в том числе и скоропортящиеся. Закупочные акты оформляются не в момент приобретения, а один раз в месяц.

Школы закупают мебель, оборудование, музыкальную аппаратуру на значительные суммы без оформления тендера.

Родительские средства зачастую используются на подарки для учителей и различных руководителей к праздникам (8-е марта, День учителя, визиты делегаций, внутришкольные юбилеи). Часто по этим расходам нет приказов на осуществление данных операций и актов списания данных расходов. Кроме того, данные расходы не предусмотрены сметой и являются нецелевыми. Журналы регистрации приходных и расходных ордеров ведутся небрежно, с исправлениями, допискамм, замазками. Кассовые книги ведутся в нарушение правил ведения кассовой книги. Оприходование ведется не ежедневно.

Потребительские взносы в нарушение Постановления Правительства Кыргызской Республики от 10.12.02 г. N 775 взимаются не с какого учащегося, а с семьи. Ордера на получение потребительских взносов выписываются не индивидуально, а на класс в целом, не составляется отдельная смета.

Предоставление льгот не систематизировано по разным видам услуг, используются разные критерии для их предоставления, как правило, не подкреплены соответствующими документальными основаниями, нет протоколов решений родительских комитетов. Льготы иногда предоставляются резолюцией директора школы на заявлениях родителей, к их сбору привлечены классные руководители, а не кассы. Имеются случаи, когда потребительские взносы собираются завхозом (СШ N 24), хотя приказа о выполнении функций кассира завхозом в школе не имеется, в то же время в школе имеется кассир, занимающийся сбором денежных средств по дополнительным платным услугам. Потребительские взносы только с учащихся в бюджетных классах, однако встречи с родителями показали, что они собираются и в коммерческих классах, но не отражаются в бухгалтерских документах школы. Имеется факт, когда директор школы разрешил родителю внести 100 сомов в качестве потребительского взноса, хотя размер, установленный Правительством Кыргызской Республики, составляет 160 сомов (налицо присвоение директором несвойственных ему функций).

Особо комиссия отмечает факт непредоставления информации по специальным средствам РЦО Ленинского района. Полученная информация по детскому саду N 165 была подписана директором РЦО Шауфлер К.В. и главным бухгалтером Токтогуловой К.К., имеет вид прихода и расхода сумм без указания итоговых сумм, даже без указания номера дошкольного учреждения, по которому дается информация, без информации по утвержденным планам.

О распределении средств из местного бюджета, их объем, цели расходования терра инкогнито (не известны) для всех проверенных школ. Эта информация монополизирована районными и городскими структурами образования, которые не доводят ее ни до администрации учреждения образования, ни до родителей. Директора школ мало знают о штатном персонале, оплачиваемом за счет бюджета, лимитах по оплате коммунальных услуг. Из-за этого учреждения образования не могут хорошо планировать свою работу, исключить дублирование в расходовании средств, в целом эффективно их расходовать на цели образования детей и использование труда учителей.

Следует отметить, что на момент проверки во многих школах не имелось штатного расписания педагогического и административно-хозяйственного персонала, оплачиваемого за счет бюджета.

Имеются замечания к смете по коммерческим классам, которая подготавливается школой и согласовывается с городским управлением по антимонопольной политике. Согласно проверке, при расчете стоимости нормо-часа обучения одного учащегося расчет произведен исходя не из себестоимости часа обучения, а из расчета родительской оплаты, которую установила школа, и на которую согласились родители. В некоторых школах (например, сш N 38), при расчете стоимости нормо-часа обучения одного учащегося расчет произведен на одни и те же услуги в разных размерах. Например, тарифы одного нормо-часа в 1-11-х классах могут составлять одновременно 6,25 сома и 3,13 сомов. Кружковая работа также имеет два тарифа 6,25 и 3,13 сома. Данные тарифы утверждены приказом начальника Бишкекского управления государственного комитета при Правительстве Кыргызской Республики по антимонопольной политике N 61 от 08.10.03 г. В данном случае налицо факт выполнения данным управлением несвойственной ему функции предоставления льгот учащимся. Кроме того, Бишкекское управление по антимонопольной политике согласовывает сетку часов по дополнительным образовательным услугам, которая превышает учебный план по школьному компоненту (СШ N 38). Управление сверх установленных нормативов максимально допустимой нагрузки позволяет школам вводить 86, 92 часа на дополнительные услуги, что физически нереально и при такой постановке вопроса школы должны работать 36 часов в сутки. Это позволяет администрации школы собирать дополнительные денежные средства за, грубо говоря, воздух.

Есть вопросы к школам-гимназиям. Предполагается, что дополнительное образование в виде кружковой работы является ее обязательным гимназическим компонентом, выполняемым за счет бюджета. На самом деле, в штатном расписании всех проверенных гимназий предусмотрены ставки руководителей кружков и лекторов (до 130 ставок) за счет дополнительных услуг. При этом используется 828 недельных часов, оплачиваемых из бюджета. Исходя из гимназической программы неясно, как гимназии встраивают кружковую работу и все то, что связано с дополнительными платными услугами в школьном расписании. Комиссия в связи с этим выборочно посетила кружки по расписанию, предоставленному администрацией школ. Оказалось, что фактически занятия не проводятся, журналы в некоторых школах заполнены заранее до конца месяца, в качестве места проведения дополнительных услуг в расписаниях обозначены коридоры, спортивные залы (для вышивания, хора, баскетбола, тенниса, игры на гитаре одновременно). В детском садике N 162 дополнительные услуги начинают предоставлять с ясельных групп, хотя согласно учебному плану, они должны предоставляться начиная с младшей группы детского сада. При этом тарифов, утвержденных антимонопольным органом, на ясельные группы не имеется.

Комиссия полностью подтвердила факты вступительных взносов (от 300 сомов до 500 долларов), вступительного тестирования, экзаменов, переводных экзаменов из класса в класс, не предусмотренных законом. Вступительные взносы принимаются школами в виде товаров, услуг, при этом не всегда оприходуются, не указывается их стоимость.

Нарушаются условия лицензии на дополнительные контрактные классы и школы часто набирают больше учащихся, чем разрешено по лицензии. Максимально допустимая нагрузка, установленная Уставом, часто не соответствует ни действующим нормативным документам Министерства образования Кыргызской Республики (Положение о внебюджетных средствах образовательных организаций Кыргызской Республики), ни нагрузке, указанной в тарификационных списках школ.

Трудовые контракты с учителями, доплаты, надбавки и премирования особое направление деятельности учреждений образования. Комиссия отмечает, что в контрактах, заключаемых с преподавателями, отсутствуют полные данные сторон (ФИО, паспортные данные, идентификационный номер социального фонда, адрес). Не во всех контрактах указаны должность и обязанности лица, с которым заключен контракт, нет печати учреждения, нет информации о том, является ли данная работа основным учетом работы либо совместительством. Администрации школ не во всех случаях издают приказы о приеме и увольнении сотрудников. Установлены факты начисления и выплаты зарплаты при отсутствии контрактов и приказов. При проверке трудовых книжек в школе не имелись в наличие трудовые книжки (например, в СШ N 24 отсутствовало 36 трудовых книжек, из которых 32 человека были оформлены приказом, на 5 человек приказы отсутствуют, хотя зарплата выплачивается ежемесячно, и за период с сентября 2003 года по 31 января 2004 года ими выплачена зарплата в сумме 22407 сомов и перечислены отчисления в соцфонд на сумму 5602 сома).

Учителям и техническим работникам не оплачиваются больничные листы. Имеются факты, когда зарплата начисляется по табелю учета рабочего времени и по устному распоряжению директора, заработная плата выплачивается по двум и более ставкам без оформления приказа и контракта.

Устанавливается фонд доплат и премиальных, который превышает заработную плату, рассчитанную по тарификации, в 5-7 раз. Имеют место случаи, когда работники протарифицированы на 4,0-4,5 ставки (включая нагрузку в бюджетных классах и по дополнительным услугам, например УВК N 9). Установлены случаи выплаты зарплаты работникам Центров образования, Управления образования и других городских образовательных служб, которые могут работать только на 0,5 ставки. Однако зарплата начислялась из расчета на полную ставку, ежедневно по 8 часов, что нереально, так как столько же составляет рабочий день по основному месту работы. Руководящие сотрудники получали зарплату в школах и детских садах (N 9, N 38, N 63, N 162).

Из управления образования:

  • Ниязова А.М. (в СШ N 63 и N 38);
  • Пузырева И.В.

Из районных центров образования:

  • Хайрулина Ф.С.
  • Батырканова А.
  • Щербакова М.
  • Кондратюк Н.Е.
  • Джакыпова А.
  • Фролова Л.К.
  • Ем Л.М.
  • Москаленко Г.К.
  • Ниязалиев М.

Несмотря на то, что данные лица могут занимать лишь 0,5 ставки, им начислялась полная ставка. Незаконно выплаченная сумма и перечисления в Социальный фонд только по проверенным школам составили 56,3 тыс.сомов. К сожалению, блестящая идея о создании негосударственных организаций, оказывающих содействие школе, ученикам, родителям, превратилась в свою противоположность. Вместо организации, защищающей права детей, родителей, учителей, отслеживающих качество преподавания в школах и создающих комфортные условия для учащихся, они превратились в инструмент администрации образовательных учреждений образования по сбору средств, изобретению новых видов платежей и правил, противоречащих закону.

Созданные при школах и садах общественные фонды по поддержке учреждений образования, в основном занимаются сбором денег с родителей, устанавливают размеры спонсорской помощи при поступлении детей, ежемесячного взноса в кассу фонда. Этим самым превышаются полномочия фондов, так как общественные организации не имеют права устанавливать свои правила для муниципальных учреждений. Фактически распорядителем фондов является администрация школ и дошкольных учреждений. В фондах отсутствует прозрачность по сбору и использованию денежных средств, многие фонды не имеют расчетного счета, не ведут бухгалтерский учет, не регистрируются ни в налоговой инспекции, ни в Социальном фонде, соответственно избегая уплаты налогов и отчислений, либо предоставляют в вышеназванные организации фиктивные отчеты. В отдельных случаях производится сбор взносов в фонд, без создания такового (ясли-сад N 165).

В целом попечительские советы и благотворительные советы учреждений образования в настоящее время представляют собой незрелые организации, зачастую ведомые администрацией школы, не сумевшие наладить учет денежных средств, чем вызывают сомнения и недоверие у родителей и общественности. До сих пор не ясны объемы вращающихся средств, а осуществляемые действия дискредитируют саму идею их создания, как и прежде, вызывают жалобы и нарекания.

Комиссия также изучила другие виды сборов, например, аренда учебников. Эта статья доходов регулируется муниципальными органами. Здесь существует финансовая отчетность, средства проходят через систему казначейства. То же самое с арендой помещений. Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты, имеются факты нарушения действующих нормативных актов, регулирующих арендные отношения. Арендаторы освобождаются от арендной платы в каникулярный период и на карантинные дни, кроме того, арендаторы не оплачивают арендную плату за использование площадей (СШ N 24). Некоторые арендаторы по настоящее время используют льготы на основании старых приказов Управления образования от 1999 года, хотя в последние годы льготы предоставляются только по решению сессии Бишкекского городского Кенеша депутатов. В СШ N 8 выявлен и вовсе уникальный акт, когда арендатору еще и выплачивалась зарплата в размере 1500 сомов в течение 2003 года (общая сумма выплаченных средств составила 15,6 тысяч сомов).

Характеризуя в целом ситуацию, комиссия, считает, что мэрией и Управлением образования проводится неудовлетворительная работа по упорядочению платных услуг в учреждениях образования. Бесконтрольные поборы в школах превосходят допустимые нормы, противоречат действующему законодательству. Дополнительное финансирование не является гарантией высоких знаний и даже залогом пребывания ребенка в школе. Образовательные учреждения превратились в "доходные места" и только на бумаге остались муниципальными и бесплатными. Управление образования не смогло играть лидирующую, контролирующую и организующую роль в вопросах упорядочения платных услуг. Мэрия г.Бишкек также не осуществляла в должной мере контроль за этой работой. Из-за этого в действиях руководителей школ и детских садов имеются составы преступлений, коррупции, произвола, нарушения ряда законов Кыргызской Республики. Имеются грубые нарушения в сборе и учете родительских средств, в использовании и распределении, выявлены случаи подделок документов строгой отчетности, ненадлежащего исполнения руководителями своих должностных обязанностей.

 

Руководитель аппарата Бишкекского
городского кенеша депутатов К.Адыранов

Примечание:

(1) На самом деле это неполная информация. Как показала работа депутатской комиссии, в городском управлении образования точного учета по этому параметру не имеется.

СВЕДЕНИЯ
по учреждениям образования

Учреждение Число бюд. классов Кол-во учащихся Расходы за счет бюджета
Всего в том числе:
з/плата Соцфонд коммун. питание прочие
1 2 3 4 5 6 7 8 9
УВК N 9 40 1320 2521,6 1779,2 445,1 297,5
с/ш N 8 36 1165 1390,8 881,0 220,2 289,5
с/ш N 24 24 810 1318,3 792,3 198,1 448,8 119,9
ш/гимназия N 63 52 1613 2042,3 1244,8 311,2 486,3 14,7
ш/гимназия N 38 86 2564 5053,1 3219,6 804,9 1017,6 10,9
я/с N 162 12 242 1819,4 458,5 114,6 514,0 721,5 10,8
я/с N 165 6 184 733,6 219,0 54,7 256,9 201,0 2,0

 

Расходы из специальных средств
Число конт. классов В них уч-ся Число уч-ся получ. доп. услуги Всего расходов в том числе:
з/плата Соцфонд коммун. медикаменты приобрет. оборудов. прочие кап. ремонт
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
28 597 1322 3162,2 1608,9 401,0 55,0 191,8 880,2
16 285 - 1373,9 738,7 183,1 35,0 45,9 321,3 49,9
20 300 810 1749,9 1187,8 300,3 20,7 109,8 131,3
- - 1400 390,1 223,2 55,7 - - 19,7 91,5
- - 604 1340,5 613,6 153,4 - 24,9 116,5 100,1 332,0
- - 242 390,1 223,2 55,7 19,7 91,5
- - - 14,6

СВЕДЕНИЯ
по должностным окладам в учреждениях образования, проверенных рабочей комиссией

Должность Ш/гимназия N 9 С/ш N 8 С/ш N 24
за счет всего за счет всего за счет всего
бюджета спец.счета бюджета спец.счета бюджета спец.счета
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Директор,заведующая 1880 8445 10325 935 5000 5935 1471 3000 4471
Завуч 1607 3300 4907 940 3000 3940 966 1800 2766
Организатор 990 2330 3320 840 600 1440 966 700 1666
Завхоз 686 1980 2666 637 800 1437 616 1350 1966
Бухгалтер 735 6595 7330 2500 2500 2500 2500
Кассир 1350 1350 он же завуч 1000 1000 1000 1000
Лаборант 294 240 534 294 294 368 1550 1918
Зав. библиотекой 490 240 730 588 250 838 672 800 1472
Учитель, воспитатель
1-4 классы, 1 ставка 1086 1337 2423 910 994 1904 910 300(кур) 1210
5-9 классы,1 ставка 1014 1575 2589 643 1048 1691 932 300(кур) 1232
10-11 классы,1 ставка 1136 1056 2192 745 1057 1802 1012 300 (кур) 1312
Руководитель кружка 982 800 1782 735 735 630 840 1470
Экономист раб-к ЦО 946 946
Зав. методкабинетом 1500 1500 800 800 1100 1100
УСП - пом.воспитателя 196 550 746 196 196 224 600 824
Статист 1200 1200
Оформитель 400 400 450 450
Секретарь
Электрик
Зав. ресур.кабинетом
Кладовщик
Парикмахер

 

Ш/гимназия N 63 Я/с N 162 Ш/гимназия N 38 Я/с N 165
за счет всего за счет всего за счет всего за счет всего
бюджета спец.
счета
бюджета спец.
счета
бюджета спец.
счета
бюджета спец.
счета
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
1186 2000 3186 840 3500 4340 1190 6000 7190 1130 1130
923 1300 2223 1050 6000 7050 0
784 1300 2084 980 980
840 1000 1840 448 650 1098 1050 2500 3550 392 392
1800 1800 2500 2500 1850 1850
300 300 500 500 2500 2500
336 336 504 504
672 300 972 865 865
599 969 1568
697 697 741 1389 2130 584 584
650 650 720 1389 2109
806 806 775 1389 2164
849 849 648 648
1100 1100 896 900 1796 947 947
280 600 880 375 337 712 284 284 392 392
800 800
280 280 1500 1500
2500 2500 245 245
600 600
280 650 930
780 780

СВЕДЕНИЯ
по расходам учреждений образования за счет бюджета и специальных средств за 2003 год (*)

(*) Примечание ИЦ "Токтом": Сведения по расходам учреждений образования за счет бюджета и специальных средств за 2003 год имеются в бумажном варианте в ИЦ "Токтом".

 
Главная Дети и право Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления КР Постановление Бишкекского горкенеша от 8 июля 2004 года N 232
Что на форуме?

Зайти на форум

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.

Пьер Буаст
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG