ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Пятница, 26 мая, 2017 Кыргызстан: 15:12:55

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Тимур, 1,6 мес.

Тимур только-только начал говорить свои первые слова: «мама», «папа», «дай». Мама убирает со стола и просит Тимура помочь ей. Тимур несет в холодильник масленку и очень серьезно говорит: «Смотрите, человек несет масло!»

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Защита детей Защита от насилия и дискриминации Обращение Директору Департамента по защите детей при Государственном агентстве по физической культуре, спорту делам молодежи и защите детей при Правительстве Кыргызской Республики

Дети должны жить в семье

Обращение Директору Департамента по защите детей при Государственном агентстве по физической культуре, спорту делам молодежи и защите детей при Правительстве Кыргызской Республики PDF Печать E-mail
(1 голос, среднее 1.00 из 5)

Директору Департамента по защите детей
при Государственном агентстве
по физической культуре, спорту
делам молодежи и защите детей
при Правительстве Кыргызской Республики
Бекбулатовой Т.М.

 

ОБРАЩЕНИЕ

по вопросам связанным с проектом Инструкции

о порядке взаимодействия отдела по поддержке семьи и детей с государственными органами, учреждениями и организациями и органами местного самоуправления по вопросам профилактики и выявления насилия над детьми

 

Молодежная правозащитная группа приветствует усилия Департамента по защите прав детей при при Государственном агентстве по физической культуре, спорту, делам молодежи и защите детей при Правительстве Кыргызской Республики в профилактике и предотвращении насилия в отношении детей, а также выражает солидарность в стремлении улучшить ситуацию в данной сфере.

Ознакомившись с проектом «Инструкции о порядке взаимодействия Отдела по поддержке семьи и детей с государственными органами, учреждениями и организациями и органами местного самоуправления по вопросам профилактики и выявления насилия над детьми» (далее Инструкция), Молодежная правозащитная группа (МПГ) считает необходимым дать комментарии к данному проекту. Это связано с нашим убеждением в том, что введение вышеназванной инструкции может привести к нарушениям прав человека в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (далее МПГПП) - статьи 17 и 23(п.1), а также может привести к существенным и массовым нарушениям Конвенции о правах ребенка (далее КПР) - ст.8 и ст.9.


Международный пакт о гражданских и политических правах

Статья 17
1. Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.
2. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 23
1. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.


Конвенция о правах ребенка

Статья 8
1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Статья 9
1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
2. В ходе любого разбирательства в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи всем заинтересованным сторонам предоставляется возможность участвовать в разбирательстве и излагать свои точки зрения.
3. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
4. В тех случаях, когда такое разлучение вытекает из какого-либо решения, принятого государством-участником, например при аресте, тюремном заключении, высылке, депортации или смерти (включая смерть, наступившую по любой причине во время нахождения данного лица в ведении государства) одного или обоих родителей, или ребенка, такое государство-участник предоставляет родителям, ребенку или, если это необходимо, другому члену семьи по их просьбе необходимую информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена/членов семьи, если предоставление этой информации не наносит ущерба благосостоянию ребенка. Государства-участники в дальнейшем обеспечивают, чтобы представление такой просьбы само по себе не приводило к неблагоприятным последствиям для соответствующего лица/лиц.


Молодежная правозащитная группа отмечает, что в соответствии с практикой Комитета ООН по правам человека, термин "семья" должен толковаться широко и что он относится не только к семейной жизни в браке или совместному проживанию, но также и к отношениям между родителями и детьми в целом (См. сообщение № 201/1985, Хендрикс против Нидерландов, соображения, принятые 27 июля 1988 года, пункт 10.3, и сообщение № 417/1990, Сантакана против Испании, соображения, принятые 15 июля 1994 года, пункт 10.2.)

Комитет ООН по правам человека в своих решениях в отношении государств-участников Международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивает, что лишение родителя (ей) попечения над ребенком является вмешательством в семью родителей и ребенка.

В соответствии с практикой Комитета ООН по правам человека любое вмешательство в осуществление прав и свобод, закрепленных МПГПП, может быть осуществлено лишь в том случае, если вмешательство:

  • Предусмотрено законом (Инструкция соответствует Семейному Кодексу и Кодексу о детях)
  • Производится ради защиты защищенной законом ценности (в данном случае такой ценностью является защита здоровья и жизни ребенка)
  • Является соразмерным и необходимым в демократическом обществе.

Инструкция предусматривает вмешательство в случаях, если существует прямая угроза здоровью и жизни ребенка. ОПСД вправе, в соответствии с Инструкцией, произвести вмешательство немедленно и изъять ребенка из семьи до судебного разбирательства о лишении или ограничении родительских прав. Мы выражаем опасение, что проект Инструкции может привести к несоразмерному вмешательству в семейную жизнь и нарушению прав ребенка, если не предусмотреть в ней:

  • меры, направленные на профилактику жестокого обращения с детьми;
  • процедуры переоценки способности родителей осуществлять полноценную заботу о своем ребенке
  • возможности регулярных встреч ребенка и родителей.

На наш взгляд методы работы ОПСД, описанные в инструкции, предусматривают серьезное вмешательство в семейную жизнь в виде изъятия ребенка из семьи, и не достаточно направлены на профилактические меры в отношении семей, где в отношении детей применяются методы воспитания, связанные с применением физического насилия. Практически не предусмотрена профилактическая работа ОПСД с родителями или опекунами ребенка в подобных случаях.

Инструкция не предусматривает градации степени тяжести причиненного вреда ребенку и содержит множество терминов, касающихся различных форм физического и психологического насилия, которым не дается достаточно ясного определения (например, грубое обращение, эксплуатация, пренебрежение потребностями и нуждами ребенка). В связи с этим достаточно вероятным последствием применения Инструкции представляется несоразмерное вмешательство ОПСД в семейную жизнь и нарушение вышеназванных статей МПГПП и Конвенции о правах ребенка.

Международные стандарты в отношении защиты прав ребенка уделяют особое внимание вопросам сохранения и обеспечения семейного окружения ребенка. В практике Комитета ООН есть множество решений, которые усматривают нарушения прав ребенка в случае его разлучения с родителями даже в том случае, если родители применяли физическое или психологическое насилие по отношению к детям. Одно из таких решений Комитета ООН прилагается к данному обращению.

Комитет ООН подчеркивает, что сохранение личных отношений и прямых регулярных контактов ребенка с обоими родителями" является крайне важным, кроме исключительных обстоятельств. В отсутствии таких особых обстоятельств Комитет ООН напоминает, что полное лишение родителя доступа к ребенку не может рассматриваться как забота об интересах ребенка.(Сообщение № 514/1992, Феи против Колумбии, решение Комитета ООН по правам человека, принятое 4 апреля 1995 года, пункт 8.10.)

Комитет ООН считает, что в случаях, когда речь идет об опеке над ребенком и доступе к нему, следует руководствоваться соответствующими критериями для определения того, можно ли в конкретной ситуации оправдать вмешательство в семейную жизнь, с одной стороны, в свете фактического права родителя и ребенка поддерживать личные отношения и связь друг с другом на регулярной основе, а с другой стороны, с точки зрения наилучших интересов ребенка.(См. сообщение № 946/2000, Л.П. против Чешской Республики, решение Комитета ООН по правам человека, принятое 25 июля 2002 года, пункт 7.3.)

В деле Дж.Ч. против Канады (дело касающееся разлучения матери и ребенка в связи с жестоким обращением в отношении ребенка) Комитет указал, что образ действий судебных органов государства-участника МПГПП, сделавших вывод о необходимости полностью отказать матери в доступе к дочери, не рассматривая при этом менее жесткий и ограничительный вариант решения, представляет собой неспособность государства защитить семейную ячейку в нарушение статьи 23 МПГПП. В настоящем деле Комитет в своем решении (В соответствии со ст. 1 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, Кыргызстан, как государство-участник вышеназванных договоров, признает компетенцию Комитета ООН рассматривать сообщения от лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Кыргызстаном какого-либо из прав, изложенных в Пакте.)

указал, что государство-участник обязано предоставить матери и ее дочери эффективное средство правовой защиты, включая регулярный доступ автора к дочери и надлежащую компенсацию матери ребенка за ее разлучение с ребенком.

Сам характер всех процессов по вопросу опеки или доступа разведенного родителя к своему ребенку подразумевает оперативное вынесение решения в отношении подданных жалоб (В другом контексте см. сообщение № 514/1992, Феи против Колумбии, решение Комитета ООН по правам человека, принятое 4 апреля 1995 года, пункт 8.4; и сообщение № 417/1990, Сантакана против Испании, решение Комитета ООН по правам человека, принятое 15 июля 1994 года, пункт 6.2.) Комитет ООН считает, что настоящая правовая практика применима также к процессам по вопросу о защите интересов ребенка, касающихся лишения родительских прав и достyпа родителя к его ребенку.

При рассмотрении вопросов касающихся дел о разлучении родителей и ребенка Комитет ООН указывает на необходимость учитывать возраст указанного ребенка, и то, как обстоятельства, вызвавшие задержки в разбирательстве, могут сказаться на благополучии ребенка.

Комитет также указывает, что существует необходимость выслушать ребенка и предоставить ребенку возможность участия в судебном процессе, на котором рассматриваются вопросы о разлучении ребенка с родителями. (Сообщение № 1052/2002, Дж.Ч. против Канады, решение Комитета ООН по правам человека, принятое 20 марта 2007 года, п. 8.13)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, Молодежная правозащитная группа рекомендует внести следующие изменения в Инструкцию:

1) В Инструкции должна быть предусмотрена градация степени тяжести вреда причиненного ребенку физическим насилием со стороны родителей для обеспечения соразмерности вмешательства. Необходимо, например, разграничить применение физического насилия в качестве наказания на формы легкие доставляющие минутную боль и формы приводящие к травматизации ребенка по степени тяжести:

  • от легких: ссадины и гематомы легкой степени,
  • до тяжелых: раны и повреждения внутренних органов.

При обнаружении применения физического или психологического насилия в отношении ребенка в сравнительно легкой форме ОПСД должны:

 

  • вынести письменное предупреждение родителям ребенка, поставить семью на учет и в течение года отслеживать ситуацию в семье с помощью различных государственных социальных органов по месту жительства семьи;
  • провести беседу с родителями и предоставить информацию о последствиях физического и психологического насилия для развития ребенка.

2) В п. 1.6 Инструкции внести поправки, указав конкретные минимальные требования к обеспечению ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями. Либо убрать этот пункт, учитывая низкий уровень жизни населения в Кыргызстане.

3) При принятии решения об изъятии ребенка из семьи ОПСД в обязательном порядке должно учитываться мнение и желание ребенка, в соответствии с его возрастом и уровнем развития. При этом ребенку на понятном ему языке и в простой форме должно быть разъяснено, куда именно его поместят после изъятия его из семьи и кто будет о нем заботиться в дальнейшем, а также должна быть озвучена в обязательном порядке возможность встреч с родителями.

4) В материалах предоставляемых ОПСД в Комиссию по делам детей и далее в суд по вопросам лишения или ограничения родительских прав в обязательном порядке должно присутствовать заключение квалифицированного психолога с оценкой степени привязанности ребенка к родителям и того, насколько разлучение ребенка и родителей может нанести непоправимый психологический вред ребенку, повлиять на его дальнейшую жизнь и на его способность испытывать привязанность. В случае фактической невозможности получить консультацию профессионального психолога, ОПСД должно произвести такую оценку самостоятельно и предоставить копию данного заключения родителям ребенка до судебного разбирательства.

5) В случае изъятия ребенка из семьи и помещении ребенка в государственное или иное учреждение опеки, через определенный срок (например, через каждый год в течение 3 лет) должен проводиться пересмотр решения об изъятии ребенка из семьи и оцениваться возможность возвращения ребенка в семью. Для пересмотра решения об изъятии ребенка из семьи должна быть проведена повторная оценка ситуации ОПСД и представлена в суд. Родитель должен иметь возможность при повторном рассмотрении в суде представить своих свидетелей, документы и т.д., позволяющие увидеть изменение ситуации.

6) С момента изъятия ребенка из семьи органы государственной власти должны предоставить родителю возможность получить все возможные государственные консультации или услуги, которые позволят родителю устранить причины, послужившие изъятию ребенка из семьи. ОПСД должны дать родителю информацию и направления в учреждения, где он может получить соответствующую помощь (например, для поиска работы, для получения пособий, для решения жилищного вопроса, для получения психологической помощи и т.п.)

7) Родитель и ребенок даже в случае лишения родительских прав по взаимному желанию должны иметь возможность регулярно встречаться друг с другом при обеспечении безопасности ребенка во время этих встреч.

8) Инструкция должна быть открытым документом и доступным для всех заинтересованных лиц, поскольку затрагивает вопросы, связанные с реализацией прав ребенка и ограничениями права на частную жизнь (статьи 17, 23 МПГПП).


Наталия Утешева

Координатор программы по мониторингу
Молодежная правозащитная группа


Елена Воронина
Координатор Сети НКО по защите прав и продвижению интересов детей

 

Комментарии  

 
#1 18.05.2012 18:24
В КР повсеместно нарушаются права детей , особенно в школах, где продолжаются незаконные родительские поборы, им потворствуют коррупционеры из мэрии , Минобразования , управления образования. Кыргызстане праве детей, чьи родители выступают против таких поборов нарушены до беспредела

Пора обращаться в международные суды т в ООН в соответствующие комитеты, потому что государство не помогает в лице главы государства и главы правительства Наоборот таких родителей преследуют, угрожают физической расправой, их детей избивают в школах, и травят. При переходе из одной школы в другие их преследуют и не оставляют в покое и так так затравленных детей

На такое государство как Кыргызстан надо наложить штрафные санкции и прекратить выдачу грантов и кредитов за невыполнение норм и положений Конвенции ООН о правах ребенка

Все дела возбужденные в отношении директоров школ за незаконные поборы закрываются за определенные суммы в долларах США , а родители, которые обращались с жалобами в различные инстанции остались на бобах!

Вот как государство заботится о своих маленьких гражданах!!! Коррупция неискоренима в школах Кыргызстана и бесполезно принимать различные документы, когда сами чиновники не хотят побороть ее !

Это страшное государство, где везде нарушаются права детей , а Президент молчит!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Защита детей Защита от насилия и дискриминации Обращение Директору Департамента по защите детей при Государственном агентстве по физической культуре, спорту делам молодежи и защите детей при Правительстве Кыргызской Республики
Что на форуме?

Зайти на форум

Детям больше нужен пример для подражания, чем критика.

Ж.Жубер
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG