ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Четверг, 14 декабря, 2017 Кыргызстан: 02:51:53

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Полина, 2 года

Полина самостоятельно учится раздеваться. Стянула с одной ноги штанину, со второй не смогла, идет по комнате, штаны за ней волочатся.
Полина: «Полина застряла в штанах! Полина ходит второй ногой!»

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Дети должны жить в семье

Почему именно фостер? PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

«…ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

 

Конвенция по правам ребенка. Преамбула.

1. История создания организации. Детский центр.

Миссия нашей организации – способствовать укреплению института семьи посредством привлечения общественности к развитию альтернативных форм воспитания, защиты прав, и продвижения интересов беспризорных детей группы риска Иссык – Кульской области КР.
Мы начинали с приюта…

На улицах нашего города, около магазинов и на рынках в конце 90 –х годов уже прошлого века обитали безнадзорные дети. Мы задумались, чем можно помочь им. Так родилась идея о создании приюта для уличных детей. В декабре 2000 года в детский центр поступили первые дети.
Начинали мы с предоставления жилья, одевали, кормили детей. Штат организации работал на энтузиазме: доноры обеспечивали только расходы на детей.

С течением времени организация крепла и развивалась, был построен новый корпус для детей, перечень услуг, которые мы могли предоставить детям, расширился: благодаря партнерству с местными государственным структурами мы стали работать с семьями детей с целью улучшения детско-родительских отношений и возвращению детей в семейное окружение.

Социально – экономические и политические изменения в жизни страны привели к росту числа детей - социальных сирот. Это дети, которые имеют живых родителей, но не имеют нормальных условий для роста и развития. Эти дети находятся в социально неблагополучной среде, страдают от пренебрежения, подвергаются насилию, они забыли нормы человеческого общежития, элементарные гигиенические и бытовые навыки. Они испытывают противоречивые чувства к родителям и к тому, что с ними происходит. Все это отражается на их развитии и поведении. Только любовь и забота могут помочь им забыть голод, холод, побои и унижения. Только спустя месяцы после поступления в детский центр дети начинают оттаивать, делиться своими чувствами и переживаниями, успехами и неудачами.

В настоящее время в детском центре организации проходят реабилитацию не только уличные дети, но и дети из малоимущих, кризисных семей нашего города.

За 9 лет работы около 250 детей прошли реабилитацию в детском центре.

Многим детям мы нашли родных и передали детей на воспитание в родственные семьи. Многие вернулись к родителям, для которых миновал кризис в их жизни, многие дети нашли свои новые семьи через усыновление

2. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Далеко не всегда удается возвратить ребенка в кровную семью, разыскать его родителей. Мы столкнулись с фактом, когда детей не хотят забирать из детского центра их родственники, ссылаясь на всевозможные причины.

Так, мы подошли к проблеме дальнейшего жизнеустройства детей, от воспитания которых отказались их родственники, которые остались без опеки родителей. Мы столкнулись с тем, что в нашей стране единственной альтернативой для этих детей был детский дом.

3. Что такое замещающая семья?

Во многих странах мира отказались от практики помещения детей, оставшихся без опеки родителей, в детские дома и интернаты. Широкое применение получила практика воспитания брошенных детей в замещающих, приемных или фостерных семьях. На сегодняшний день институт замещающих семей распространен в Европе, Америке, России, Украине, Молдавии, Грузии, Польше, Армении, Китае и Африке.

Практика помещения детей на воспитание в чужую в семью известна со времен античности. Об этом есть упоминания и в Библии, и в летописях. Екатерина II, узнав о почти 100% смертности детей в Воспитательных домах России, учредила приказ о помещении младенцев на воспитание в семьи к крестьянам и выдачу ежемесячного денежного вознаграждения. После Великой отечественной войны, в СССР, профессиональное воспитание детей на дому было введено снова, что позволило поместить в семьи до 40% детей, потерявших родителей.

Научные исследования в области защиты прав детей показали, что обеспечить потребности развития ребенка можно только в семье – в собственной или замещающей – на основе формирования привязанности и принятия ребенка родителями.

Мировая практика свидетельствует, что воспитание и содержание детей в замещающих семьях экономически более выгодно для государства, чем содержание государственных детских учреждений.

В понятие «фостерная семья» не входит усыновление, опека и попечительство над ребенком.

В понятие «фостерная семья» входит воспитание ребенка в условиях семьи на основе договора, забота о детях, не связанных родственными отношениями с фостерными родителями.

Какие дети нуждаются в фостерной заботе? Социальные сироты: дети подросткового возраста, дети, родители которых пьют; дети, которые подвергаются насилию, уличные дети, отказные дети и дети со специальными нуждами.

В разных странах, в соответствии с законодательством страны, существует различные виды фостерных семей: 

  • Если ребенок подвергается насилию в семье и требуется экстренно поместить его в безопасные условия, ребенок передается в фостерную семью на короткий промежуток времени, пока социальные службы не определят его дальнейшее жизнеустройство. Часто бывает, что для кровной семьи ребенка оказание социальной или любой другой помощи бывает достаточно, чтобы миновал кризис, и ребенок возвратился к своим родителям.
  • Когда возвращение в кровную семью для ребенка невозможно, он может находиться в фостерной семье достаточно долго, на срок от 6 месяцев и более, до своего совершеннолетия. В некоторых странах фостерные семьи воспитывают детей до 24 летнего возраста.
  • В России, например, распространен такой вид фостеринга, как периодическое устройство - на выходные дни, школьные каникулы детей забирают в приемные семьи.
  •  В ряде стран в семью может быть устроена несовершеннолетняя мать с младенцем, чтобы профессиональные фостерные воспитатели обучили ее навыкам ухода за новорожденными и методам воспитания детей; в Англии в семьях живут малолетние правонарушители, ожидающие суда.

Форма устройства зависит от потребностей конкретного ребенка и может меняться с изменением его возраста или ситуации в его кровной семье.

В настоящее время в мире существует несколько программ отбора, подготовки и сопровождения замещающих семей:

  • «Фостеровская сеть» (Fostеring network) в Англии.
  • Программа «MAPP – Model approach to Partnership in parenting» Института Детского благосостояния (CWI), в США.
  • Программа PRIDE, разработана в США Национальной Американской Лигой Детского благосостояния CWL, распространена в странах Европы.

Все программы строятся на убеждениях, сформулированных в программе PRIDE:

 

  • Каждый ребенок, независимо от расы, возраста, пола, физического и эмоционального здоровья и интеллектуальных способностей, имеет право на непрерывные взаимоотношения, в идеале становящиеся постоянными.
  • Для большинства детей наилучшая среда обитания обеспечивается кровной семьей.
  • Если кровная семья не в состоянии или не желает заботиться о своем ребенке, то к работе на благо ребенка и его семьи следует привлечь фостерную семью.
  • Для большинства детей, которые не могут вернуться домой, наилучшей семейной средой является альтернативная семья – патронатная, опекунская, приемная, фостерная, усыновление.

Статус фостерных родителей.

«Одной любви недостаточно» - название одного из блоков программы для подготовки фостерных родителей в Великобритании. Фостерные родители должны пройти специальную подготовку, многое знать и уметь, учиться и совершенствовать свои навыки воспитателя.

Обучение фостерных родителей проходит в виде цикла групповых занятий, которые проводят социальные работники, педагоги и психологи.

В ходе обучения люди имеют возможность реально оценить свои навыки и умения, многие осознают, что не готовы воспитывать чужого ребенка.

Наряду с подготовкой кандидатов в фостерные воспитатели, социальные работники службы по устройству детей проводят визиты домой (от 1 до 10 визитов), обследование жилищно-бытовых условий семьи. Во время визитов проводится интервьюирование всех членов семьи с целью выявления психологического климата, отношений между членами семьи, сопричастности семейного окружения к решению кандидата в фостерные воспитатели взять на воспитание чужого ребенка.

Обязательным условием является наличие у кандидата постоянной работы или стабильного источника доходов. Взрослые должны зарабатывать столько, чтобы прокормить себя – тогда выделенные государством деньги пойдут именно на ребенка.

Большое значение в практике работы службы по устройству детей отводится этапу знакомства ребенка и семьи, и только затем следует помещение ребенка в семью.

Важно не просто поместить ребенка в замещающую семью, важно вести профессиональное сопровождение семью специалистами, окружить семью и ребенка поддержкой со стороны социума (школа, родственники, медицинские учреждения, социальные службы и др), чтобы минимизировать процент вторичных отказов от фостерных детей.

4. «Развитие фостера в Кыргызстане» - социальный проект организации.

Идея профессиональной замещающей семьи дала нам надежду на решение проблемы жизнеустройства детей старшего школьного и подросткового возраста, ведь не секрет, что охотнее всего берут в семьи на усыновление или на опеку маленьких, здоровых детей – круглых сирот.

Анализ существующей на 2004 год законодательной базы показал, что законодательством Кыргызской Республики заложено обеспечение права каждого ребенка на семейное окружение:

  • Кыргызстан в 1994 году ратифицировал Международную конвенцию о правах ребенка, где право жить и воспитываться в семье стоит в одном ряду с правом на жизнь. Согласно статье 20 Конвенции, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
  • Конституция Кыргызской Республики гарантирует государственную поддержку семьи, охрану материнства, отцовства и детства.
  • Семейный кодекс Кыргызской Республики пропагандирует институт семьи в целом и определяет (раздел VI) порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей и формы семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
  • В Гражданском кодексе Кыргызской Республики предусмотрена опека и попечительство детей (глава 4, ст.66-75 (опека и попечительство).
  • В стране действовала Государственная Программа "Новое поколение" на период до 2010 года, одной из целей которой было развитие альтернативных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Существовало (трудно сказать, что действовало) “Положение о семейных детских домах (приемных семьях)”, утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 марта 1998 года №159.

Сотрудники организации в 2005 году провели исследование по изучению общественного мнения относительно различных форм семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Всего было опрошено 220 жителей г. Балыкчы.

На вопрос «Как Вы считаете, где должен воспитываться ребенок, оставшийся без попечения родителей?», 38,2% респондентов ответили, что у опекуна, 35% - у родственников, 26,8% - в детском доме.

На вопрос: «Как Вы относитесь к альтернативным формам воспитания детей?», 80,5% респондентов ответили, что - положительно (нормально, хорошо, удовлетворительно, одобряю).

Ниже приводится несколько мнений наших горожан:

«Очень хорошо для ребенка, если он воспитывается в семье, а не в детском доме»

«Я считаю, что альтернативная форма воспитания нужна. Есть много семей, которые нуждаются в детях и детей, которые нуждаются в родителях»
«Воспитание взрослых детей в приемной семье не воспринимаю».

«У каждой семьи есть недостатки. Плохая семья может отразиться на ребенке, поэтому считаю, что ребенку будет лучше в детском доме».
Данные исследования показали, что в обществе преобладает положительное мнение относительно альтернативных форм жизнеустройства детей, более того, треть из опрошенных жителей города были готовы воспитывать чужих детей в своих семьях.

Так, проанализировав законодательную базу, изучив общественное мнение и опыт немногих международных и региональных неправительственных организаций, которые занимались развитием альтернативных форм воспитания детей в Кыргызстане, Общественное Объединение ”Дети Тянь Шаня” с 2004 года стало внедрять социальный проект «Развитие Фостерной модели в Кыргызстане» согласно Договору с государственными органами власти г. Балыкчы.

Девизом нашей организации стало выражение: «Всякий ребенок может быть устроен в семью, нужно только правильно искать воспитателей и помогать им».

С мая 2006 года, в сотрудничестве с отделом поддержки семьи и детей, мы начали практиковать помещение детей в приемные семьи. За это время 20 детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы на воспитание в приемные семьи. Сопровождение этих семей (консультативная и финансовая поддержка) велось и ведется силами организации.

Институт приемных семей не получил широкого распространения в нашей стране. На сегодняшний день, согласно официальным данным, в стране функционируют и получают поддержку со стороны государства всего 4 приемные семьи.

Эта цифра как нельзя ярче показывает степень развития в Кыргызстане альтернативных семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Отсутствие специальной политики и финансирования со стороны государства является причиной того, что единственной альтернативой для детей, оставшихся без родительского попечения, на сегодняшний день, является детский дом или интернат.

Государство тратит огромные средства на содержание детей в казенных учреждениях. Если бы эти деньги выплачивались замещающим семьям, то меньше было бы детей, находящихся в детских домах и интернатах.

Почему именно фостер?

Все просто, мы начинали с детского приюта…

 

Воробьева Лариса (менеджер программ)
ОО «Дети Тянь-Шаня»

Общественное объединение «Дети Тянь-Шаня» было организовано в ноябре 2000 года
в г. Балыкчи при финансовой поддержке Благотворительного фонда «Тянь-Шань».

Ключевые слова:

Дети, дети и право, защита детей, права детей, защита детства, несовершеннолетние дети, права несовершеннолетних, гражданские права несовершеннолетних, усыновление, попечительство, фостерные семьи, детский дом

 

Обновлено 11.03.2010 21:44
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Защита детей Система защиты детей Почему именно фостер?
Что на форуме?
14.12.17 00:42:20
13.12.17 22:16:00
13.12.17 04:07:08
12.12.17 23:29:59
11.12.17 08:48:16

Зайти на форум

Так вы что, и конфеты за меня есть будете?!

Вовка из Мультфильма «Вовка в тидевятом царстве»
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG