ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Вторник, 24 октября, 2017 Кыргызстан: 04:25:21

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Юля, 7 лет

В поход его не берут, потому что в лесу трудно найти розетку. (Кипятильник )
 

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Дети и право Нормативно-правовые акты Министерств КР Программа внедрения рыночных механизмов в систему здравоохранения КР на 2009-2013 гг.

Дети должны жить в семье

PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Утверждена
приказом Министерства
здравоохранения
Кыргызской Республики
от 17 декабря 2008 года N 659

ПРОГРАММА внедрения рыночных механизмов в систему здравоохранения Кыргызской Республики на 2009-2013 годы

Введение

Текущая ситуация

Основные задачи Программы

Компоненты программы

Механизмы реализации Программы

Ожидаемые результаты

Введение

Состояние системы здравоохранения и направления ее развития занимают одно из центральных мест в разработке долгосрочных перспектив развития республики.

Заявление Президента КР Бакиева К.С. к Жогорку Кенешу КР и Правительству КР от 10 января 2008 года и разработанная на его основе новая экономическая политика Правительства КР поставила задачи для сектора здравоохранения, направленные на усиление рыночных механизмов в секторе здравоохранения. Причем в целом государственная политика в области здравоохранения должна быть направлена на расширение участия бизнеса в этой сфере и обеспечение доступа к государственным ресурсам при реализации заказа на предоставление медицинских услуг, предусмотренного нормами, но под жестким государственным регулированием.

Данная Программа направлена на внедрение рыночного механизма в секторе государственного здравоохранения для обеспечения устойчивости системы здравоохранения и исполнения Программы государственных гарантий в условиях нарастающего макроэкономического кризиса несбалансированности государственного бюджета и недостаточных выделяемых средств на здравоохранение.

Текущая ситуация

С 1996 г. здравоохранение республики претерпело глубокое реформирование. Этому способствовало проведение радикальных изменений законодательной базы здравоохранения, определившей переход от государственной медицины к бюджетно-страховой.

Основными чертами создаваемой модели здравоохранения Кыргызской Республики стали многоукладность, формирование инфраструктуры, соответствующей потребностям населения в медицинской помощи и финансовым ресурсам, децентрализация управления, повышение управленческой и финансовой автономии организаций здравоохранения. Сектор здравоохранения разделен на "поставщиков" и "покупателя" медицинских услуг. Приняты меры по улучшению физической инфраструктуры за счет внутренних резервов, путем проведения оптимизации и реструктуризации сети медицинских организаций, проведена переориентация системы медицинского обслуживания с дорогостоящей стационарной помощи на услуги первичного здравоохранения, сформирован институт семейной медицины.

Введены система обязательного медицинского страхования (по состоянию на 01.01.2008 г. системой ОМС охвачено 76,7% населения) и новые механизмы формирования и исполнения бюджета организаций здравоохранения через систему Единого плательщика: в стационарах - за пролеченный случай, на первичном уровне - подушевое финансирование.

Поставщики, работающие в системе ОМС (Единого плательщика) осуществляют свою деятельность на основании договоров, заключенных между организациями здравоохранения, независимо от формы собственности, и территориальными управлениями ФОМС.

В республике из функционирующих 515 организаций здравоохранения в системе Министерства здравоохранения 337 (65%) финансируется через Фонд ОМС и 178 (14%) - через Минздрав. Из них на эффективные механизмы финансирования уже переведены служба санитарно-эпидемиологического надзора (58 организаций). Наряду с государственными медицинскими организациями в системе Единого плательщика работает 1 стационар и 201 фармацевтическая организация, имеющие частную форму собственности.

Программа государственных гарантий (ПГГ), являющаяся государственным социальным стандартом в области здравоохранения, определяет объем медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно или на льготных условиях. Объем финансирования ПГГ определяется в соответствии с минимальными стандартами бюджетного финансирования здравоохранения.

С началом реализации Национальной программы "Манас таалими" (2006-2010 гг.) на основе широкосекторального подхода при поддержке донорского сообщества введены кардинальные изменения в финансирование сектора здравоохранения: бюджет здравоохранения аккумулирован на республиканском уровне, внедрено формирование бюджета здравоохранения на программной основе, что позволило в 2006-2007 гг. расширить объем бесплатных медицинских услуг, предоставляемых по ПГГ для беременных женщин, детей в возрасте до 5 лет, пенсионеров в возрасте 70 лет и старше, провести выравнивание финансирования регионов, ввести сельский коэффициент для поддержки сельского здравоохранения.

Неофициальные выплаты населения частично заменены официальной сооплатой за некоторые виды медицинской помощи. Средства, полученные организациями здравоохранения в порядке сооплаты населения, не подлежат налогообложению и изъятию в государственный бюджет, используются на дополнительную заработную плату и отчисления в Социальный фонд КР, мероприятия, связанные с обеспечением лечебно-диагностического процесса и питание пациентов.

В соответствии с политикой руководства страны значительное количество граждан на сегодня освобождены от внесения сооплаты или имеют льготы на всех уровнях предоставления медицинской помощи (пенсионеры, дети до 5 лет, беременные женщины и роженицы, инвалиды и др.).

Наряду с положительными моментами в системе здравоохранения имеется ряд существенных проблем, ставящих под угрозу устойчивость сектора в условиях нарастающего макроэкономического кризиса. Так, ограничено выполнение в полном объеме ПГГ из-за недостаточного выделения финансовых средств на здравоохранение. Несмотря на планируемые меры по увеличению финансирования сектора здравоохранения в структуре государственных расходов до 13% к 2010 году, к указанному году будет обеспечено только около 78% потребности в финансировании ПГГ. Остается низким заработная плата медицинских работников, уровень заработной платы врачей только в 2007 г. приблизился к минимальному потребительскому бюджету, а у среднего и младшего медицинского персонала он продолжает составлять немногим более 50%.

Сложившийся уровень сооплаты за медицинские услуги не покрывает всех расходов на пациента, что вынуждает медицинских работников компенсировать затраты на лечение из кармана пациента. Кроме того, необходимо признать, что в республике сохраняется практика неофициальных выплат непосредственно медицинскому персоналу, причем масштабы и формы личных платежей населения существенно различаются в зависимости от возможностей населения.

Не завершен до конца процесс перевода Поставщиков услуг на расчеты по конечному результату, о чем свидетельствует рост количества необоснованных госпитализаций, сокращение средней длительности пребывания больных в стационарах, задолженности по коммунальным услугам организаций. Так, до настоящего времени Фонд ОМС сохраняет бюджетные дотации сверх суммы заработанных средств, для 42 (12%) организаций, имеющих финансовые риски.

Не заработали в полную силу механизмы реинвестирования из-за финансовой неустойчивости ряда поставщиков, наличия большой кредиторской задолженности по коммунальных услугам, незавершенности процессов реструктуризации и оптимизации деятельности организаций здравоохранения.

Из-за недостаточного финансирования, потребность Фонда высоких технологий (приобретение дорогостоящего оборудования, расходных материалов для проведения операции на сердце, поддержку аппарата "искусственная почка" и т.д.) и Фонда технического обслуживания (ремонт медицинского оборудования) обеспечивается только до 20%.

Кроме вышеуказанных, в системе здравоохранения существуют еще такие проблемы, как устаревшее медицинское оборудование, мягкий и твердый инвентарь, санитарный автотранспорт, система отопления и водоснабжения, здания и сооружения, требующие капитальный ремонт, которые не позволяют достичь полной эффективности проводимых мероприятий, тем самым, вызывая у населения справедливые нарекания на государственную систему здравоохранения.

Таким образом, сегодняшняя ситуация в здравоохранении характеризуется нехваткой финансирования и низким уровнем материально-технического обеспечения, низкой заработной платой медицинских работников и нехваткой врачей в сельской местности, недоступностью высококвалифицированной и специализированной помощи жителям отдаленных регионов. Качество услуг в государственном секторе здравоохранения не отвечает запросам пациентов.

В сложившихся условиях обеспечение сбалансированности государственных обязательств финансовым ресурсам возможно при повышении эффективности управления объемами и структурой оказания медицинской помощи, регулировании объемов льгот, предоставляемых населению и размеров сооплаты, совершенствовании договорного процесса и методов закупок. Нуждается в улучшении внутриучрежденческий менеджмент на основе использования информационных технологий.

Необходимо завершение системной реструктуризации, предполагающей определение определенного количества организаций или их структурных подразделений, привлеченных для обеспечения ПГГ. При этом остальные организации или их структурные подразделения должны быть освобождены от бюджетного финансирования, с правом аренды или приватизации высвобождаемых зданий и помещений, оборудования и другого имущества. На первом этапе в число этих организаций входит КНЦРЧ, НИИ курортологии и восстановительного лечения, поликлиники строителей с общим бюджетом 23668,4 тыс.сомов.

Необходимо проведение мероприятий по переводу на самофинансирование отдельных не лечебных организаций здравоохранения (Нарынская, Жалалабатская, Ошская автобазы с бюджетом 7022,5 тыс.сомов), которые должны работать с другими организациями здравоохранения на договорных условиях, а также ликвидация некоторых неэффективно работающих медицинских организаций (Централизованная бухгалтерия НЦО, РКИБ, Иссык-Кульский хоспис с бюджетом 1635,6 тыс.сомов).

Кроме того, проведение системной реструктуризации предполагает оптимизацию лабораторной службы, некоторых центров семейной медицины г.Бишкек.

Следует продолжить деятельность по интеграции специализированных служб (противотуберкулезная, психиатрическая, онкологическая) в общую лечебную сеть с целью обеспечения эффективности функционирования, оптимизации их сетевой и организационной структуры. Для обеспечения дополнительных источников финансирования организаций указанных служб необходима разработка механизмов соучастия больных в оплате за стационарное лечение. Оптимизация коечной сети противотуберкулезной сети предполагает получить экономический эффект на сумму более 8 млн.сомов. В системе психиатрической службы на первом этапе предполагается ликвидация неэффективно работающей Ивановской детской психиатрической больницы, сокращение коек Республиканской психиатрической больницы с.Чым-Коргон, с.Кызыл-Жар, Республиканского центра психического здоровья, что позволит сократить расходы по республиканскому бюджету на сумму 8690 тыс.сомов.

Для улучшения ситуации следует интегрировать финансирование дорогостоящих и высокотехнологичных услуг третичного уровня здравоохранения в систему Единого плательщика, с учетом их частичной оплаты за счет средств Фонда высоких технологий и индивидуального размера сооплаты пациентов, как суммы средств, недостающей для полного покрытия утвержденной прейскурантной стоимости услуги. В 2009 г. планируется перевод НИИ хирургии сердца и трансплантации органов, Национального центра кардиологии и терапии на систему административной и финансовой автономии, что позволит систематизировать платность и бесплатность стационарной помощи, оптимизировать внутреннюю структуру больниц с целью изыскания средств на улучшение лекарственного обеспечения и введения многоуровневой оплаты труда медицинского персонала, ориентированной на результат и качество работы. При этом важным условием при переходе на указанную систему будет являться обязательность исполнения ПГГ, обеспечение их деятельности в рамках текущего бюджета и недопущения кредиторской задолженности.

Для обеспечения устойчивости системы здравоохранения в практическом здравоохранении следует начать внедрение рыночных принципов оказания медицинских услуг. В условиях дефицита бюджетного финансирования для мобилизации дополнительных ресурсов в государственное здравоохранение необходимо внесение изменений в существующую нормативную базу и идти по пути создания государственных медицинских организаций, отделений при стационарах, функционирующих по принципу самофинансирования, создание предприятий здравоохранения и др., развитие на уровне первичного здравоохранения сети групп семейных врачей, имеющих юридическую самостоятельность.

Медицинским организациям должны быть предложены новые формы аккумулирования и расходования средств на укрепление здоровья и лечение (новые страховые программы и проч.).

Регулирование деятельности организаций здравоохранения в условиях комплексной интегрированной системы предоставления услуг возможно при наличии эффективных регуляторных механизмов, каковыми являются лицензирование, аккредитация, аттестация и др. Согласно Закону КР "Об организациях здравоохранения Кыргызской Республики" в качестве учредителей могут выступать различные государственные ведомства, местные государственные администрации и органы местного самоуправления. В тоже время Закон КР "О лицензировании" регламентирует эту процедуру только для частных поставщиков. Необходимо внесение изменений в законодательство Кыргызской Республики по вопросам лицензирования для повышения качества оказания медико-санитарной помощи.

Развитие рыночных механизмов в решении проблем здравоохранения необходимо сделать важным элементом политики борьбы с бедностью, сделав акцент на первоочередную поддержку лиц, не обладающих достаточными личными средствами для лечения. Уровень финансовой защиты граждан от больших расходов на медицинскую помощь должен стать важнейшим индикатором результативности функционирования отрасли. В ситуации существенного удорожания медицины эта стратегия является социальным и нравственным императивом развития общества.

При этом государственные лечебно-профилактические организации при оказании медицинской помощи должны обладать широкими полномочиями в вопросах использования имущества, оплаты труда персонала.

Целью Программы внедрения рыночных механизмов в систему здравоохранения КР (далее - Программа) является сохранение и улучшение состояния здоровья населения путем создания эффективной, доступной системы предоставления медицинских услуг организациями здравоохранения в условиях недостаточности выделяемых средств на здравоохранение из государственного бюджета.

Основные задачи Программы:

  • Приток дополнительных средств в государственное здравоохранение, не допуская замещения бесплатной медицинской помощи платной;
  • Обеспечение контроля качества и защиты прав пациентов, получающих лечение в медицинских организациях;
  • Повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.

Компоненты программы:

  1. Формирование государственной политики в области создания рыночного механизма в секторе государственного здравоохранения
    • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Поставщиков услуг при внедрении и развитии рыночных механизмов в системе здравоохранения.
  2. Совершенствование системы финансирования здравоохранения
    • совершенствование процессов закупки медицинских услуг по программе государственных гарантий, национальных и государственных программ;
    • дальнейшее формирование системы Единого плательщика и эффективной системы провайдеров индивидуальных услуг здравоохранения на первичном и вторичном уровнях;
    • углубление и завершение реформы финансирования на третичном уровне оказания медицинских услуг;
    • интеграция специализированной противотуберкулезной и психиатрической службы с первичной медико-санитарной помощью и общественным здравоохранением;
    • улучшение системы администрирования централизованными фондами и инвестиционными пакетами Минздрава (ФВТ, ФТО, капвложения);
    • определение объема государственных гарантий в здравоохранении и объема их финансирования (социальный минимальный стандарт);
    • разработка правовых механизмов финансирования, обеспечивающих повышение эффективности использования ресурсов.
  3. Развитие рыночных механизмов в системе здравоохранения
    • внедрение рыночного механизма в государственное здравоохранение;
    • оптимизация сетевой структуры здравоохранения.
  4. Улучшение системы администрирования централизованными фондами и инвестиционными пакетами Минздрава (ФВТ, ФТО, капитальные вложения)
    • совершенствование финансирования системы предоставления высокотехнологических и дорогостоящих услуг населению;
    • регулирование капитальных инвестиций по принципу целенаправленности и сбалансированности.
  5. Обеспечение качества медицинских услуг и защиты прав пациентов, получающих лечение в медицинских организациях независимо от форм собственности
    • внедрение механизмов эффективного внутриучрежденческого менеджмента;
    • соблюдение прав пациентов, при получении медицинских услуг в организациях здравоохранения.
  6. Улучшение процессов сбора информации, мониторинга и оценки качества предоставляемых услуг в организациях здравоохранения
    • совершенствование учетно-отчетной медицинской документации и медицинской статистической отчетности;
    • создание условий контроля качества и сертификации медицинского оборудования, аппаратуры и медицинского инструментария, медицинских услуг.

Механизмы реализации Программы

Для обеспечения последовательности в выполнении положений Программы работа по ее реализации будет выполняться в 2 этапа.

На первом этапе - 2009 г. планируется проведение мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Поставщиков услуг при внедрении и развитии рыночных механизмов в системе здравоохранения, перевод некоторых медицинских организаций на самофинансирование, а также оптимизация противотуберкулезной, психиатрической служб.

На втором этапе - 2010 г. - 2013 гг. - поэтапное внедрение рыночных механизмов в системе здравоохранения.

Ожидаемые результаты

Внедрение рыночных механизмов в государственные медицинские организации позволит:

  • совершенствовать нормативно-правовую базу в системе здравоохранения;
  • обеспечить устойчивость системы здравоохранения и исполнение Программы государственных гарантий в условиях недостаточного финансирования;
  • предоставить возможность разумного сочетания социальной политики и рыночной экономики в секторе здравоохранения;
  • улучшить эффективность менеджмента;
  • укрепить материально-техническую базу организаций здравоохранения, внедрить современные технологии профилактики, диагностики и лечения;
  • удовлетворить спрос населения в объеме и качестве медицинских услуг.
 
Главная Дети и право Нормативно-правовые акты Министерств КР Программа внедрения рыночных механизмов в систему здравоохранения КР на 2009-2013 гг.
Что на форуме?

Зайти на форум

Чтобы ребенок вырос успешным, важно помогать ему одерживать победы.

Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG