ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Понедельник, 1 мая, 2017 Кыргызстан: 08:18:01

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Оля, 4 года

Он приделан к зверям сзади. Например, корова кончается, и начинается он. (Хвост )
 

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Дети должны жить в семье

Приказ МОН КР от 22 июля 2014 года № 545/1 PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

 

 
 
Утверждена
приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики
от 22 июля 2014 года № 545/1
КОНЦЕПЦИЯ
воспитания школьников и учащейся молодежи Кыргызской Республики до 2020 года
 
 
"Убереги ребенка от плохого, направь к хорошему"
 
 
Народная мудрость
 
 
 
 
 
"Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался"
 
 
Л.Выготский
 
Введение
Проблема воспитания в качестве стратегической национальной задачи всегда должна находиться в центре внимания государства, так как воспитание является главным средством передачи в наследство подрастающему поколению и молодежи социально-исторического опыта, культуры, духовно-нравственных и морально-этических традиций, накопленных каждым социумом, нацией, человечеством.
В преамбуле Конституции Кыргызстана сказано о целях принятия документа:
"Мы, народ Кыргызстана,
... подтверждая приверженность цели построения свободного и демократического государства, основанного на уважении и защите прав человека;
выражая непоколебимую веру и твердую волю развивать и укреплять кыргызскую государственность, оберегать государственный суверенитет и единство народа;
стремясь утвердить верховенство права, а также обеспечить социальную справедливость, экономическое благосостояние и духовное развитие народа;
исходя из заветов наших предков жить в мире и согласии, в гармонии с природой...".
Таким образом, Основной закон страны закрепляет демократический выбор народа Кыргызстана. Но демократия не может развиваться без свободы каждого человека и его ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны.
Поэтому система воспитания должна подготовить человека к включению в жизнь демократического сообщества, поскольку "главный ресурс развития - человек, гражданин страны, обладающий гибким мышлением, адаптивностью, толерантностью, трудолюбием, инициативой, образованием, пониманием природы, патриотизмом и свободой"(1).
Согласно современным представлениям, воспитание - это передача, усвоение и приобретение опыта жизни в социуме в условиях конкретной культуры. Поэтому в воспитании делается акцент на выработку ребенком, подростком, молодым человеком/девушкой системы личных смыслов в процессах самореализации, направленной на усвоение человеком социальных ролей, включение его/ее в систему ценностей, норм и традиций общества.
В педагогическом же смысле воспитание - это "формы совместной разносторонней... деятельности ребенка и взрослого, [которые] ориентированы... на развитие, рост, эволюцию всей ценностно-мотивационной сферы личности ребенка, выраженной в умении строить свое общение и взаимодействие с другими"(2).
Настоящая Концепция ставит своей целью определить приоритеты и основные принципы системы воспитания, стратегии воспитания и развития личности ребенка, подростка и учащейся молодежи.
Основные принципы воспитания:
1. Воспитание - открытый непрерывный социокультурный процесс.
2. Воспитание - процесс, в котором совместно участвуют ребенок (подросток, юноша/девушка), семья, социум.
3. Воспитание формирует личность, востребованную обществом, что нацеливает на развитие у ребенка (подростка, молодого человека/девушки) таких качеств, как ответственность за свою жизнь, толерантность, социальная компетентность и т.д.
4. Воспитание направлено на достижение двух важнейших задач социализации:
- освоение ребенком/подростком/юношей/девушкой норм поведения, принятых в обществе;
- построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.
Для реализации основных принципов воспитания, необходимо обеспечить:
1. Воспитывающее обучение на всех уровнях образования
Воспитание ребенка начинается в семье и продолжается в детской дошкольной организации. В этот период ведущей деятельность для ребенка является игра, и основные знания, а также нравственные и иные нормы поведения ребенок усваивает через разнообразные игровые формы.
Как установлено психологами и педагогами, любое обучение продуктивно только в том случае, если оно ценностно окрашено (личностно значимо) для обучающегося. Традиционный подход к обучению, направленный на усвоение знаний, умений, навыков - ценностно нейтрален. Переход в настоящее время к компетентностному обучению - обусловлен, в том числе, тем, что компетентность является интегрированным качеством, включающим в себя, помимо знаний, умений и навыков ценности и отношения, которые становятся частью образовательного результатов, формируя социально востребованные способы деятельности. Поэтому компетентность включает в себя такие ценности, как:
- уважение к своей Отчизне - Кыргызстану и бережное отношение к его культурному и природному богатству;
- понимание и принятие основных демократических и гражданских прав и свобод. Осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, умение совершать и отстаивать личностный выбор;
- осознание и принятие ценности многообразия культур как основы для формирования разных моделей поведения, становления этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением культурных, духовных ценностей народов своей страны и мира. Толерантность в социальной, политической и культурной жизни;
 - самоуважение и возможность реализации личностного потенциала: готовность личности к активной трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в новых социально-экономических условиях;
- соблюдение принципов устойчивого развития, предупреждение негативных социальных и экологических последствий развития техники и технологий; следование нормам безопасного и здорового образа жизни.
На уровне профессионального образования продолжается формирование личности. В этом возрасте меняются формы воспитания, оно становится больше связано с будущей профессиональной деятельностью.
2. Создание воспитывающей образовательной среды в образовательных организациях
Формирование и развитие личности может осуществляться в системе образования, только если в организациях образования создается воспитывающая образовательная среда.
В этом случае развитие личности происходит на основе ценностей, являющихся базовыми для современного кыргызстанского общества. Одним из важнейших критериев воспитывающей образовательной среды должно стать наличие в ней возможностей развития компетентностей, необходимых для построения устойчивого общества.
Для того чтобы обеспечить формирование воспитывающей образовательной среды, необходимо:
- развивать самоуправление и соуправление учащихся, их родителей, представителей общин в общеобразовательных организациях, обеспечить усиление роли студентов в соуправлении в профессиональных учебных заведениях всех уровней;
- обеспечить поликультурную составляющую образовательной среды во всех организациях образования, что сделает возможным комфортное обучение в одной образовательной организации учащихся и студентов различной этнической принадлежности, воспитание толерантности в соответствии с принципом "учиться жить вместе";
- создать инклюзивную образовательную среду для обеспечения возможности получения образования детям и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;
- усилить работу по обеспечению социальной инклюзивности среды для обеспечения второго шанса для детей, имеющих перерывы в обучении;
- строго придерживаться норм светского характера образовательной среды, в соответствии с нормами Конституции Кыргызской Республики и Закона Кыргызской Республики "Об образовании";
- обеспечить сохранение здоровья детей (в том числе - в плане психологической комфортности обучения).
3. Актуальность и предпосылки принятия Концепции
Актуальность разработки Концепции диктуется необходимостью создания целостной системы воспитания подрастающего поколения и учащейся молодежи Кыргызской Республики в новых социально-экономических условиях.
Изменение за последние десятилетия уровня жизни и социального статуса многих семей, смена жестко фиксированной идеологии на плюрализм взглядов и мнений, характерный для демократического общества, тем не менее, дезорганизовал часть людей, привел к духовно-нравственному кризису в обществе.
Одним из его проявлений стало изменение отношения к образованию: из ценности, значимой для каждого отдельного человека и общества в целом, образование стало, скорее, символом престижа, чем глубокой духовной потребностью. Затянувшиеся поиски нового содержания образования, деквалификация части педагогов и сложности в смене поколений педагогов на всех уровнях образования, привели к тому, что:
- как показывают социологические исследования, около трети подростков не могут найти себя в системе школьного образования, поскольку школа не может дать ответа на их интеллектуальные и эмоционально-ценностные запросы;
- значительная часть студентов также учится лишь для того, чтобы получить диплом.
Кроме того, образовательные организации, являясь социальным институтом, оказались подвержены тем же проблемам, что и все общество - коррупции, рэкету, культу силы и наркомании.
На сегодняшний день в стране количество наркоманов превышает 100 тысяч, из них 15% составляют подростки и молодежь.
Стало более распространенным семейное насилие, и полученный в семье опыт "решения" проблем с помощью силы многие подростки и молодежь переносят в образовательную среду.
Часть девушек (преимущественно на юге) не оканчивает даже школу и не могут продолжать образование из-за раннего замужества, часто - насильственного (ала качуу). Многие подростки-мальчики вынуждены бросать учебу, чтобы помогать семье.
Одной из причин такого положения дел является значительная внешняя миграция, которая приводит к разрушению семей, социальному сиротству и падению нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Социологические исследования, проведенные среди школьников и учащейся молодежи, показали, что их интересы преимущественно группируются вокруг таких понятий как "деньги", "прибыль", "власть", "богатство", "частный интерес". Это свидетельствует о разрушении традиционной коллективистско-корпоративной морали и необходимости найти адекватный ответ для недопущения духовного вакуума.
Еще одна проблема - активизация религиозных движений и сект, в том числе - имеющих деструктивную направленность.
В Решении Совета обороны "О государственной политике в религиозной сфере" отмечено, что "позиция невмешательства, ослабление регулирующих функций государства в религиозной сфере", может быть опасно для целостности и стабильности государства и общества. В связи с этим, "особого внимания требует повышение качества светского и религиозного образования", ставится задача "сформировать новое поколение высоконравственных, свободных, образованных кыргызстанцев, способных отличить созидательные идеи, положенные в основу религий, от радикальных, разрушительных воззрений и отстаивать истинные ценности общества и народа".
В последние годы для многих подростков и молодых людей проблемой становится игромания, увлечение телевизионными и компьютерными программами, сюжеты которых зачастую пропагандируют насилие, что отрицательно влияет на психику детей, подростков и молодежи.
Социологические исследования 2011-2013 гг., при достаточно большом разбросе значений, тем не менее, показывают, что часть молодежи не связывает свою судьбу с родной землей, Отечеством.
В ценностной ориентации молодых людей "патриотизм" стоит отнюдь не на первом месте, и только 8,3% молодежи считают его для себя значимой ценностью (2012 г.). С другой стороны, исследование 2013 г. показывает, что страна, гражданство стоят как ценность на пятом месте - после семьи, этничности, образования и принадлежности к человечеству. Тем не менее, на отъезд из страны нацелена примерно одна десятая часть опрошенных.
Все отмеченное выше требует создания Концепции, обеспечивающей формирование единого воспитательного воздействия образовательных организаций всех уровней, семьи и общественных структур на детей, подростков и молодежь.
4. Нормативно-правовая база разработки Концепции
Концепция воспитания школьников и учащейся молодежи Кыргызской Республики базируется на:
Конституции Кыргызской Республики, требующей "укрепления основ нравственного развития личности", а также зафиксировавшей, что "народные обычаи, традиции и установки поддерживаются со стороны государства";
Законе Кыргызской Республики "Об образовании", отметившем необходимость "формирования нравственных ценностей и культуры молодежи";
Законе Кыргызской Республики "Об основах государственной молодежной политики";
Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 гг.;
Концепции развития образования до 2020 года и приоритетах развития образования, зафиксированных в Стратегии развития образования на 2012-2020 годы и планах действия по ее реализации.
Важное значение для разработки Концепции воспитания имеют также "Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике", "Концепция поликультурного и многоязычного образования", "Концепция молодежной политики Кыргызстана", "Национальная стратегия Кыргызской Республики по достижению гендерного равенства до 2020 года", Указ Президента Кыргызской Республики "О мерах по формированию гражданственности и углублению изучения исторического и культурного наследия народа Кыргызстана и формирования гражданского патриотизма" (27.01.2012 г.) и другие документы концептуального и стратегического характера.
5. Цели и задачи воспитания
Основной целью воспитания подрастающего поколения Кыргызстана является формирование гражданина правового демократического государства.
Как отмечено в Указе Президента Кыргызской Республики А.Ш.Атамбаева "О мерах по углублению изучения исторического и культурного наследия народа Кыргызстана и формированию гражданского патриотизма", "... необходимо создать условия, при которых каждый кыргызстанец, не забывая о своей вере и этнической принадлежности, будет осознавать себя, прежде всего, гражданином Кыргызстана и гордиться этим".
Для этого необходимо восстановление статуса и значимости воспитания в системе образования и реализация целого ряда задач, предусматривающих формирование органического единства интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических и трудовых качеств и свойств личности.
Задачи воспитания:
- обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и кыргызским законодательством, как обязательным условием функционирования воспитательной системы;
- разработка отвечающих современным потребностям ребенка, подростка, молодого человека/девушки и общества содержания и организационных форм воспитания с учетом его личностно-ориентированного характера, возрастных особенностей учащихся, этнокультурных традиций и общечеловеческих ценностей;
- формирование нравственных качеств, гражданской позиции детей, подростков и молодежи на основе общечеловеческих и национальных ценностей, поскольку, как показывает опыт, воспитание, не имеющее народной основы, не может дать плодотворных результатов;
- консолидация усилий образовательных организаций всех уровней, семьи, общественных организаций в решении проблем воспитания.
6. Стратегия воспитания
(Организация воспитательной работы)
Стратегическим приоритетом для системы воспитания - является переориентация от представления о ребенке как объекте воспитания к субъектности в воспитании.
Воспитание как процесс, обеспечивающий формирование личности ребенка/подростка/молодого человека/девушки является одним из важнейших механизмов обеспечивающих устойчивое развитие общества, поскольку направлен на социализацию человека.
С другой стороны, стратегические линии устойчивого развития должны пронизывать все направления воспитания. Среда них - безопасность жизнедеятельности, поликультурность (осознание ценности себя как носителя своей культуры и принятие ценности других культур); инклюзия, понимаемая как поиск наилучших способов реагирования на человеческое разнообразие и др.
Процесс воспитания является единым, и выделение тех или иных направлений воспитательной работы производится исключительно для обозначения более четких ориентиров воспитания.
Исходя из этого, в концепции выделяются - нравственное воспитание, гражданское воспитание, важнейшей частью которого является патриотическое воспитание, экологическое, поликультурное, эстетическое, трудовое воспитание.
Все меры, реализуемые в рамках решения задач воспитания и направлений воспитательной работы, должны иметь четкую направленность, быть измеряемыми и нацеленными на получение результата. При этом важно осознавать, что построение современной воспитательной системы требует отхода от принципа "воспитательных мероприятий" для перехода к деятельностному подходу в воспитании, включающему как интеграцию воспитательного воздействия в предметы обучения, так и организацию деятельности, направленной на появление социальных практик и других современных форм воспитательной работы.
Результатом воспитательного процесса должны стать:
1. Наличие у ребенка/подростка, молодого человека/девушки личностно и социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т.д.
2. Положительная направленность личности, как на себя, так и на других людей.
3. Осознанное отношение к высшим человеческим ценностям; к человеку, в том числе - самому себе, труду, природе и др.
4. Реализация указанных выше норм в поведении, поступках детей и молодежи.
Для достижения указанных результатов должна быть выстроена система воспитательных функций организаций образования, включающая диагностическую, образовательную, методическую, координирующую, контрольно-аналитическую, прогностическую функции.
Воспитательное воздействие достигается за счет комбинирования массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, обеспечивающих учет возрастных особенностей детей/подростков, юношей/девушек, ситуации, а также целей, которые необходимо достичь в результате воспитательной процесса.
Среди форм работы сохраняют свое значение беседы, организация встреч с выдающимися людьми, проведение конкурсов, фестивалей и др. Однако, поскольку подлинное воспитание осуществляется только в деятельности самого ребенка/подростка, молодого человека/девушки, главными формами организации воспитательной работы должны стать:
- участие учащихся в соуправлении образовательными организациями всех уровней;
- участие в проектах - как учебных, так и социальных, в том числе, направленных на:
- усиление взаимодействия между образовательной организацией, семьей и местным сообществом;
- поддержание и управление многообразием и создание толерантной, поликультурной и многоязычной среды в образовательных организациях и сообществе;
- борьбу с такими негативными социальными явлениями, как рэкет, коррупция и др.;
- сохранение и развитие биоразнообразия, охрану природы как основы устойчивого развития;
- социальные практики;
- волонтерство и сервисная деятельность (помощь людям с особыми возможностями здоровья, безработным, работа с представителями социально уязвимых слоев населения и др.);
- организация "летних трудовых лагерей", студенческих отрядов и других форм добровольной трудовой деятельности.
Для учащейся молодежи и студентов профессионального образования характерен рост интереса к современным социокультурным процессам и личностному становлению, что создает благоприятные условия для проведения воспитательной работы. Вместе с тем, стихийность процесса воспитания и отсутствие современных методик воспитания в организациях профессионального образования является препятствием для процесса воспитания. Поэтому важно создать оптимальные условия для развития личности обучающихся. Учитывая, что на уровне профессионального образования применимы принципы андрологии (образования взрослых), это позволяет делать акцент на помощь учащемуся/студенту в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Принципами такой работы является:
- утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении организациями профессионального образования;
- развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);
- использование возможностей дополнительного образования для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; повышения его/ее ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности;
- включение студентов в научную деятельность и формирование понимания социальной ответственности за результаты научных исследований;
- развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи.
7. Основные направления воспитательной работы
Демократическая система воспитания предполагает ориентацию на ряд важных педагогических условий: субъектность ребенка в процессе воспитания, создание демократической воспитывающей среды, возможность и необходимость учитывать потребности ребенка в самовоспитании и саморазвитии, включение их в воспитательную работу.
Нравственное воспитание
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.
Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Выражением данных качеств личности является осознание человеком своего достоинства - нравственной самооценки, самосознания своей связи с обществом, своего значения, права на уважение со стороны других и общества, чувство ответственности. С другой стороны, достоинство - это признание обществом уникальности неповторимости конкретного человека, значимости каждой личности как члена человеческого сообщества.
Отсюда вытекает субъектная позиция воспитания и необходимость взаимного уважения участников воспитательного процесса друг к другу.
Основа духовно-нравственного развития ребенка закладывает в семье с первых дней жизни, затем - в детской дошкольной организации (если ребенок ее посещает). Психологи говорят, что в своей основе характер ребенка складывается к 5-7 годам, поэтому школа или развивает нравственные качества ребенка, заложенные в семье, или уже вынуждена его перевоспитывать.
В обоих случаях решение этой задачи возможно только совместно с родителями (лицами, их заменяющими).
В юношеском возрасте продолжается нравственное становление личности, в связи с чем важно выстраивать преемственность воспитательной работы между образовательными организациями разных уровней.
В образовании опыт эмоционально-ценностного отношения к миру реализуется через включение в содержание образования гуманистических ценностей. Именно они могут стать основой системы ценностных ориентаций детей, подростков и молодых людей, проявляющих, в силу возрастных особенностей, повышенный интерес к поиску идеалов и смысла жизни, а также ядром системы духовно-нравственного воспитания в массовой школе и профессиональных учебных заведениях всех уровней.
Большое значение в формировании духовности и нравственных идеалов имеет также конкретная деятельность учащихся и студентов по помощи детям и пожилым людям, организация различных социально значимых акций и т.д.
Одним из ключевых факторов, способствующих формированию духовно-нравственной основы личности (особенно начиная с подросткового возраста) должно являться самовоспитание. Поэтому одна из задач педагога - создание ситуаций, мотивируя их детей к размышлению о добре и зле, мораль и др., а также ситуаций, позволяющих реализовать сложившиеся убеждения в конкретных действиях.
Гражданское воспитание
Целью гражданского воспитания является - предоставить ребенку/подростку, молодому человеку/девушке возможность приобретения опыта личностного участия в жизни общества, что должно привести к формированию гражданина, готового и способного нести личную ответственность за собственное благополучие и за судьбу Кыргызстана, способного полноценно участвовать в решении общественно-значимых задач.
Гражданское образование и воспитание должно вестись в русле демократических ценностей, с учетом национальных традиций. Высшей личностной ценностью гражданина должны стать укрепление государственности Кыргызстана.
На протяжении веков национальную идею суверенности формировал великий эпос "Манас", в котором изображены безграничная любовь к Родине, примеры самоотверженной борьбы за свободу, идея самопожертвования ради благополучия народа.
В настоящее время, основой построения демократического государства является Конституция Кыргызской Республики, нормы международных и государственных документов, закрепляющих права человека и принципы функционирования демократического государства и гражданского общества.
Для гражданского воспитания учащихся необходимо:
- их активное участие в развитии самоуправления/соуправления на уровне класса, школы, организаций профессионального образования;
- знакомство с правами человека и умение активно применять эти права в образовательной организации и за ее пределами, в том числе - для помощи другим людям;
- формирование умения защищать окружающую природу как проявление заботы о живущих и будущих поколениях, обеспечение условий для устойчивого развития (рекомендация ЮНЕСКО);
- преодоление гендерных стереотипов;
- коррекция отклоняющегося - агрессивного, унижающего других людей поведения, применение педагогических и психологических технологий, способствующих повышению уровня самооценки ребенка/подростка, молодого человека/девушки, воспитания у них уважения других людей, терпимости и ненасилия.
Результатом данной работы должно стать создание в школе/вузе и других организациях образования демократического уклада, в котором реализуется идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю атмосферу организации образования, демократизация управления, превращение школы и других организаций образования в сообщество, открытое для внешнего мира, в том числе - способное влиять на формирование демократической культуры в местном сообществе.
Патриотическое воспитание
Важнейшей частью гражданского воспитания является патриотическое воспитание. Его цель - осознание значимости и реализация на практике поддержки идеи свободы, суверенности и независимости Отечества.
В основе патриотического воспитания должна лежать философия единства народа и межнационального согласия.
В своей исторической судьбе кыргызский народ много раз пережил трагедии из-за внутренней раздробленности, междоусобных распрей, и сегодня в обществе присутствуют пережитки трайбализма, местничества и регионализма.
Но идея единства как основы патриотизма прошла сквозь века: "Если смерть, то в одной яме, если жизнь, то на одном холме" ("Манас"). В современном многонациональном Кыргызстане, особую важность приобретает идея национального согласия ("Если нет единства - нет и жизни" - народная пословица).
Источником патриотического воспитания является также богатое и героическое содержание истории кыргызского народа и народов Кыргызстана.
Экологическое воспитание
Здоровая окружающая среда - одно из важнейших условий устойчивого развития и обеспечения права на жизнь не только ныне живущим, но и будущим поколениям.
Здоровая окружающая среда необходима для обеспечения прав человека на здоровье, питание и адекватный уровень жизни. Права человека нарушаются, если - вода для питья, приготовления пищи загрязнена, заражена или содержит бактерии, если у ребенка или взрослого из-за загрязнения воздуха развивается астма или другие болезни, если земля слишком загрязнена или истощена для земледелия. Загрязняющие вещества, выбрасываемые предприятием и транспортом в воздух, загрязняют осадки и влияют на климат, проекты обустройства территорий уничтожают природные сообщества.
Поэтому экологическое воспитание должно являться необходимой составляющей процесса воспитания от раннего детства - и на всем протяжении взросления.
Формами экологического воспитания могут быть: проекты, направленные, например, на озеленение территории школы, сохранение редких видов растений и животных ("Зеленый патруль"), проведение экологических акций, участие (совместно со взрослыми) в общественных экологических экспертизах, сбор материалов по заданию экологов и др.
Кроме того, частью воспитательного процесса на всех уровнях образования должна быть деятельность по формированию здорового образа жизни как важного фактора сохранения здоровой нации.
Для этого необходима пропаганда здорового образа жизни, постоянное участие учащихся в оздоровительных и спортивных мероприятиях, а так же использование здоровьесберегающих технологий обучения и формирование доброжелательного социально-психологического климата в образовательной организации.
В формировании культуры здоровья организации образования должны тесно сотрудничать с родителями учащихся.
Поликультурное воспитание
Поликультурное и многоязычное образование - это "образование, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку". Соответственно, поликультурное воспитание - как часть поликультурного образования, ориентируется на множество и многообразие культурных ценностей и норм и их равноправие в образовании.
Поликультурное воспитание нацелено на консолидацию многонационального общества Кыргызстана, формирование общегражданской идентичности "кыргызстанец", что необходимо для устойчивого социального развития страны.
Поликультурное воспитание нацеливает молодежь на подготовку к жизни во все более многонациональной и поликультурной среде, для чего необходимы:
- широкое представление о народах, населяющих Кыргызстан и их культурах;
- разнообразные контакты молодежи разных национальностей;
- воспитание по принципу "двойной лояльности": к своей этнической общности, к своему клану и к государству в целом;
- формирование способности преодолевать личностно-психологические барьеры в межнациональном общении, непримиримое отношение к эгоизму, себялюбию, грубости, высокомерию. Умение распознать психологическое состояние людей, оказавшихся вовлеченными в межнациональные трения и конфликты.
Включение поликультурного содержания в образовательный и воспитательный процесс должно носить интеграционный характер, охватывая практически все учебные предметы, а также внеклассную и внешкольную работу, для этого могут быть использованы 4 подхода:
1. Подход с точки зрения вклада ("герои и праздники"), который предусматривает проведение различных внеклассных/внеаудиторных мероприятий, классных часов или тематических уроков с предоставлением информации о культурных традициях и выдающихся представителях этнических групп и их вкладе в историю страны.
2. Подход, основанный на дополнении (к базовому стандарту) позволяет включать на уроке или во внеклассной работе дополнительную информацию о роли различных этнических групп в исторических событиях, вкладе их в культуру, экономику и др. аспекты жизни страны.
3. Подход, основанный на трансформации куррикулума предполагает пересмотр учебной программы, а также изложение материала с учетом разных перспектив, точек зрения различных участников, критического анализа версий исторических и политических событий. При этом традиционные занятия сопровождаются внедрением других форм учебной и воспитательной работы, таких как проектный метод, музейная педагогика, организация социальных акций в процессе внеучебной работы и т.д.
4. Подход, базирующийся на формировании навыков принятия решений и социальной активности ученика. Этот подход включает все элементы предыдущего, трансформационного уровня, но подразумевает участие школьников в практической деятельности по преодолению расовых, этнических, культурных, гендерных стереотипов, формирование навыков адекватного поведения в конфликтной ситуации. На этом уровне реализации поликультурного компонента большую роль играет реальная социальная активность учащихся, связанная с решением не только учебных задач, но и реальных проблем, существующих в школе или в местном сообществе. В качестве инструментов могут быть использованы исследовательские проекты в сообществе, интервью, составление проблемных карт сообщества, социальные, экологические, образовательные и культурные проекты и акции совместно со сверстниками из других школ, регионов, а также другие виды деятельности, которые привносят многосторонние перспективы и точки зрения.
Подход, базирующийся на формировании навыков принятия решений и социальной активности ученика, поможет учащимся проанализировать собственные ценности, употребить в практике новые знания и научиться быть активными гражданами (найти и реализовать альтернативные пути решения проблем в своей школе, в своем сообществе, в своем городе, в своей стране).
Результатом поликультурного воспитания должно стать формирование поликультурной компетентности личности, которая предполагает, что человек способен к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладает развитым чувством понимания и уважения других культур, умеет жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание реализуется как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и во внеурочное время (кружки, студии) и в организациях дополнительного образования. Оно предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса.
Учебный процесс закладывает основы понимания красоты жизни и искусства, эстетического отношения к действительности. Творческая деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы, что позволяет пробудить потребность ребенка в эстетическом освоении и преобразовании действительности, в том числе - в форматах собственного творчества, дающего возможность для самовыражения и самоутверждения личности.
В более старшем возрасте эстетическое воспитание, сохраняя прежние формы (беседы об искусстве, экскурсии в музеи, в художественные мастерские, к мастерам народных промыслов; поощрение творчества детей в разных формах), может быть дополнено эстетики профессиональной деятельности (например, дизайн) и др.
Частью эстетического воспитания является художественное воспитание - эстетическое развитие личности средствами искусства.
Результатом эстетического воспитания должно стать формирование художественно-эстетической культуры личности.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание начинается в семье, продолжаясь в дошкольных и школьных организациях, а также в организациях профессионального образования. В народной мудрости кыргызов, как и у многих других народов, труд - основа формирования человека, а трудолюбие - одно из важнейших составляющих нравственности как отдельного человека, так и всего народа.
В организациях образования развиваются трудовые навыки, а также формируются основы культуры умственного и физического труда.
Умственный труд является одним из самых сложных видов труда, и он требует формирования таких качеств, как воля, терпение, креативность и др.
Физический труд осуществляется на уроках труда, а также в рамках общественной полезной деятельности ребенка/подростка и молодежи.
Любое трудовое действие требует осмысленности, поэтому условием трудового воспитания являются:
- подчинение труда учебно-воспитательным задачам, что позволит реализовать в практической деятельности знания и умения, полученные в учебном процессе;
- сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя;
- доступность и посильность трудовой деятельности;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.
Частью трудового воспитания должна являться профессиональная ориентация учащихся, которая может реализовываться в:
- трудовом воспитании;
- профессиональном просвещении - ознакомление детей с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, потребностями страны и региона и т.д.;
- предварительной профессиональной диагностике - выявление профессионально-значимых свойств;
- профессиональной консультации.
Для учащихся и студентов профессионального образования акцент в трудовом воспитании смещается на включение их в профессиональную деятельность и подразумевает освоение элементов будущей профессии в рамках трудовой/производственной деятельности в различных формах.
8. Роль педагога в воспитательном процессе
Как отмечалось, процесс воспитания непрерывен, и он обуславливается всей окружающей ребенка обстановкой, деятельность родителей и других окружающих ребенка/подростка, молодого человека/девушки людей. Но в организациях образования процесс воспитания приобретает целенаправленный характер.
При переходе к деятельностному подходу к воспитанию, учитель становится организатором этого процесса, для чего необходимо уметь:
- находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание;
- проектировать и создавать ситуации, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка/подростка, молодого человека/девушки;
- воплощать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, спортивной, и т.д.) и взрослых;
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей/подростков, молодых людей/девушек, половозрастных и индивидуальных особенностей;
- создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов;
- анализировать состояние дел в классе/группе, поддерживать в коллективе деловую и дружелюбную атмосферу.
Для обеспечения воспитательного воздействия, поведение самого педагога должно отвечать гуманистическим требованиям и соответствовать следующим критериям:
во-первых, педагог должен быть открытым и восприимчивым к идеям, чувствам и поступкам учащихся, поддерживать и охотно рассматривать те вопросы и дела, которые волнуют обучающихся;
во-вторых, поведение педагога должно способствовать их активному размышлению и самостоятельной оценке всего того, что они делают;
в-третьих, необходимо уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям/подросткам, молодежи, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Среди значимых личностных качеств педагога в опросах стабильно повторяются такие характеристики, как умный, образованный человек, профессионал своего дела, труженик, добрый, внимательный, порядочный, воспитанный и общительный. Таким образом, большая часть характеристик относится именно к нравственному облику педагога.
Соединение личностных качеств и профессиональной компетентности в области психологии и педагогики, должны обеспечить воспитательное воздействие, вызвать рефлексию ребенка, подростка, молодого человека/девушки над собственными мыслями и поступками, способствовать становлению личности.
Администрация образовательной организации и педагоги должны владеть навыками диагностики воспитания на уровне каждого ребенка/подростка, молодого человека/девушки и постоянно отслеживать его/ее развитие.
Для организации продуктивно воспитательного воздействия, одной из значимых задач педагога является организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия. Важнейшую роль это взаимодействие играет на этапе школьного обучения учащихся, однако и на уровне профессионального образования взаимодействие с семьей в разных формах может играть важную роль.
9. Роль семьи в воспитании ребенка/подростка, молодого человека/девушки
В воспитании ведущую роль играет семья. "Что увидит в гнезде, получит это, когда полетит", - гласит народная пословица.
Но на протяжении последних нескольких десятилетий у многих родителей сложилось потребительское отношение к системе образования - которая должна обеспечить социализацию и обучение ребенка без большого участия с их стороны.
Однако именно семья формирует у ребенка модель поведения в обществе. Поэтому только при взаимодействии семьи и системы образования можно помочь ребенку/подростку, молодому человеку/девушки сформировать качества, необходимые для жизни в демократическом обществе. Именно семья и окружение ребенка, подростка, молодого человека/девушки должна формировать бережное отношение к миру в целом, в том числе - к национальным традициям, культуре, общечеловеческим ценностям.
Для того, чтобы родители могли грамотно выполнять роль воспитателей, необходима помощь педагогов, а также целенаправленная деятельность по обучению и воспитанию самих родителей.
Общие принципы, которые должны быть положены в выполнение родителями роли воспитателей:
- раскрытие и развитие способностей ребенка;
- помощь ребенку в достижении жизненного успеха;
- формирование у детей уверенности в своих силах и способностях;
- умение строить взаимоотношения с детьми, ориентация на развитие родительской рефлексии;
- учет личностного опыта родителей, постоянное обращение к нему, к интерпретации жизненных и семейных отношений;
- стимулирующий эффект параллельного образовательного процесса "родители - дети".
Поэтому в процессе обучения и повышения квалификации учителей должны существовать курсы/модули, направленные на формирование знаний и умений педагогов по вовлечению родителей в образовательно-воспитательный процесс, а также умению дифференцировать формы работы с родителями, чтобы побудить у них интерес к жизни собственных детей в образовательном учреждении.
Другим направлением деятельности должны стать изменение деятельности в школе во взаимоотношениях с родителями. Педагогические советы, родительские собрания, круглые столы по обсуждению важнейших проблем школы, Дни открытых дверей, когда каждый родитель может увидеть, что происходит в школе - переход от череды "мероприятий" к выстраиванию единой системы воспитательной работы школы.
Несколько иные направления деятельности должны осуществляться в организациях профессионального образования. Это, в первую очередь, информирование родителей о жизни молодого человека/девушки, вовлечению родителей в жизнь вуза, включение в попечительские советы, знание родителей о наличии студенческого омбудсмена и др.
Основой воспитательной работы в вузе должна стать Академическая честность как условие для получения молодыми людьми/девушками качественного образования и обеспечения нравственной составляющей этого процесса.
10. Контроль в процессе воспитания
Под педагогическим контролем понимается функция управления воспитательным процессом, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельности, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с учащимися.
Контроль в воспитательном процессе диктуется необходимостью:
- своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности;
- выяснять наличие или отсутствие отклонений от целевых ориентиров и намеченной ранее программой действий по их достижению;
- выявлять и поощрять педагогов, успешно работающих с детьми, изучать, обобщать и пропагандировать опыт их деятельности, инициативу и творческие устремления;
- вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию.
Формы контроля воспитательной деятельности определяются нормативными актами и раскрываются в методических рекомендация по проведению мониторинга и оценки деятельности организации образования в области воспитания учащихся.
11. Мониторинг и оценка внедрения Концепции
Мониторинг и оценка выполнения Концепции и разработанного на ее основе Плана действий будут проводиться с периодичностью один раз в полугодие.
На основании данных мониторинга периодически будет оцениваться эффективность внедрения Концепции воспитания в образовательные организации Кыргызской Республики. На основании полученных результатов будут приниматься решения по повышению эффективности действий, улучшению координации с исполнителями и партнерами.
12. Механизмы реализации Концепции
Мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные
Нормативно-правовое обеспечение
Внесены соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство
2014
МОиН, организации образования
Разработка научно-методического сопровождения воспитания
Разработаны научно-методическое обеспечение с учетом специфики образовательных организаций разных типов
Постоянно
МОиН, КАО, педагогические вузы, организации образования
Проведение конференций, Круглых столов и др. по вопросам воспитания
Постоянно
МОиН, организации образования
Подготовка и повышение квалификации педагогов
Разработка курсов/модулей по вопросам психолого-педагогического обеспечения воспитания, теории и современных методов воспитания и др. для средних и высших педагогических учебных заведений
2015-2016 гг.
МОиН, вузы
Разработка курсов/модулей повышения квалификации для педагогов, администрации школ, руководителей и сотрудников рай/горОО и других сотрудников системы образования по вопросам воспитания
2015-2016 гг.
МОиН, КАО, региональные институты и центры повышения квалификации, провайдеры
Разработка методических рекомендаций для работы классных руководителей/кураторов, социальных педагогов, психологов
2015-2017 гг.
КАО, Университет им.Арабаева, образовательные организации
Разработка методических материалов для системы дополнительного образования
2015-2018 гг.
КАО, Университет им.Арабаева, региональные институты и центры повышения квалификации, образовательные организации
Разработка региональных программ или включение вопросов воспитания в региональные программы
Постоянно
МОиН, Министерство экономики, ОМСУ
Разработка программ воспитательной работы в рамках личностно-деятельностного подхода на районном и местном уровнях
Постоянно
КАО, районные/городские отделы образования
Повышение потенциала родителей в области воспитания
Разработка пакета рекомендаций для родителей по вопросу воспитания с учетом возраста детей и ключевых проблем воспитания
2016-2020 гг.
КАО, Университет им.Арабаева, региональные институты и центры повышения квалификации, образовательные организации
Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи, особенно - находящейся в трудной жизненной ситуации
 
КАО, Университет им.Арабаева, образовательные организации, социальные педагоги
Разработка методических рекомендаций по взаимодействие семьи и школы, а также методических рекомендаций по отдельным вопросам взаимодействия
2017-2020
КАО, Университет им.Арабаева, региональные институты и центры повышения квалификации, образовательные организации
Разработка материалов по включению детей с ОВЗ в организации образования и взаимодействие с родителями таких детей
2015-2017 гг.
КАО, Университет им.Арабаева, региональные институты и центры повышения квалификации, ПМПК
Усиление работы с детьми разного возраста по месту жительства
Постоянно
Органы местного самоуправления
Разработка критериев оценки качества и результативности воспитательной работы в образовательной организации
2015-2016 гг.
МОиН, сеть оценщиков, КАО, Университет им.Арабаева
 
(1) Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы.
(2) Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000 - с.100.
 
Главная Дети и право Нормативно-правовые акты Министерств КР Приказ МОН КР от 22 июля 2014 года № 545/1
Что на форуме?

Зайти на форум

Или что-то случилось. Или одно из двух.

Колобок из Мультфильма «Следствие ведут колобки»
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG