ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Понедельник, 24 июля, 2017 Кыргызстан: 16:52:29

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Максим, 6 лет

Мама, я хочу быть радиоконструктором! А что это?
 

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Дети должны жить в семье

Давайте начнем менять мир с себя PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Около нашего дома есть спортивная площадка, относящаяся к школе. По вечерам там собираются почти все дети близлежащих домов, мамочки, прогуливающиеся с колясками, хозяева, выгуливающие своих собак. В общем, на площадке как всегда многолюдно и каждый поглощен своим занятием. Но когда на вечернюю прогулку выходит одна мама с едва передвигающейся дочкой Асель (у нее детский церебральный паралич), внимание многих приковано именно к ним. Взрослые шушукаясь, следят за тем, чтобы их дети не бегали рядом с этой девочкой, невзначай не задев ее, а дети с любопытством разглядывают странную походку девочки.

Очень редко, кто подходит к ним, а если такое случается, то, как правило, с расспросами, что случилось с девочкой, и как она будет жить. Мама стоически переносит такое любопытство, с надеждой, что когда-нибудь у дочери наконец-то появятся друзья, которые будут с ней общаться и играть. Большую часть времени Асель проводит дома в одиночестве, ожидая маму с работы. В школу ее не берут, так как за ней некому там присматривать, а маме одной приходиться нести бремя тягот и забот, так как муж, узнав о диагнозе только что родившейся дочери, сразу же семью покинул. Таких детей с ограниченными возможностями в республике по статистике Ассоциации родителей-инвалидов около 22 тысяч. И самая главная проблема, с которой они сталкиваются – это негативное или равнодушное отношение к ним со стороны общества. Люди чаще всего испытывают страх или боязнь при виде таких детей в общественных местах, стыдливо отводя в сторону свой взгляд, или, наоборот, не скрывая любопытства, иногда задают очень некорректные вопросы их родителям. Почему у нас в обществе складывается такое отношение? Ведь не секрет, например, что на Западе люди с ограниченными возможностями полноценно участвуют в жизни общества и их часто можно увидеть в общественных местах, где они также как и все ходят в рестораны, в магазины за покупками. Там они зачастую учатся в общественных школах, а не в специальных интернатах, изолированные от остального общества, как это, к сожалению, практикуется у нас.

Стоит отметить, что в разных культурах к инвалидности относятся по-разному. И на сегодняшний день различают четыре основных моделей инвалидности – это те подходы, которые отражают общественные установки: моральная (религиозная), медицинская, социальная и культурная модели.
Моральная модель или, так называемая религиозная – одна из самых исторически старых моделей, рассматривает инвалидность как данность сверху. В одном обществе инвалидность причисляют к наказанию за совершенный грех или карму, в другой религиозной культуре – людей-инвалидов причисляют к стану мучеников. В Древней Греции, например, считалось, что ребенка, родившегося с пороками, нужно умерщвлять. Отголоски этой модели можно встретить и в современном мире, хотя к счастью не так часто.
Медицинская модель, получившая распространение в эпоху расцвета медицины в XVIII-XIX веках, рассматривает инвалидность как болезнь, которую нужно лечить. Согласно этой модели человек, имеющий инвалидность – «неполноценный» или «дефектный» (отсюда и пошло название «инвалид»). Вследствие этого его нужно «исправить», либо изолировать от общества в силу его «неполноценности», «недееспособности». Забота об инвалидах, согласно этой модели, возлагается полностью на государство. В связи с чем, было создано много различных институциональных заведений – дома-интернаты, специализированные школы, центры для пожизненного проживания инвалидов и т.д.
Социальная модель считает, что проблемы инвалидов создаются самим обществом. Человек – инвалид – это полноценный член общества, но из-за барьеров, которые ему не позволяют активно функционировать в обществе, создается так называемое «ограничение его возможностей». В театр, например, человек, использующий инвалидную коляску, не может пойти, не потому что ему трудно преодолеть ступеньки театра, а потому что вход в театр не адаптирован для использования коляски. И если человеку, как считают защитники этой модели, создать необходимые условия, то он сам сможет вполне успешно полноценно существовать независимой жизнью, не обременяя окружающих: учиться, работать, быть активным членом общества. Нужно постараться сделать доступной инфраструктуру общественных мест (школ, университетов, магазинов, театров, торговых центров и т.д.) и поменять отношение общества к инвалиду как такому же полноценному человеку, как и все остальные.
Культурная модель начала свое развитие лишь недавно, опираясь на идею, что общество никогда невозможно будет изменить, а инвалиды есть и будут в любой стране. Эта модель пропагандирует культуру инвалидов: их ценности, репрезентации в обществе, традиции и язык. На сцене театров и концертных площадок выступают артисты, имеющие инвалидность, в спорте инвалиды демонстрируют свои возможности или порой супер возможности, модным становится владеть языком жестов, которые используют люди, имеющие ограничения слуха или речи. Если люди будут больше видеть инвалидов и знакомиться с их культурой в повседневной жизни, то страх и боязнь перед инвалидностью исчезнут, на их место придет наконец-то понимание, что это люди, которые также хотят жить и существовать, имеют такие же права и потребности, что люди в обществе все разные и непохожесть на других не значит ненормальность.
Ни одна модель в чистом виде в обществе не встречается и у каждого из нас формируется свое отношение к инвалидам, как к кому-то совсем непохожему на других, и это порой не зависит от нас. Так, например моя трехлетняя дочь, увидев в парке афроамериканских студентов, движущихся в ее направлении, схватила огромный сук, приготовившись к защите. Они прошли мимо, обескураженные поведением моей дочери. Мне было очень стыдно, но она действительно в своей жизни в Кыргызстане никогда не видела людей с таким цветом кожи. Они – другие, и это вызвало в ней страх. К сожалению, люди с ограниченными возможностями в наших общественных местах – тоже явление редкое, от того мы и видим такую реакцию по отношению к Асель на школьной площадке. Люди ее боятся, жалеют, стараются близко не подходить. С другой стороны, я видела, как детки в одном из садиков инклюзивного образования (совместного, где дети-инвалиды ходят с другими детьми в одни группы), трепетно относились к слепой девочке. Они растут вместе с ней и к ее слепоте привыкли, играют и учатся вместе без особых проблем. В этом случае и деткам, и этой девочке повезло, что они встретились в своей жизни так рано, и, взрослея, они не будут испытывать страх общения друг с другом. А как изменить нас? Ведь это очень нужно, потому что из-за нашего отношения, большинство деток с ДЦП вынуждены сидеть дома в одиночестве, не получая образования, без перспективы хорошей работы, без общения со сверстниками…
От того, как люди относятся к инвалидности, оценивается уровень развития общества. Если мы задумаемся, каково наше отношение, отношение наших детей к людям-инвалидам, то ответим наверно самим себе, являемся ли мы обществом с высокоразвитой культурой или по мере стремящихся к этому.
Давайте начнем менять мир с себя, со своего отношения к людям с ограниченными возможностями. И тогда жизнь всех наших детей, проживающих в Кыргызстане, станет чище, светлее, лучше.

Автор: Рахат Орозова

Ключевые слова:

развитие ребенка , детская психология, развитие детей, развитие ребенка, , детский мир, родители, мир ребенка, родителям, воспитание

Обновлено 04.03.2013 22:26
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Раннее развитие Методы и подходы в воспитании ребенка Давайте начнем менять мир с себя
Что на форуме?

Зайти на форум

Скажем без подвоха: жадность - это плохо.

«Песенка про жадность» из мультфильма «Остров сокровищ»
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG