ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Четверг, 14 декабря, 2017 Кыргызстан: 06:19:38

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Ира, 9 лет и
Маша, 9 лет

Профессия тяжелая, потому что нужно все время сидеть на диете и быстро снимать с себя одежду. (Манекенщица )
 

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Дети должны жить в семье

Учебником по карману PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

В Кыргызстане обеспеченность учебниками школ составляет всего 62 процента, причем большинство имеющихся книг выпущены на заре перестройки и давно исчерпали свой ресурс. 

Аренда знаний

Чиновники от образования предлагают преодолеть катастрофическую нехватку, возобновив аренду школьных пособий. Одобрила идею и президент Роза Отунбаева, которая тоже не видит ничего плохого в том, чтобы родители поддержали отечественное образование.
По сути, не должно быть изношенных учебников — срок их использования 4 года, после чего нужно заменить на новые. На деле все иначе. Дети не получают полных комплектов книг или пользуются совершенно изодранными. Хотя в школах катастрофически не хватает учебников, они в избытке имеются на прилавках книжных магазинов.

Если правительство одобрит предложение чиновников, арендная плата будет введена со следующего, 2012/13 учебного года. В частности, родителям предлагается либо оплачивать по 25 сомов за одну книгу либо приобретать учебники в свободной продаже. Однако инициаторы признают, что необходимо открывать книжные магазины, в которых школьные пособия будут продаваться по себестоимости — 70—100 сомов, а не в 3—4 раза дороже, как это происходит ныне. Детям из уязвимых семей книги будут предоставляться бесплатно. Таких у нас 27 процентов от общего числа учащихся.
В этом году несколько улучшить ситуацию помогла поддержка Всемирного банка, благодаря которому выпущено 27 наименований учебников в количестве 1 миллион 49 тысяч экземпляров на 100 миллионов сомов. Правда, в основном это пособия для первых классов, изготовленные по национальному образовательному стандарту.
— Вопрос возобновления платы за пользование книгами в школах не раз поднимался представителями Мин­образования, — сообщает зам. министра ведомства Гульджигит Сооронкулов. — По республике показатель обеспеченности низкий уже несколько лет. Даже в Таджикистане обеспеченность составляет 100 процентов — там никогда не отменяли арендную плату за книги. Мы не можем объяснить многим родителям и представителям неправительственных организаций, защищающих право детей на равный доступ к образованию, что аренда необходима. Отмена ее привела к нехватке книг, поэтому многие вынуждены их покупать. Параллельно нужно вводить продажу учебников. Однако в подземных переходах учебники зачастую продаются в разы дороже реальной стоимости. Например, одна из книг для восьмых классов вместо 75 сомов реализуется по 300.
Одно из решений проблемы чиновники видят в отмене горячего питания в школах, на которое ежегодно выделяется 450 миллионов сомов, и перенаправлении этих средств на пополнение книгами библиотек.
— На одного ученика выделяется 7 сомов в день, — говорит Гульджигит Сооронкулов. — Лишь в столице и некоторых сельских округах за счет местных бюджетов сумма немного больше. Мы провели проверку в школах Каракола. Во многих образовательных учреждениях, особенно сельской местности, нет типовых столовых. Хлебные изделия хранятся в ненадлежащих санитарных условиях. Кроме того, после введения “обедов” посещаемость детей вдруг стала 100-процентной. Учеников, пропускающих занятия, не отмечают, а предназначенные для них булочки кто-то забирает. В целом организация питания доставляет столько хлопот, что многие директора просят его отменить.

Забытое старое

Аренда учебников была “обязаловкой” до 2006 года. Тогда родители платили 15—20 сомов за учебник.
— В этом году в столичных школах сильнее всего ощущается нехватка учебников именно в первых классах, — говорит ведущий специалист финансово-экономического отдела библиотечного фонда управления образования при мэрии Роза Жуматаева. — Из-за большого числа “первашей” — их более полутора тысяч — организуется по десять параллельных классов. Возможно, свою роль сыграла внутренняя миграция, а может, в 2004 году была высокая рождаемость. Очень плохое состояние учебников для русской школы по литературе, химии, биологии. Это в основном книги российских издательств. Сегодня требуется 26 миллионов сомов для пополнения учебных фондов столичных школ. Пособия для старших классов тоже исчерпали положенный ресурс. В этом году мэрия выделила пять миллионов сомов на пополнение и обновление библиотечных фондов. Миллион пошел на закупку книг для новой школы № 84, еще миллион направлен на пополнение запасов художественной и справочной литературы. Остро нужны книжки-малышки для начальной школы. Старые книги, срок службы которых истек по санитарным нормам, списываем в макулатуру.
Аренда учебников подразумевает, что полученная с родителей плата будет храниться на счетах каждой школы в утвержденном правительством банке. И позволит обновлять библиотечный фонд. Речь идет только об учебниках, педагоги даже не заикаются о других необходимых изданиях — методических руководствах, дидактических материалах, рабочих тетрадях, наглядных пособиях и многом другом.

Холодный расчет

Родители понимают, что выбор у них небольшой: или покупать учебники самостоятельно, или платить аренду. Второе дешевле. Они готовы раскошелиться. Но взамен требуют реальной обеспеченности учебниками и прозрачности использования средств. Учителя выступают за вариативность, то есть у школ должен быть выбор, по какой программе учить. Педагоги требуют широкого обсуждения методик, ведь многие учебники сегодня оставляют желать лучшего с точки зрения эффективности.
Для многих учителей остается загадкой, как проходит экспертиза, проверяются ли школьные книги на ошибки и по какому принципу рекомендуются Министерством образования и науки.
— За содержание обучающих программ и учебников отвечает Академия образования КР, только после ее рекомендации пособия попадают в школы, — сообщает “МСН” ведущий специалист управления школьного и дошкольного образования Минобразования Кенжекан Усупова. — Новые учебники для первых классов прошли апробацию, было много положительных отзывов от педагогов. Стараемся отклики, что поступают в министерство, переадресовывать авторам книг, а при повторном издании исправлять допущенные ошибки.
Однако жизнь показывает, что ситуация выглядит далеко не так благостно, как рисуют ее чиновники. По мнению педагогов-практиков, большинство школьных учебников для детей скучны, тяжелы и неудобоваримы.
— Иногда создается впечатление, что авторы пособий — люди теории, а не практики, и представления не имеют, как работать с детьми, лишь бы выпустить книгу, а там хоть трава не расти, — говорит учительница младших классов Фариза Манапова. — Например, в этом году нам выдали учебник по математике для третьих классов автора Бекбоева. Мы открыли его и схватились за головы. Учебная программа начинается с тысяч, а ведь мы до этого во втором классе прошли числа до ста с математическими заданиями. При этом практически нет упражнений на закрепление пройденного материала. Пугает детей объем параграфов, отсутствие иллюстраций, развивающих мышление загадок, ребусов. До этого мы пользовались книгами авторов Моро и Бантовой, они полностью нас устраивали. Хочется, чтобы при выборе пособий соблюдалась преемственность программ, для этого нужно вести тесную работу с педагогами.
Ассортимент школьных изданий в магазинах растет, но найти среди них добротные становится все труднее. Многие не соответствуют программе ни по объему, ни по часам, ни по методическому аппарату. Пока кыргызстанские учителя вынуждены выправлять недостатки учебников, что называется, на ходу.

Педсовет

Авторы нового ученого комплекса “Русский язык в первых классах кыргызских школ” Гульмария и Айнагуль КУЛЬБАЕВЫ
— В тендере, объявленном Азиатским банком развития и Минобразования КР, участвовало несколько издательств, которые представляли своих учителей. Повезло — наш учебник, выпущенный издательством “Куталам”, победил. В успехе многое зависит от слаженности работы автора и издательства. Нам были созданы хорошие условия — приобретались компьютеры, необходимая литература, большое количество бумаги. Так что пособие мы подготовили за шесть месяцев, но еще полтора года дорабатывали.
Помог солидный опыт работы в школе. Проводили пробные уроки в обычных классах. Убедились, что и дети, и учителя остались довольны нашими разработками. С детьми надо говорить понятным им языком, с их интонацией, восторженностью — тогда они будут понимать учителя. Мы в свое время закончили Воронежский госуниверситет, там студентам внушали: педагог — в первую очередь актер.
Мы стремились изложить материал простым языком, не загружая его терминами, ведь знаем, что пишем для учителей глубинки. В методическом руководстве дано подробное описание каждого занятия, так что преподавателю не нужно будет искать материалы. Учитывая сложное положение с библиотеками в регионах, это очень удобно. Предварительно по районам были разосланы сигнальные варианты. Мы довольны, что помогли коллегам.
Безусловно, прежде чем приступить к работе над учебником, пересмотрели немало научной литературы, сказок и произведений детских писателей. Нам даже пришлось самим сказки сочинять для первоклашек. Долгие годы русскую грамматику применяли и к кыргызскому языку, не учитывая особенности нашей речи. Современные лингвисты стремятся отойти от подобного принципа и работают глубже. Думаем, наш учебник, станет первой ласточкой в этом направлении.
Мы постарались учесть отличия кыргызского и русского языков. Есть разъяснения по мягкости согласных — это основа русской фонетики. Например, такие слова, как “угол” и “уголь”, что для кыргызского языка совершенно нехарактерно. В игре и дыхательной разминке дети развивают артикуляцию, учатся правильно произносить звуки.
Раньше у русистов, работающих в кыргызских школах, не было учебников, написанных специально для них. Если в прошлом программа строилась в основном на устном обучении, то теперь будет и письмо, и чтение.
Материал даем в определенной логической последовательности. Согласно куррикулуму, первоклассники кыргызских школ должны освоить лексику в 300 слов, но им еще рано знакомиться с такими терминами, как существительное, глагол. Зато в учебнике много игр, шарад, чистоговорок. Дети уже с третьей четверти начинают читать по слогам — сначала словосочетания, небольшие предложения, а в конце учебника предлагаются маленькие тексты. Слова они записывают в рабочую тетрадь. Основной принцип преподавания в младших классах — бесконечная повторяемость, поэтому не добавляем лишних слов.
Хотелось бы, чтобы в дальнейшем полученные нами наработки пригодились авторам учебников для второго класса и далее. Чтобы сохранилась преемственность методик.

На свой аршин

В одном из городов России ситуация со школьными учебниками, где порой написана полная белиберда, заставила взрослых пойти на крайние меры. Жители Ульяновска от Общественного объединения “Родительское собрание” потребовали допустить наиболее известных, обладающих высоким авторитетом общественных деятелей страны к экспертизе учебников.
Министр образования РФ Андрей Фурсенко признал, что около 80 процентов школьных пособий содержат ошибки. Проблема, по мнению чиновника, в поточности школьного книгоиздательства. Раньше новый учебник не выходил сразу большим тиражом, а печатался в нескольких экземплярах. Проводилась его апробация в определенных учебных заведениях. Вносили изменения, исправляли ляпы, после печатали первый тираж. Тоже небольшой. И проводили эксперимент в школах нескольких регионов. Только на третий-четвертый год пособие поступало в широкое пользование. А сейчас издательства обязаны делать учебники быстро и недорого.

Сказано...

Библиотекарь столичной школы №2 Наталья СЫСОЕВА
— Я уже более двадцати лет работаю в школьной библиотеке. Стараемся прививать любовь к книгам уже с первого класса, как только малыши осваивают букварь. У нас в школе раз в три месяца проводятся рейды по учебникам. Мы с активистами проходим по классам, смотрим состояние выданной литературы. Обязательно требуем одевать обложки, подклеивать порванные страницы. В качестве поощрения присуждаем премии в номинациях “Самый заботливый читатель” и “Самый бережливый класс”.

Автор: Наталья ФИЛОНОВА.

Источник: МСН

Ключевые слова:

Дети, школа, школьное образование, образование, дети и школа, дети в школе, образование детей, учебники,школьные учебники.

Обновлено 13.10.2011 11:09
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Образование Школьное образование Учебником по карману
Что на форуме?
14.12.17 00:42:20
13.12.17 22:16:00
13.12.17 04:07:08
12.12.17 23:29:59
11.12.17 08:48:16

Зайти на форум

Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.

Пьер Огюстен Карон Бомарше
 
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG