ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Воскресенье, 20 августа, 2017 Кыргызстан: 00:35:32

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Николь, 4 года

Онега нарядила елку. Берет на руки Николь и спрашивает : «Если я повешу на елку конфеты, ты их будешь таскать?» Николь так хитро в ответ: «Хм, конесно».

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Дети должны жить в семье

Если худо раздобрело PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

В Кыргызстане создана специальная группа, которая будет разрабатывать программу по искоренению насилия в школах. Подобный проект уже на протяжении пяти лет практикуется в Сербии. Координатор программы “Школа без насилия” Станислава ВУЧКОВИЧ приехала в Бишкек, чтобы ознакомить кыргызстанских коллег с сербским опытом в этой области и предостеречь от ошибок. Эту встречу при поддержке ЮНИСЕФ организовали офис омбудсмена и Министерство образования и науки.

Кто заводилы

— С чего, по–вашему, начинается “Школа без насилия”?
— Это разноплановая проблема. Самый оптимальный вариант — это когда профилактикой насилия занимаются сообща учителя, родители, министерства образования, внутренних дел, здравоохранения, социальные службы. Но этого трудно добиться за короткий срок. Надо быть готовым к тому, что простого ответа на решение такой проблемы не будет, этому предшествует длительная и тяжелая работа. В Сербии проект “Школа без насилия” осуществляется в несколько этапов. Первый шаг: в каждой школе проводится исследование, чтобы выяснить, сколько было случаев насилия, кто и по отношению к кому его применяет, от кого исходит агрессия, кто заводилы.
Второй шаг: проведение тренингов для учителей и школьного персонала, где говорят о природе насилия, обсуждают регулятивные акты, соответствующие законы. На этих занятиях мы говорим о том, какие должны быть формы компенсации за нанесенный материальный ущерб. Например, если один ученик испортил другому его вещь — одежду, телефон, школьные принадлежности и так далее, — он должен понести за это ответственность. Потому что безнаказанность развязывает руки. Мы учим педагогов, как можно совладать с тридцатью, а то и сорока индивидуальностями, которые собрались в одном классе. Ведь все дети разные, и к каждому нужен свой подход.
Иногда учителя говорят: “Это не наша проблема, воспитанием пусть занимаются родители”. У пап и мам своя правда: “Дома мой ребенок — ангел! Раз в школе он плохо ведет себя, пусть учителя работают с ним”. Еще очень модно во всех бедах винить СМИ, Интернет, телевидение, общее падение нравственных ценностей. Но школа действительно очень важна. Ребенок попадает туда в раннем возрасте и проводит там 8 — 10 лет. Ежедневно он находится в школе по нескольку часов. Поэтому учителям как профессионалам важно понять, что школа — это не только математика, физика, это еще и этика, воспитание, ценности, которые надо прививать.

— С родителями тоже ведутся такие тренинги?
— Конечно, это отдельный компонент программы. Зачастую родители не справляются с воспитанием своего ребенка, им нужно в этом помочь. Мы объясняем, какие формы насилия существуют в школе, раскрываем причины этого явления. После таких тренингов для каждого ученика создается внутренняя (в школе) и внешняя (дома, в общине) сеть защиты. Каждый случай рэкета и насилия должен расследоваться в школе, милиции, центре социальных работников.

Гнев под гнет

— В Сербии проект “Школа без насилия” осуществляется уже пять лет. Удалось ли за это время достичь реальных результатов?
— Из 2007 школ этим проектом охвачено 220. Мы провели мониторинг и выявили, что в половине из этих учебных заведений фактов насилия уже практически нет. Согласно нашему опросу, 85 процентов учеников сказали, что чувствуют себя в школе в безопасности. А стычки между школами, которые нередко случаются, прекратились вообще.

— Но ведь не все факты насилия можно, так сказать, зафиксировать.
— Да, мы убедились в том, что некоторые формы насилия очень трудно идентифицировать. Например, вербальное или социальное. Но профилактика, которая проводится в младших классах, дает хорошие результаты. Дети вооружены практикой преодолевать насилие ненасильственным путем. И школьники, которые были знамениты тем, что терроризируют сверстников, стали терять популярность и авторитет. А главное, увеличивается количество детей, которые не боятся и не стыдятся обращаться к родителям или учителям за помощью, сообщать о таких фактах. Они знают, что малейшие признаки насилия должны пресекаться.

— В школах Кыргызстана стали нередки случаи, когда агрессия и насилие исходят от девочек. В Сербии наблюдается такая тенденция?
— Когда наша программа только создавалась, основной фокус внимания был сосредоточен на мальчиках. Однако в 2008 году, когда мы провели оценку проекта, стало ясно, что надо поменять стратегию. Выяснилось, что больше внимания следует уделять девочкам. Тогда мы внедрили новые направления: “Как управлять гневом”, “Навыки общения”, “Разрешение конфликтов”, “Понимание сложных ситуаций в сообществе” и “Что такое настоящая мужественность”. Ни в коем случае нельзя мириться с этой проблемой, иначе она будет расти и набирать обороты. И еще: когда мы говорим о профилактике насилия, надо начинать с себя.
Один из этапов проекта — регулярный мониторинг. Надо обязательно проверять, какие стратегии работают, а какие нет, чтобы вовремя принять меры. В пилотных школах Сербии в каждом классе совместно с учителями и учениками были созданы правила, эдакий кодекс чести, который нельзя нарушать. Оговорены и последствия игнорирования этих правил, вплоть до исключения из школы. Ребята должны знать, что это не игра, все очень серьезно. В каждой школе у нас работает группа по защите детей от любых форм насилия, она разрабатывает профилактические меры, проводит различные воспитательные мероприятия. Инспекторы из Министерства образования контролируют работу этой группы.

Табличка приумножения

— Известно, что в Сербии утверждены дополнительные критерии при сертификации школ. Применима ли такая практика к Кыргызстану?
— Вполне применима. Недавно делегация из Кыргызстана, в составе которой были и специалисты из офиса омбудсмена, побывали в Сербии, чтобы самим увидеть, как на деле реализуется программа “Школа без насилия”. В частности, кыргызстанских коллег заинтересовала наша система сертификации учебных заведений. Ее суть в том, что образовательным учреждениям присваивается статус “Школа, доброжелательная по отношению к ребенку”. Они получают специальный сертификат от Министерства образования, и это большая честь. Это гарантия того, что в данной школе нет рэкета, драк и прочих форм насилия, потому что здесь знают, как с ними бороться. Причем замечено: школы, где у входа висит такая табличка, становятся очень популярными и авторитетными. Родители предпочитают отдавать своих детей именно туда.

— Вы сказали, что на тренингах с учителями и родителями обсуждается нормативная база, касающаяся защиты прав детей. В законодательстве нашей республики, например, есть множество пробелов в этой сфере. Такая программа может помочь их восполнить?
— Конечно, регулятивные акты должны поддерживать эту систему. От этого во многом зависит успех проекта. Нам удалось внести изменение в закон об образовании Сербии. И теперь, несмотря на то, участвует школа в программе или нет, некоторые механизмы по профилактике насилия обязательны для всех учебных заведений.

Послы бы спасли

— Кто финансирует “Школу без насилия”?
— Хотите — верьте, хотите — нет, но единственные спонсоры этого проекта — сами граждане. У государства, увы, нет на это денег. Мы позаимствовали такую модель у Хорватии. ЮНИСЕФ, который инициировал эту программу, провел опрос общественного мнения. Людей спрашивали: “На решение какой самой важной проблемы вы потратили бы деньги?”. И подавляющее большинство респондентов ответили: на искоренение насилия в школах. Нередко наши бизнесмены жертвуют средства на этот проект. Это называется общественная и корпоративная ответственность.
Один из механизмов привлечения средств таков. На квитанциях по оплате за коммунальные услуги, которые приходят гражданам, печатается также “расчетный счет для борьбы с насилием в школе”. Кто желает, может внести определенную сумму в той же кассе, где платит за свет, газ и прочие комуслуги. Таким образом собирается фонд. Одни перечисляют несколько евро, другие — несколько тысяч евро. Кстати, школам не навязывается эта программа, они сами выражают желание в ней участвовать. На очереди у нас 50 школ, они ждут, когда проект начнется у них, к сожалению, пока у нас недостаточно средств. На реализацию двухгодичной программы одной школе требуется 4,5 тысячи долларов.
Кроме того, у нас работают послы доброй воли. Одна из них — известная сербская теннисистка Анна Иванович, она тоже продвигает эту программу. Я понимаю, после происшедших событий в Кыргызстане трудно найти людей, которых бы народ безоговорочно уважал. А именно они могут стать проводниками таких идей. Я родилась в Югославии и знаю об ужасах гражданской войны не понаслышке. Но нам все же удалось найти людей, которых уважают. Надеюсь, и у вас такие найдутся.
Каждый год ЮНИСЕФ проводит коммуникационные компании. Нас в проекте работает всего несколько человек, и часто мы хватаемся за голову, не зная, с чего начать. Но когда мы видим детей, у которых меняется жизнь, это вдохновляет.

Автор: Амалия БЕНЛИЯН.

Источник:Вечерний Бишкек

Ключевые слова:

Дети, дети и право, защита детей, права детей, защита детства, защита от дискриминации и насилия, нет насилю

Обновлено 10.02.2012 12:06
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Защита детей Защита от насилия и дискриминации Если худо раздобрело
Что на форуме?

Зайти на форум

- Не хрюкай, - сказала Алиса. - Выражай свои мысли как-нибудь по-другому!

Алиса из книги Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG