ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Воскресенье, 28 мая, 2017 Кыргызстан: 18:14:48

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Николь, 4 года

Онега нарядила елку. Берет на руки Николь и спрашивает : «Если я повешу на елку конфеты, ты их будешь таскать?» Николь так хитро в ответ: «Хм, конесно».

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Здоровье Национальные программы Программа «Укрепление здоровья населения Кыргызской Республики на 2009-2011 годы»

Дети должны жить в семье

Программа «Укрепление здоровья населения Кыргызской Республики на 2009-2011 годы» PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

1. Введение

С научной точки зрения здоровье – это форма жизнедеятельности человека,которая обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, при удовлетворительном состоянии организма и приемлемой социальной дееспособности.

Состояние здоровья населения - индикатора оценки уровня социального благополучия общества - в значительнойопределяют экономические, экологические и в большей степени социальные факторы.

Основными показателями здоровья являются:

  • уровень и гармоничность физического развития,
  • функциональное состояние организма
  • наличие резервных возможностей его основных физиологических систем;
  • резистентность различным неблагоприятным факторам;
  • наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития.

Ни по одному из указанных параметров здоровье жителей Кыргызстана нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей заболеваемости и смертностиСоциально - экономические трудности последних лет привели к значительному снижению уровня жизни населения, росту общественного неравенства и трудностям психологической адаптации к изменениям в стране. Все это имело очень негативное влияние на здоровье населения.Ведущие причины смертности в широком масштабе предотвратимы в молодых возрастных группах. Факторы риска этих причин тоже хорошо известны и доказаны мировыми исследованиями. Ими являются курение, злоупотребление алкоголем, нездоровое питание (высокое потребление жира, низкое потребление овощей и фруктов), низкий уровень физической активности и психо-социальные проблемы. К ним добавляются факторы экономической, социальной и природной окружающей среды, неблагоприятные экологические условия и бедность.

Заболевания и их причины неравномерно распределены среди населения, наибольшая их концентрация наблюдается среди самых бедных и уязвимых его слоев. Представители групп самого низкого социально-экономического уровня подвержены удвоенному риску серьезного заболевания и преждевременной смерти по сравнению с лицами более высокого социально-экономического статуса.

Бедность, безработица и миграция представляют новые серьезные проблемы, которые влияют на здоровье населения республики и функционирование системы здравоохранения.

Наряду с указанными причинами, ухудшение состояния здоровья населения обусловлено также недостатками в организации здравоохранения и утратой позиций профилактики в медицине.

В Алмаатинской декларации 1978 года и Оттавской хартии укрепления здоровья 1986 года излагаются стратегические направления работы по обеспечению большей справедливости в сфере здравоохранения в первых десятилетиях двадцать первого века.

Следует признать, что в этих условиях изменить ситуацию может только реальное повышение роли общественного здравоохранения, ее целенаправленное развитие и совершенствование.

Для эффективной работы службы общественного здравоохранения в Кыргызстане в рамках Концепции общественного здравоохранения планируются мероприятия по кардинальному пересмотру нормативного правового обеспечения деятельности службы, гармонизации с международными стандартами и адаптации мирового опыта в условиях реформирования системы здравоохранения.

Сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности и качества жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами не только здравоохранения, но и общества в целом.

Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него.

Глобальной конференцией по укреплению здоровья, состоявшейся в Бангкоке в 2005 году, подтверждается необходимость сосредоточения внимания на мероприятиях по укреплению здоровья для решения вопросов, связанных с детерминантами здоровья.

Поэтому, стратегии, направленные на воздействие на более широкие детерминанты здоровья, такие, например, как экономический рост, неравенство доходов и бедность, образование, условия труда и производственная среда, безработица и доступность медицинской помощи, являются в настоящее время приоритетами во многих странах мира. Именно такой курс позволяет добиться значительного улучшения состояния здоровья населения.

Для осуществления этого широкого диапазона мер на уровне населения необходимы усилия всего общества с участием не только отрасли здравоохранения, но и других отраслей и секторов. Отрасль здравоохранения должна сотрудничать с различными отраслями и секторами общества, с тем чтобы повысить осознание их вклада в создание тех или иных условий и ответственности, которую они несут за то, чтобы улучшить эти условия.

Настоящая программа является основой для формирования и совершенствования межсекторальной политики, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения.

Реформы в секторе здравоохранения послужили толчком для внедрения новой политики укрепления здоровья, с применением новых подходов и методов работы на уровне сообществ, семьи, различных социальных групп и объединений.

Конечной целью Национальных программ «Манас», «Здравоохранение Кыргызстана в 21 веке», «Манас таалими», является улучшение здоровья и предоставление качественных медицинских услуг населению Кыргызской Республики.

Достижения в процессе реализации программ закреплено в Законах КР «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике», «О защите здоровья граждан КР от вредного воздействия табака» и других.

Послания Президента Кыргызской Республики к парламенту и народу 19.09.07 и 10.01.08 являются основой для улучшения базы системы общественного здравоохранения и повышения роли превентивной медицины и укрепления здоровья.

Документ разработан в рамках реализации Национальной программы реформирования системы здравоохранения «Манас таалими», с учетом накопленного опыта в ходе реализации Концепции укрепления здоровья населения Кыргызской Республики на 2003-2007 годы. Он подготовлен на материалах международного опыта в процессе широких консультаций и участии заинтересованных сторон.

2. Анализ состояния здоровья населения

Анализ показателей здоровья населения свидетельствует, что в течение 10 лет произошли изменения показателей, характеризующих человеческое развитие.

Так, отмечается увеличение продолжительности жизни на 2,3 года (с 66,0 лет в 1995 году до 68,3 лет в 2004 году) и снижение показателя общей смертности с 8,2 на 1000 населения в 1995 году до 7,4 в 2006 году.

В республике на высоком уровне сохраняется охват иммунизацией (2000 год – 95 %, 2004 год – 98,7 %), что позволяет контролировать заболеваемость вакциноуправляемыми инфекциями. В результате проведенного комплекса мероприятий в 2002 году Кыргызстан получил сертификат ВОЗ страны без полиомиелита. Проведение Национальной кампании иммунизации против кори и краснухи позволило снизить заболеваемость с 47,2 на 100 тыс. населения в 2001 году до единичных случаев.

По данным Национального статистического комитета, уровень материнской смертности, увеличившись с 42,3 умерших женщин на 100 000 детей родившихся живыми в 1999 году до 60,1 в 2005, несколько снизился и по итогам 2006 года составил 55,5.

Важнейшей характеристикой здоровья населения является младенческая смертность. В1999-2006 г.г. в стране ежегодно на первом году жизни умирают около 3000 детей или 21-30 детей в возрасте до года на 1000 родившихся. С 2004 года наблюдается прогнозируемый рост коэффициента младенческой смертности, связанный с переходом на новые критерии живорождения ВОЗ. В ближайшие 2-3 года ожидается дальнейший рост этих показателей. Так, показатель младенческой смертности возрос от 20,9 промилле в 2003 году до 29,2 – в 2006.

Устойчивая тенденция снижения показателя детской смертности с 42,1 на 1000 родившихся живыми в 1997 году до 27,7 в 2003 году сменилась увеличением данного показателя и составила в 2004 году 31,8; в 2006 – 34,6, что как уже отмечено, связано с переходом на новые критерии живорождения и увеличением показателя младенческой смертности, который занимает до 60 % в структуре детской смертности. При этом сохраняется устойчивое различие показателей детской смертности между девочками и мальчиками, а также в городской и сельской местности. Уровень детской смертности среди мальчиков выше на 25-30 %. Более высокие показатели детской смертности в городской местности связаны с рядом социально-экономических факторов, важнейшим из которых, наряду с бедностью, является увеличение внутренней миграции.

За период с 1999 по 2006 годы наблюдается устойчивая тенденция роста показателя общей смертности от 6,8 на 1000 населения до 7,4. По-прежнему заболевания сердечно-сосудистой системы являются наиболее частой причиной смертности населения и составляют 47,5% от общего числа умерших. За последние 10 лет отмечается» омоложение» смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Так, если в 1996 году среди лиц в возрасте 30-39 лет смертность от ССЗ составляла 47,4 случая на 100000 населения, то в 2006 – возросла на 18,3%, достигнув соответственно 56,1. Второе место в структуре причин смертности занимают болезни органов дыхания и составляют 10,4 %. Третьи по рангу причин общей смертности – травмы и отравления, при этом отмечается увеличение смертности от транспортных травм. Четвертое место в структуре причин смертности занимают злокачественные новообразования, на долю которых приходится 8,1%.

В Кыргызской Республике с 2001 года наблюдается интенсивный рост распространения ВИЧ/СПИД, когда уровень заболеваемости ВИЧ/СПИД увеличился в 2,8 раза в сравнении с предыдущими годами. На 1 января 2007 года в стране официально зарегистрировано 1070 ВИЧ-инфицированных лиц, большую часть составляют молодые люди мужского пола, потребляющие инъекционные наркотики. Более 20 % ВИЧ-инфицированных лиц зарегистрировано среди заключенных. Случаи заболевания перестают ограничиваться узким кругом лиц, применяющих инъекционные наркотики, и охватывают более широкие слои населения, передаваясь половым путем. Показатель заболеваемости ИППП в республике остается на высоком уровне и составляет в 2006 году: сифилис 32,7 на 100000 населения; гонорея – 23,0..

В результате проведенных мероприятий в 2001-2002 годах удалось стабилизировать заболеваемость туберкулезом, в 2003-2004 годах появилась тенденция к снижению показателей смертности от туберкулеза (рис.1). В 2006 году показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза на 100000 населения составляют соответственно 110,9 и 10,2.

Рис. 1. Показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза (на 100 тыс.населения), Кыргызская Республика

Графики

Однако, ежегодно в республике регистрируются более 6000 новых случаев больных туберкулезом, из них около 700 случаев в системе ГУИН.

Изменение структуры сельского хозяйства с организацией мелких животноводческих ферм и слабой работой ветеринарной службы привели к резкому росту заболеваемости бруцеллезом в Кыргызской Республике с 21,0 на 100 тыс. населения в 1999 году до 74,7 в 2006 году. В отдельных районах Нарынской, Иссык-Кульской, Ошской, Таласской, Баткенской областей этот показатель в 3-4 раза превышал средний по республике. При этом наибольшую опасность представляет привлечение к работе лиц молодого возраста в период окота скота без соблюдения условий безопасности. Отмечается эпидемиологическое неблагополучие по заболеваемости людей сибирской язвой. Из 1196 почвенных очагов сибирской язвы на территории республики известно местонахождение всего 540.

Сохраняется тенденция к росту заболеваемости острыми кишечными инфекциями (252,4 на 100000 населения в 2004 и 390,6 – в 2006). Особое беспокойств вызывает регистрация из года в год случаев брюшного тифа, что в последние годы приняло вспышечный характер.

Таким образом, положительные и отрицательные тенденции показателей состояния здоровья населения республики диктуют расширения и согласованности действий разных государственных и негосударственных организаций, в том числе международных при активном участии

3. Цель и задачи

Цель – улучшение состояния здоровья населения путем развития обширной межсекторальной правительственной политики в интересах здоровья.

Основные задачи:

  • Развитие диалога с различными секторами в вопросах укрепления здоровья
  • Улучшение качества жизни, развитие навыков здорового образа жизни
  • Расширение партнерства для реализации программ по укреплению здоровья
  • Усиление роли клинической медицины

Успех реализации программы во многом зависит от социально-экономического развития страны и осуществления мероприятий «Манас таалими»,где предусматривается преобразование службы общественного здравоохранения: изменение законодательства, укрепление физической и технологической инфраструктуры, включая улучшение информационных технологий, развитие кадрового потенциала, повышение качества услуг.

4. Структура программы

При построении структуры были использованы горизонтальные и вертикальные подходы. С одной стороны были определены ключевые участники: государственный аппарат; индивидуум; сообщества и заинтересованные организации; медицинская служба (горизонтальные направления), а с другой стороны вопросы равенства, коммуникации, мониторинга и оценки - как основных составных элементов любой деятельности в рамках программы (вертикальные направления). Конкретные мероприятия интегрированы в эту логику и естественным образом переплетены и взаимосвязаны.

Исходя из этого,

Основными направлениями являются:

  • государственная политика в интересах здоровья и межсекторальное сотрудничество в вопросах укрепления здоровья
  • активизация личного участия населения в развитии здорового образа жизни, снижении факторов риска, сохранении и укреплении собственного здоровья
  • партнерство в интересах здоровья на разных уровнях общественного устройства
  • совершенствование профилактической работы медицинских учреждений

Основными составными элементами являются:

  • снижение неравенства и положительное влияние на социально-экономические детерминанты здоровья
  • коммуникации в интересах здоровья
  • мониторинг,оценка и эффективность проводимых мероприятий

Исходя из вышесказанного, схематически структура программы выглядит таким образом:

5.Основные направления

Государственная политика в интересах здоровья

Состояние здоровья населения зависит не, сколько от возможностей системы здравоохранения (сектор здравоохранения влияет на здоровье только в 12%), а в большей степени от состояния социально-экономических детерминант здоровья.

Это означает, что работа правительства в каждом секторе и на каждом уровне прямо или косвенно влияет на состояние здоровья. С другой стороны развитие укрепления здоровья способствует успехам каждого сектора как в экономическом, так социальном плане.

Именно поэтому, в последнее время все большее внимание привлекают органы государственной власти, где предусматриваются и учитываются эффект и влияние принимаемых политических решений на образ жизни и здоровье населения.

В работе правительства и каждого сектора есть решающие элементы, которые положительным или отрицательным образом оказывают влияние на здоровье.

До настоящего времени работа по укреплению здоровья рассматривалась как обязанность работников сектора здравоохранения. Одним из условий успешной реализации настоящей программы является построение диалога с другими секторами о том, каким образом они могут способствовать укреплению здоровья и,какую они могут получить от этого пользу.

Правительство на всех уровнях несет ответственность за выработку государственной
политики, учитывающей интересы охраны здоровья населения, и за принятие надлежащих мер во всех соответствующих секторах.

Таким образом, ключевая роль правительства заключается в совершенствовании законодательства, координации и обеспечении ресурсов для реализации программы.

В настоящее время критическим элементом являются вопросы адекватного финансирования: недостаточное и неустойчивое финансирование. Прогресс в этом направлении является необходимым условием успешной реализации принципов, обозначенных в программе.

Между здоровьем, бедностью и социальной сплоченностью существуют неразрывные связи, поэтому реформы и развитие взаимосвязи в секторе здравоохранения будут играть важную роль в реализации задач определенных в программе. Министерство здравоохранения, действуя в качестве защитника интересов здоровья, обеспечивает стратегическое управление в отношении политики, сказывающейся на здоровье населения и его детерминантах.

Цель:

Принятие и включение Кыргызским Правительством ценностей и интересов здоровья в свою деятельность на всех уровнях государственного управления.

Основные компоненты направления:

  • Обеспечение законодательной базы
  • Координация, управление и реализация программы «Укрепление здоровья населения Кыргызской Республики» на 2009-2013 годы
  • Совершенствование механизма ресурсного обеспечения

Мероприятия:

  1. Постепенное внедрение системы оценки воздействия на здоровье в качестве инструмента для анализа принимаемых решений на всех уровнях государственного управления их принятия.
  2. Обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни.
  3. Развитие устойчивой системы внедрения и продвижения программы укрепления здоровья.
  4. Улучшение механизмов государственного финансирования деятельности по укреплению здоровья.

5.2. Активизация личного участия населения в сохранении и укреплении собственного здоровья, развитии здорового образа жизни и снижении факторов риска

Основные факторы, определяющие состояние здоровья человека связаны с образом жизни и окружающей средой обитания. Современные условия жизни, характеризующиеся нездоровым питанием и малоподвижным образом жизни, значительно усугубляют проблему ожирения, особенно среди детей. В будущем возрастает значение борьбы с лишним весом. Городское население в большей степени ведет малоподвижный образ жизни, что связано, в частности, с быстро растущим уровнем моторизации, ростом городов и сокращением возможностей повседневной физической активности в домашней, профессиональной и учебной среде. Поэтому, в современных условиях программы по здоровому образу жизни делают акцент на повышение физической активности в сферах труда и досуга.

Улучшение структуры и баланса питания населения, повышение качества пищевых продуктов с одновременным увеличением на 25-30 процентов числа лиц, систематически занимающихся физкультурой, обеспечат снижение распространенности избыточной массы тела на 20-30% и, как следствие, уменьшение заболеваемости и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний на 10% и 5% соответственно.

В стране распространенность вредных привычек довольно высокая, особенно среди лиц молодого возраста. Рост числа торговых соглашений, общих рынков и транснациональных каналов сбыта табака и алкоголя подрывает усилия правительства по осуществлению эффективного контроля над предложением и наличием в продаже этих изделий. Поэтому борьба против курения, алкоголя, наркомании, основанная на единых методологических началах должна стать приоритетным стремлением данной программы.Успешная борьба с вредными привычками предполагает положительный подход к ментальному здоровью, включая развитие навыков преодоления стрессов (стресс менеджмент) и укрепление систем социальной поддержки.

В Кыргызстане большое внимание уделяется проблемам детей и молодежи. Приоритетной группой развития навыков здорового образа жизни являются дети и молодежь, и работа с ними дает реальные шансы на позитивное изменение поведенческих привычек.

Для сохранения здоровья лиц пожилого возраста необходимо провести меры по обеспечению их здоровым безопасным питанием и повышению доступа к лекарственным препаратам, в частности витаминам, микроэлементам и т.д.

Политика здорового образа жизни направлена на усилия по снижению распространенности негативных факторов риска, формирование и поддержку стремления людей к позитивным изменениям в их образе жизни. Важно создание как физической, так и социальной окружающей среды, благоприятствующей этим изменениям по принципу «делать здоровый выбор более легким».

Данное направление опирается на расширение возможностей по производству и использованию безопасных для здоровья товаров, активизации личного участия населения в сохранении и укреплении собственного здоровья, снижению факторов риска, укреплению и развитию личных навыков здорового образа жизни.

Цель:

Снижение риска заболеваний, связанные с образом жизни и развитие навыков и возможностей для ведения более здорового образа жизни населения в целом.

Основные компоненты направления:

  • Совершенствование индивидуальных умений, навыков и возможностей ведения здорового образа жизни
  • Борьба с вредными привычками
  • Развитие условий для более здорового выбора в повседневной жизни

Мероприятия

  1. Создание соответствующих мотиваций у населения в отношении к своему здоровью, развитие умений и навыков здорового образа жизни.
  2. Повышение грамотности и медико-гигиенических знаний населения в области здорового образа жизни.
  3. Внедрение в систему образования программ по укреплению здоровья и развитию навыков здорового образа жизни, включая подготовку педагогов.
  4. Создание и развитие условий для уменьшения распространения вредных привычек или их прекращения.
  5. Соблюдение и осуществление международных рамочных конвенций (курение и наркотики) создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни.

5.3.Партнерство в интересах здоровья на разных уровнях общественного устройства

Здоровье население формируется в определенной социальной среде - повседневной жизни и зависит не только от государственного аппарата и медицинской службы, а также от наличия, степени развития и деятельности НПО, частного сектора, религии, СМИ, органов местной власти, местного сообщества.

Умелое скоординированное действие специалистов укрепления здоровья играет решительную роль. Мировой опыт доказывает, что укрепление здоровья и предотвращение болезни в повседневной жизни на местном уровне намного эффективнее, чем борьба на индивидуальном уровне.

Мультипартнерство обеспечивает социальную активность и повышает способность людей и сообществ самим решать свои проблемы. На местном уровне можно мобилизовать все силы общественности и повысить демократичный подход, который всегда является положительным.

Органы местной госадминистрации и местного самоуправления также являются ключевыми партнерами при реализации программы. При разработке местных планов по укреплению здоровья, необходимо уделять внимание, на то чтобы он был увязан с имеющимися планами развития, которые реализуются каждой местной администрацией. В этом процессе существующие организации общинного типа (сельские комитеты здоровья, сельские общественные организации потребителей питьевой воды и др.) должны играть ключевую роль. Нужно также использовать возможности местной власти в стимуляции мультипарнертсва при решении вопросов укрепления здоровья.

Здоровье населения зависит от состояния окружающей среды. В Кырызстане основными экологическими проблемами являются загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов и почвы.

Усиление роли религии в Кыргызстане привело к тому, что духовенство осознало необходимость своего участия в реализации программ репродуктивного здоровья населения и формированию позитивного отношения к своему здоровью.

СМИ активно подключаются к освещению вопросов охраны и укрепления здоровья. Проблемой остается использование эфирного времени для демонстрации социальных роликов и целевых программ, вследствие очень высоких цен.

Развитие и усиление межсекторального взаимодействия между государственным сектором, НПО и органами местного самоуправления позволит более эффективно и многосторонне подходить к решению вопросов профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Работа с местными сообществами является ключевым элементом деятельности укрепления здоровья в Кыргызстане. Программа «Действия сообществ по вопросам здоровья» утверждена Министерством здравоохранения как основной документ социальной мобилизации сообществ в сельской местности. Главный элемент этой программы –активизация и участие населения в продвижении вопросов, связанных со здоровьем в селах. Она нацелена на то, чтобы дать возможность населению воздействовать на детерминанты здоровья на индивидуальном, социальном уровнях, с учетом среды обитания. Такие методы способствуют вовлечению общин в определение проблем, с которыми они сталкиваются повседневной жизни. Осуществление деятельности для их решения увеличивают вероятность поддержания устойчивых изменений внутри сообщества. Так, многие сообщества в качестве приоритетных направлений выбирают программы по профилактике бруцеллеза, анемии, гипертонии, которые реализуются при активном участии других секторов (ветеринария, образование, органы местного самоуправления и т.д.) Подходы по работе с населением городов, базирующихся на таких же принципах, отрабатываются.

В деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья в Кыргызстане принципиально важную роль играет международное сотрудничество. Оно касается в первую очередь участия сторон в осуществлении крупных совместных проектов в рамках приоритетного направления с использованием структуры здравоохранения.

В рамках реализации программы будут использованы лучшие методы, практика и подходы, отвечающие международным стандартам, что позволит усилить и придать большую эффективность международному сотрудничеству. Но, вместе с тем, необходимо будет развивать координационный механизмом для гармонизации процессов, более эффективного распределения ресурсов с целью их аккумулирования и устранения фрагментации в действиях.

В Кыргызстане достаточно сильная и разветвленная сеть неправительственных организаций (НПО), на всех уровнях и они играют важную роль в повышении среди общественности уровня осознания тенденций, относящихся к здоровью.

Цель:

Мобилизация партнеров и общественности в решение вопросов здоровья

Основные компоненты направления:

  • Расширение деятельности по укреплению здоровья на местном уровне
  • Создание мультипартнерства в интересах здоровья на всех уровнях
  • Усиление существующей формы и создание новой для сотрудничества с сообществом.
  • Укрепление стратегического характера международного сотрудничества

Мероприятия:

  1. Совершенствование работы с сообществами через программу «Действия сообществ по вопросам здоровья» в сельской местности
  2. Развитие подхода «Здоровый город» в городской местности.
  3. Расширение программ «Здоровые школы», «Здоровые лицеи», «Здоровые университеты»
  4. Внедрение подходов, основанных на взаимном интересе сектора здравоохранения и других партнеров при лидерской роли министерства здравоохранения
  5. Более эффективное и координированное использование международной поддержки на основе приоритетов плана действий программы.

5.4. Активизация служб здравоохранения на действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

В среднесрочном плане развитии программы реформирования сектора здравоохранения приоритет был направлен на совершенствование клинического сектора.

Новая программа «Манас таалими», считая важнейшим стратегическим вопросом профилактику заболеваний и укрепление здоровья, расширяет возможности для проведения мероприятий в этом направлении и усиливает внимание Министерства здравоохранения на эти вопросы.

Залогом успешной реализации намеченных планов и дальнейшего развития процессов укрепления здоровья будет более эффективная координация действий всех организаций здравоохранения. Основными участниками этого процесса являются организации общественного здравоохранения, включая службу укрепления здоровья, а также первичной медико-санитарной помощи при участии других организаций клинического сектора. Деятельность служб общественного здравоохранения и медицинской помощи должна соответствовать стоящим перед ними задачам, и они должны принимать адекватные меры не только для борьбы с уже существующими болезнями, но и для расширения возможностей укрепления здоровья.

Республиканский центр укрепления здоровья не может эффективно работать без сети, поэтому в последние годы развивается и успешно работает территориальная сеть, но стратегически эта структура должна стать более прочной. Для этого необходимо более четко определить функции и специфичность деятельности службы укрепления здоровья и на основе этого создать органические связи по сотрудничеству с другими организациями общественного здравоохранения.

Службы здравоохранения обеспечивают самый значительный вклад в укрепление здоровья населения. Заботу о физическом, психическом, и социальном благополучии можно легко предоставлять в рамках первичной медико-санитарной помощи. Консультации по таким важным аспектам образа жизни как питание, употребление алкоголя, прекращение курения, физическая нагрузка наиболее эффективны тогда, когда они носят непрерывный и последовательный характер. Все мероприятия по массовым обследованиям для выявления предрасположенности или ранних стадий заболеваний, как и необходимые вакцинации, также важно проводить на уровне первичной медико-санитарной помощи на систематической основе.

Деятельность по профилактике неинфекционных заболеваний не представляется без участия ведущих клинических институтов, занимающихся этой проблемой (кардиология, онкология). А также, в качестве партнеров необходимо развивать сотрудничество с другими институтами. Например, в программах по профилактике туберкулеза служба укрепления здоровья может оказывать консультативно-методическую помощь по проведению санитарно-просветительной работы среди населения.

С точки зрения человеческих ресурсов до сих пор преобладает старые взгляды, и используются методы санитарного просвещения и мало известно о новых методах и подходах. Подготовка специалистов укрепления здоровья, знающих современные принципы политики, стратегии, тактики в области укрепления здоровья; основы менеджмента, эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний, социального и коммуникационного маркетинга в здравоохранении, владеющих новыми методами и подходами в работе с населением является неотъемлемой и важной частью реализации программы.

Необходимо также создание научного статуса укрепления здоровья как самостоятельной дисциплины. В этом плане следует развивать способности проведения конференций, совещаний с публикаций своих достижений в научных журналах, в том числе международных.

Специалистам по укреплению здоровья требуется качественная и достоверная медицинская информация и в большинстве случаев им необходимо подтверждать свои аргументы неоспоримыми фактами. Кроме того, она нужна в качестве базы для планирования и реализации вмешательств и кампаний.

Объем информации о здоровье за последние годы резко увеличился, равно, как и растет необходимость основывать свою практическую деятельность на базе научных изысканий. Важно расширить доступ к результатам научных данных («доказательная медицина», «медицина, построенная на фактах») не только практических врачей, но и специалистов укрепления здоровья.

Цель:

Осуществление внедрения программы укрепления здоровья как приоритета политики здравоохранения по пути интеграции и развития самостоятельной службы укрепления здоровья.

Основные компоненты направления:

  • Усиление и развитие службы общественного здравоохранения, в том числе укрепления здоровья
  • Увеличение роли первичной медико-санитарной помощи в профилактике заболеваний и укреплении здоровья
  • Расширение сотрудничества с клиническим сектором

Мероприятия:

  1. Развитие службы укрепления здоровья на прочных началах на всех уровнях, включая ее научный статус с расширением возможностей сотрудничества.
  2. Усовершенствование системы подготовки специалистов по укреплению здоровья на до и пост дипломном уровнях
  3. Развитие системы мотиваций (зарплаты) для медицинских работников первичной медико-санитарной помощи для осуществления мероприятий по укреплению здоровья и профилактике как приоритетного направления
  4. Усиление роли первичной медико-санитарной помощи в осуществлении внедрения стратегии в части снижения факторов риска (питание, вредные привычки, сексуальное здоровье).
  5. Повышение роли клинического сектора в продвижении стратегии с целью внедрения принципов доказательной медицины в практику.

6. Основные составные элементы

Основные направления программы органически переплетаются с основными составными элементами включающими:

  • снижение неравенства и положительное влияние на социально-экономические детерминанты здоровья
  • коммуникации в интересах здоровья
  • мониторинг, оценка и эффективность проводимых мероприятий

Все направления и элементы программы тесно взаимосвязаны и успех возможен только при использовании комплексного подхода в ходе ее реализации.

6.1. Снижение неравенства и положительное влияние на социально- экономические детерминанты здоровья

Равенство – самая обширная и основная ценность любой деятельности системы здравоохранения. Международный опыт и практика свидетельствуют о неравном распределении здоровья и болезней, ставя в заведомо более благоприятное и выгодное положение лиц и слои общества, находящиеся в лучшем положении – независимо от того, определяется ли это уровнем доходов, образования, трудовой занятости или другими показателями, характеризующими социально-экономическое положение и статус. При этом диапазон различий и разрыва является весьма существенным и весомым. Так, например, показатели смертности, как правило, от двух до трех раз выше у людей, находящихся в нижней части социальной лестницы, а временной разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между бедными и богатыми составляет от девяти до двенадцати лет. Таким образом, некоторые группы общества имеют гораздо худшие шансы и возможности для достижения и реализации своего полного потенциала здоровья, чем другие, что обусловлено их конкретными жизненными факторами и обстоятельствами, заключающимися в различии физических, социально-психологических и социально-экономических условий их жизни.

С точки зрения социально-экономических детерминант главными врагами здоровья кыргызского населения являются бедность, миграция, безработица. Именно поэтому внедрение программ по укреплению здоровья не будет эффективным без учета этих детерминант, которые определяют смертность, заболеваемость, уровень факторов риска и доступности профилактических услуг среди населения республики. Подход на основе социально-экономических детерминант требует не изолированных действий, а комплексного решения проблем здоровья в Кыргызстане.

Цель:

Снижение неравенства в области смертности, заболеваемости, распространенности факторов риска, повышение доступности услуг здравоохранения и положительное влияние на социально-экономические детерминанты здоровья

При осуществлении внедрения программы укрепления здоровья следует учесть, что:

  • Благоприятное влияние на социально-экономические детерминанты здоровья, как следствие приведет к улучшению здоровья населения.
  •  
  • Снижение неравенства здоровья должно быть составной частью планирования, осуществления и оценки любых действий в рамках стратегии
  •  
  • Надо развивать специфические целевые программы, направление на различные уязвимые группы.

Политика и стратегии в области укрепления здоровья должны основываться на понимании неравномерного распределения:

  • здоровья и болезней
  • воздействия опасных для здоровья факторов
  • факторов поведенческого (бихевиорального) риска
  • условий труда
  • возможностей и препятствий для перехода к более здоровому образу жизни
  • доступа к основным благам и услугам – таким, как медико-санитарная помощь

Мероприятия, направленные на снижение неравенства здоровья включены в состав мероприятий основных направлений программы.

6.2. Коммуникация в интересах здоровья

Коммуникации охватывают всю деятельность по укреплению здоровья и являются мощным орудием программ профилактики и укрепления здоровья.

Цель:

Развитие обширной комплексной системы коммуникации в интересах здоровья.

Революционные изменения последних десятилетий дают большие возможности в теории и практике использования коммуникационных подходов и определяют три основные направления:

  • Коммуникация с разными группами населения
  • Профессиональная коммуникация с медицинскими работниками
  • Коммуникация с другими секторами и партнерами

Современная эффективная коммуникация имеет несколько правил:

  • Внедрение новых интерактивных форм с обеспечением диалога и обратной связи
  • Комплексный интегрированный подход вместо отдельных спекулятивных действий
  • Планирование, координация и оценка во всех фазах осуществления мероприятий по укреплению здоровья

В связи с этим, необходимо:

а) эффективно использовать современные методы коммуникации, имея непрерывный диалог с журналистами не только в осуществлении программы, а в общих вопросах охраны и укрепления здоровья;

б) развивать научную сторону этого процесса на республиканском уровне службы;

в) развивать коммуникационную этику и этику рекламы, с позиций здоровья;

г) информировать общественность о результатах и значении внедряемых мероприятий в вопросах укрепления здоровья.

6.3. Мониторинг, оценка и эффективность проводимых мероприятий

Мониторинг и оценка включают в себя несколько сложностей. Так как, процессы изменения здоровья связаны с социальным статусом Кыргызской Республики, то невозможно точно сказать, как внедрение программы повлияет на общие тенденции человеческого развития. Укрепление здоровья – долгосрочное капиталовложение, где результаты эпидемиологического влияния очень редко появляются даже в среднесрочном периоде, а только через 10 лет. Именно поэтому, измерять эффективность и успех программы следует не с показателей заболеваемости, а используя другие индикаторы: изменение образа жизни, развитие навыков, знаний, организационное и правовое развитие (организации, сообщества и т.д.)

Цель:

Описание процессов, которые происходят на уровне населения (смертность, заболеваемость, факторы риска, социально-экономические детерминанты), проведение оценки с точки зрения общей тенденции осуществления программы и эффективности отдельных элементов планов действий.

В связи с этим, в системе мониторинга и оценки будет предусмотрено следующее:

  • Интеграция общего мониторинга и оценки в общую систему мониторинга программы «Манас таалими».
  • Разработка и внедрение стандартной системы мониторинга и оценки обязательной для каждого действия осуществления программы.
  • Разработка качественных стандартов профилактической деятельности и критериев результативности и эффективности действий по профилактике и укреплению здоровья.
  • Внедрение новых методов изучения экономической эффективности профилактической деятельности с точки зрения роли социально-экономических детерминант.
  • Внедрение новых технологий, способов информирования, согласно международным стандартам в систему мониторинга и оценки программ укрепления здоровья (программное обеспечение), доступной для всех партнеров.

Важным аспектом проведения оценки эффективности мероприятий в рамках программы является определение финансовой и экономической выгоды различных действий и, как следствие, определение положительного экономического влиянии осуществления стратегии.

7. Исполнение

Реализация программы «Укрепление здоровья населения Кыргызской Республики» на 2009-2011 гг.» основана на многосекторальном подходе и предполагает участие многих сторон, включая государственные структуры, неправительственные, международные и другие организации, а также гражданское сообщество.

Ответственность за реализацию ведомственных программ по укреплению здоровья возлагается на органы государственной администрации и местного самоуправления.

Координация мероприятий по реализации программы «Укрепление здоровья населения Кыргызской Республики» на 2009-2011 гг.», проводимыми всеми заинтересованными сторонами возлагается на Министерство здравоохранения Кыргызской Республики.

Годовой отчет о реализации программы обсуждается с основными исполнителями и рассматривается на заседании СМКК по социально-значимым и особо опасным инфекционным заболеваниям при Правительстве КР

8. Заключение

Действия по укреплению здоровью происходят там, где люди живут, работают, учатся, играют – в сообществах.

С 2001 года большинство понятий и принципов укрепления здоровья были приняты в планы реформирования сектора здравоохранения. Успешная политика укрепления здоровья в Кыргызстане гармонизирует с политикой международных стандартов ВОЗ.

Конечно, укрепление здоровья не может само по себе создать идеальное будущее, но оно можем помочь переместить фокус деятельности на всех уровнях, в первую очередь, на человека, а не на экономическое развитие. Создавая партнерские связи и внося вклад в развитие социального сектора, укрепление здоровья может помочь продвинуться вперед к более гуманному, справедливому и устойчивому будущему. Мероприятия по укреплению здоровья как ключевые «инвестиции» стали существенным элементом социально-экономического развития.

Программа «Манас таалими» дает гарантию интегрированного подхода в рамках общей реформы здравоохранения, но важным условием программы укрепления здоровья является более обширная межсекторальная правительственная политика в интересах здоровья, предусматривающая:

  • Участие населения - как ключевое условие для развития здравоохранения.
  • Развитие межотраслевых стратегий и межотраслевого инвестирования, направленного на улучшение детерминант здоровья.
  • Повышение ответственности каждого сектора за те последствия, которые его деятельность оказывает на здоровье людей.

На практике реальное планирование деятельности должно считаться с рисками и препятствиями ее осуществления. Главные сложности и трудности заключаются в следующем:

  • доминирование клинической медицины и слабое влияние службы укрепления здоровья на общую систему здравоохранения (маргинальное положение) вследствие старомодных взглядов и подходов в общественном здравоохранении
  • неустойчивое финансирование, вызванное нестабильным социально-экономическим состоянием страны
  • недостаток человеческих ресурсов, из-за оттока кадров на местах
  • недостаточно развитая сеть НПО и гражданского общества
  • сильные социальные неравенства: бедность, миграция, безработица и т.д., которые оказывают влияние на здоровье населения и функционирование системы здравоохранения.

9. Ожидаемые результаты

В случае успешной реализации программы до 2011 года, главные ожидаемые результаты следующие:

  • Здоровье становится важной составной частью ежедневного политического мышления и главным аргументом принимаемых решений на всех уровнях государственного управления
  • Повышение роли общественного здравоохранения и профилактической направленности в системе здравоохранения.
  • Улучшение бюджетного финансирования деятельности службы укрепления здоровья, внедрение новых методов, например, привлечение ресурсов от налоговых средств.
  • Усиление связей между министерствами и ведомствами, а также увеличение количества партнеров (религия, НПО, СМИ, частный сектор и т.д.), вовлеченных в мероприятия по укреплению здоровья.
  • Усиление роли сообществ как партнеров системы здравоохранения и повышение их способностей контролировать и влиять на факторы, ухудшающие их здоровье.
  • Положительные изменения в ориентации общества с повышением значения здоровья как основного элемента ценностей повседневной жизни.
  • Развитие положительных элементов образа жизни (здоровое питание, занятия спортом в свободное время) и снижение вредных привычек и социально-экономического ущерба причиненными этими привычками особенно у молодежи

10. Дефениции

Активизация деятельности по укреплению здоровья - спланированный процесс в котором государство, общество, индивидуум действуют вместе в формировании потребностей у населения в укреплении и охране своего здоровья.

Детерминанты здоровья - Комплекс индивидуальных, социальных, экономических и экологических факторов, определяющих состояние здоровья отдельных людей или групп населения. Влияющие на здоровье многочисленные факторы взаимодействуют между собой. Выполнение задачи укрепления здоровья самым непосредственным образом связано с конкретными действиями и пропагандистскими мероприятиями при формировании целого комплекса потенциально совершенствуемых детерминант здоровья, причем не только тех, которые ассоциируются с действиями конкретного лица (например, с его образом жизни или поведением), но и таких факторов, как размер дохода и социальный статус, уровень образования, состояние производственной среды, условия работы на найму, наличие доступа к соответствующему медицинскому обслуживанию и качество окружающей человека среды.

Доказательная медицина и доказательное здравоохранение получили значительный стимул развития за последнее десятилетие (Эггер и др., 2001). Определение доказательной медицины, данное Сакеттом и др. (1996) излагается как «сознательное, недвусмысленное и целесообразное использование существующих наилучших доказательств при принятии решений об уходе за каждым конкретным пациентом»

Качество жизни - Степень восприятия отдельными людьми или группами людей того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности предоставляются.

Межсекторальные действия – Действия, при которых осуществляется сотрудничество сектора здравоохранения и соответствующих других секторов для достижения общей цели, при точном согласовании вклада различных секторов.

Местные сообщества – группа людей, объединенные общей идеей, делом. Они представляют наиболее активную и деятельную часть населения на местном уровне, которых можно вовлечь в вопросы охраны и укрепления здоровья.

Многосекторальные действия / меры – Из соображений практической целесообразности межсекториальные действия и многосекториальные действия / меры используются в качестве синонима. В то же время при использовании последнего термина подчеркивается вклад и ответственность ряда секторов.

Неравенства в состоянии здоровья - Неравенства в состоянии здоровья определяется как связь между социальной группой и здоровьем или как различия между состоянием здоровья разных сегментов населения, которые имеют место как следствие различий в социальных возможностях и возможностях получения образования, финансовых ресурсах, условиях проживания, питания, характере и условиях работы и неравного доступа к услугам здравоохранения. Эта тема занимает важнейшее местно в большинстве программ по укреплению здоровья во всем мире и является фокусом многочисленных государственных программ.

Общественное здравоохранение - Наука, искусство профилактики болезней, основанные на том, что индивидуум, семья, общество становятся сознательными действующими лицами в вопросах, связанных со здоровьем

Оценка воздействия на здоровье – Комплексная оценка как прямых, так и косвенных последствий с точки зрения состояния здоровья, развития здравоохранения и социально-экономического развития в целом, проведения определенной политики или программы, или деятельности конкретных служб или учреждений.

Первичная медико-санитарная помощь – Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является центральной функцией и основным звеном системы здравоохранения любой страны, главной службой оказания медико-санитарной помощи, построенной по принципу «от периферии к центру». ПМСП – неотъемлемая составная часть социального и экономического развития той или иной страны.

Переориентация служб здравоохранения – Переориентация служб здравоохранения характеризуется более выраженной озабоченностью по поводу достижения таких результатов в охране здоровья населения, которые отвечают требованиям организации и финансирования системы здравоохранения. Такие усилия в конечном итоге должны привести к такому изменению ориентации и организации служб здравоохранения, при котором в центре внимания окажутся потребности индивидуума как целостной личности, приведенные в соответствие с потребностями различных групп населения.

Политика здравоохранения – Совокупность принятых решений или взятых обязательств по проведению определенного курса действий, ориентированного на реализацию конкретных целей и задач в области укрепления здоровья.

Потенциал здоровья – Максимально достижимый уровень здоровья человека. Потенциал здоровья определяется способностью заботиться о своем собственном здоровье и здоровье других, способностью принимать решения и контролировать свою собственную жизнь, а также обеспечивать создание обществом, членом которого является тот или иной человек, условий, обеспечивающих достижение здоровья всеми членами этого общества.

Профилактика болезней – Мероприятия, направленные не только на предупреждение заболевания, такие, как иммунизация, борьба с переносчиками болезней или кампания по борьбе с курением, но и на то, чтобы сдержать его развитие и уменьшить его последствия после установления факта заболевания.

Cанитарное просвещение – Сознательное обеспечение возможностей для подготовки и обучения в целях содействия изменениям в стереотипах поведения.

Состояние здоровья – Общий термин для характеристики здоровья граждан, групп населения или народа, измеряемого согласно общепринятым стандартам. Разработанная ВОЗ система контрольных показателей здоровья представляет собой международно признанные стандарты по различным аспектам состояния здоровья.

Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него.

Улучшение здоровья – Рост показателей здоровья индивидуума или населения, включая продолжительность и качество жизни.

Участие населения – Активное вовлечение населения, проживающих в рамках той или иной формы социальной организации, в согласованное и последовательное участие в планировании, обеспечении функционирования т контроля в вопросах первичной медико – санитарной помощи, с использованием местных, общенациональных и иных ресурсов и возможностей.

Фактор риска – Социально – экономическое положение, биологический статус, стереотипы поведения или условия окружающей среды, ассоциируемые или являющиеся причиной повышенной восприимчивости к конкретному заболеванию, ухудшению здоровья или травме.

11. Список сокращений

БППП –болезни передающиеся половым путем
ЗОЖ – здоровый образ жизни
НПО – неправительственные организации
ПМСП –первичная медико-санитарная помощь
СМИ – средства массовой информации
СМКК – Страновой многосекторальный координационный комитет
СООППВ – сельские общественные объединения потребителей питьевой воды
СУЗ – служба укрепления здоровья
ФР – факторы риска

Ключевые слова

Здоровье, здоровье детей, государственная политика в сфере здоровья

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Здоровье Национальные программы Программа «Укрепление здоровья населения Кыргызской Республики на 2009-2011 годы»
Что на форуме?

Зайти на форум

Вон судья. Раз в парике, значит судья.

Алиса из книги Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG