ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Суббота, 27 мая, 2017 Кыргызстан: 13:55:16

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Кирилл, 7 лет

С этим человеком сложно. Потому что с ним много хлопот... Расходы большие... Подвести тебя этот человек может: например, сначала он был красивый и хороший, а после того, как ты на нем женился, стал ругучим и толстым. (Муж)
 

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Раннее развитие Ресурсные материалы Родителям и специалистам Шевякова Анна. Обзор методик раннего развития

Дети должны жить в семье

Шевякова Анна. Обзор методик раннего развития PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Введение

Различие между разумом и образованием состоит в том, что именно разум способен обеспечить вам хорошую жизнь.
Чарльз Франклин Кеттеринг.

 

Первое слово, произнесенное, а потом и написанное ребенком, очень большая радость как для родителей, так и для самого ребенка. Еще в древности было замечено, что обучение, познавание нового, доставляет огромную радость детям. И наша задача – облегчить им этот процесс, удовлетворить их природную любознательность, сделать обучение легким и приятным.

Есть много методик раннего развития. И не для кого не секрет, что генетически идентичные дети (близнецы), воспитанные в разных семьях, вырастают принципиально разными людьми. У них различно все: уровень образования, моральные ценности, профессиональные склонности. Еще в детстве они по-разному развиваются, в разное время начинают ходить, говорить, читать. И это зависит не только от психологической обстановки в семье, но и от того, как воспитывают и обучают.

Ученые Э. Кэндел и Р. Хокинс определили обучение как процесс, при помощи которого индивид приобретает новые знания, а память – как процесс, позволяющий эти знания не терять со временем (11). Любое обучение, в каких бы формах оно ни осуществлялось, всегда представляет собой необходимое и незаменимое условие формирования и развития мышления. Имеено в процессе обучения возникает, формируется и развивается мышление как искание и открытие существенно нового (1). Большая часть того, что нового мы узнаем в течении жизни, и из чего мы делаем выводы, является результатом обучения, так что обучение и память играют центральную роль в формировании чувства индивидуальности.

Генетические основы одаренности.

“Нервные клетки – это загадочные бабочки души, чьих крыл биение в один прекрасный день – как знать? – прольет свет на тайны психической жизни.”
Сантьяго Рамон-и-Кахаль


Ребенок рождается с огромным потенциалом, большим, чем мы можем себе представить. К примеру, у новорожденного ребенка на 300% больше связей между нервными клетками, чем у взрослого человека, и все его сенсорные области и полушария связаны друг с другом (Анохин К. В., 2000). Это означает, что практически все клетки связаны между собой, и когда с ребенком разговаривают, показывают ему что-нибудь, качают его, по его нервным волокнам бегут электрические импульсы, упрочняя связи между нейронами. Через несколько месяцев после рождения те связи между нервными клетками, которые не успели упрочниться, исчезают, и большая часть нервных клеток, которая осталась без связей с другими нейронами, отмирает (Анохин К. В., 2000). Таким образом то, что мы не используем, мы теряем. Именно поэтому настолько важно как можно раньше начать развивать ребенка.

Бывают случаи, когда нервные клетки как бы “прорастают” из одной области коры в другую. В этом случае возникает такое явление как синестезия (Анохин К. В., 2000). Синестезия – это способность людей воспринимать одни сенсорные модальности в терминах других (например, вкусовые ощущения в виде форм). Во взрослом возрасте такие люди встречаются 1 на 100 000. В детском – гораздо чаще. Есть гипотеза, что сенсорные области у детей еще просто не успели разъединится. Возможно, это происходит от хорошей стимуляции органов чувств в младенчестве.

Изучая новую информацию, мы используем все органы чувств настолько, насколько мы можем, а у синестетиков чувства развиты сильнее, и, поэтому, они лучше усваивают информацию. К примеру, 88% из них обладают уникальной памятью и большими способностями. Ярким примером синестетика является Шеришевский, описанный в книге Лурии “Маленькая книжка о большой памяти” (12).

Человеческий мозг вполне справедливо иногда называют самым сложным объектом во Вселенной. Он содержит триллион клеток, из которых 100 млрд. представлены соединенными в сети нейронами – это субстрат интеллекта, творческих способностей, эмоций, сознания и памяти (18). Его формирование продолжается первыми шесть лет жизни, и то, что в результате получится из маленького ребенка, определяется именно этими годами. Развитие мозга можно оценить хотя бы по окружности головы (а растет она за счет увеличения в размерах нейронов и увеличения числа их отростков): новорожденный младенец имеет голову размером 35 см в окружности. К двум с половиной годам ее размер увеличивается до 50 см, к двадцати одному году – до 55 см (5).

Еще в старину было известно, что для полноценного развития ребенка очень важно развивать все органы чувств, но научное доказательство этому получили всего лишь пару лет назад. Было установлено, что существует только ограниченное число факторов роста нейронов, а это значит, что синапсы (они устанавливают связи между нервными клетками) конкурируют между собой (19). Т. е. если мы какой-то орган чувств стимулируем сильнее, чем остальные, то на другие остается меньше ресурсов. И в этом случае остальные органы чувств развиваются хуже, по сравнению с тем, который мы сверхстимулируем. Но это возможно только тогда, когда растет мозг и закладываются нейронные сети (19). Во взрослом возрасте такая сверхстимуляция отдельных органов в основном отражается на пропорциях нашего тела в сенсорных областях мозговой коры - они сильно искажаются (например, у скрипачей область представительства пальцев левой руки расширена за счет области, соответствующей остальным частям тела). Но, как показал Мерзенич с сотрудниками, корковые карты подвергаются непрерывной модификации, зависящей от того, насколько мы эксплуатируем сенсорные пути. Т. е. если скрипач перестанет играть на скрипке и займется чем-нибудь другим, то через несколько лет пропорции изменятся (11). Исходя из этого, возможно, правы те люди, которые против однобокого развития, например, только "книжного" или только музыкального.
Органы чувств маленьких детей усиленно развиваются именно тогда, когда на них подают разнообразные стимулы. Но в детях уже генетически заложена программа “покорения мира”: сначала развиваются одни отделы мозга, которые, тем самым, провоцируют дальнейшее развитие других отделов мозга, и т. д. (Анохин К. В., 2000). Например, сначала развивается задняя половина мозга (5). Вся она состоит из проводящих сенсорных путей, которые можно разделить в соответствии с пятью органами чувств. И эти пять проводящих путей развиваются только тогда, когда работают. Иначе говоря, чем больше информации проходит через визуальный, слуховой, осязательный, вкусовой и обонятельный пути, тем лучше они будут функционировать. У родившегося здорового ребенка эти пути не повреждены, но и не развиты. Чем меньше информации пройдет, тем хуже они разовьются. Именно световые, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные импульсы проходят через эти пути, вызывая их рост и развитие. Если же через эти пути пройдет количество информации, недостаточное для правильного запуска следующих отделов мозга, то это может привести к тому, что какие-то функции в организме будут не развиты (5).

Благодаря поэтапному развитию отделов головного мозга и можно подразделять развитие детей на соответствующие ступеньки. Каждый этап занимает какое-то время, которое более или менее одинаково у всех детей. Но если какая-то функция в ребенке не развилась к соответствующему сроку, то это показывает, что либо у него физические нарушения соответствующих отделов мозга, либо по каким-то причинам какая-то основополагающая структура не развилась. Это можно попытаться исправить, вернувшись на тот уровень, на котором начинается закладка всего – на уровень развития органов чувств, и, подавая усиленную стимуляцию на них,попытаться их доразвить. Если же, по каким-то причинам, какая-то из функций человеческого организма не работает (ребенок не в состоянии ходить или говорить), надо усиленно стимулировать оставшиеся органы чувств, тогда можно надеяться на то, что какая-то из областей мозга возьмет на себя те функции, за которые ответственна пораженная часть мозга. Именно к этому и пришел Глен Доман, который бился над этой проблемой сорок лет, используя различные способы реабилитации детей с мозговыми травмами, пока опытным путем не наткнулся на этот способ (5).

О природе гениальности.

Ученые обнаружили то обстоятельство, что дети, которых часто хвалят, становятся более интеллектуальными, чем дети, которых часто ругают. И в этом состоит творческий элемент похвалы.
Томас Дрейер.

Наверное, мало кто из родителей и воспитателей не мучился над вопросом, пытаясь определить для себя: что же такое гениальность? Многие ученые по сей день бьются над проблемой, пытаясь докопаться до истоков: насколько врожденной является гениальность?

Хоуи посвятил 10 лет изучению развития одаренных детей и результатом его работы станет книга "Что такое гений", которая скоро выйдет в свет (“Санди Таймс”, 1999). Хоуи убежден, что талантливость сверхспособных детей не обусловлена унаследованными генами, просто они более трудолюбивы, настойчивы, умеют рационально распределить свое время и еще им чуть-чуть повезло.

Хоуи вместе с коллегами исследовали 76 работ всемирно известных композиторов, и выяснили, что все они, за исключением троих, в течение 10 лет профессионально занимались музыкой, прежде чем написали свои основные работы, и достигли высокого уровня мастерства в равной степени благодаря благоприятной окружающей среде и врожденным способностям. Они также проанализировали также деятельность 200 современных музыкантов, и пришли к выводу, что единственным показателем, по которому можно было предсказать уровень их игры, было время, которое они затрачивали на занятия музыкой. Из всего этого Хоуи делает вывод, что каждый человек может добиться выдающихся результатов в той или иной области, если будет трудолюбив и настойчив (“Санди Таймс”, 1999).

Сюзан Гринфилд, профессор фармакологии Оксфордского университета и автор книги, посвященной человеческому мозгу, говорит: "Мне кажется, что способность мозга выполнять какую-то особую работу определяется не его физическими характеристиками, а на порядок более высоким уровнем обработки мысли”. По ее мнению, гены хотя и играют определенную роль, но связи между клетками мозга гораздо более многочисленны и значимы (“Санди Таймс”, 1999).

А Доман, вспоминая всех известных выдающихся личностей, которые начали читать в три года, часто повторяет: "они так рано научились читать, потому что были гениями, или они СТАЛИ гениями, потому что так рано выучились читать?" (8).
Томас Эдисон же считает, что “гений - это на 99% тяжкий, до пота, труд и на 1% вдохновение”. Однако пока ни одна теория не объясняет загадки того, откуда взялся у Эдисона 1% вдохновения.
Рис Вилляс попытался разобраться в этом (Анохин К. В., 2000). Он выделил свойства, которым должны удовлетворять одаренные дети:

1. Эти дети сами по себе характеризуются очень сильной мотивированностью и неиссякаемой любознательностью в той области, в которой они одарены.

2. В этих областях дети способны интуитивно доходить до каких-либо знаний (минуя логическую цепочку).

3. В области своего таланта чаще всего эти дети являются “зрелорожденными”, т. е. имеют преждевременное созревание в сфере своей одаренности (гены, отвечающие за развитие функциональных частей мозга, у таких детей включаются раньше, чем у обычных).

4. У большинства одаренных детей одаренность является неравномерной. Раннее созревание одних частей мозга часто сопровождает отставание в других. Например, 95% детей, обладающих математическими способностями, имеют отставание в лингвистической области. А у 20 – 25% таких детей, что в два раза чаще, чем у остальной популяции, затруднены социальные контакты (например, они аутичны).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на основе одних и тех же генетических задатков можно вырастить совершенно разных людей. То есть хотя многое определяется генами, но, как на клавишах пианино, на одних и тех же генах можно сыграть грустную или веселую мелодию, вальс или марш.

Ступеньки развития мышления детей первого года жизни.

Источник желания учиться - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой.

В. А. Сухомлинский.

Вот ребенок впервые приподнял голову, чтобы посмотреть, куда удаляется мама, вот сделал первое движение в сторону игрушки, чуть позже – сказал первое слово для обозначения того, чего ему хочется. Все это – первые проявления сознательной деятельности ребенка, которая определяются его мышлением. По определению А. В. Брушлинского, мышление – это всегда искание и открытие существенно нового (здесь имеется ввиду, что открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению лишь к предшествующим стадиям мышления и вообще всей жизни данного индивида, а не всего человечества) (1). Уже маленький ребенок, по мере формирования у него элементарных видов мыслительной деятельности, начинает открывать новое. Например, он задумывается над устройством той или иной игрушки, пытается понять некоторые отношения между людьми, овладевает все более сложными навыками и умениями.
В то время, когда ребенок развивается, у него начинают последовательно включаться различные гены, определяющие направление дальнейшего развития его центральной нервной системы (Анохин К. В., 2000), и по этой последовательности развитие малыша можно подразделить на различные периоды, “ступеньки” развития. Начало каждой новой “ступеньки” можно определить как появление нового информационного “измерения” в системе знаний ребенка об окружающем мире (осязание, зрение), или качественное увеличение объема получаемой информации (ползание, понимание речи). Каждая “ступенька” обозначает период работы над новым ощущением и активное его использование. Уже известные факты дополняются новыми свойствами (маму он уже знает, но теперь он ее еще и видит). А познавание новых объектов идет с использованием всех имеющихся знаний.

Итак, “ступеньки”:
1. Новорожденный (первые две-три недели).
Через тактильные ощущения ребенок ощущает мир. На этом этапе у него образуются ”физические” образы. В основу образа ложатся впечатления от ощущения, полученные с помощью слуха, осязания и обоняния (8, 9).

2. Двух–трехнедельный.
Ребенок начинает видеть. В это время он начинает ощущать взаимосвязи между присутствием близкого человека (мама подошла) и своим последующим эмоциональным состоянием. Осознает, какая его реакция вызовет соответствующую реакцию у мамы, и пользуется этим.

Ребенок начинает двигаться в нужном ему направлении (трех–шестимесячный).

Каждый раз, с освоением какого-то нового движения, ребенок более активно исследует окружающий мир. Благодаря этому уменьшается его эгоцентризм (он для себя еще центр мира, но уже на пороге понимания, что если ему что-то надо, то для достижения цели ему надо сделать какие-то движения (подползти)).

3. Пяти-семимесячный.
Ребенок постепенно начинает идентифицировать себя как человечка. В первую очередь, это выражается в том, что он начинает себя “ощущать” отдельно от мамы. До этого – ее руки, ноги – воспринимаются как продолжение его собственного тела. Появляется комплекс “испуга”, т. е. ребенок боится незнакомых, плачет в отсутствии привычного лица. Параллельно с этим формируется модели взаимоотношений с близкими людьми, которые, впоследствии, сложно переделать. Тот человек, который в это время был наиболее близок к ребенку, и с которым ребенку было комфортнее всего, становится наиболее близким ему на долгое время (таким образом осуществляется импритинг).

Спустя некоторое время возникает момент, когда ребенок может сказать “нет”. Это уже следующая стадия идентификации его как человечка (4).

До этого возраста не нужно нагружать ребенка фактическими знаниями. Даже при больших усилиях эффект от этого небольшой. Более того, это вредно, т. к. все усилия ребенка в это время направлены на развитие его органов чувств, а эти “уроки” могут содействовать тому, что он, недоразвив свои органы чувств, перескочит на подаваемый материал. Лучше стимулировать его различными способами (показывать яркие картинки, игрушки, гладить его разными (по фактуре) тканями, включать красивую музыку, разговаривать с ним). Более подробно эти способы описаны в книге С. Лупан (12).

4. Стадия “предговорения” (восьми–двенадцатимесячный)
Еще задолго до того, как младенец впервые произнесет правильно выбранное слово, его мозг будет готовиться к этому, занимаясь планированием миллиарда действий и выработкой понятий. Дамазиу предположили, что речь можно рассматривать как трехкомпонентную систему: образование слов, представление понятий и промежуточные процессы, играющие роль посредников между первыми двумя компонентами (3). В возрасте же восьми-двенадцати месяцев, перед тем, как ребенок начнет говорить, в его мозге закрепляются взаимосвязи:
предмет – слово (название)
действие – слово

Все эти связи имеют эмоциональную окраску. И когда они образуются в полной мере, начинают формироваться зачатки абстрактного мышления.

Однако бывают и отклонения: некоторые дети с дефектами понятийных систем тем не менее научаются грамоте. Это связанно с тем, что созревание речевых процессов не всегда идет параллельно формированию понятий (3).

Существует чередование открытий в области физической активности и в области словообразования. Оно заключается в том, что пока ребенок осваивает какое-нибудь новое движение (п. 3), - развитие в области словообразования (п. 5) на время замедляется. Потом совершенное открытие дает новый импульс к развитию понятийных связей.

О методиках раннего развития и развивающих играх.

Мария Монтессори.

“Воспитание на 90 процентов состоит из предусмотрительности.
Симон Соловейчик.

 

Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям. Родилась она в Италии, в середине 19 века, и была первой в истории этой страны женщиной - доктором медицины.
Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики.

Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому" (14, 15).

Таким образом, Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала.
Также, наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила возможные особенности психического развития: впитывающее мышление и возрастную сензитивность (чувствительность).

Впитывающее мышление.

При работе с детьми Монтессори заметила, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, отличной от разума взрослого, которую она и назвала впитывающим мышлением. Мышление ребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на “хорошие” и “плохие”, “полезные” и “бесполезные” и т.д. Исходя из этого предметная и социальная среда, окружающая ребенка, приобретает огромное значение. И если взрослый хочет, чтобы ребенок хорошо развивался, то он должен создать вокруг ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития: огромное количество разнообразных сенсорных впечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы положительного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами. И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть возможность “впитать” правильную речь.

Сензитивные периоды:
Это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии детей. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности развиваться в соответствии с директивами своих периодов, то он упустил единственный случай естественным образом приобрести определенную способность. И больше ему такой возможности не представится.
В процессе развития всех детей возникают сензитивные периоды, но время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у разных детей.

o период развития речи (0-6 лет)
o период восприятия порядка (0-3)
o период сенсорного развития (0-5.5)
o период восприятия маленьких предметов (1.5-2.5)
o период развития движений и действий (1-4)
o период развития социальных навыков (2.5-6)
Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь ее игры направлены на развитие образного мышления. В них ребенок научается на глаз оценивать количество и объем предметов независимо от формы, которую они принимают. А манипуляции с мелкими предметами развивают когнитивную карту мозга малыша.

Глен Доман.

“Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов”.
Цицерон.

“… Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.”
“О воспитании оратора” М. Ф. Квинтилиан (42-118 гг. н. э.)


В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом (5 - 9). В первую очередь, больных детей (кроме слепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Со слепыми детьми дело обстояло сложнее – первый шаг их программы состоял в том, чтобы дать им возможность видеть хотя бы очертания. В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим, постепенно, понемногу, они начинали и двигаться. До обучения по методике Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития детей, а спустя некоторое время после начала обучения – по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей!

И опять же возникает вопрос, который задавала себе еще Мария Монтессори: “что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?”

Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.

Целью, которую поставил себе Доман, является – “дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей.”

Доман хорошо знает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Исходя из этого, свою систему он построил для трех-четырехлетних малышей.

В первую очередь, считает Доман, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей ребенка. Конечно, надо обучать так, чтобы это было психологически комфортно ребенку, надо стараться исподволь развить его врожденные рефлексы.
Мне кажется, что дети, которых пеленали, в большинстве своем более апатичны, не позволяют себе сделать того, что они хотят, в более старшем возрасте, чем дети, которым позволяли и помогали двигаться так, как они хотят. Вы когда-нибудь видели, какая радость написана на личике трехмесячного малыша, которому помогают стоять и ходить? Если да, то после этого Вы никогда не скажете, что такое раннее развитие вредно.
Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие.

По мнению Домана, лингвистические способности – врожденная функция человеческого мозга. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам. Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называются словами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идет речь. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают. Исходя из этого, идея “готовности к чтению” (а также все другие “готовности”) является полнейшим вздором. Утверждение о том, что ребенок готов к чтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно. Готовность созидается в детях, а если не созидается – случайно или с какой-то целью – она не появится вообще.

Доман считает, что если учить ребенка фактическому материалу в математике, а факты, на которых основывается математика, - это числа, такие как один, два, три, четыре, пять, шесть, - то он откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д. Из этого он делает вывод, что математические способности – также неотъемлемые функции человеческого мозга.

Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того, чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.

Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.

Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Для этого родители делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. Было бы, наверное, неплохо, если бы ребенку не просто давали энциклопедические знания, но еще и рассказывали, где и как они применяются, как они взаимосвязаны между собой, подкрепляли бы примерами из жизни (тогда информация становится менее безликой, а, значит, и более интересной для ребенка).
Доман рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 - 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5 - 10 секунд. Мне же кажется, что лучше показывать настолько быстро, насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа, т. е. слова и точки – быстро, а картины – медленно.

Для обучения чтению Доман берет старинную англо-германскую систему: предъявление и озвучивание целого слова. Он рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне. Доман советует начать обучение как можно раньше, лучше – до года. Но в этом возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета. Если же у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то он, скорей всего, все равно не представит себе за словом предмет (т. к. слишком быстро показывают и часто меняют слова, он не успевает к ним привыкнуть). Получается, что мы, с самого раннего возраста, учим ребенка мыслить абстрактно. А может, лучше образно? Кстати, дети с образным мышлением эту методику плохо воспринимают. Мне кажется, что было бы лучше, если бы показывали одновременно на одном листе сверху – картинку, снизу – подпись.

По мере взросления ребенка Доман предлагает увеличивать продолжительность и количество занятий. По достижение ребенком возраста 1,5 - 2 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке.

Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него “ходячую энциклопедию”), но не учат думать (использовать полученные знания). Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. “Факт” надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими “фактами”, определить ему место в мире.

С другой стороны, эта методика хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. И, к тому же, большой плюс в том, что Глен Доман воспитывает родителей, объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Качество методики подтверждается еще и ее результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману (5).

Сесиль Лупан.

“Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь”.
Мудрец.


Сесиль Браи-Лупан – это самоотверженная молодая мама, которая, воспитывая своих маленьких дочек, пытается наилучшим способом развить их интеллект, и вместе с тем, сделать их психологически здоровыми людьми. Узнав о методике Г. Домана, она апробировала ее на своих детях. Что-то у нее получилось, что-то – нет, и, исходя из основных мыслей Домана, она попыталась переделать эту методику так, как ей показалось наиболее разумным. В отличие от Глена Домана, который наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир, Сесиль Лупан, наблюдая только двоих своих дочек, очень тонко чувствует их и пытается дать им именно те знания и именно в тот момент, когда им этого хочется. У Домана более четко все расписано по возрастам среднестатистических детей, у Лупан же – по возникновению интереса, с учетом склонностей детей. Сесиль Лупан более тонко, более индивидуально, подбирает методы обучения.

В то же время, в своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных (по методике Клэр Тиммерманс). Она составила целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников.
Те результаты, которых она достигла и те способы, которыми она их достигала, в приятной форме описаны в ее книге “Поверь в свое дитя” (12). Читая ее книгу любой родитель, подготовленный или начинающий, найдет массу интересного и на основе ее рекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка.

Никитины.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…
В. А. Сухомлинский

Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Так же они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей (16, 17).

Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка" (16).

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Игры обладают характерными особенностями:

7. Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

8. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.

9. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

10. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

Некоторые из никитинских игр очень похожи на блоки Фребеля. Фридрих Фребель - это немецкий педагог 19 века, основатель первых детских садов (KinderGarten). Он сконструировал блоки, которые позволяют познакомить малыша со свойствами геометрических тел, учат его пространственному воображению, умению соединить часть в целое. Всего наборов блоков 8, они возрастают по сложности. 'Кирпичики' , описанные у Никитиных - это один из наборов Фребеля. Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.

Т. к. в основном никитинские игры направлены на развитие логики и построение образов, они не могут быть единственным средством развития ребенка. Они могут быть только дополнением к другим методикам, в которых представлен весь спектр дисциплин, направленных на всестороннее развитие ребенка.
Что касается физической закалки – то, на мой взгляд, лучше выбирать методы, щадящие психику ребенка. Жизнь при температуре 18 С, окунание новорожденных в ледяную воду, на мой взгляд, несет в себе психологический дискомфорт. Очевидно, если ребенка поставить в суровые условия, то его организм найдет в себе резервы, чтобы выжить (17), и такой ребенок будет крепче обычных детей, но что в этот момент происходит с его психикой? Не начинает ли он ощущать этот мир миром, в котором надо ежеминутно бороться за выживание? Доман, в отличие от Никитиных, предлагает держать детей первого месяца жизни, одетыми в шортики и футболочку, при температуре 32 С, чтобы переход от внутриутробной жизни в наш мир произошел как можно более безболезненно (8). Возможно, этот подход более благоприятен для детей.

Н. А. Зайцев.

“Открытие скрытых в ребенке еще не исследованных творческих сил будет иметь большие последствия, чем открытия тайны раскрепощения атома”.
Вейсмантель.


Младенец, пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы потом соединить их в слоги. И даже еще раньше, во время его лепета, никогда не слышно отдельных букв, всегда только слоги. Ученые, занимающиеся этой проблемой, открыли, что традиционный, вербально-фонемный, принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные “элементики”. Ими было установлено, что такая методика не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Таким образом, показано, что традиционный принцип обучения чтению изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Именно она – один из факторов формирования напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. А речемоторная напряженность сама по себе уже создает ситуацию развития ранних психических нарушений (10).

Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, Николай Александрович Зайцев (р.1939), настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка.

Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда – всей группой, когда – поодиночке (10).

Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам (методику обучения чтению малышей первого года жизни переложила Лена Данилова(2)).

В целом складовый принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков Н. А. Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе, свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует (10).

Безусловным достижением автора является системный подход к такому предмету, как математика. Предлагаемая автором методика основана на системе таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, и какие действия можно с ними производить. Зайцев в доступной форме рассказывает, откуда взялись дроби и степени, и что можно с ними делать. Эта методика рассчитана на детей 3 - 4 лет, но ее также можно использовать и для учеников начальной школы.

Зайцевские пособия очень хорошо подходят всем детям – быстрым и медленным, слабым и сильным. В своих детских садах Зайцев предпочитает брать в группу самых слабых детей, и они очень быстро догоняют основной поток. В этом, в принципе, и должна заключаться суть всех развивающих методик.

Заключение.

Чтобы избежать зла "узкой специализации" (знания только определенного предмета), которое будет держать человечество на чрезвычайно низком уровне развития, все дети должны получать общее образование с ранней молодости, что сделает их понимающими цели общества, в высшей степени полезными для общества и способными принести ему много счастья.
Роберт Оуэн.


Наверное, самой лучшей обучающей методикой будет являться та, которая будет написана с учетом знаний об устройстве и развитии мозга. Уже сейчас такие методисты, как Доман и Зайцев, с успехом применяют то, что они знают о развитии мозга (Доман) и о словообразовании (Зайцев). Хотелось бы надеяться, что и в дальнейшем методисты будут обращать внимание на то, насколько их методики подстроены под мозговую активность, насколько эффективно мозг ребенка будет воспринимать те знания, которые ему пытаются дать. И, уж конечно, науки о мозге позволяют выделить те периоды, во время которых происходит наибольшая нейронная активность различных функциональных областей. Обучающие методики следует рассчитывать именно на то время и на тот возраст, когда они будут наиболее эффективны.

Все работы педагогов-новаторов, о которых шла речь в данной работе, рассчитаны на первые 5 – 7 лет жизни. А что делать дальше с детьми, воспитанными по их методикам? В институте Домана есть программы дальнейшего обучения более старших детей, а в нашей стране этого нет. В результате такие дети остаются либо на домашнем обучении, либо идут в обычную школу, где им сложно прижиться, или же идут в частные школы, работающие по авторским методикам. В Москве есть несколько таких школ. Все они работают по довольно оригинальным методикам, но и они тоже не рассчитаны на таких развитых детей. А в обычных школах, к примеру, в первом классе на двадцать шестом уроке математики дается цифра 5, на пятьдесят первом уроке - цифра 8. Современная школа СТО часов сидит в первом десятке (10).

Зная все трудности, с которыми потом придется столкнуться их “излишне” развитым детям, многие родители отказываются от методик раннего развития, боясь сломать им психику на этих проблемах. Очень бы хотелось, чтобы группа методистов занялась разработкой программ для детей, воспитанных на методиках раннего развития.

И еще один минус наших школ: в старших классах принято подавать большое количество материала. В результате усвоение этого материала становится в значительной степени малопродуктивным, нетворческим. Знания перестают быть важнейшим условием и стимулом развития мышления; напротив, они подавляют и притупляют его. Мышление в таком случае не развивается с достаточной интенсивностью и не приводит к глубокому овладению знаниями (1).

Теперь поговорим о школьном тестировании. В школах уверяют, что его цель – выявить уровень знаний ребенка. На самом деле, как заметил еще Доман, они делают как раз обратное – пытаются выявить то, что ребенок не знает. Все дети любят познавать и ненавидят, когда их проверяют. Про это Доман говорит так: “Школьная система устроена так, что ребенок чувствует себя проигравшим, и потому в нем преобладает чувство неудовлетворенности” (5). К тому же, этот метод неполноценен еще и потому, что тесты, контрольные работы, характеризуют только лишь результат мыслительного процесса, вовсе не раскрывая наиболее важную, процессуальную сторону мышления. А зная лишь результат психического процесса, мы не можем достаточно полно судить об уровне сформированности мышления у данного ученика. Надо учитывать и то, что знания, которыми овладел ученик, неоднозначно характеризуют его мышление (1).

А как же тогда проверять детей? Скорее всего, наилучшим выходом из положения было бы устраивать детские конференции, в которых дети бы рассказывали и обсуждали то, что они узнали. Нужно ставить ученика в положение “исследователя”, наталкивающегося на посильные для него вопросы и проблемы. Ведь лучше всего учащиеся открывают и усваивают новые для них знания именно в процессе решения задач (1). А экзамены стоит вообще исключить вплоть до выпускного класса. В некоторых школах уже работает такая система, и она дает хорошие результаты. Остается надеяться, что и в других школах ситуация изменится к лучшему.

Список использованной литературы:

11. А. В. Брушлинский “Психология мышления и проблемное обучение”, изд-во “Знание”, Москва, 1983.
12. Лена Данилова “Что такое “раннее развитие” детей?”, Москва, 2000.
13. Антониу Р. Дамазиу, Анна Дамазиу, “Мозг и речь”, в мире науки, 1992, №11 - №12.
14. Франсуаза Дольто “На стороне ребенка”, “Аграф”, Москва, 1997.
15. Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен “Как развить интеллект ребенка”, “Аквариум”, 1998.
16. Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен “Как дать ребенку энциклопедические знания”, “Аквариум”, 1998.
17. Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен “Как сделать ребенка физически совершенным”, “Аквариум”, 1998.
18. Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен “Как научить ребенка читать”, “Аквариум”, 1998.
19. Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен “Как обучить ребенка математике”, “Аквариум”, 1998.
20. Зайцев Н. А. “Письмо, чтение, счет”, “Лань”, Санкт-Петербург, 1998.
21. Эрик Р. Кэндел, Роберт Д. Хокинс, “Биологические основы обучения и индивидуальности”, в мире науки, 1992, №11 - №12.
22. Сесиль Лупан “Поверь в свое дитя”, “Дельта”, Санкт-Петербург, 1996.
23. А. Р. Лурия “Маленькая книжка о большой памяти”, изд-во “Эйдос”, Москва, 1994.
24. Мария Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики", Гомель, 1993.
25. Мария Монтессори "Разум ребe:нка", М., "ГРААЛЬ", 1997.
26. Б. П. Никитин "Ступеньки творчества или Развивающие игры", М., "Просвещение", 1989.
27. Б. П. и Л. А. Никитины “Мы, наши дети и внуки”, Москва, “Лист”, 1997.
28. Джералд Д. Фишбах, “Психика и мозг”, в мире науки, 1992, №11 - №12.
29. Карла Дж. Шатц, “Развивающийся мозг”, в мире науки, 1992, №11 - №12.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Раннее развитие Ресурсные материалы Родителям и специалистам Шевякова Анна. Обзор методик раннего развития
Что на форуме?

Зайти на форум

 Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.

Махатма Ганди

 

Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG