ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Воскресенье, 30 апреля, 2017 Кыргызстан: 14:54:19

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Эстелла, 2 года

Летний вечер, закат. Эстелла увидела на небе розоватые облака, помолчала секунду и задумчиво произнесла: «Облака горят…»

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Раннее развитие Детская психология Психическое развитие ребенка раннего возраста

Дети должны жить в семье

Психическое развитие ребенка раннего возраста PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

  • В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребёнка. Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребёнка. Взрослый становится не просто источником предметов и помощником в манипуляциях ребёнка, но участником его деятельности и образцом для подражания. Возникает совместная деятельность, в которой ребёнок осваивает общественно-выработанные способы действия с предметами.
  • В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребёнка по нескольким линиям, среди которых является предметная деятельность, речь, произвольное поведение, общение со сверстниками, начало символической игры, самосознание.
  • Главной возрастной особенностью этого периода является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребёнка от воспринимаемой ситуации. Ситуативность связана с аффективным характером восприятия детей раннего возраста.
  • В начале раннего возраста манипуляции ребенка с предметами приобретают специфический характер. Копируя движения взрослого с конкретными предметами, ребенок начинает переносить усвоенные схемы действия на другие предметы и ситуации.
  • На втором году жизни происходит интенсивное овладение орудийными предметными действиями. Усвоение общественно-выработанных способов использования предметов происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого.
  • Раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, которые возникают в процессе смены ручных операций на орудийные. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.
  • Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, перестраивают все психические процессы ребенка. Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением.
  • Между довербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова ребенка этого возраста отличаются от взрослых слов и по звучанию и по значению. Они неразрывно связаны с воспринимаемой ситуацией и выполняют в основном указательную функцию в ней.
  • В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ре6енка к речи. Рождение первых настоящих слов ребенка происходит в предметном сотрудничестве со взрослым и проходит три этапа: ориентация на предмет, на взрослого, на слово.
  • На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка (связи слов в предложениях, падежей, предлогов, союзов и т.д.).
  • На протяжении второго года жизни привязанности ребенка к людям, становясь сильнее, достигают пика в своем развитии. Постепенно ребенок учится использовать присутствие мамы как гарантию безопасности, необходимую для исследования окружающего мира. В течении второго года жизни дети становятся значительно увереннее в себе. Это выражается различными способами. Прогрессируя в моторном развитии, ребенок уже умеет ходить, поэтому двигается быстрее и проворнее. Важные изменения происходят также и в эмоциональной сфере. Исчезают детские страхи, боязнь незнакомых людей. Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Феномен «я сам» - явление весьма характерное для двухлетнего возраста. На долю родителей выпадает сложная задача по поддержке ребенка в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений: им приходится способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая детей, так чтобы их исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи. Обучаясь говорить «нет», ребенок утверждается в своей индивидуальности. Это необходимый этап в развитии личности ребёнка, но очевидно, что он же может создать область конфликта между родителями и детьми. Ребёнку требуется помощь в самообслуживании, такая, чтобы, обучаясь различными действиями, он не ощущал, что их делают за него. Обучение должно быть заблаговременно продуманным, так чтобы новые усилия обычно завершались успешно, вместо требующих чрезмерного напряжения попыток, завершавшихся неудачей. Для того, чтобы это действительно сработало, влияние родителей должно быть одновременно умелым и ненавязчивым и прежде всего ориентированным на обеспечение безопасности ребёнка. Последнее нужно постоянно держать в голове в виду того, что дети могут неожиданно выбежать на дорогу, заметив что-то интересное, или не смогут в достаточной мере оценить опасность горячего предмета или открытого огня. Ожоги и шрамы ( иногда очень серьёзные ) особенно распространены среди детей дошкольного возраста.
  • Эмоции. Раздражение или гнев – это одна из самых распространенных среди детей второго и третьего года жизни эмоции, а вспышки ярости, когда ребёнок визжит, бьется руками и ногами или задыхаются, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции. В этом возрасте подобные припадки чаще всего вызываются либо родительскими запретами, либо фрустрацией из-за неудачи при достижении чего-либо. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то либо действия обычно провоцирует гнев ребёнка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима (чаще всего это связано с приёмом гостей). Вспышки раздражительности особенно часто бывают в часы приёма пищи, когда ребёнок голоден, устал, замёрз или плохо себя чувствует. Многие родители обнаруживают целительные свойства кормления или отдыха. Они также узнают, что изменение настроения может быть первым признаком того, что ребёнок чем-нибудь заболел. Усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева часто являются первым признаком воспаления уха или одного из детских инфекционных заболеваний. На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также много проблем возникает вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношении подчинения. Они продолжают сохранятся в течении всего дошкольного периода, но чем ближе подходит время поступления в школу, тем чаще эмоциональные проблемы фокусируются на отношениях ребёнка с другими детьми. В данном контексте родителей может обеспокоить появление у ребёнка агрессивности. Задержки развития контроля за выделительными функциями или основания в речи также усиливают тревожность родителей.
  • Речь.В начале второго года жизни, по истечении месяца или около того с момента произнесения первого слова со смысловой нагрузкой словарь ребёнка постепенно обогащаются. Ускорение этого процесса становится наиболее заметным в возрасте где-то около 18 месяцев, в результате к двум годам обычный ребёнок может понимать несколько сотен слов и около двухсот из них регулярно употреблять в собственной речи. Однако, как и в отношении других аспектов развития, здесь существует широкая вариативность, и некоторые нормальные дети к началу третьего года жизни ещё обходятся с помощью нескольких десятков слов. Первые слова ребёнка мало чем отличаются от рефлекторных реакций на объект, но в течении второго года жизни, и особенно во второй его половине, ребёнок приобретает гибкость в использовании слов, в чём проявляется зарождение подлинной речи. Использование различных видов интонации может быть заметным даже при произнесении отдельных слов, например, слова «папа», когда ребёнок говорит: «Папа, я хочу это» или когда он говорит: «Посмотри, это папа». В некотором смысле это и есть начало раннего формирования связной речи. В течении второго года жизни понимание ребёнком языка заметно улучшается, так что он уже может выполнять простые инструкции так же, как отвечать на отдельные слова. Ребёнок постоянно прислушивается к речи, которая звучит вокруг него, и многое усваивает из разговоров взрослых. Ребёнок расширяет функциональную игру, подключая к ней кукол и большие игрушки, а к началу третьего года жизни он уже может в той же манере начать использовать маленькие игрушки. Второй год жизни – это также период , когда среди прочих форм активности ребёнка преобладающими являются жестикуляционные игры и игры-подражания, такие, как «ку-ку», «пока-пока» и «ладушки». Ребёнок может проявлять некоторый интерес к другим детям и играть рядом с ними, но это еще не совместная игра, и общение с другими пока не является важным событием в его жизни.

 

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека?
Чтобы воспитать Человека.

НУЖНО:

  • Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  • Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  • Внушать ребенку, что он все может, если поверит в себя и будет работать.
  • Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
  • Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
  • Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
  • Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример

НЕЛЬЗЯ:

  • Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
  • Относиться к ребенку как сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
  • Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.
  • Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
  • Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
  • Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
  • Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, воспитателей, методические рекомендации, бабушек, дедушек.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Делайте!

  • Радуйтесь вашему сыну или дочке.
  • Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
  • Установите четкие и определенные требования к ребенку.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Говорите четко и ясно.
  • Будьте терпеливы.
  • Сначала спрашивайте «Что», а затем «Зачем и почему».
  • Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
  • Чаще хвалите ребенка.
  • Поощряйте игры с другими детьми.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  • Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
  • Приобретайте кассеты, диски с записями любимых песен, стихов и сказок ребенку: пусть он слушает их снова и снова.
  • Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.)
  • Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовлетворение вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
  • Не теряйте чувство юмора.
  • Играйте с ребенком в разные игры.
  • Чем-то занимайтесь вместе всей семьей.
  • Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес.
  • Примите ребенка таким, какой он есть сейчас; поймите и помогите его развитию.

Не делайте!

  • Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать,- другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
  • Не требуйте слишком многого – пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.
  • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, переделай».
  • Не надо устраивать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
  • Не ожидайте от ребенка понимания:
    • всех логических правил;
    • всех ваших чувств;
    • абстрактных рассуждений и объяснений.
  • Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседями, ни с его приятелями или родственниками.

Должны ли родители быть оптимистами?

Как сказала одна мудрая многодетная мама, воспитание – дело бесстрашных, трусам нельзя иметь детей. К этому ещё следует добавить, что воспитание – дело оптимистов. Нельзя стать хорошим родителем, не поверив в самого себя, что ты сможешь сделать счастливым всю семью, детей, сможешь вырастить хорошего человека, если не поверишь в своего ребёнка. Оптимизм, жизнерадостное мировосприятие, чувство уверенности – это светлый огонёк, который озаряет путь ребёнку. Угаснет этот огонёк, и ребёнок окажется во мраке, одиночестве, им овладеет безысходная тоска и безнадёжность.

Быть отцом или матерью – не профессия и даже не обязанность в привычном понимании слова. Это естественная потребность, это счастье и в то же время великая ответственность. Не так уж трудно порой стать родителями, выполняя извечный биологический закон продолжения рода человеческого. Но как сложно быть настоящим отцом или матерью, чтобы в полной мере понять и оценить всё своеобразие «тягчайшего бремени нашего»!

Быть настоящими родителями очень трудно, потому что жизнь человека, взявшегося за исполнение этих обязанностей, наполняется тысячами разных проблем, решения которых никто не предскажет. Опыт каждой семьи неповторим, семейные ситуации могут быть уникальными, что не помогут никакие «ответы в конце задачника», никакие советы, рекомендации бывалых, мудрых людей, педагогов. Это всего лишь азбука, всего лишь азы семейной педагогики. Чувствовать свою ответственность, представлять круг своих родительских обязанностей могут многие, но не совсем, однако, удается желаемое воплотить в действительность. И вовсе не потому, что они не хотят, а потому, что не знают, как творится это великое чудо-восприятие, какие сложные, невидимые простому глазу влияния, силы лепят, чеканят характер, волю, нравственность ребёнка. Какой причудливый водоворот событий, какое стихийное переплетение обстоятельств могут определить его судьбу. Важно, чтобы каждый из родителей понял всю сложность, всю многогранность своих обязанностей, упорно овладел родительской педагогикой и был оптимистом!

Список использованной литературы.

1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. Учебное пособие,/научн. ред. Волков Б.С. – М.:АПО, 1997г

2.Смирнова Е.О. Психология ребёнка. Учебное пособи,/1997г

3.Раттер Майкл Помощь трудным детям. 1999г

Ключевые слова:

Развитие ребенка младшего возраста, развитие детей, раннее развитие детей, раннее развитие ребенка, развитие ребенка раннего возраста, детский мир, родители, мир ребенка, родителям, любовь и забота о ребенке, развитие ребенка, родители и дети, психическое развитие детей раннего возраста, рекомендации родителям, что нужно делать родителям, что нельзя делать родителям

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Раннее развитие Детская психология Психическое развитие ребенка раннего возраста
Что на форуме?

Зайти на форум

"Из всех насилий, Творимых человеком над людьми,
Убийство - наименьшее, Тягчайшее же - воспитание.".

Максимилиан Волошин "Государство"
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG