ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Пятница, 28 апреля, 2017 Кыргызстан: 16:11:40

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Алиса, 3 года

Мама помогает Алисе вымыть руки, а Алиса все время задает вопросы самые разные: «А почему ты воду включила?», «А почему вода теплая», «А почему нужно руки мыть?», «А почему кошки руки не моют?». Мама, вздохнув: «Алиса, ну хватит уже почемукать!» На что последовал деловитый ответ дочери: «Мама, я не почемукаю, я вопросы задаваю!»

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Раннее развитие Детская психология Развитие и обучение ребенка в раннем возрасте. Факты в защиту жизни

Дети должны жить в семье

Развитие и обучение ребенка в раннем возрасте. Факты в защиту жизни PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Опубликовано ЮНИСЕФ, совместно с ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ПРООН, ЮНЭЙДС, Мировой продовольственной программой и Всемирным банком. 

Почему это важно знать и действовать:

Развитие и обучение ребенка в раннем возрасте

Первые восемь лет жизни ребенка имеют решающее значение для его развития. Особенно это касается первых трех лет. В этот период закладывается основа для его будущего здоровья, роста и развития. В этом возрасте дети обучаются гораздо быстрее, чем в любом другом. У младенцев и малолетних детей процесс развития и познания мира ускоряется, если они окружены любовью и вниманием, если стимулируется их умственная деятельность и при этом они полноценно питаются и получают качественный уход.

Все дети имеют право на регистрацию органами ЗАГС при рождении, получение медицинской помощи, хорошее питание, образование и защиту от жестокого обращения, насилия и дискриминации. Обязанностью родителей и государства является признание, защита и осуществление этих прав.

Важнейшие факты

Что должна знать каждая семья о следующем:

Развитие и обучение ребенка в раннем возрасте

1. Забота и внимание, которые ребенок получает в первые восемь жизни, особенно в первые три года, имеют решающее значение для всей его дальнейшей жизни.

2. Дети начинают быстро познавать мир с момента своего рождения. Они растут и обучаются намного быстрее, когда окружены любовью, привязанностью, вниманием, получая полноценное питание и должный уход.

3. Побуждение детей к играм и познанию мира помогает им в обучении, а также в социальном, эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии.

4. Подражая своим близким, дети учатся моделям поведения.

5. Родители и воспитатели детей должны хорошо знать тревожные симптомы замедленного роста и развития ребенка.

Дополнительные сведения

Развитие и обучение ребенка в раннем возрасте

1. Забота и внимание, которые ребенок получает в первые восемь лет жизни, особенно в первые три года, имеют решающее значение для всей его дальнейшей жизни.

Проявление заботы и любви к ребенку в первые годы жизни способствуют его всестороннему развитию. Беря его на руки, обнимая, беседуя с ним, вы стимулируете его рост и эмоциональное развитие. Близкий контакт с матерью и грудное вскармливание по первому требованию дают ребенку чувство безопасности. Грудное вскармливание необходимо ребенку как источник питания, так и для психологического комфорта.
Физические, умственные, эмоциональные и социальные потребности у мальчиков и девочек одинаковы. И те, и другие обучаемы в равной мере. И тем, и другим одинаково необходимы ласка, внимание и поощрение.

Плач служит малышу средством выражения его потребностей. Быстро откликаясь на плач, беря ребенка на руки и утешая его, вы вызываете у него чувство доверия и безопасности.

Анемичных, недоедающих и болезненных детей гораздо легче напугать и расстроить, чем здоровых. У них нет настроения играть, познавать мир и общаться. Такие дети нуждаются в особом внимании и стимулировании к приему пищи.

Детские эмоции неподдельны и сильны. Дети могут разочаровываться, если они не в состоянии что-то сделать или получить то, что им хочется. Дети часто пугаются незнакомцев или темноты. Дети, над реакциями которых смеются, которых наказывают или игнорируют, могут вырасти излишне робкими и неспособными нормально выражать свои эмоции. Если воспитатели проявляют терпение и понимание к очень эмоциональному ребенку, то весьма вероятно, что он вырастет уравновешенным, уверенным в себе и счастливым.

Физическое наказание или демонстрация насилия могут повредить развитию ребенка. Дети, которых подвергают физическим наказаниям, скорее всего, сами станут невыдержанными взрослыми. Понятные объяснения того, что следует делать, четкие запреты и похвала за хорошее поведение дают ребенку представление о правильной модели поведения в семье и обществе.

В уходе за ребенком обязаны принимать участие все члены семьи. Особенно важна роль отца, который должен удовлетворять потребность ребенка в любви, привязанности и поощрении, обеспечить ему хорошее образование, полноценное питание и медицинское обслуживание. Отец должен создать вокруг ребенка такую обстановку, в которой тот будет чувствовать себя в безопасности и защищенным от насилия. Отцы также должны заниматься домашним хозяйством в период беременности матери или грудного вскармливания новорожденного.

2. Дети быстро учатся с самого момента своего рождения. Они развиваются и познают мир еще быстрее, если чувствуют любовь и понимание, одновременно получая полноценное питание и хороший уход.

Непосредственный контакт с телом матери и прикладывание к груди в течение первого часа после рождения помогают ребенку лучше развиваться и расти, устанавливают его эмоциональный контакт с матерью.

Осязание, слух, обоняние, зрение и вкус являются первыми инструментами ребенка в познании окружающего мира.

Интеллектуальное развитие малыша происходит быстрее, когда с ним разговаривают, касаются и обнимают его, когда он видит знакомые лица, слышит знакомые голоса, когда стимулируется его познавательная активность.

Дети, которые растут в атмосфере любви, обычно успевают в школе значительно лучше своих сверстников и легче справляются с жизненными трудностями.

Грудное вскармливание по первому требованию ребенка в течение шести месяцев после рождения, своевременный переход на безопасный и полноценный прикорм при продолжении кормления грудным молоком обеспечивают ребенку полноценное питание и укрепляют его здоровье, равно как любовь и связь между ним и теми, кто о нем заботится.

Общение является наиболее важным фактором развития ребенка и познания им мира. Чем чаще родители и осуществляющие уход за ребенком лица беседуют с ребенком и откликаются на его потребности, тем быстрее он обучается. Родители или лица, осуществляющие уход за ребенком, должны как можно чаще беседовать с малышом, читать ему книжки, рассказывать сказки, петь песенки. Даже если дети пока не понимают смысла слов, эти ранние «беседы» развивают их язык и способность к обучению.

Воспитатели детей могут помочь им в обучении и развитии, знакомя с новыми и интересными предметами, которые дети могут рассматривать, слушать их звучание, держать в руках и играть с ними.

Младенцев и малолетних детей не следует оставлять одних надолго, так как это замедляет их физическое и умственное развитие.

Девочкам требуется ровно столько же пищи, внимания, ласки и ухода, сколько и мальчикам. Всех детей необходимо поощрять и хвалить, когда они учатся говорить и делать что-то новое.

Если ребенок недостаточно хорошо развивается физически или умственно, родители должны обращаться за консультацией к врачу-педиатру.
Обучение детей помогает им развивать мышление, речь, память, воображение. Дети осваивают язык быстро и легко при обучении в форме игры с использованием песен, рассказов, сказок и стихов, упражнений в ритмике.

Ребенок, получающий полноценное питание, прошедший полный цикл прививок, меньше подвержен различным заболеваниям. Это позволяет сократить расходы семьи на медицинскую помощь, пропуски ребенком школьных занятий по болезни, а также потери семейного бюджета в связи с необходимостью ухода за больным ребенком.

3. Поощрение детей к играм и познанию мира помогает им в обучении и способствует иx социальному, эмоциональному, физическому и интеллектуальному развитию

Дети играют не только потому, что им это нравится, а и потому, что игра - это еще и форма обучения и развития. Игра расширяет знания и опыт, помогает детям развивать любопытство и укреплять уверенность в себе. Дети учатся, сравнивая результаты, задавая вопросы и решая проблемы. Игра развивает способность говорить, мыслить, принимать решения, планировать и организовывать свои действия. Поощрение и игра особенно важны в случае ограниченных физических или умственных возможностей ребенка.

Девочки и мальчики одинаково нуждаются в игре и общении со всеми членами семьи. Игры и общение с отцом помогают укреплять связь между ним и ребенком.

Члены семьи и другие лица, осуществляющие уход за ребенком, должны помогать ему в учебе, решая простые задачи с ясными условиями, предлагая различные предметы для игры и новые занятия, при этом, не беря на себя доминирующую роль в игре. Необходимо внимательно наблюдать за ребенком и следовать за ходом его мыслей.

Воспитатели должны проявлять терпение, когда совсем маленький ребенок настойчиво пытается сделать что-то самостоятельно. Дети учатся, пытаясь много раз, пока не добьются своей цели. Если ребенок защищен от возможной опасности, то его стремление сделать что-то новое и сложное - положительный шаг в его развитии.

Всем детям требуются разнообразные простые материалы для игры, соответствующие его стадии нервно-психического развития. Вода, песок, картонные коробки, деревянные кубики, кастрюли и крышки могут быть ничуть не хуже игрушек, купленных в магазине.

Дети постоянно меняются и приобретают новые навыки. Воспитатели ребенка должны отслеживать эти изменения и, учитывая их, помогать ему быстрее развиваться.

4. Подражая близким, дети учатся моделям поведения

Наблюдая за другими и подражая им, маленькие дети учатся как вести себя в обществе. Они узнают, какая модель поведения приемлема, а какая нет.

Примеры, подаваемые взрослыми и старшими детьми, оказывают наибольшее воздействие на формирование стиля поведения ребенка и его личности. Дети обучаются, копируя действия окружающих, а не тогда, когда им говорят, как надо делать. Если взрослые кричат и ведут себя несдержанно, то дети перенимают такой тип поведения. Если же взрослые относятся к другим с добротой, уважением и терпением, то и дети будут следовать их примеру.

Дети любят "примерять" на себя разные роли (мамы, воспитателя, продавца). Эту черту необходимо поощрять, поскольку она развивает воображение ребенка и помогает ему понимать и принимать поведение окружающих.

5. Родители и воспитатели должны хорошо знать тревожные симптомы замедленного роста и развития ребенка

Родители и воспитатели ребенка должны знать основные этапы его нормального развития. Вокруг ребенка с выявленными ограниченными физическими или умственными возможностями необходимо создать атмосферу особой заботы и любви.

Все дети растут и развиваются приблизительно одинаково, но с разной скоростью.

Наблюдая за тем, как маленькие дети реагируют на прикосновение, звук и взгляд, родители могут выявлять признаки пороков развития или ограниченных возможностей. Если ребенок развивается медленно, то родители и лица, осуществляющие уход за ним, должны уделять ему больше времени для игр, общения и укрепляющего массажа.

Если ребенок не реагирует на поощрение и внимание к нему, то родители и воспитатели должны обратиться за квалифицированной помощью. Своевременное принятие мер крайне важно для детей с ограниченными возможностями, чтобы обеспечить их более полную самореализацию. Родители и воспитатели такого ребенка должны стремиться к максимально возможному развитию его природных способностей.

Девочка или мальчик с ограниченными возможностями больше нуждается во внимании, заботе и защите. Как и все дети, такой ребенок должен быть зарегистрирован органами ЗАГСа при рождении, получать грудное вскармливание, прививки, полноценное питание и защиту от насилия и жестокости. Детей с ограниченными возможностями необходимо побуждать к играм и общению с другими детьми.

Поведение ребенка, находящегося в состоянии подавленности или эмоционального стресса, может отклоняться от нормы. При этом возможны следующие проявления: внезапная враждебность, грусть, леность, беспомощность, капризы, частый плач, жестокость по отношению к другим детям, отрешенность вместо игр, внезапная потеря аппетита, сна, интереса к повседневным делам, учебе в школе.

  • Родителям рекомендуется беседовать с детьми, выслушивать их и, в случае необходимости, обращаться за помощью к учителю или медработнику.
  • Если ребенок испытывает трудности интеллектуального или эмоционального характера или подвергся грубому обращению, то необходима консультация профессионала с целью избежания дальнейших осложнений.

Нижеследующее руководство дает родителям представление о процессе развития ребенка. Все дети растут и развиваются с разной скоростью. Замедленный рост или развитие могут не выходить за пределы нормы или же являться следствием недостаточного питания, слабою здоровья, хронического заболевания или более серьезных причин. Родители всегда могут обсудить процесс развития своего ребенка с квалифицированным медработником или школьным учителем.

Развитие ребенка

Через месяц после рождения

Ребенок должен уметь:
  • поворачивать голову в сторону руки, касающейся его щеки;
  • подносить обе руки ко рту;
  • реагировать на голос и звук;
  • сосать грудь.
Рекомендации родителям и воспитателям ребенка:
  • попросите врача приложить ребенка к груди в течение первого часа после родов;
  • поддерживайте голову ребенка в вертикальном положении;
  • чаще берите ребенка на руки и делайте ему массаж;
  • всегда держите ребенка на руках с осторожностью, даже если вы устали или расстроены;
  • кормите ребенка грудью часто, минимум через каждые четыре часа;
  • как можно чаще обращайтесь к ребенку по имени, беседуйте с ним, читайте ему книжки, пойте песенки;
  • мать с ребенком должна посетить медицинского работника через шесть недель после родов.
Тревожные симптомы:
  • вялое сосание груди или отказ от нее;
  • малая подвижность рук и ног;
  • отсутствие или слабая реакция на громкие звуки или яркий свет;
  • продолжительный плач без видимой причины;
  • рвота и диарея приводят к обезвоживанию организма ребенка.

В возрасте шести месяцев

Ребенок должен уметь:
  • поднимать голову и грудь, лежа на животе;
  • дотягиваться до висящих предметов;
  • захватывать и трясти предметы;
  • переворачиваться с живота на спину;
  • сидеть при поддержке;
  • исследовать предметы с помощью рук и рта;
  • начинать имитировать звуки и выражения лица;
  • реагировать на свое имя и знакомые лица.
Рекомендации родителям и воспитателям ребенка:
  • положите ребенка на чистую, плоскую и безопасную поверхность так, чтобы он мог свободно двигаться и дотягиваться до предметов;
  • посадите и поддерживайте ребенка в таком положении, чтобы он мог видеть окружение;
  • продолжайте грудное вскармливание по первому требованию днем и ночью и начинайте давать прикорм (дважды в день в возрасте 6-8 месяцев и 3-4 раза в 8-12 месяцев);
  • как можно чаще разговаривайте с ребенком, читайте ему сказки и стихи, пойте песенки.
Тревожные симптомы:
  • неподвижность или затрудненное движение конечностей;
  • постоянное движение головой (ушная инфекция, чреватая глухотой при отсутствии лечения);
  • слабая реакция на звуки, знакомые лица или грудь, или отсутствие ее;
  • отказ брать грудь или принимать другую пищу.

В возрасте 12 месяцев

Ребенок должен уметь:
  • сидеть без поддержки;
  • ползать на четвереньках и пытаться встать;
  • шагать, держась за опору;
  • пытаться подражать словам и звукам и отвечать на простые вопросы;
  • получать удовольствие от игры и хлопанья в ладоши;
  • повторять звуки и жесты (проверка внимания);
  • поднимать предметы двумя пальцами (большим и другим);
  • начинать удерживать такие предметы, как ложка и чашка, пытаться есть самостоятельно.
Рекомендации родителям и воспитателям ребенка:
  • указывайте на предметы и называйте их, часто разговаривайте и играйте с ребенком;
  • используйте время приема пищи для общения со всеми членами семьи;
  • если ребенок развивается медленно или имеет ограниченные физические возможности,
  • сконцентрируйтесь на остальном потенциале ребенка, дополнительно поощряя его к занятиям;
  • не оставляйте ребенка в одном положении на много часов;
  • обеспечьте максимальную безопасность местонахождения ребенка во избежание несчастных случаев;
  • продолжайте кормить грудью и другой разнообразной пищей домашнего приготовления;
  • помогайте ребенку экспериментировать с ложкой/чашкой;
  • следите за тем, чтобы ребенок получил все необходимые прививки и рекомендуемые дозы микроэлементов.
Тревожные симптомы:
  • ребенок не реагирует на обращенные к нему звуки;
  • не смотрит на движущиеся предметы;
  • апатичен и не реагирует на мать/отца;
  • отказывается от пищи.

В возрасте двух лет

Ребенок должен уметь:
  • ходить, карабкаться и бегать;
  • указывать на называемые предметы или картинки (например, нос, глаза);
  • произносить несложные фразы (начиная примерно с 15 месяцев);
  • выполнять простые указания;
  • выводить каракули карандашом или мелом;
  • рассказывать простые истории и петь песенки;
  • подражать поведению других;
  • начинать есть самостоятельно.
Рекомендации родителям и воспитателям ребенка:
  • читайте, пойте ребенку или играйте с ним в игры;
  • учите ребенка избегать опасных предметов;
  • разговаривайте с ребенком нормальным языком - не сюсюкая;
  • продолжайте кормить грудью и другой разнообразной пищей домашнего приготовления;
  • поощряйте, но не заставляйте ребенка есть;
  • используйте простые правила и не ставьте сверхзадач;
  • хвалите ребенка за его успехи.
Тревожные симптомы:
  • отсутствие реакции на окружающих;
  • трудности с поддержанием равновесия при ходьбе (обратиться к квалифицированному медработнику);
  • травмы и неожиданные перемены в поведении (особенно, если уход за ребенком осуществляли не родители);
  • отсутствие аппетита.

В возрасте трех лет

Ребенок должен уметь:
  •  ходить, бегать, лазать, пинать и прыгать;
  • узнавать общеизвестные предметы и картинки, указывая на них;
  • составлять предложения из двух или трех слов;
  • называть свое имя и возраст;
  • называть цвета;
  • понимать числа;
  • использовать в игре воображаемые предметы;
  • есть самостоятельно;
  • ввыражать чувство любви и расположения.
Рекомендации родителям и воспитателям ребенка:
  • читайте и рассматривайте книги вместе с ребенком и обсуждайте картинки;
  • рассказывайте ребенку истории и разучивайте с ним стихи и песни;
  • выделите ребенку собственную чашку или тарелку;
  • продолжайте побуждать ребенка есть самостоятельно, посвящая этому столько времени, сколько ему необходимо;
  • ппомогайте ребенку учиться одеваться, мыть руки и пользоваться туалетом.
Тревожные симптомы:
  • потеря интереса к играм;
  • частые падения;
  • затрудненные манипуляции с мелкими предметами;
  • неспособность понимать простые сообщения;
  • неспособность говорить фразами;
  • слабый интерес к еде или его отсутствие.

В возрасте пяти лет

Ребенок должен уметь:
  • координировать свои движения;
  • говорить целыми предложениями и использовать много слов;
  • понимать антонимы (например, толстый - тонкий, длинный -короткий);
  • играть с другими детьми;
  • одеваться без посторонней помощи;
  • отвечать на простые вопросы;
  • считать до 10;
  • самостоятельно мыть руки.
Рекомендации родителям и воспитателям ребенка:
  • выслушивайте ребенка;
  • чаще общайтесь с ним;
  • если ребенок запинается, просите его говорить медленнее;
  • читайте и рассказывайте истории;
  • поощряйте ребенка к играм и исследованиям.
Тревожные симптомы:
  • наблюдайте за распределением ролей между играющими детьми: если ребенок напуган, сердит или груб, это может свидетельствовать об эмоциональных расстройствах или грубом обращении с ним в прошлом.

Ключевые слова:

Развитие ребенка младшего возраста, развитие детей, раннее развитие детей, раннее развитие ребенка, детский мир, родители, мир ребенка, родителям, любовь и забота о ребенке, развитие ребенка, родители и дети, развитие ребенка от 0 месяцев до 5 лет, развитие и обучение ребенка в раннем возрасте

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Раннее развитие Детская психология Развитие и обучение ребенка в раннем возрасте. Факты в защиту жизни
Что на форуме?

Зайти на форум

"Из всех насилий, Творимых человеком над людьми,
Убийство - наименьшее, Тягчайшее же - воспитание.".

Максимилиан Волошин "Государство"
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG