ДЕТСКИЙ САЙТ

Всем о детях

 
Суббота, 18 ноября, 2017 Кыргызстан: 05:01:29

Дети Кыргызстана

Во имя мира
Вопросы миротворчества в различных сферах жизни общества

Говорят дети...

Эстелла, 2 года

Летний вечер, закат. Эстелла увидела на небе розоватые облака, помолчала секунду и задумчиво произнесла: «Облака горят…»

А что говорят ваши детки?

Самое популярное
Фотогалерея

Все фотографии

Главная Дети и право Конституция КР

Дети должны жить в семье

Конституция Кыргызской Республики PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)

Принята
на двенадцатой сессии
Верховного Совета
Республики Кыргызстан
двенадцатого созыва
5 мая 1993 года,
изложена в Законе
Кыргызской Республики
"О новой редакции Конституции
Кыргызской Республики"
от 23 октября 2007 года N 157

КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ. СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Раздел первый. Свободы и права человека
Раздел второй. Гражданство. Права и обязанности гражданина
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Раздел первый. Избрание Президента
Раздел второй. Полномочия Президента
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Раздел первый. Жогорку Кенеш
Раздел второй. Полномочия Жогорку Кенеша
Раздел третий. Законодательная деятельность
ГЛАВА ПЯТАЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Раздел первый. Правительство
Раздел второй. Местная государственная администрация
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Раздел первый. Прокуратура
Раздел второй. Национальный банк
Раздел третий. Центральная комиссия по выборам и проведению
референдумов
Раздел четвертый. Счетная палата
Раздел пятый. Акыйкатчы (Омбудсмен)
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ, НОВОЙ РЕДАКЦИИ
КОНСТИТУЦИИ, А ТАКЖЕ ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩУЮ КОНСТИТУЦИЮ

 

Мы, народ Кыргызстана,
поддерживая возрождение и совершенствование государственности кыргызского народа;
осознавая, что единство кыргызов является фундаментом стабильности страны и согласия всего народа Кыргызстана;
исходя из заветов наших предков жить в единстве, мире и согласии, принимаем настоящую Конституцию.

ГЛАВА ПЕРВАЯ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1.

1. Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенное, унитарное, демократическое, правовое, светское, социальное государство.
2. Суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию.
3. Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике.
4. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе настоящей Конституции и законов.
От имени народа Кыргызстана вправе выступать избранные им Президент и Жогорку Кенеш.
5. Законы и иные важные вопросы государственного значения могут выноситься на референдум (всенародное голосование). Порядок проведения референдума устанавливается конституционным законом.
6. Граждане Кыргызской Республики избирают Президента, депутатов Жогорку Кенеша, депутатов местных кенешей.
Выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.

Статья 2.

1. Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части.
2. Никакая часть народа, никакое объединение и никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве.
3. Государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за рамки полномочий, определенных настоящей Конституцией и законом.

Статья 3.

1. Территория Кыргызской Республики в существующих границах неприкосновенна и неделима.
2. В целях организации государственного управления и местного самоуправления территория Кыргызской Республики делится на определяемые законом административно-территориальные единицы.
Города Бишкек и Ош являются городами республиканского значения, и их статус определяется законом.

Статья 4.

1. В Кыргызской Республике признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Кыргызская Республика гарантирует разнообразие форм собственности и их равную правовую защиту.
2. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества, и его изъятие помимо воли собственника допускается только по решению суда.
3. Отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии предварительного и равноценного его возмещения.
4. Кыргызская Республика защищает право собственности на имущество своих граждан и юридических лиц, а также их и свою собственность, находящуюся на территории других государств.
5. Земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются собственностью Кыргызской Республики, используются как основа жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства.
Земля и другие природные ресурсы также могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности.
Пределы и порядок осуществления собственниками земли и природных ресурсов своих прав и гарантии их защиты определяются законом.

Статья 5.

1. Государственным языком Кыргызской Республики является кыргызский язык.
2. В Кыргызской Республике в качестве официального языка употребляется русский язык.
3. Кыргызская Республика гарантирует представителям всех национальностей, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
4. Не допускается ущемление свобод и прав граждан по признаку незнания государственного или официального языка.

Статья 6.

1. Кыргызская Республика имеет государственные символы - Флаг, Герб, Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законом.
2. Столицей Кыргызской Республики является город Бишкек.
3. Денежной единицей Кыргызской Республики является сом.

Статья 7.

Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:
верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемым главой государства - Президентом Кыргызской Республики;

разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия;

ответственности государственных органов и органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;

разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 8.

1. В Кыргызской Республике никакая религия не может быть признана в качестве государственной или обязательной.
2. В Кыргызской Республике признается политическое многообразие.
3. В Кыргызской Республике могут создаваться политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения. Государство обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов.
4. Политические партии могут участвовать в государственных делах в формах, предусмотренных настоящей Конституцией и законом.
5. В Кыргызской Республике не допускается:
слияние государственных и партийных институтов, а также подчинение государственной деятельности партийным программам и решениям;
образование и деятельность партийных организаций в государственных учреждениях и организациях; осуществление государственными служащими партийной работы, за исключением случаев, когда такая работа осуществляется вне служебной деятельности;
членство военнослужащих, работников правоохранительных и судебных органов в партиях, выступление ими в поддержку какой-либо политической партии;
создание политических партий на религиозной основе, преследование религиозными организациями политических задач и целей;
вмешательство религиозных организаций и служителей религиозных культов в деятельность государственных органов;
деятельность иностранных политических партий, общественных и религиозных организаций, их представительств и филиалов, преследующих политические цели.

Статья 9.

1. Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой, отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны. Вооруженные Силы Кыргызстана строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности.
2. Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызстана и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается. Разрешение на каждый случай перехода частей Вооруженных Сил Кыргызской Республики за пределы территории Кыргызстана осуществляется решением Жогорку Кенеша, принятым большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.
3. Использование Вооруженных Сил Кыргызской Республики для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается.
4. Кыргызская Республика стремится к всеобщему и справедливому миру, взаимовыгодному сотрудничеству, разрешению глобальных и региональных проблем мирным путем.

Статья 10.

Чрезвычайное положение и военное положение в Кыргызской Республике могут быть введены в порядке и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционными законами.

Статья 11.

1. Государственный бюджет Кыргызской Республики состоит из республиканского и местных бюджетов, включает доходы и расходы государства.
2. Порядок формирования, принятия и исполнения республиканского и местных бюджетов, а также аудит их исполнения определяются законом. Республиканский бюджет ежегодно принимается законом.
3. На территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система. Право установления налогов принадлежит Жогорку Кенешу. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 12.

1. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике.
2. На основе Конституции принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты.
3. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры и соглашения, участником которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

ГЛАВА ВТОРАЯ СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Раздел первый Свободы и права человека

Статья 13.

1. Основные свободы и права человека принадлежат каждому от рождения. Свободы и права человека являются действующими. Они признаются в качестве абсолютных и неотчуждаемых, определяют смысл и содержание деятельности законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, защищаются законом и судом.
2. В Кыргызской Республике личность и достоинство человека святы и неприкосновенны.
3. В Кыргызской Республике все люди равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, ущемлению свобод и прав по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким-либо иным обстоятельствам личного или общественного характера.
4. В Кыргызской Республике мужчины и женщины имеют равные свободы и права, а также равные возможности для их реализации.

Статья 14.

1. В Кыргызской Республике каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть лишен жизни.
2. Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других лиц от противоправных посягательств.
3. Жилище неприкосновенно. Никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Обыск и иные процессуальные действия допускаются только в случаях, установленных законом, с предоставлением лицу права обжаловать в судебном порядке законность этих действий.
Каждый имеет право:
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Кыргызской Республики;
на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности;
на экономическую свободу, свободное использование своих способностей и своего имущества для любой экономической деятельности, не запрещенной законом;
на свободу труда, распоряжение своими способностями к труду, выбор профессии и рода занятий, а также право на вознаграждение за труд и социальную защиту;
на ознакомление в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе, не являющимися государственной тайной, или иной конфиденциальной информацией, защищаемой законом;
на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам;
на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами при исполнении служебных обязанностей;
на обращение в суд с требованием опровержения и изъятия ложных сведений о себе и членах семьи, а также на возмещение материального и морального ущерба, причиненного сбором, хранением и распространением ложной информации;
на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;
свободно собирать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом;
на неприкосновенность своей частной жизни, уважение и защиту чести и достоинства;
свободно определять свою национальную принадлежность.
4. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, установленных законом.
5. Каждому гарантируется свобода вероисповедания и атеистического убеждения.
6. Каждый имеет право на свободу мысли, слова и печати, а также на беспрепятственное выражение этих мыслей и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждения.

Статья 15.

1. Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом.
2. Каждое задержанное лицо до истечения 48 часов с момента задержания должно быть доставлено в суд для решения вопроса о законности его задержания.
3. Каждому задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах задержания, разъяснены его права и предоставлена возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью адвоката.
4. Каждому гарантируется судебная защита его свобод и прав.
При любом публичном или ином обвинении каждый имеет право на защиту своих чести, достоинства, деловой репутации и своих прав в суде. Ни при каких обстоятельствах в такой судебной защите не может быть отказано.
5. Обвиняемый по уголовному делу не обязан доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого.
Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего(ей) супруга(и) и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания.
Бремя доказывания вины по уголовным и административным делам возлагается на обвинителя.
Доказательства, добытые с нарушением закона, не признаются и не используются в судопроизводстве.
6. Каждый имеет право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом.
7. Каждый считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда.
8. Любые действия, возлагающие на человека ответственность за преступление до вынесения судом приговора, недопустимы и являются основанием для возмещения ему через суд материального и морального вреда.
9. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания в совершении преступления.
10. Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора, вынесенного в отношении него, в вышестоящих судебных инстанциях в установленном законом порядке, а также просить о помиловании или смягчении наказания.
11. Никто не должен нести дважды юридическую ответственность за одно и то же правонарушение.
12. Уголовный закон по аналогии не применяется.
13. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые на момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
14. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию за причиненный ущерб или вред.
15. Каждый имеет право обращаться в международные суды.

Статья 16.

1. В Кыргызской Республике народные обычаи и традиции, не противоречащие свободам и правам человека, поддерживаются государством.
2. Семья - исток общества; семья, отцовство, материнство, детство - предмет заботы всего общества и преимущественной охраны законом; забота о детях, их воспитание - естественное право и гражданская обязанность родителей. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях.
3. Государство обеспечивает содержание, воспитание, обучение детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
4. Уважение к старшим, забота о родных и близких - святая обязанность народа Кыргызстана.

Статья 17.

1. Свободы и права, установленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими и не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных свобод и прав человека.
2. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать свободы и права, честь и достоинство других лиц.
3. Каждый, кто реализует свои свободы и права, не должен ограничивать свободы и права других.

Статья 18.

1. В Кыргызской Республике не должны издаваться законы, отменяющие свободы и права человека.
2. Ограничения свобод и прав человека допускаются Конституцией и законами лишь в целях обеспечения свобод и прав других лиц, общественной безопасности и порядка, территориальной целостности, защиты конституционного строя. При этом сущность конституционных свобод и прав не может быть затронута.

Статья 19.

1. Ограничения, касающиеся физической и моральной неприкосновенности личности, допустимы только по приговору суда, вынесенному на основании закона, как наказание за совершенное преступление. Ни один человек не может подвергаться пыткам, истязаниям или антигуманным унизительным наказаниям.
2. Запрещается проводить медицинские, биологические, психологические опыты над людьми без их надлежащим образом выраженного и удостоверенного добровольного согласия.
3. Кыргызская Республика может предоставить в установленном законом порядке право убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, преследуемым по политическим мотивам.

Раздел второй Гражданство. Права и обязанности гражданина

Статья 20.

1. Принадлежность человека к Кыргызской Республике и его статус определяются гражданством.
2. Гражданин Кыргызской Республики в силу своего гражданства имеет права и несет обязанности.
3. Ни один гражданин Кыргызской Республики не может быть лишен своего гражданства и права изменить свое гражданство. За лицами, являющимися гражданами Кыргызской Республики, признается принадлежность к гражданству другого государства в соответствии с законами и международными соглашениями Кыргызской Республики.
4. Кыргызы, проживающие за пределами Кыргызской Республики, вне зависимости от наличия гражданства другого государства вправе приобрести гражданство Кыргызской Республики в упрощенном порядке. Порядок и условия предоставления гражданства Кыргызской Республики определяются законом.
5. Гражданин Кыргызской Республики не может быть выдворен за пределы республики или выдан другому государству.
6. Кыргызская Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 21.

1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на объединения.
2. Объединениям граждан запрещается создавать военизированные формирования.
3. Граждане Кыргызской Республики, их объединения вправе осуществлять любые действия и деятельность, кроме запрещенных и ограниченных настоящей Конституцией и законами Кыргызской Республики.
4. Защита свобод и прав граждан, недопущение правонарушений и восстановление нарушенных прав - обязанность государства, всех его органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
5. Кыргызская Республика гарантирует судебную защиту всех свобод и прав своих граждан, которые устанавливаются настоящей Конституцией и законами.
6. Законы о правах и обязанностях граждан должны одинаково применяться ко всем гражданам и не создавать ни для кого из них преимуществ и привилегий, кроме случаев, предусмотренных настоящей Конституцией и законами по социальной защите граждан.

Статья 22.

Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и случаях, предусмотренных законом.

Статья 23.

1. Граждане Кыргызской Республики имеют право:
участвовать в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения;
избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме в порядке, предусмотренном конституционным законом.
2. Граждане Кыргызской Республики по вопросам деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, по другим важным вопросам вправе проводить народные курултаи, являющиеся исторической традицией кыргызов. Решение народного курултая направляется в соответствующие органы в качестве рекомендаций.
3. Граждане Кыргызской Республики имеют равные права поступать на государственную и муниципальную службу. Порядок поступления на государственную и муниципальную службу определяется законом.

Статья 24.

1. Защита Отечества - святой долг и обязанность граждан Кыргызской Республики.
2. Основания и порядок освобождения граждан от несения военной службы или замены ее альтернативной службой устанавливаются законом.

Статья 25.

Граждане Кыргызской Республики имеют право мирно и без оружия проводить политические собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикеты при условии предварительного уведомления органов государственной власти или органов местного самоуправления. Порядок и условия их проведения определяются законом.

Статья 26.

Гражданин Кыргызской Республики имеет право свободно выезжать за пределы Кыргызской Республики и беспрепятственно возвращаться.

Статья 27.

1. Гражданам Кыргызской Республики гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца в порядке и случаях, предусмотренных законом.
2. Пенсии, социальная помощь в соответствии с экономическими возможностями общества должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 28.

1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на свободу труда, распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, на охрану и условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также право на вознаграждение за труд и социальную защиту не ниже установленного законом прожиточного минимума.
2. Государство заботится о подготовке и повышении профессиональной квалификации граждан, содействует деятельности международных организаций, имеющих целью упрочить право на труд.
3. Запрещается использование детского труда, а также принудительное привлечение к труду взрослых граждан, кроме случаев войны, ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств, а также в порядке исполнения наказания по приговору суда.

Статья 29.

Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в формировании республиканского и местных бюджетов, а также быть информированными о фактически расходуемых средствах из бюджета. Порядок их участия определяется законом.

Статья 30.

Граждане Кыргызской Республики имеют право на забастовку.
Порядок и условия проведения забастовок определяются законом.

Статья 31.

1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на отдых.
2. Максимальная продолжительность рабочего времени, минимальный еженедельный отдых и оплачиваемый ежегодный отпуск, а также иные основные условия осуществления права на отдых определяются законом.

Статья 32.

1. Каждый гражданин Кыргызской Республики имеет право на образование.
2. Общее основное образование - обязательно и бесплатно, каждый имеет право получить его в государственных и муниципальных учебных заведениях.
3. Государство создает условия для обучения каждого гражданина, начиная с учреждений дошкольного образования до основного образования, государственному языку и двум международным языкам.
4. Каждый гражданин имеет право на получение как бесплатного, так и платного образования.

Статья 33.

Граждане Кыргызской Республики имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного, муниципального и индивидуального жилищного фонда, жилищного фонда организаций, содействием гражданам в приобретении жилья на условиях и в порядке, установленных законодательством.

Статья 34.

1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на охрану здоровья.
2. Первая медицинская помощь и медицинская помощь по некоторым видам заболеваний, определенным законом, а также медицинская помощь социально уязвимым слоям населения бесплатна; каждый вправе получить ее в государственных и частных медицинских учреждениях.
Порядок получения медицинской помощи регулируется законом.

Статья 35.

Граждане Кыргызской Республики имеют право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу действиями в области природопользования.

Статья 36.

1. Культура, искусство, литература, наука и средства массовой информации свободны.
2. Государство охраняет исторические памятники, заботится и создает необходимые условия для развития литературы, искусства, науки, средств массовой информации и спорта.
3. Граждане имеют право на доступ к ценностям культуры, на занятие искусством и наукой.

Статья 37.

Социальная деятельность государства не должна приводить к замене государственным попечительством экономической свободы и активности, возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи.

Статья 38.

Для внесудебного разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений, граждане Кыргызской Республики вправе учреждать третейские суды.
Полномочия, порядок образования и деятельность третейских судов определяются законом.

Статья 39.

В Кыргызской Республике граждане вправе учреждать суды аксакалов.
Порядок учреждения судов аксакалов, их полномочия и деятельность определяются законом.

Статья 40.

1. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства.
2. Организация и деятельность адвокатуры как самоуправляемого профессионального сообщества адвокатов, а также права, обязанности и ответственность адвокатов определяются законом.

Статья 41.

Опубликование законов и других нормативных правовых актов, касающихся свобод, прав и обязанностей человека и гражданина, является обязательным условием их применения.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 42.

1. Президент является главой государства, высшим должностным лицом Кыргызской Республики.
2. Президент является символом единства народа и государственной власти, гарантом Конституции, свобод и прав человека и гражданина.
3. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Кыргызскую Республику внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики, обеспечивает единство и преемственность государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственность перед народом.

Раздел первый Избрание Президента

Статья 43.

1. Президент избирается на пять лет.
2. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд.

Статья 44.

1. Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 лет и не старше 65 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет. Не может быть избран Президентом гражданин, имеющий судимость за совершение преступления, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке.
2. Число кандидатов на пост Президента не ограничивается. Кандидатом в Президенты может быть зарегистрировано лицо, собравшее не менее 50 тысяч подписей избирателей.
Порядок выборов Президента определяется законом.

Статья 45.

1. При вступлении в должность Президент приносит присягу народу Кыргызстана:
"Я, ..., вступая в должность Президента Кыргызской Республики, перед своим народом и Отечеством клянусь:
свято соблюдать и защищать Конституцию и законы; защищать суверенитет и независимость кыргызского государства; уважать и обеспечивать права и свободы всех граждан Кыргызской Республики; с честью и неустанно выполнять высокие обязанности Президента, возложенные на меня доверием всего народа.".
2. Действие президентского мандата начинается с момента принятия присяги. Полномочия Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента.
3. Президент на период осуществления своих полномочий приостанавливает свою деятельность в политических партиях и организациях до начала новых выборов Президента.

См.:
Решение Конституционного суда КР от 16 июля 2009 года (По представлению депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бешимова Бактыбека Джолчубековича об официальном толковании пункта 3 статьи 45 Конституции Кыргызской Республики)

Раздел второй Полномочия Президента

Статья 46.

1. Президент:
1) в порядке, определяемом настоящей Конституцией, назначает Премьер-министра и членов Правительства;
2) принимает прошение Премьер-министра, Правительства или отдельного его члена об отставке; принимает решение об отставке Премьер-министра или Правительства;
3) освобождает по собственной инициативе или по предложению Премьер-министра члена Правительства;
4) назначает по представлению Премьер-министра руководителей административных ведомств, иных органов исполнительной власти; по своей инициативе или по предложению Премьер-министра Кыргызской Республики вправе освободить от должности руководителя административного ведомства, иного органа исполнительной власти;
5) назначает по консультации с Премьер-министром глав местных государственных администраций; освобождает их от должности;
6) назначает Государственного секретаря, определяет его статус и полномочия; формирует Администрацию Президента, обеспечивающую его работу;
7) образует и возглавляет Совет безопасности и иные координационные органы;
8) формирует подчиненные ему Службу государственной охраны и Национальную гвардию;
9) образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей;
10) определяет условия оплаты труда государственных и муниципальных служащих.
2. Президент:
1) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного суда;
2) по предложению Национального совета по делам правосудия представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда;
3) назначает и освобождает по предложению Национального совета по делам правосудия судей местных судов;
4) назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; назначает по предложению Генерального прокурора заместителей Генерального прокурора; освобождает их от должности;
5) вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка; освобождает их от должности;
6) назначает с согласия Жогорку Кенеша председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов; назначает половину состава членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов; освобождает их от должности;
7) вносит в Жогорку Кенеш представление на избрание и освобождение от должности председателя и аудиторов Счетной палаты.
3. Президент:
1) осуществляет руководство внешней политикой Кыргызской Республики;
2) ведет переговоры и подписывает международные договоры Кыргызской Республики;
3) подписывает ратификационные грамоты;
4) назначает по консультации с комитетом Жогорку Кенеша дипломатических представителей Кыргызской Республики в иностранных государствах и международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств и представителей международных организаций;
5) решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства Кыргызской Республики, предоставления политического убежища.
4. Президент:
1) награждает государственными наградами Кыргызской Республики;
2) присваивает почетные звания Кыргызской Республики;
3) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги, классные чины и иные специальные звания;
4) осуществляет помилование.
5. Президент:
1) вносит законопроекты в Жогорку Кенеш;
2) подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш;
3) обращается к народу Кыргызстана с ежегодными посланиями о положении дел в стране, оглашаемыми на заседании Жогорку Кенеша;
4) вправе приостановить действие нормативных правовых актов Правительства и других органов исполнительной власти.
6. Президент:
1) вправе досрочно созвать заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;
2) назначает по собственной инициативе референдум; принимает решение о назначении референдума по инициативе не менее 300 тысяч избирателей, большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
3) назначает выборы в Жогорку Кенеш в предусмотренных настоящей Конституцией случаях;
4) назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом случаях осуществляет роспуск местных кенешей.
7. Президент при наличии оснований, предусмотренных конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу.
8. Президент объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша; объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша.
9. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики, определяет, назначает и смещает высший командный состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики.
10. Президент обеспечивает осуществление полномочий государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, внутренних дел, иностранных дел, утверждает по предложению Премьер-министра положения о них; назначает и освобождает их руководителей и заместителей руководителей.
11. Президент осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами.

Статья 47.

1. Президент на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.

Статья 48.

Президент вправе передавать полномочия, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 46 настоящей Конституции, Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам.

Статья 49.

1. Президент обладает правом неприкосновенности. Честь и достоинство Президента охраняются законом.
2. Обеспечение, обслуживание и охрана Президента, а также его семьи осуществляются за счет государства.

Статья 50.

1. Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в результате отставки по его заявлению, отрешения его от должности в предусмотренном настоящей Конституцией порядке, а также при невозможности осуществления полномочий по болезни или в результате его смерти.
2. При невозможности осуществления Президентом своих обязанностей по болезни Жогорку Кенеш на основании заключения создаваемой им государственной медицинской комиссии принимает решение о досрочном освобождении Президента от должности не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Статья 51.

1. Президент может быть отрешен от должности только на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления, подтвержденного заключением Генеральной прокуратуры о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Кыргызской Республики о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Жогорку Кенеша о выдвижении обвинения против Президента для отрешения его от должности должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по инициативе большинства от общего числа его депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Жогорку Кенешем.
3. Решение Жогорку Кенеша об отрешении Президента от должности должно быть принято большинством не менее трех четвертых голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если в этот срок решение Жогорку Кенеша не будет принято, обвинение считается отклоненным.

Статья 52.

1. При невозможности осуществления Президентом своих полномочий по указанным в настоящей Конституции причинам, его полномочия до избрания нового Президента исполняет Торага Жогорку Кенеша. В случае невозможности исполнения полномочий Президента Торага Жогорку Кенеша полномочия Президента исполняет Премьер-министр. Выборы нового Президента при этом должны быть проведены в трехмесячный срок с момента прекращения полномочий Президента.
2. Должностные лица, исполняющие полномочия Президента не вправе назначать досрочные выборы в Жогорку Кенеш, назначать референдум, прекращать полномочия Правительства, а также вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию.

Статья 53.

1. Все бывшие президенты, кроме отрешенных от должности в установленном статьей 51 настоящей Конституции порядке, имеют звание экс-президента Кыргызской Республики.
2. Статус экс-президента Кыргызской Республики устанавливается законом.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Раздел первый Жогорку Кенеш

Статья 54.

1. Жогорку Кенеш - парламент Кыргызской Республики - является представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий.
2. Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам.
Депутатом Жогорку Кенеша может быть избран гражданин Кыргызской Республики не моложе 25 лет, обладающий избирательным правом.
Не может быть избран депутатом Жогорку Кенеша гражданин, имеющий судимость за совершение преступления, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке.
Порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша определяется законом.

Статья 55.

1. Жогорку Кенеш собирается на свою первую сессию не позднее 30 дней после избрания не менее двух третей конституционного состава.
2. Первое заседание Жогорку Кенеша открывает старейший по возрасту депутат Жогорку Кенеша.
3. Полномочия депутатов Жогорку Кенеша начинаются со дня принятия присяги.
4. Со дня первого заседания Жогорку Кенеша и принятия на нем присяги депутатами не менее двух третей состава нового созыва полномочия Жогорку Кенеша прежнего созыва прекращаются.

Статья 56.

1. Депутат Жогорку Кенеша обладает правом неприкосновенности. Он не может подвергаться преследованиям за высказываемые в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше. Депутат не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда был застигнут на месте совершения преступления. Привлечение депутата к уголовной, а также к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, допускается только с согласия Жогорку Кенеша, за исключением совершения особо тяжких преступлений.
2. Депутат Жогорку Кенеша не может одновременно находиться на иной государственной или муниципальной службе, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
Депутат Жогорку Кенеша может заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью, если такая деятельность не наносит ущерба исполнению депутатских обязанностей.

Статья 57.

1. Полномочия депутата Жогорку Кенеша прекращаются одновременно с прекращением полномочий Жогорку Кенеша.
2. Полномочия депутата Жогорку Кенеша помимо основания, предусмотренного в пункте 1 настоящей статьи, прекращаются досрочно в случаях: подачи им письменного заявления о сложении депутатских полномочий; выхода из гражданства, утраты гражданства либо приобретения иного гражданства; перехода на работу или неоставления им работы, не совместимой с выполнением депутатских полномочий; признания выборов недействительными; выезда на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики; признания депутата судом недееспособным; вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим, смерти депутата; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него; отсутствия на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 30 и более рабочих дней в течение одной сессии, а также выхода или исключения депутата из политической партии, от которой в соответствии с законом он избран; прекращения деятельности политической партии, от которой в соответствии с законом депутат избран.
Досрочное прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша по указанным основаниям осуществляется решением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, принимаемым не позднее 30 календарных дней со дня возникновения основания.
3. Порядок замещения вакантного мандата, образовавшегося вследствие досрочного прекращения полномочий депутата, определяется законом.

Раздел второй Полномочия Жогорку Кенеша

Статья 58.

1. К ведению Жогорку Кенеша относятся:
1) внесение изменений и дополнений в настоящую Конституцию в установленном настоящей Конституцией порядке;
2) принятие законов;
3) официальное толкование принятых им законов;
4) изменение границ Кыргызской Республики;
5) утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении, внесенных Правительством;
6) решение вопросов административно-территориального устройства Кыргызской Республики;
7) назначение выборов Президента;
8) утверждение общегосударственных программ социально-экономического развития, внесенных Правительством;
9) утверждение структуры Правительства по представлению Премьер-министра;
10) выражение недоверия Правительству, отдельному члену Правительства в предусмотренных настоящей Конституцией случаях;
11) избрание и освобождение от должности по представлению Президента судей Конституционного суда;
12) избрание и освобождение от должности по представлению Президента судей Верховного суда;
13) заслушивание посланий и заявлений Президента;
14) дача согласия на назначение Генерального прокурора; дача согласия на привлечение его к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
15) избрание по представлению Президента председателя Национального банка;
16) дача согласия на назначение председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
17) избрание половины состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов; освобождение их от должности в порядке и случаях, предусмотренных законом;
18) избрание и освобождение от должности по представлению Президента председателя Счетной палаты;
19) избрание и освобождение по представлению Президента всего состава аудиторов Счетной палаты;
20) избрание и освобождение от должности Омбудсмена (Акыйкатчы); дача согласия на привлечение его к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
21) избрание и освобождение от должности по представлению Омбудсмена (Акыйкатчы) заместителей Омбудсмена (Акыйкатчы); дача согласия на привлечение их к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
22) ратификация и денонсация международных договоров в порядке, определяемом законом;
23) введение чрезвычайного положения, утверждение или отмена указов Президента по этому вопросу;
24) решение вопросов войны и мира; введение военного положения, объявление состояния войны, утверждение или отмена указов Президента по этому вопросу;
25) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
26) установление воинских званий, дипломатических рангов, классных чинов и иных специальных званий Кыргызской Республики;
27) учреждение государственных наград и почетных званий Кыргызской Республики;
28) издание актов об амнистии;
29) заслушивание выступлений руководителей и иных представителей иностранных государств, международных организаций;
30) заслушивание ежегодных докладов председателей Конституционного суда, Верховного суда, Омбудсмена (Акыйкатчы);
31) заслушивание ежегодных отчетов Премьер-министра о работе Правительства, Генерального прокурора, председателя Национального банка, председателя Счетной палаты;
32) выдвижение обвинения против Президента; отрешение Президента от должности.
2. Заслушивание ежегодных отчетов и докладов должностных лиц, указанных в настоящей статье, осуществляется с учетом положений настоящей Конституции и законов о самостоятельности и независимости соответствующих государственных органов и их должностных лиц.
3. Жогорку Кенеш осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами.

Статья 59.

1. Жогорку Кенеш по указанным в подпунктах 1, 3-6, 9, 22-28 пункта 1 статьи 58 настоящей Конституции вопросам принимает законы, по остальным вопросам, включая осуществление контроля за исполнением законов, принимает постановления.
2. Законы и постановления Жогорку Кенеша принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, если настоящей Конституцией не предусмотрен иной порядок их принятия.

Статья 60.

1. Жогорку Кенеш избирает из своего состава Торага Жогорку Кенеша и его заместителей.
2. Торага Жогорку Кенеша:
1) ведет заседания Жогорку Кенеша;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов к рассмотрению на заседаниях Жогорку Кенеша;
3) подписывает акты, принятые Жогорку Кенешем;
4) представляет Жогорку Кенеш в Кыргызской Республике и за ее пределами, обеспечивает взаимодействие Жогорку Кенеша с Президентом, Правительством, органами исполнительной и судебной ветвей государственной власти, органами местного самоуправления;
5) осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью Аппарата Жогорку Кенеша;
6) осуществляет иные полномочия по организации деятельности Жогорку Кенеша, возложенные на него Регламентом Жогорку Кенеша.
3. Торага Жогорку Кенеша избирается тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
Торага Жогорку Кенеша подотчетен Жогорку Кенешу и может быть отозван по решению Жогорку Кенеша, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
4. Заместители Торага Жогорку Кенеша избираются тайным голосованием, выполняют по поручению Торага отдельные его функции и замещают Торага в случае его отсутствия. Заместители Торага Жогорку Кенеша отзываются в порядке, предусмотренном Регламентом Жогорку Кенеша.

Статья 61.

1. Жогорку Кенеш из числа своих депутатов образует комитеты, а также временные комиссии, формирует их составы.
2. Комитеты Жогорку Кенеша осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, отнесенных к полномочиям Жогорку Кенеша, контролируют проведение в жизнь законов и решений, принятых Жогорку Кенешем.
3. Законы, нормативные правовые акты Жогорку Кенеша принимаются после предварительного рассмотрения их проектов соответствующими комитетами Жогорку Кенеша.
4. Назначение и избрание должностных лиц, отнесенные к полномочиям Жогорку Кенеша, дача согласия Жогорку Кенешем для назначения на государственные должности и освобождения от должности производятся при наличии заключения соответствующих комитетов Жогорку Кенеша.

Статья 62.

1. Сессии Жогорку Кенеша осуществляются в форме заседаний и проводятся с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня следующего года.
2. Заседания Жогорку Кенеша проводятся открыто, если характер рассматриваемых вопросов не требует проведения закрытых заседаний.
3. Внеочередные сессии Жогорку Кенеша созываются Торага Жогорку Кенеша по предложению Президента, Правительства или не менее одной трети депутатов Жогорку Кенеша.
4. Заседание Жогорку Кенеша правомочно при условии присутствия на нем большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
5. Решения Жогорку Кенеша принимаются на заседаниях путем голосования депутатов.

Статья 63.

1. Жогорку Кенеш может быть распущен по решению о самороспуске.
2. Решение о самороспуске может быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
3. Президент назначает досрочные выборы депутатов Жогорку Кенеша с тем, чтобы вновь избранный Жогорку Кенеш собрался на свое первое заседание не позднее чем через 60 дней со дня назначения досрочных выборов.

Раздел третий Законодательная деятельность

Статья 64.

Право законодательной инициативы принадлежит:
30 тысячам избирателей (народная инициатива);
Президенту;
депутатам Жогорку Кенеша;
Правительству.

Статья 65.

1. Законопроекты вносятся в Жогорку Кенеш.
2. Законопроекты, определенные Президентом или Правительством как неотложные, рассматриваются Жогорку Кенешем во внеочередном порядке.
3. Проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, могут быть приняты Жогорку Кенешем после определения Правительством источника финансирования.
4. Конституционные законы, законы о толковании конституционных законов, законы о внесении изменений и дополнений в конституционные законы, законы об изменении государственной границы принимаются Жогорку Кенешем после проведения не менее чем двух чтений большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
5. Запрещается принятие конституционных законов во время чрезвычайного и военного положения.
6. Не допускается принятие законов, ограничивающих свободу слова и печати.

Статья 66.

1. Принятый Жогорку Кенешем закон в течение месяца направляется Президенту для подписания.
2. Президент не позднее одного месяца со дня получения закона подписывает или возвращает его со своими возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения.
3. Законы, возвращенные Президентом, подлежат рассмотрению Жогорку Кенешем не ранее чем через три месяца. Данное правило не применяется, если Жогорку Кенеш согласится с возражениями Президента Кыргызской Республики.
4. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов, а законы, указанные в пункте 4 статьи 65 настоящей Конституции, - большинством не менее трех четвертых голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, закон подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней со дня поступления.
В случае неподписания закона, одобренного в ранее принятой редакции, в установленный срок, закон считается подписанным и подлежит опубликованию.

Статья 67.

Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе или в законе о порядке введения его в действие.

ГЛАВА ПЯТАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 68.

1. Исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти и местные государственные администрации.
2. Правительство является высшим органом исполнительной государственной власти Кыргызской Республики.
3. Деятельность Правительства возглавляет Премьер-министр. Правительство состоит из Премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов.
Структура Правительства определяется Премьер-министром и включает в себя министерства и государственные комитеты Кыргызской Республики. Структура Правительства утверждается Жогорку Кенешем.

Раздел первый Правительство

Статья 69.

1. Депутаты от политической партии, получившей более 50 процентов мандатов депутатов Жогорку Кенеша, вносят Президенту кандидатуру для назначения на должность Премьер-министра.
Кандидатура на должность Премьер-министра вносится не позднее пяти рабочих дней со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва.
Президент не позднее трех дней со дня представления назначает на должность Премьер-министра.
2. Назначенный Премьер-министр определяет структуру Правительства и кандидатуры на должности членов Правительства.
Структура Правительства вносится на утверждение Жогорку Кенеша Премьер-министром в течение семи рабочих дней со дня его назначения. Кандидатуры на должности членов Правительства, за исключением членов Правительства, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, внутренних дел, иностранных дел, вносятся Президенту в течение пяти рабочих дней со дня утверждения структуры Правительства.
Президент не позднее трех дней со дня представления кандидатур назначает членов Правительства.

Статья 70.

1. В случае если депутаты от политической партии, получившей более 50 процентов мандатов депутатов Жогорку Кенеша, не внесут кандидатуру на должность Премьер-министра либо назначенный Премьер-министр не внесет на утверждение Жогорку Кенеша структуру Правительства или не представит кандидатуры на должности членов Правительства, а также в случае отсутствия таковой партии, Президент поручает депутатам от другой политической партии в течение пяти рабочих дней внести кандидатуру на должность Премьер-министра путем формирования коалиционного большинства депутатов.
2. В случае если депутаты от политической партии, которым поручено внести кандидатуру на должность Премьер-министра, не внесут кандидатуру на должность Премьер-министра либо Премьер-министр в установленные пунктом 2 статьи 69 настоящей Конституции порядке и сроки не внесет на утверждение Жогорку Кенеша структуру Правительства и не представит кандидатуры на должности членов Правительства, то Президент поручает депутатам от другой политической партии внести кандидатуру на должность Премьер-министра путем формирования коалиционного большинства депутатов.
3. В случае если депутаты от политической партии, указанной в пункте 2 настоящей статьи, также не внесут Президенту кандидатуру на должность Премьер-министра либо Премьер-министр в установленные пунктом 2 настоящей статьи порядке и сроки не внесет на утверждение Жогорку Кенеша структуру Правительства и не представит кандидатуры на должности членов Правительства, то Президент поручает депутатам от третьей политической партии внести кандидатуру на должность Премьер-министра путем формирования коалиционного большинства депутатов.
4. В случае если в установленные настоящей Конституцией порядке и сроки не будет внесена Президенту кандидатура на должность Премьер-министра, то Президент назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш и формирует Правительство. Сформированное Президентом Правительство действует до формирования Правительства депутатами от политических партий, представленных в новом созыве Жогорку Кенеша, в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией.

Статья 71.

1. Правительство в своей деятельности ответственно и подотчетно перед Президентом и Жогорку Кенешем в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией.
Президент вправе выступать на заседаниях Правительства, ставить перед ним цели и задачи по достижению основных направлений внутренней и внешней политики государства.
2. Премьер-министр ежегодно представляет в Жогорку Кенеш отчет о работе Правительства.
3. Жогорку Кенеш по итогам рассмотрения ежегодного отчета Премьер-министра по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша может рассмотреть вопрос о выражении недоверия Правительству.
4. Постановление о выражении недоверия Правительству, отдельному члену Правительства принимается большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
5. Вопрос о недоверии Правительству не может рассматриваться Жогорку Кенешем за шесть месяцев до очередных выборов Президента.
6. После выражения недоверия Правительству Президент вправе принять решение об отставке Правительства либо не согласиться с решением Жогорку Кенеша.
7. В случае если Жогорку Кенеш в течение трех месяцев повторно примет решение о выражении недоверия Правительству, Президент отправляет в отставку Правительство либо назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш.
8. В случае выражения недоверия Жогорку Кенешем отдельному члену Правительства Президент вправе принять решение об отставке члена Правительства либо не согласиться с решением Жогорку Кенеша.
В случае если Жогорку Кенеш в течение шести месяцев повторно примет решение о выражении недоверия члену Правительства, Президент обязан отправить в отставку члена Правительства.

Статья 72.

1. Премьер-министр, Правительство или отдельный член Правительства вправе подать прошение об отставке, которая принимается или отклоняется Президентом.
2. Принятие отставки Премьер-министра влечет за собой отставку Правительства и руководителей административных ведомств и иных органов исполнительной власти.
Принятие отставки Правительства влечет за собой отставку всего состава Правительства и руководителей административных ведомств и иных органов исполнительной власти.
3. До формирования Правительства и назначения руководителей административных ведомств и иных органов исполнительной власти Премьер-министр, члены Правительства и руководители административных ведомств и иных органов исполнительной власти продолжают исполнять свои обязанности.
4. Правительство в случае отставки Премьер-министра, Правительства должно быть сформировано в порядке и сроки, предусмотренные в статьях 69-70 настоящей Конституции. При этом для депутатов от политической партии, получившей более 50 процентов мандатов депутатов Жогорку Кенеша, а при отсутствии такой партии для депутатов от другой политической партии, предусмотренной в статье 70 настоящей Конституции, срок отсчета для внесения Президенту кандидатуры для назначения на должность Премьер-министра будет начинаться со дня принятия Президентом отставки Премьер-министра или Правительства.
5. В случае отставки либо освобождения от должности члена Правительства Премьер-министр в течение пяти рабочих дней вносит Президенту кандидатуру на назначение на вакантную должность члена Правительства.

Статья 73.

1. Правительство решает все вопросы государственного управления, за исключением полномочий, отнесенных настоящей Конституцией и законами к компетенции Президента и Жогорку Кенеша.
2. Правительство:
1) обеспечивает исполнение Конституции и законов, нормативных правовых актов Президента, постановлений Жогорку Кенеша и Правительства; реализацию внутренней и внешней политики государства;
2) осуществляет меры по обеспечению законности, свобод и прав граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;
3) обеспечивает проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики;
4) разрабатывает и представляет Жогорку Кенешу республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Жогорку Кенешу отчет об исполнении республиканского бюджета;
5) обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-экономической и культурной сферах;
6) разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, социального, научно-технического и культурного развития;
7) осуществляет меры по обеспечению равных условий развития всех форм собственности и их защите, по управлению объектами государственной собственности;
8) обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защиты конституционного строя, а также мер по обороноспособности, национальной и общественной безопасности и правопорядку;
9) организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности;
10) обеспечивает взаимодействие с гражданским обществом;
11) осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению Конституцией и законами, указами Президента.
3. Работа Правительства обеспечивается его Аппаратом, организация и порядок деятельности которых определяются конституционным законом.

Статья 74.

1. На основе и во исполнение Конституции и законов, нормативных правовых актов Президента, Жогорку Кенеша Правительство издает постановления и распоряжения, а также организует, проверяет и обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории Кыргызской Республики.
3. Правительство руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных органов исполнительной власти, не входящих в структуру министерств и государственных комитетов, а также органов местной государственной администрации.
4. Министерства, государственные комитеты и административные ведомства, иные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают приказы и распоряжения на основе и во исполнение Конституции и законов, актов Президента, постановлений Жогорку Кенеша, постановлений и распоряжений Правительства, организуют, проверяют и обеспечивают их исполнение.
5. Правительство заслушивает отчеты руководителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств, иных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных администраций и отменяет их акты, противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

Раздел второй Местная государственная администрация

Статья 75.

1. Исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляет местная государственная администрация.
2. Полномочия, организация и порядок деятельности местной государственной администрации определяются законом.

Статья 76.

1. Местные государственные администрации действуют на основе Конституции, законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства.
2. Решения местной государственной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения на соответствующей территории.

ГЛАВА ШЕСТАЯ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Раздел первый Прокуратура

Статья 77.

Прокуратура Кыргызской Республики осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики. Органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование, участвуют в судебном разбирательстве дел в предусмотренных законом случаях и порядке.

Раздел второй Национальный банк

Статья 78.

Национальный Банк возглавляет банковскую систему Кыргызской Республики, определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике, разрабатывает и осуществляет единую валютную политику, обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков, реализует различные формы и принципы банковского финансирования. Организация и деятельность Национального банка определяются законом.

Раздел третий Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов

Статья 79.

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов организует подготовку и проведение выборов и референдумов в Кыргызской Республике. Организация и деятельность Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов определяются законом.

Раздел четвертый Счетная палата

Статья 80.

Счетная палата осуществляет аудит исполнения республиканского и местного бюджетов, внебюджетных средств, использования государственной и муниципальной собственности. Организация и деятельность Счетной палаты определяются законом.

Раздел пятый Акыйкатчы (Омбудсмен)

Статья 81.

Контроль за соблюдением свобод и прав человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Омбудсменом (Акыйкатчы). Организация и деятельность Омбудсмена (Акыйкатчы) определяются законом.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 82.

1. Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом.
В предусмотренных законом случаях и порядке граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства.
3. Судебная система Кыргызской Республики устанавливается Конституцией и законами, состоит из Конституционного суда, Верховного суда и местных судов. Конституционным законом могут учреждаться специализированные суды.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
4. Организация и порядок деятельности судов определяются законом.

Статья 83.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам.
2. Судья обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.
Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
3. Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу.
4. Судья обеспечивается соответственно его статусу социальными, материальными и иными гарантиями его независимости.
5. Судьей Конституционного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.
Судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет, в том числе судьей не менее пяти лет.
Судьи Конституционного суда и Верховного суда избираются Жогорку Кенешем по представлению Президента до достижения предельного возраста.
Из числа избранных Жогорку Кенешем судей Конституционного суда, Верховного суда Президент назначает с согласия Жогорку Кенеша председателей Конституционного суда и Верховного суда и их заместителей сроком на пять лет.
6. Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики, не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Конституционным законом о статусе судей могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должности судей местных судов.
Судьи местных судов назначаются Президентом по представлению Национального совета по делам правосудия в первый раз сроком на пять лет, а в последующем до достижения предельного возраста.
Из числа судей местных судов Президент по представлению Национального совета по делам правосудия назначает председателей местных судов и их заместителей сроком на пять лет.
7. Статус судей Кыргызской Республики определяется конституционным законом.

Статья 84.

1. Судьи всех судов Кыргызской Республики занимают свои должности и сохраняют свои полномочия до тех пор, пока их поведение является безупречным.
2. Судья Конституционного суда, судья Верховного суда досрочно освобождаются от должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента.
3. В случае смерти судьи, объявления его умершим или безвестно отсутствующим, признания недееспособным, утраты гражданства, выхода из гражданства либо приобретения гражданства иного государства полномочия судьи прекращаются органом, его избравшим или назначенным, со дня появления основания в соответствии с конституционным законом.
4. Отбор кандидатур на должности судей местных судов, представление их на назначение и перевод (ротацию), отстранение и освобождение от должности осуществляются Национальным советом по делам правосудия в порядке, определяемом конституционным законом.
Привлечение судей всех судов Кыргызской Республики к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, допускается с согласия Национального совета по делам правосудия.
5. Национальный совет по делам правосудия формируется из числа представителей законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти и общественных объединений.
6. Организация и деятельность Национального совета по делам правосудия, его полномочия определяются законом.

Статья 85.

1. Конституционный суд является высшим органом судебной власти по защите Конституции.
2. Конституционный суд состоит из девяти судей Конституционного суда.
3. Конституционный суд:
1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции;
2) дает официальное толкование норм Конституции;
3) дает заключение о конституционности выборов Президента;
4) дает заключение на отрешение от должности Президента;
5) дает заключение к проекту закона об изменениях и дополнениях в настоящую Конституцию в соответствии с положениями статьи 98 настоящей Конституции.
4. Решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.
Установление Конституционным судом неконституционности законов или их положений отменяет их действие на территории Кыргызской Республики, а также отменяет действие других нормативных правовых актов, основанных на законах или их положениях, признанных неконституционными, за исключением судебных актов.
Судебные акты, основанные на нормах законов, признанных неконституционными, пересматриваются судом в каждом конкретном случае по жалобам граждан, чьи права и свободы были затронуты.
5. Порядок осуществления конституционного судопроизводства регулируется законом.

Статья 86.

1. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам, подсудным местным судам, и осуществляет надзор за их деятельностью в форме пересмотра судебных актов по обращениям участников судебного процесса в предусмотренном законом порядке.
2. Пленум Верховного суда дает разъяснения по вопросам судебной практики.
3. Акты Верховного суда, принятые в порядке надзора, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Статья 87.

1. Государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей.
Финансирование судов производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.
2. Бюджет судебной системы формируется самостоятельно судебной властью и по согласованию с исполнительной и законодательной властями включается в республиканский бюджет.

Статья 88.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение суда объявляется публично.
2. Заочное разбирательство уголовных или иных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
4. Отмена, изменение или приостановление судебного акта могут быть осуществлены судом в установленном законом порядке.
5. Процессуальные права участников судебного процесса, в том числе право на обжалование решений, приговоров и других судебных актов, а также порядок их осуществления определяются законом.

Статья 89.

1. Вступившие в законную силу акты судов Кыргызской Республики обязательны для всех государственных органов, хозяйствующих субъектов, общественных объединений, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории республики.
2. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению судебных актов, а также вмешательство в деятельность судов влекут установленную законом ответственность.

Статья 90.

1. Суд не вправе применять нормативный правовой акт, противоречащий настоящей Конституции.
2. Если при рассмотрении дела в любой судебной инстанции возник вопрос о конституционности закона или иного нормативного правового акта, от которого зависит решение дела, то суд направляет запрос в Конституционный суд.

Статья 91.

1. Для решения вопросов внутренней деятельности судов действует судейское самоуправление.
2. Органами судейского самоуправления в Кыргызской Республике являются съезд судей и Совет судей.
Совет судей осуществляет защиту прав и законных интересов судей, контроль за формированием и исполнением бюджета судов, организацию обучения и повышения квалификации судей, рассмотрение вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.
3. Организация и деятельность органов судейского самоуправления определяются законом.

Статья 92.

1. Правосудие отправляется бесплатно в предусмотренных законом случаях, а также в любом случае, когда участвующие в судебном разбирательстве лица предъявят доказательства, что не имеют достаточных средств для его ведения.
2. Принципы правосудия для всех судов и судей в Кыргызской Республике, не указанные в настоящей Конституции, устанавливаются законами Кыргызской Республики.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 93.

1. Местное самоуправление в Кыргызской Республики осуществляется местными сообществами и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно либо через выборные и другие органы местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, содействуют охране общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
4. Финансирование местного самоуправления обеспечивается из соответствующего местного бюджета.

Статья 94.

1. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных Конституцией и законодательством Кыргызской Республики, принимают акты, обязательные для исполнения на их территории.
2. Систему органов и должностных лиц местного самоуправления образуют:
- главы аильных округов, поселков и городов районного значения, мэры городов;
- местные кенеши - представительные органы местного самоуправления;
- айыл окмоту, городские и поселковые управы, мэрии - исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления;
- иные должностные лица и органы.

Статья 95.

1. Главы аильных округов, поселков и городов районного значения избираются депутатами соответствующих местных кенешей по представлению главы местной государственной администрации в установленном законом порядке. Мэры городов избираются депутатами соответствующих местных кенешей по представлению Президента.
2. Депутаты местных кенешей избираются гражданами, проживающими на территории соответствующей административно-территориальной единицы установленном законом в порядке.
3. Местные кенеши в соответствии с законом:
утверждают местные бюджеты, контролируют их исполнение, а также решают иные вопросы местного значения;
утверждают программы социально-экономического развития местного сообщества и социальной защиты населения;
в соответствии с законом вводят местные налоги и сборы, а также в случаях и порядке, предусмотренных законом, устанавливают льготы по ним.

Статья 96.

1. Органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных, финансовых и иных средств. Государственные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления на основании закона. По делегированным полномочиям органы местного самоуправления подотчетны государственным органам.
2. Органы местного самоуправления несут ответственность перед государством и его органами за соблюдение и исполнение законов, перед местным сообществом - за результаты своей деятельности.
3. Государственные органы не вправе вмешиваться в предусмотренные законом полномочия местного самоуправления.

Статья 97.

1. Государство оказывает поддержку местному самоуправлению.
2. Органы местного самоуправления вправе обращаться за судебной защитой в связи с нарушением их прав.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ, НОВОЙ РЕДАКЦИИ КОНСТИТУЦИИ, А ТАКЖЕ ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩУЮ КОНСТИТУЦИЮ

Статья 98.

1. Конституция, новая редакция Конституции, а также закон о внесении изменений и дополнений в настоящую Конституцию могут быть приняты референдумом (всенародным голосованием), назначаемым Президентом с согласия большинства депутатов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
При проведении референдума Конституция, новая редакция Конституции, а также закон о внесении изменений и дополнений в настоящую Конституцию считаются принятыми, если за них проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки избирателей.
2. Изменения и дополнения в положения глав третьей - восьмой настоящей Конституции могут приниматься Жогорку Кенешем по предложению Президента, Жогорку Кенеша либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей.
Изменения и дополнения в настоящую Конституцию, принимаемые Жогорку Кенешем, могут быть рассмотрены при наличии заключения Конституционного суда.
3. Конституционный суд дает заключение не позднее трех месяцев со дня поступления в Конституционный суд от Жогорку Кенеша проекта закона о внесении изменений и дополнений в настоящую Конституцию.
В случае вынесения Конституционным судом отрицательного заключения по проекту закона о внесении изменений и дополнений в настоящую Конституцию, данный проект закона возвращается Жогорку Кенешем его инициатору. Непринятый проект закона может быть внесен в Жогорку Кенеш повторно не ранее чем через один год.
4. Жогорку Кенеш с учетом заключения Конституционного суда принимает закон о внесении изменений и дополнений в настоящую Конституцию не позднее 6 месяцев со дня поступления по нему заключения Конституционного суда.
Текст проекта закона о внесении изменений и дополнений в настоящую Конституцию в ходе его обсуждения в Жогорку Кенеше может быть изменен на основании заключения Конституционного суда и при официальном согласии его инициатора.
Закон о внесении изменений и дополнений в настоящую Конституцию принимается Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Жогорку Кенеша после проведения не менее двух чтений с перерывом между чтениями в три месяца.
По требованию большинства депутатов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша закон о внесении изменений и дополнений в настоящую Конституцию может быть вынесен на референдум.
5. Запрещается принятие Конституции, новой редакции Конституции Кыргызской Республики либо внесение изменений и дополнений в настоящую Конституцию во время чрезвычайного и военного положения.
6. Принятая Конституция, новая редакция Конституции Кыргызской Республики либо закон о внесении изменений и дополнений в настоящую Конституцию подлежат подписанию Президентом Кыргызской Республики.

Президент Кыргызской Республики К.Бакиев

Обновлено 02.03.2010 01:30
 
Главная Дети и право Конституция КР
Что на форуме?

Зайти на форум

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.

Пьер Буаст
Дети и право

Дети и правоМеждународное законодательство и законодательство Кыргызской Республики о детях

Ресурсные материалы

Ресурсные материалы по вопросам детей

Проекты

Инновационные проекты и истории успеха по вопросам детей в Кыргызстане

Истории из жизни

Интересные и познавательные истории из жизни детей

Дети в цифрах

Статистические данные по детям в Кыргызстане

Новое на портале

 

WWW.NET.KG

 

 

Портал администрируется Детским фондом ООН в Кыргызской Республике

Размещаемая информация отражает мнение автора и не обязательно позицию ЮНИСЕФ. Правовая информация

Создание сайта

ITEG